Материальные пожертвования в церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 07:43, дипломная работа

Описание

На протяжении всей истории Церкви, в ее служении Господу и обществу, вопрос о материальных пожертвованиях всегда был актуален. В связи с тем, что для человека материальные ценности являются важным звеном в жизненном процессе, как одно из средств существования и жизнеобеспечения, у христианина возникает множество вопросов по поводу церковных пожертвований, которые выражаются в денежных или других эквивалентах. В этой области сегодня в христианстве существуют различные точки зрения, взгляды, учения, которые прямо или косвенно касаются темы о материальных пожертвованиях в церкви. Здесь мы можем увидеть и здравое, логически обоснованное Писанием мнение, и осторожные высказывания по этому поводу, а также можно наблюдать и крайние точки зрения, которые слабо подтверждаются библейскими текстами, или не имеющие под собою никакие основания, чтобы претендовать на учения, которым следует доверять.
Исторически сложилось, что в жизни человека финансы занимают одно из важных мест не зависимо от пола, возраста, национальности, вероисповедания, географической принадлежности. Очень малая часть населения нашей планеты может обходиться без материальных ценностей, ввиду исключительных обстоятельств. Большая часть человечества в течение всей жизни имеет дело с материальными ресурсами, и с финансами в том числе.

Содержание

Введение ..........................................………………………………………………………………………...3
Вступление..................…………………………………………………………………………………………………..5

Часть I. Материальные пожертвования и десятины в Ветхом Завете
Материальные сборы на Древнем Востоке
Виды материальных ценностей на Древнем
Востоке и их значение для народов ……………………………………………………………6
Материальные сборы и подати, распространенные
на Древнем Востоке…………………………………………………………………………………........7
Материальные сборы и подати, практиковавшиеся в Израиле…………….........9


2. Десятина в Ветхом Завете
2.1. Определение понятия «десятина»…………………………………………………………………….13
2.2. Десятина на Древнем Востоке…………………………………………………………………………..14
2.3. Авраам и Мелхиседек, обет Иакова о десятине……………………………………………..15
2.4. Закон о десятине для Израиля………………………………………………………………………….18
2.5. Десятины, упомянутые в Ветхом Завете…………………………………………………………..20
2.5.1. Десятина – как часть военной добычи.
2.5.2. Десятина – как пожертвование Богу.
2.5.3. Десятина – как приношения первых плодов
2.5.4. Десятина от приплода скота.
2.5.5. Десятина – для левитов.
2.5.6. Десятина – для праздничной трапезы после жертвоприношения.
2.6. Другие материальные пожертвования в Израиле……………………………………………25
Адресат десятин
и пожертвований………………………………………………………………………………………………….28

Часть II. Материальные пожертвования в Церкви Нового Завета
Новый Завет подтверждает и укрепляет учение Ветхого Завета в
вопросах десятины и материальных пожертвований…………………………………….31
Иисус и Его отношение к Закону Моисея и
к материальным пожертвованиям…. ………………………………………………………………..37
Павел и его мнение о материальной поддержке служителей…………………………44

ЧАСТЬ III. Материальные пожертвования и десятина в различные
исторические периоды церкви
1. Апостольский период…………………………………………………………………………………..48
2. Доникейский период……………………………………………………………………………………50
3. Никейское и Посленикейское христианство………………………………………….....54
4. Средневековое христианство ……………………………………………………………………..60
5. Реформация церкви …………………………………………………………………………………….66
6. Исторически сложившаяся практика
пожертвований в Православной и Католической Церквах……………………….68
ЧАСТЬ IV. ЦЕЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОЖЕРТВОВАНИЙ
В СОВРЕМЕННОЙ ЦЕРКВИ
1. Священство и священники в периоды Ветхого и Нового
Заветов…………………………………………………………………………………………………………77
2.Служители для совершения святых и
их материальное обеспечение ……………………………………………………………………………..80
3. Божий источник материального обеспечения для
служителей наших дней …………………………………………………………………………84 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………..89
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………………………………………………………91

Работа состоит из  1 файл

Диплом Анны Сандыбаевой.doc

— 509.00 Кб (Скачать документ)

       Для содержания культа и персонала храмов община выделяла часть земли, а также обязывала своих членов обрабатывать «поле бога» и выполнять определенные повинности в пользу храма, прежде всего, строительные. На первых порах храмовое

хозяйство было частью общинного хозяйства и не имело  самостоятельности и обособленности.23

       Во время ритуальных обрядов в языческих храмах жгли ладан, возливали благовонное кипарисовое масло. Сливки, молоко, мясо, фрукты, вино и другая снедь подавались на жертвенный стол. Божество “насыщалось” ароматами и видом жертв. Освященная прикосновениями к статуе пища подавалась на стол царю, жрецам и служителям храма. Кроме пищи, в храм жертвовали одежду, ткани, кожу, утварь, украшения.

       Жрецы побуждали народ к практике отчисления весьма значительных налогов

(главным образом  в натуральной форме – зерно,  пиво, оружие, рабочая сила), идущих  на содержание царского двора,  армии и храмов богов. Но воспринимались эти налоги как жертва, как способ, совершенно необходимый, чтобы поддержать мир и порядок, чтобы боги выполняли свое назначение, без которого нет ни мира, ни порядка, ни самой жизни людей. Если же по какой-либо причине миропорядок нарушался, то это воспринималось

как гнев богов и  грозило гибелью всего. Поэтому  нарушенный порядок стремились восстановить любой ценой, чего бы это не стоило.

 

2.3. АВРААМ И МЕЛХИСЕДЕК,  ОБЕТ ИАКОВА О ДЕСЯТИНЕ

 

        Авраам – первый человек, упомянутый  в Библии, который принес десятину.

       «Отец верующих» Авраам, родоначальник народа Божьего и патриарх, появился в истории, когда окружавшие цивилизации насчитывали уже двухтысячелетнее прошлое. Все библейские события происходили в тесном контакте с соседями Израиля. В самих языческих верованиях наряду с языческим политеизмом заключались семена истины.

   Примечательно, что религию Завета исповедовал  народ, который не создал могущественной цивилизации, не выделялся в политическом отношении и лишь на короткое время достиг национальной независимости. Однако верность Богу он сумел пронести через долгие столетия своей мучительно трудной истории.

   Прадеды народа, которому Провидение пророчило отличную от других племен судьбу, с незапамятных времен кочевали между Сирией и Египтом. Предание сохранило память о племенном вожде евреев Аврааме (ок. 1900 г. до н.э.), с именем которого связано начало ветхозаветной религии.24   Первая ее заповедь, данная евреям, указывала на важность человеческих поступков перед лицом Неба. “Я - Бог Всемогущий; ходи передо Мной и будь непорочен”. Аврааму было обещано, что через его потомков “благословятся все племена и народы земли”, хотя оставалось тайной, что будет означать это благословение.

        Преподобный  Серафим Саровский  говорил: «Как и в еврейском священном любезном Богу народе, и в язычниках, неведущих Господа, все-таки сохранилось ведение Божие».25

     Александр Мень, исследуя цивилизации, окружающие Древний Израиль, приходит к выводу, что «в древней Месопотамии последовательно и бок о бок жили многие племена и народы. Но настоящими основателями цивилизации Двуречья были шумеры – народ, пришедший в долину Тигра и Евфрата ок. 3000г.д.Р.Х. Они осушили болота, создали сложную систему ирригации, обработали землю, построили города, стали вести торговлю. Шумеры изобрели письменность и организовали первые школы. Государство  включало несколько союзных городов, которыми управляли энси – правители-жрецы. Главными городами были Ур, Ниппур, Урук и Лагаш…  Около 2000г.д.Р.Х., незадолго до Авраама …высокого уровня достигают техника, медицина, астрономия и математика».26

          Мы находим в Библии таинственную  историю, как Авраам принес Мелхиседеку десятину от своих военных трофеев.27 Данное повествование обретает аспект таинственности, благодаря  фигуре Мелхиседека, священника Бога Всевышнего,  неожиданно появившегося в сцене, где Авраам возвращается после вызволения из плена племянника Лота.

       Царь Салима и священник, Мелхиседек, вынес хлеб и вино, встречая Авраама, а тот, в свою очередь, посчитал необходимым почтить власть и священство Мелхиседека тем, что отделил от своей добычи десятую часть.

           Возникает вопрос: каким образом Авраам получил представление о десятине? Было это откровением Божьим в его сердце или же для Авраама десятина была обычной традицией, посредством которой он выразил признание священнику и царю Мелхиседеку

        Учитывая тот факт, что в древние  времена передача любой духовной  традиции осуществлялась от родителей к детям, в лоне определенной культуры и национального предания, а обряды и традиции закреплялись в устной форме, мы  можем предположить,

что Авраам  вырос  в среде, где приношение десятины царям и священникам

практиковалась широко и повсеместно.

 

            Поэтому, когда Мелхиседек встретил с дарами Авраама, патриарх счел необходимым отелить десятую часть всего, что взял в военном походе.  Авраам считается родоначальником еврейского народа, хотя при жизни его семейство не рассматривалось как отдельный народ или племя. Скорее всего, что практику десятины он наблюдал  повсюду, в каждом народе, который имел какую-либо организованную структуру.

       Если учитывать, что постановление о десятине было  дано Моисею намного позже, то можно сделать вывод, что практика десятины была распространена на Древнем Востоке как языческая традиция, посредством которой дающий десятину,  признавал власть и авторитет того, кому десятина предназначалась.28

        Итак, на примере Авраама и  Мелхиседека мы видим один  из Божьих принципов для нашего  благословения. Авраам дал десятину священнику и получил от него благословение для себя и для своих потомков. Дар Авраама говорил о почтении Мелхиседека и  умении Авраама ценить благословение от вышестоящего человека.

        Тому подтверждение и обет Иакова пред Господом: « и из всего, что Ты Боже,  даруешь мне, я дам Тебе десятую часть».29Иаков хотел получить благословения от Бога в сферах, где мог уповать только на Божье расположение и милость: «…если Бог будет со мною, сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть,  и одежду одеться,  и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом.»30  
        Во времена Иакова  еще не было храма, куда он мог принести десятую часть, обещанную Господу, поэтому возможно он приносил эти десятины на жертвенник пред Богом. Почему он все это сжигал на жертвеннике? Он хотел получить благословения. Бог не требовал десятину как плату за Его благословения, но сам Иаков решил давать ее. Это был завет между ним и Богом. Еще до закона Моисея Иаков обещал отдавать Богу десятины за то, что Он его благословит.

       Еще в древние времена праведные мужи Божьи, как Авраам и Иаков пришли к выводу, что десятина связанна с нашими благословениями. Авраам и Иаков были отцами многих

Поколений, и, конечно они научили их делать это. Было ли это правильное решение? Конечно! Мы видим, что они были благословенны, и Бог называл их по имени; «Я Бог Авраама Исаака и Иакова». Более того, Бог через Моисея подтверждает правильность их выбора, Он через время дает заповедь отделять десятины.

 

2.4. ЗАКОН О ДЕСЯТИНЕ ДЛЯ ИЗРАИЛЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

 

        В различные исторические периоды Израиля действовали различные предписания, относящиеся к десятине.  Мы находим, что в Израиле закон о десятине сформировался и стал общенациональным только при Моисее, хотя, еще до   времен Патриархов, такой вид приношений уже практиковался в языческой традиции. Десятина очень важна. Ее цель состоит в следующем: - "…дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни".31 
        Закон предписывал: Израиль  должен давать Господу десятину «из семени земли и плодов дерева»32 , а также от крупного скота и овец, и эти десятины должны быть посвящены Господу.    Религиозные и политические аспекты смешивались, поскольку распространено было отождествление земной власти с  Божественной. Отделение десятой части, десятины, было типичным, по-видимому,  из-за того, что большинство народов вело счет десятками, основываясь на количестве пальцев.

        Из В.З. можно увидеть, что   подчеркивается величина (десятая часть ) дара, что отражает веру в непосредственное право Бога распределять зерно, вино и масло, которые являлись одними из основными продуктами. В различные исторические периоды Израиля действовали различные предписания, относящиеся к десятине.  До кодификации Второзакония передачей десятины сопровождались местные культовые праздники в святилище – напр.,  Амос  упоминает о десятине, принесенной в Вефиль .

        Согласно  Второзакония, первый приплод скота и десятину приносили в главное святилище, в Иерусалим («на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имение Его там», - 14:23), - семьи и левиты из разных городов обязаны были посещать  Иерусалим для

участия в праздничной  трапезе. Если путешествие затягивалось,  и доставить десятину оказывалось слишком трудным, разрешалось продать десятину и купить все необходимое в Иерусалиме.

        Но все же данная система  не обеспечивала в надлежащей  степени потребности нуждающихся,  поэтому каждый третий год  предписывалось оставлять десятину в родном городе. Её распределяли между левитами, пришельцами, сиротами и вдовами, которые сами не могли добыть себе пропитание. Когда исполняли эту заповедь о заботе малоимущих, каждый глава семейства должен был свидетельствовать «пред Господом», то есть, вероятно, в святилище, по устоявшейся формуле. Эти два года десятина приходилась не период между двумя субботними годами, когда урожай не собирали и, следовательно, десятины не отчисляли. 33

         Доставка десятины в Иерусалим  изменила само ее содержание. Она в значительной мере превратилась из пожертвования части  урожая в нечто похожее на культовый налог. Кроме того, концентрация богослужебного культа в Иерусалиме повлекла за собой потребность храмового священства в чем-то вроде постоянного дохода. К сожалению, в истории народа Израиля предписания о десятине часто не соблюдались или соблюдались частично, хотя отчисление десятин продолжалось в Северном царстве и после отделения от Иудеи и Иерусалимского Храма. В более поздний период, Реформа Езекии восстановила отчисление десятины от скота и плодов земли.34

       Ветхозаветная десятина являлась  способом выражения благодарности  Богу за всё, что человек  имел, а также признанием того, что Господь является владельцем  всего.  
      Почитание Господа материальными благами в Ветхозаветные времена являлось неотъемлемой частью поклонения, которое не оставалось незамеченным и невознаграждённым Богом.35

        В период плена десятина стала  одним из налогов, уплачиваемых  духовенству.  После 

вавилонского пленения пророк Малахия укорял израильтян за то, что десятины собираются лишь частично , а в обязательстве соблюдать Закон, принятом при Неемии, отчетливо упоминаются и десятины. В послепленных  текстах культовая трапеза уже не упоминается; в этот период десятину клали на хранение в склады. Ее уже не доставляли  в Иерусалим, а отдавали местным левитам .36 Т.о., десятина фактически превратилась в налог.

  

2.5.   ДЕСЯТИНЫ, УПОМЯНУТЫЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

 

  2.5.1. Десятина – как  часть военной  добычи.

Самое первое упоминание о десятине в Библии мы находим в истории, когда Авраам отдал десятую часть из своей военной добычи  Мелхиседеку,  Салимскому  царю-священнику (Бытие 14:18-20).   Добыча скота у врагов считалась одним из естественных результатов победоносной войны.

 

2.5.2. Десятина – как пожертвование Богу.

Десятина, как пожертвование  Богу, упоминается в книге Бытия  позже, когда Иаков обещал отдать десятую часть Богу, если в мире вернется в дом своего отца.37

2.5.3. Десятина – как  приношения первых  плодов

       В книге Исход требуется делать приношения только первых плодов, неясно, представляет ли собой оговоренная далее десятина часть общего приношения первых плодов или же отдельный дар.38 Иногда приношение первых плодов и   десятина описываются как одно и то же, а иногда – как разные вещи .

       Приношение первых плодов совершалось ежегодно от урожая виноградника, а также пшеницы, вина, оливкового масла и остриженной шерсти. Первое от всего съестного, меда и от всего выращенного на земле принадлежало Господу.39

          Никто - ни отдельные люди, ни какая-либо семья - не имел права удерживать первые плоды от Бога. Большая часть первых плодов предназначалась религиозным начальникам для их служения . Установление принципа первых плодов и его практика было важным свидетельством Божьего народа. Этим они говорили: "Все самое лучшее и первое, что у нас есть, мы отдаем Тебе, наш Господь, так как мы признаем, что все хорошее приходит от Тебя".

           По всей вероятности, первые плоды и десятина соответствовали друг другу, часто это было одно и то же. Термин "десятина" указывает на точное количество, а термин "первые плоды" говорит о сущности и качестве приношения.

Информация о работе Материальные пожертвования в церкви