Международный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:21, лабораторная работа

Описание

В международном туристическом рейтинге Украина скатилась сразу на 8 позиций и теперь занимает 85-е место - между Намибией и Гватемалой.
Составляет рейтинг конкурентоспособности туристического рынка организация «Всемирный экономический форум».
В этом году оценивались 139 стран. В рейтинге-2009 наша страна занимала 77-ю позицию из 133.
В европейском регионе Украина опередила только Армению, Боснию и Герцеговину и Молдову. «Учитывая их слабое развитие, эти страны нуждаются в значительных инвестициях для в модернизации инфраструктуры, необходимой для поддержки сферы туризма и путешествий», - отмечают составители рейтинга.

Работа состоит из  1 файл

междунар. туризм.doc

— 420.00 Кб (Скачать документ)

Тема 1

1. Место Украины  на рынке международного  туризма.

В международном  туристическом рейтинге Украина  скатилась сразу на 8 позиций и  теперь занимает 85-е место - между  Намибией и Гватемалой.

Составляет  рейтинг конкурентоспособности  туристического рынка организация «Всемирный экономический форум».

В этом году оценивались 139 стран. В рейтинге-2009 наша страна занимала 77-ю позицию  из 133.

В европейском  регионе Украина опередила только Армению, Боснию и Герцеговину и  Молдову. «Учитывая их слабое развитие, эти страны нуждаются в значительных инвестициях для в модернизации инфраструктуры, необходимой для поддержки сферы туризма и путешествий», - отмечают составители рейтинга.

Законодательство, регулирующее туристическую отрасль, не дало нашей стране подняться выше 64-го места по этой позиции. Еще хуже обстоят дела с безопасностью (82-е место). Международные эксперты развеяли иллюзии и по поводу богатого человеческого, культурного и природного потенциала нашей страны. По этому показателю Украина сто восемнадцатая.

Авторы  рейтинга немного подсластили пилюлю, выставив Украине высокий балл по такому показателю как «здоровье  и гигиена» (17-е место) и «доступность рынков» (20-е). При этом дела на таможне  оставляют желать лучшего. Украина  попала во вторую сотню как по эффективности работы таможни, так и по прозрачности деятельности пограничников.

«Несмотря на то, что европейский регион в  целом открыт для торговли и перемещения  людей, некоторые страны отстают», - отмечается в рейтинге. Среди таких  отстающих упомянуты Босния и Герцеговина и Украина.

Россия  занимает в рейтинге 59-е место, Грузия - 73-е, а тройку лидеров составили  Швейцария, Германия и Франция.

Напомним, журнал Forbes назвал Чернобыльскую АЭС  самым "экзотичным" местом для  туризма на Земле, а Госслужба  туризма и курортов отметила перспективность Чернобыля как туристического объекта. 

  Украинская  экономика сильно пострадала от глобального экономического кризиса, на национальном рынке туризма зарегистрирован стабильный рост. В частности ожидается рост внутреннего туризма с ежегодными темпами прироста 9,5% в течение ближайших пяти лет. Внутренний туризм растет также в связи с ростом информированности об Украине как о месте проведения предстоящего чемпионата Европы по футболу в 2012 году. Выход на рынок недорогих авиакомпаний таких как «Wizz Air» и немецкая «Крылья плюс» тоже положительно влияют на развитие туризма в стране. Американские аналитики прогнозируют его рост в размере примерно 7,5% в период до 2013 г.Значительной проблемой является отсутствие нормальной инфраструктуры, что может значительно притормозить развитие туристического рынка. Около 90% мест для размещения туристов относятся к постройкам еще советских времен. А большинство заявленных проектов отелей не будут реализованы в ближайшем будущем из-за экономических условий.Украина имеет очень мало гостиниц, отвечающих международным стандартам. Поэтому, для иностранных инвесторов, которые все же готовы пойти на некоторый риск, возможностей предоставляется достаточное количество.Туризм занимает особое место в международных внешнеэкономических связях. Он является важным стимулом развития мировой торговли, способствующим расширению и активизации международного торгового обмена. Вместе с тем туризм следует рассматривать как самостоятельный вид международных отношений.

Международный туризм – самая быстрорастущая статья «невидимого экспорта». По данным Всемирной туристской организации (ВТО) и Международного валютного фонда туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг.

Основные  партнеры Украины на рынке международного туризма.

Основными партнерами страны на рынке международного туризма остаются страны-соседи. Наиболее отрицательный баланс Украины имеет  с Польшей (поток выездного в  Польшу потока превышает выездной из Польши в 6,7 раза). Отрицательным является также сальдо туристического баланса с Венгрией (в 1,6 раза) и с Россией (в 1,2 раза). С Молдовой и Беларусью туристический баланс положительный (соответственно в 1,8 и 1,1 раза въездной поток в Украину из этих стран больше чем выездной из Украины).

В структуре  международных путешествий преобладают  частные, а доля организованного  туризма и служебных поездок  постоянно уменьшается (рис. 1.6). Изменилась мотивационная структура зарубежного  туризма - ведущее место занимают поездки с рекреационной и экскурсионной целью. В ритмике выездных потоков можно проследить наличие двух «горячих» сезонов - ярко выраженного летнего и менее выраженного зимнего. Потоки зарубежного туризма замыкаются преимущественно в пределах Европы, хотя их география постоянно расширяется: если в 1997 г. украинским посетили 62 страны, то в 2001 г. 96. Более половины выездного тур-потока приходится на страны СНГ. Среди регионов Европы постоянно популярные Западная Европа (особенно Германия, Великобритания, Швейцария, Франция,) и Средиземноморья (Италия, Испания). Вместе растут, потоки в страны Восточного Средиземноморья (особенно в Турции, Кипра, Израиля), Северной Африки (Египет, Тунис), Англо-Америки, Китая и стран Юго-Восточной Азии. 

Основными формами организации иностранного туризма остаются частные путешествия (более 2 / 3) при значительной доле организованного туризма, который преобладает в туристических обменах со странами ЕС.

Наблюдается постепенное расширение географии  иностранного туризма: если в 1998 г. в  Украине были направлены туристические потоки из 168 стран мира, то в 2001 г. - уже из 172. В пространственной структуре въездного туризма более половины составляет поток из стран СНГ (особенно Казахстана, Молдовы, России), почти треть - из стран ЕС. Постоянно растут туристические потоки из стран Африки, Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна, из Южной Азии, что, к сожалению, свидетельствует не столько о туристической привлекательности Украины, сколько об использовании туризма как миграционного инструмента. Основной поток в Украину обеспечивают соседние страны - Россия, Молдова, Венгрия, Польша, Беларусь, Словакия и почти пятую часть обменов составляет пограничный обмен. Возрастает значение Украины как транзитного государства и это сказывается на количестве однодневных посетителей, численность которых в последние годы стабильно растет, превышая 50% всех посещений. Особенно вырос транзитный поток через Украину из стран СНГ (Туркменистан, Таджикистан, России, Беларуси, Армении, Грузии, Казахстана).

Туристическая политика Украины на рынке международного туризма предусматривает использование активной маркетинговой стратегии, направленной на стимулирование иностранного туризма путем создания положительного туристического имиджа страны как страны безопасного и комфортного отдыха. С этой целью вводится упрощение визовых формальностей, перестраивается индустрия туризма и повышается в соответствии с европейскими стандартами качество обслуживания. Традиционным стало участие Украины в международных выставках: Лондон (WTM), Берлин (ИТВ), Мадрид (Fitur), Варшава, Москва (Митта) и других, что позволяет представить национальный туристический продукт и продвигать его на европейском и мировом туристских рынках. Дважды в год (в апреле в начале туристического сезона, и осенью по его окончании и накануне зимнего сезона) производятся международные выставки в Украине (г. Киев) и в регионах (особенно в Крыму - в Ялте, Севастополе). 

Стратегическая  цель развития туризма в Украине заключается в создании конкурентоспособного на мировом и европейском рынках тур-продукта, способного максимально удовлетворить потребности населения страны и привлечь иностранного потребителя, обеспечив экономическую функцию туризма в национальной экономике. Мультипликативный эффект туризма распространяется в стране более чем на 40 отраслей хозяйства, обеспечивая занятость 10-15% населения страны, т.е. почти каждое 25 рабочее место в стране связано с туризмом. Непосредственно в туристической отрасли занято более 20 тыс. человек почти на трех тысячах предприятий (туро-императором и турагентства).

Вхождение Украины в мировое туристическое  процесс требует соответствующего кадрового обеспечения, поскольку  уровень обслуживания в туризме  во многом зависит от уровня подготовки работников. Это является специфической  чертой отрасли, комплексность обслуживания в которой предполагает не только значительную долю ручного труда, но и значительный объем межличностных контактов. Коммуникационная составляющая туристической услуги обеспечивается персоналом практически на всех стадиях обслуживания и является мощным фактором аквизиции туристов и качества обслуживания. Динамичность отрасли (технологические, маркетинговые, информационные и другие инновации] требует соответствующей динамической системы подготовки кадров, способных работать на уровне мировых и европейских стандартов.

Уже в третий раз эксперты Давоского форума проводят глобальное исследование  конкурентоспособности стран в сфере туризма и курортов. Украина, как и в прошлом году, сохранила за собой почетную 77 строку в этом мировом рейтинге. Означает ли это, что мы неизменные аутсайдеры на международном туристическом рынке, и Украине просто нет смысла развивать этот сектор экономики? Попробуем детальнее разобраться в ситуации.В первую очередь, стоит еще раз подчеркнуть, что туризм, по мнению аналитиков World Economic Forum является одной из важнейших отраслей мировой экономики, имеющих первостепенное значение для стран, стоящих на самом разном уровне развития. Публикация рейтинга - достаточно заметное событие, которое во всем освещают не только специализированные издания, но и средства массовой информации, ориентированные на широкую публику. Хотя структура рейтинга в большей степени ориентирована на деловой сектор, заинтересованный в инвестициях и ведении туристического бизнеса, оценка, которая дается стране, становится общеизвестной массовому потребителю, а значит, и влияет на его решение при выборе места путешествия на текущий год. Поэтому, страны, которые хотели бы получать от своей туристической экономики большую отдачу, должны со всей серьезностью относиться к этому исследованию.

для  определения общей конкурентоспособности стран в сфере туризма применяется специальная система оценки,  где учитывается более 70 различных факторов, объединенных в 14 основных групп:

  1. Государственная политика и  регулирование в сфере туризма
  2. Устойчивое природное развитие
  3. Уровень безопасности
  4. Уровень здравоохранения и санитарии
  5. Приоритетность туризма
  6. Инфраструктура авиатранспорта
  7. Инфраструктура наземного транспорта
  8. Туристическая инфраструктура
  9. Инфраструктура телекоммуникаций
  10. Ценовая конкурентоспособность туриндустрии
  11. Человеческие ресурсы
  12. Уровень гостеприимства
  13. Природные ресурсы
  14. Культурные ресурсы

    Достаточно  субъективной может быть оценка состояния  общественной безопасности. С одной  стороны, в стране пока не проявилась явно угроза терроризма, поэтому трудно комментировать, почему Украина заняла 63-е место в стоимости этой проблемы для бизнеса. Общие стоимость мер безопасности, которые предпринимаются для защиты бизнеса от криминала и насилия - охрана, специальное оборудование и т.д., действительно постоянно возрастает - поэтому 61-ое место вполне объяснимо. Недоверие к правоохранительным органам Украины у экспертов выражено довольно сильно - здесь страна оказалась в конце списка - на 105-ом месте. Единственный показатель, который измеряется статистически - количество дорожных происшествий, где также похвастаться нечем - итоговое 101-ое место. Радует только то, что по сравнению с прошлым годом, Украина улучшила свою позицию в разделе безопасности на 7 пунктов. Ведь безопасность  является одним из главных приоритетов в путешествии, поэтому общее 86-ое место неблагоприятно влияет на имидж Украины как туристического направления. Сегодня стратегию развития туриндустрии можно формировать с первоочередным учетом потребностей внутреннего и регионального рынка. Их сегодняшняя конъюнктура может обеспечить необходимый уровень качества как самой туристического продукта услуги, и должное развитие всех других видов экономической деятельности, что сможет вывести Украину на более высокие места в туристическом табеле о рангах. 

    2. особенности формирования туристического предложения в условиях транснационализации свитоиои индустрии туризма

    Специалисты по управлению персоналом выделяют следующие  конкурентные преимущества работников, которые условно можно разделить на наследственные и приобретенные. К наследственным конкурентным преимуществам персонала относятся: способности (склонность, одаренность, талант, способность и т.д.), темперамент, физические данные. К приобретенным конкурентным преимуществам персонала относятся: знания, умение формулировать личные цели и цели коллектива, общительность и коммуникабельность, организованность и ответственность, эмоциональность (умение управлять своими эмоциями, воля, стрессоустойчивость и т.д.), аккуратность и внимательность, умение работать в команде. 
     
    В связи с растущей транснационализацией и глобализацией туристского бизнеса на первом плане оказывается проблема координации деятельности менеджеров с совершенно разными мировозрениями и ценностями, их умение работать в команде. Выше мы выяснили, что данное качество человека (умение работать в команде) поддается воспитанию и является неотъемлемой составляющей развитой корпоративной культуры организации, поэтому рассмотрим возможности этого процесса подробнее. 
     
    Ни одна мультинациональная организация не может проигнорировать особый характер функционирования международных команд и пренебречь вопросами их обучения и воспитания. Многие мировые гостиничные цепочки в Москве поначалу выглядели многообещающе (отель "Метрополь", сотрудничавший с компанией "International"; 
     
    гостиница "Iris", работающая по договору на управление с "Ассог"; 
     
    гостиница "Золотое кольцо", управляемая "Swiss Daimond Hotels"), пока бизнес шел гладко. Однако при возникновении трудностей локальные культуры быстро возвращались к своим глубоко укоренившимся убеждениям и принимались критиковать методы и ценности других.

    Транснационализация туристической деятельности – одна из важнейших характеристик современного туристического рынка, ведущее направление трансформации процесса туристического производства, во многом детерминирующее как количественные показатели мирового туристического потока, так и его качественные критерии и структуру.Результаты исследования процесса транснационализации туристического бизнеса позволили сделать следующие выводов:

    1. Транснационализация  туристического бизнеса вызвана  общей нестабильностью рынка,  его подверженностью сезонным  колебаниям спроса, а также неустойчивостью  факторов его внешней среды.  Транснационализация, таким образом, изначально была направлена на выравнивание и нивелирование провалов и слабых мест мирового туристического рынка, ориентирована на формирование устойчивого международного туристического обмена.

Информация о работе Международный туризм