Международный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:21, лабораторная работа

Описание

В международном туристическом рейтинге Украина скатилась сразу на 8 позиций и теперь занимает 85-е место - между Намибией и Гватемалой.
Составляет рейтинг конкурентоспособности туристического рынка организация «Всемирный экономический форум».
В этом году оценивались 139 стран. В рейтинге-2009 наша страна занимала 77-ю позицию из 133.
В европейском регионе Украина опередила только Армению, Боснию и Герцеговину и Молдову. «Учитывая их слабое развитие, эти страны нуждаются в значительных инвестициях для в модернизации инфраструктуры, необходимой для поддержки сферы туризма и путешествий», - отмечают составители рейтинга.

Работа состоит из  1 файл

междунар. туризм.doc

— 420.00 Кб (Скачать документ)

    2. Транснационализация  туристического бизнеса началась в середине ХХ века, более чем на 50 лет отставая от отдельных отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства. Среди причин отставания процесса туристической транснационализации можно назвать более позднее, чем становление мирового рынка товаров, превращение международного туризма в глобальное и массовое явление, а также низкую инвестиционную привлекательность объектов иностранной материально-технической базы туристической деятельности из-за высокой стоимости инвестиционных проектов и узкой их специализации в предоставлении туристических услуг.

    3. Транснационализация  международного туризма началась  с появления гостиничных цепей  и транспортных компаний, чему  способствовало наличие у предприятий  данных отраслей дорогостоящей  и способной к дальнейшей перепродаже материально-технической базы.

    4. Осуществление  прямых зарубежных инвестиций  в гостиничную и транспортную  сферы долгое время ограничивалось, во-первых, слабыми возможностями  для перепрофилирования приобретенных  объектов материальной базы в случае провала инвестиционного проекта, во-вторых, необходимостью одновременного развития гостиничного или транспортного бизнеса по нескольким направлениям  в целях достижения эффективности транснациональной туристической деятельности.

    5. Стимулом  транснационализации гостиничного и транспортного секторов туристической деятельности стал сам международный туризм, превратившийся к 80- м годам прошлого столетия в массовое явление, а также распространение франчайзинга, существенно сокращавшего входные барьеры на зарубежные туристические рынки и связанные с транснациональной деятельностью риски. 

    6. Транснационализация  туристического бизнеса захватила,  прежде всего, экономически развитые  европейские государства. Включение  развивающихся государств, а также  и США в транснациональные процессы в туристической деятельности произошло в 60-е годы, с развитием транспорта и связи, а также благодаря им – межконтинентального туризма.

    7. Современный  этап транснационализации туристического  бизнеса отличается возрастающей ролью в нем туроператоров, обладающих как собственным запасом финансовой прочности, так и доступом к финансовым ресурсам крупнейших банков, а также укрупнением туристических и гостиничных корпораций в результате процессов слияний и поглощений (СиП).

    В конце 90-х годов мировой туризм характеризуется высокой интенсивностью сделок по слияниям и поглощениям. Их содержание зависит от того, в какой степени консолидирован туристический рынок, в условиях которого данные сделки осуществляются. В случае высокой степени консолидации рынка СиП направлены в большей степени на создание конгломеративных структур, обладающих диверсифицированным  портфелем, состоящим из многочисленных видов бизнеса, в том числе и непосредственно с туризмом не связанных. В условиях слияний и поглощений на рынках, консолидированных в меньшей степени, сделки преследуют традиционные экспансивные цели.

    Одним из явлений, наиболее сильно повлиявших на трансформацию организационной  структуры и производственного  процесса в крупном туристическом  бизнесе, стал прогресс информационных технологий. Туристическая деятельность по ряду своих специфических особенностей, одна из первых в полной мере адаптировала своим потребностям достижения в сфере телекоммуникаций и автоматизированных систем обработки информации.

    В настоящее  время национальная туристическая  отрасль находится на старте стадии роста процесса отраслевой консолидации, в течение которой размер компаний только начинает играть важнейшую роль как для потребителей, так и  для партнеров и поставщиков  туристической фирмы. Данное утверждение подходит далеко не для всей России, региональные рынки которой по причине присутствия значительного разнообразия как в структуре регионального спроса, так и иных особенностях ведения туристического бизнеса, существенно отличаются друг от друга по множеству показателей.

    В отличие  от зарубежных туристических рынков, в России именно агентский сегмент  проявляет большую заинтересованность в консолидации, что, очевидно, вызвано  отсутствием практики взаимодействия туристических операторов и агентов в нашей стране, ведущим к явной правовой незащищенности туристических агентов в их текущей деятельности.

    В сегменте туроператоров намечены лишь первые шаги к консолидации. Ведущие игроки российского туристического бизнеса  оценили по достоинству преимущества этого процесса, в связи с чем наблюдаются следующие тенденции: 

    ·        рост количества многопрофильных туристических  компаний; 

    ·        попытки московских туристических  операторов превратиться в национальных посредством осуществления экспансии в перспективные регионы России; 

    ·        активизация столичных туристических  операторов в сфере продвижения  своих брендов в государственном  масштабе, через активное участие  в региональных выставках, осуществление  гибких программ стимулирования туристических агентств, использование возможностей федеральной прессы и СМИ. 

    Еще одной отличительной чертой современного туристического бизнеса в России является рост количества крупных сделок, в том числе и транснациональных, активными участниками которых становятся туристические операторы. Согласно стратегиям роста, российские туристические компании растут как вниз – к поставщикам туристического продукта, приобретая в собственность или право на управление российскими или зарубежными гостиничными предприятиями, перевозчиками, экскурсионными бюро и так далее, так и вверх – в направлении клиентов. 

    Приобретение  отелей на популярных среди россиян  зарубежных курортах позволяет туроператорам  существенно закрепиться на рынках принимающих государств, организовывать более высококачественное обслуживание российских туристов (например, за счет русскоязычного сервиса), получать существенные конкурентные преимущества на российском внутреннем рынке. В последние годы российские туристические корпорации стали инвестировать средства и в перевозчиков. 

    Рост  вверх, к потребителям, российских туристических  компаний в настоящее время выражен  более слабо, что в целом можно  объяснить молодостью рынка. Отечественные  туроператоры видят собственную  конкурентоспособность не в формировании устойчивых коммуникаций с потребителями и повсеместном продвижении своих брендов, а в достижении определенного отрыва в цене и качестве туристического продукта. Заботиться о создании собственных сетей туристических агентств начали лишь единичные лидеры российского туристического бизнеса. При этом корпорации стараются избегать крупных капиталовложений в непосредственно агентский бизнес, практикуя в отношениях с туристическими агентствами франчайзинг или ритейлинг. 

    Анализ  современного туристического рынка России подтверждает, что в нашей стране для прихода иностранных туристических корпораций созданы практически идеальные условия. В сегменте выездного международного туризма ни один российский туроператор не может сравниться с западной корпорацией по критериям цены или качества туристического продукта. 

    В сегменте въездного международного туризма  российские туристические предприятия  также не смогли использовать имеющиеся  преимущества и нарастить собственную  конкурентоспособность – производство национального турпродукта на экспорт все еще остается нерентабельным видом деятельности, несмотря на отложенный спрос на туры в Россию со стороны иностранных граждан. В сегменте же внутреннего туризма, российский туроперейтинг беден, при этом стагнация его рентабельности продолжается даже на фоне растущего внутреннего туристического потока. Причины этого - слабый туроператорский охват внутреннего туристического рынка, диктат поставщиков, сложности в реализации крупных инвестиционных проектов в сфере на фоне низких инвестиционных возможностей как российского турбизнеса, так и других, несвязанных с туризмом корпораций. 

    Приход  в российский туристический бизнес зарубежных туристических корпораций – свершившийся факт. На отечественном  рынке более 10 лет успешно работают турецкие, египетские, китайские, европейские туристические корпорации, деятельность которых ориентирована, прежде всего, на организацию выездного туризма.а российский туристический рынок выходит самый крупный игрок туристического рынка Европы – немецкий концерн TUI. Однако экспансия немецкой компании затруднена в связи с низкой степенью консолидации российской туротрасли. С одной стороны, отсутствие в России многопрофильных национальных туристических корпораций ведет к ценовой конкуренции, в которой у западных корпораций колоссальные преимущества. С другой стороны, низкая степень консолидации туристического рынка в России не дает возможности западным корпорациям оперативно выйти на все популярные туристические направления выездного туризма, присоединив к своей структуре одну-две крупные туристические компании (например, это было в Чехии и Польше). Последняя особенность затягивает по времени процесс экспансии западных корпораций, распыляет их инвестиции и в целом увеличивает коммерческие риски.

    Что касается гостиничного рынка России, то ситуация на нем в целом аналогична той, что сложилась в туроперейтинге, однако имеется ряд отличительных особенностей, определяемых условиями формирования и функционирования отечественного гостеприимства.

    С одной  стороны, гостиничный бизнес нельзя рассматривать обособленно от туристической деятельности. Российское гостеприимство напрямую зависит от состояния рынка въездного и внутреннего туризма, поскольку благодаря  им и обеспечивается рост объема продаж гостиничных услуг, а следовательно, общая рентабельность отрасли. Ровно в такой же степени туристический рынок реагирует на ценовую политику и конкурентоспособность национальной гостиничной индустрии на мировом рынке. 

    С другой стороны, на гостиничном рынке более  существенные, нежели на туристическом, входные барьеры, что вызвано необходимостью осуществления крупных капиталовложений в инфраструктуру отеля и определяет большую, нежели туроперейтинг, инвестиционную привлекательность гостиничной индустрии. Последняя особенность гостиничного бизнеса в целом и определила черты, характерные для транснационализации национального гостеприимства. 

    Специфика туристической деятельности и специфика  национального гостиничного бизнеса, накладываясь друг на друга, ведут к  постоянной эскалации цен, а следовательно, и к снижению конкурентоспособности национального гостиничного и туристического продуктов. Цены «подогреваются» нехваткой гостиничных предприятий, соответствующих международным стандартам качества.   

    Сегодня в России сложилась кредитная система и есть возможность заимствовать необходимые для модернизации отелей средства. В связи с чем, управляющие компании и гостиничные цепи, не желая инвестировать собственные средства и в полной мере делить риск с собственником гостиничного предприятия отдают предпочтение управлению гостиничным бизнесом по контракту или франчайзингу.  

    Тенденции развития договорных отношений владельцев отечественных гостиниц и международных  операторов проявляются, в частности, по таким позициям, как: 

    ·        сокращение сроков действия договоров; 

    ·         применение более гибкой шкалы расчетов базовой ставки и премиальных  выплат оператору; 

    ·         привязка гонорара оператора к результатам  финансовой деятельности гостиницы; 

    ·         предоставление оператором больших гарантий для владельца; 

    ·         более широкое распространение  франчайзинговой практики; 

    ·         участие оператора в бизнесе  владельца путем создания совместных предприятий; 

    ·        выполнение операторами функций  инвесторов (Accor, Rezidor, Reval); 

    ·        стратегическое партнерство операторов с российскими девелоперами для  расширения сети в регионы России. 

    Это говорит о том, что международные  операторы пересмотрели Российский рынок гостиничных услуг, как  и туристический, в настоящее  время представляется слабо консолидированным, процесс укрупнения отечественного гостиничного бизнеса в большей степени идет за счет проникновения западных гостиничных цепей как в столицу, так и в регионы, в том числе и популярные российские курорты. Вновь наметилась тенденция включения в состав зарубежных гостиничных цепей российских отелей на основании совместного владения или полной собственности западных корпораций на российские средства размещения, что подтверждает заинтересованность западных гостиничных ТНК в создании мощной платформы для продолжения экспансии на российский рынок гостиничных услуг.

    3. современное состояние и перспективы развития важнейших секторов международной Индустрии туризма.   

Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.  В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. По прогнозам Всемирной Туристской Организации, к 2010 г. количество международных туристских поездок составит 937 млн, а доходы от туризма достигнут 1,1 трлн. долларов, при общем обороте мировой туриндустрии более 8 трлн. долларов. 

Информация о работе Международный туризм