Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:28, диссертация
Актуальность исследования. Мировым сообществом давно признана
приоритетность экологических проблем (Декларация Рио-де-Жанеро, 1992 г.),
от решения которых зависит дальнейшая судьба цивилизации. Решение этих
сложнейших проблем невозможно без обращения современной педагогической
науки, обладающей мощным образовательным и воспитательным потенциалом,
к идеям гуманизации, то есть обращения к человеку, к личности, признание его
значимости и ценности, его роли в биосферном пространстве. Это приводит к
необходимости изменений в системе образования, смены приоритетов, смеще-
ния акцентов в экологическом образовании.
Введение……………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования
экологической ответственности старшеклассников………………………. 14
1.1 Экологическая ответственность с позиции научного знания……… 14
1.2 Сущностные характеристики: структурные компоненты,
уровни и критерии сформированности экологической ответственности
старшеклассников…………….……………...………………………….... 34
Выводы по первой главе……………………………………..…………… 53
Глава 2. Процесс формирования экологической ответственности
старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач…..……… 55
2.1. Обоснование модели процесса формирования экологической
ответственности старшеклассников на основе решения эколого-
прикладных задач………………………………………………………… 55
2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы… 89
Выводы по второй главе…………………….…………………………… 137
Заключение…………………….……………………………………….…… 139
Библиография……………….………………………………………….…… 144
ственность; рефлексию действий по выполнению требований задачи, своих
возможностей в ее решении; активизацию положительных эмоциональных ре-
акций, отношений к изучаемым проблемам и экологической ответственности,
раскрывающих мотивационно-ценностный компонент экологической от-
ветственности.
На этом этапе предполагается:
- раскрытие универсальной ценности природы: получение представлений
о ценности природы для общества в целом и каждого человека в отдельности,
лично для себя;
- принятие ценности экологической ответственности, как нравственно-
волевого качества полноценной зрелой личности, личностного образования ре-
гулирования состояния природных систем; уяснение его значимости для био-
сферы, человеческого общества и себя лично и превращение ее в мотив дея-
тельности;
- уяснение ценности научных знаний в реализации экологической ответ-
ственности и сохранении биосферы;
- развитие социально ценных мотивов ответственного отношения лично-
сти к природе;
- проявление начального уровня познавательного интереса к экологиче-
ской ответственности как качеству личности и познавательной активности по
отношению к нему, овладение технологической цепочкой решения неопреде-
ленных задач;
81
- освоение обобщенных принципов и моделей ответственного поведения
и деятельности в биосфере;
- рефлексия эмоциональных реакций вызванных изучаемыми вопросами;
собственных ценностных установок.
Средством реализации этапа выступают эколого-прикладные задачи, со-
ставляющие основу «ценностной» ситуации экоответственности, доминирую-
щую роль, среди которых выполняют задачи, предполагающие прямой перенос
знаний на ситуацию или частичный поиск недостающей информации для по-
лучения необходимого результата. Это задачи:
- на выявление экологических проблем, связанных с нарушением
равновесия в биосферных процессах вследствие хозяйственной деятель-
ности человека;
- определение универсальной ценности природы;
- стимулирование осознания общественного и личного значения эко-
логических проблем, экологической ответственности и основанной на
ней деятельности;
- раскрывающие ценностно-смысловой аспект природосберегающих
и природозащитных мероприятий;
- выясняющие взаимосвязь и взаимообусловленность производствен-
ной деятельности и состояния природной среды, состояния среды и здо-
ровья населения, личного здоровья;
- способствующие осмыслению возможности и необходимости регу-
лирования состояния природной среды на основании разумной, научно
обоснованной, ответственной деятельности;
- обеспечивающие накопление опыта решения эколого-прикладных
задач, применение теоретических знаний на практике;
- предполагающие поверхностное осознание проблемы, но раскры-
вающие обучающимся дефицит собственных экологических знаний не-
обходимых для их решения.
Межличностное взаимодействие в ходе решения эколого-
прикладных задач, понимаемое нами как «обмен… - научной информа-
82
цией,… мыслями, чувствами, отношениями» (И.А. Невский), на данном
этапе формирования экологической ответственности старшеклассников,
исходя из его целей, представляется как принятие старшеклассниками
ценности разумной, научно-обоснованной, ответственной деятельности
каждого человека и профессионала любой области производства, роли и
значения экологической ответственности как стержневого качества со-
временной личности, необходимого и обязательного для предотвраще-
ния развития экологических проблем, их возможных последствий, исхо-
дящей от учителя, получаемой в процессе решения задач. Приобщение
учащихся к ценности экологической ответственности и реализующих её
знаний, деятельности, может происходить на основе интерпретации ре-
шения эколого-прикладных задач педагогом или находимое в результате
коллективного обсуждения.
Интеллектуально-развивающий этап нацелен на достижение ис-
полнительно-ответственного уровня сформированности экологической
ответственности старшеклассников. Он предполагает включение учащих-
ся в «познавательные» ситуации экоответственности, направленные на
формирование представлений о сущности экологических проблем и экологиче-
ской ответственности; взаимосвязи и взаимообусловленности человеческой
деятельности и состояния биосферы; овладение умениями находить причинно-
следственные связи существования экологических проблем и востребованности
в связи с этим экологической ответственности; развитие высокого уровня по-
знавательного интереса к экологической ответственности как качеству лично-
сти; рефлексии собственных ценностных установок и мотивов взаимодействия
с природой; реализацию экологической ответственности, пробуждение мотива
ее проявления в игре, споре, задаче, раскрывающие когнитивно-
содержательный компонент экологической ответственности.
На этом этапе предполагается:
- освоение основных экологических и нравственно-экологических зна-
ний о структуре и функционировании природных систем, выявление сущности
83
и причин экологических проблем, формирование у учащихся интереса к вопро-
сам экологии и современным экологическим проблемам;
- получение представлений о взаимосвязанности и взаимообусловленно-
сти состояния природной среды и человеческой деятельности;
- анализ причинно-следственных связей на основании требований задачи
и рефлексия действий по их решению;
- уяснение смысла экологической ответственности как качества личности
и формирование интереса к ней;
- овладение опытом реализации экологически ответственных поступков
в игре, задаче, споре;
- рефлексия собственных ценностных установок и мотивов взаимодейст-
вия с природой.
Создание «познавательных» ситуаций экоответственности основывает-
ся на решении практико-ориентированных эколого-прикладных задач,
представляющих _______собой реальные жизненные ситуации, выявляющих по-
требности практики и имеющих общественное значение. Эти задачи:
- предполагают раскрытие знания о структуре и функционировании
природных систем, техносферы, поиск и открытие нового знания;
- направлены на формирование системы знаний о природных объек-
тах и объектах техносферы, как источников загрязнения природой среды
и экологических проблем, путях и способах разумного регулирования
взаимоотношений в системе «человек – биосфера»;
- способствуют становлению личной позиции по отношению к эколо-
гическим ситуациям, представленным в эколого-прикладных задачах и
её реализации в принимаемом решении;
- позволяют реализовать свободный выбор проблемы и пути её реше-
ния в соответствии с индивидуальными потребностями, интересами и
склонностями, активизируют инициативу, самостоятельность и творчество
в выполнении задания;
84
- организуют коллективное решение эколого-прикладных задач, свя-
занные с ним обсуждения проблемы и предлагаемых решений, отстаива-
ние личной позиций учащихся;
- обеспечивают овладение старшеклассниками опыта решения эколо-
го-прикладных задач в условиях коллективно-распределительной дея-
тельности.
На данном этапе процесса формирования экологической ответст-
венности старшеклассников предполагается изменение характера меж-
личностного взаимодействия учителя и учащихся в учебной деятельно-
сти. Взаимодействие определяется преимущественно диалоговым харак-
тером, предполагающим появление общего «информационно-
смыслового» поля, построенного вокруг учебного проекта, нацеленного
на решение эколого-прикладной задачи, осмысления ее сути, значимо-
сти, роли в биосферных процессах рассматриваемых в ней явлений.
Такое взаимодействие предполагает приобщение к познавательным
и смысловым реальностям учащихся и учителя, рефлексивное отноше-
ние к собственной деятельности, в ходе которой происходит расшире-
ние «познавательно-смыслового» поля. Специфика такого взаимодейст-
вия делает необходимым использование для его организации практико-
ориентированных поисковых задач, проектов, характеризующихся необ-
ходимостью извлечения недостающей информации из системы, модели-
руемой предметом задачи, включения учащихся в исследовательскую и
экспериментальную деятельность, дающую возможность самореализации.
Рефлексивно-преобразующий этап предполагает формирование инициа-
тивно-ответственного уровня сформированности экологической ответственно-
сти старшеклассников. Его целью являлся вывод учащихся из состояния со-
мнения в состояние поиска смысла собственных действий, осознание лич-
ной сопричастности экологической ситуации. Особое внимание на данном
этапе должно уделяться активизации рефлексии собственной деятельности
и поступков, принимаемых решений, стимулированию осмысления личной
85
позиции, отношений, мотивов их побуждающих, реализующих рефлексив-
но-смысловой компонент экологической ответственности.
На данном этапе целесообразно применение «смыслотворческой» ситуа-
ции экоответственности, стимулирующей реализацию и развитие рефлексии
учащихся, их ценностных установок, мотивов, качеств, поступков, возможно-
стей и способностей реализации экологической ответственности в решении
экологических проблем; самостоятельной оценки своего места и роли в био-
сфере, обществе; самостоятельное сознательное действие, решение, поступок,
вызывающее «работу души и духа», «развитие своих личных качеств» востре-
бованных в ситуациях.
На этом этапе предполагается:
- самостоятельный выбор и принятие решений на основе сложившихся
ценностных ориентаций и полученных экологических знаний;
- самостоятельный и инициативный поиск недостающей информации,
необходимых решений предложенных ситуаций;
- анализ собственных возможностей в присвоении и реализации экологи-
ческой ответственности как качества полноценной личности;
- рефлексия собственных ценностей, мотивов, поступков, решений, про-
гноз последствий, развития;
- побуждение школьников к оцениванию фактов взаимодействия челове-
ка и общества с природой, привлечение их к контролю и оценке результатов
собственной деятельности.
Средством реализации рефлексивно-преобразующего этапа выступают эко-
лого-прикладные задачи личностного характера, составляющие основу «смыс-
лотворческих» ситуаций экоответственности. Они представляют собой про-
блемные задачи, актуализирующие личностное отношение к экологиче-
ским проблемам, вызывающие сопереживание, выражение собственного
мнения, проявление личной позиции в принимаемых решениях, в реали-
зации свободного выбора, через принятие проблемы как личностно зна-
чимой и ее самостоятельное решение (в виде проекта, реализации кон-
кретной природозащитной деятельности и пр.). Это задачи:
86
- на личностный смысл, самопознание и саморефлексию, вызываю-
щие гуманитарный смысл, актуализирующие проявление индивидуаль-
ности, личностных качеств, их самоанализ, соотнесение с общественны-
ми нормами, принятой в обществе ценностной «шкалой»;
- предполагающие самостоятельный выбор и принятие решений на
основе сложившихся ценностных ориентаций и полученных экологиче-
ских знаний;
- стимулирующие самостоятельный и инициативный поиск недос-
тающей информации для решения предложенных ситуаций;
- стимулирующие планирование оптимальных способов взаимодей-
ствия человека и природы в плане хозяйственной деятельности;
- побуждение школьников к оцениванию фактов взаимодействия че-
ловека и общества с природой, привлечение их к контролю и оценке ре-
зультатов собственной деятельности;
- предполагающие самостоятельную оценку старшеклассниками своего
места и роли в биосфере.
Согласно целям данного этапа процесса формирования экологиче-
ской ответственности, на первый план выступает необходимость орга-
низации взаимодействия на сложной прогностико-ориентированной ин-
формации в условиях реализации «смыслотворческих» ситуаций «экоот-
ветственности» и увеличения «поля самостоятельности» старшеклассни-
ка.
На этом этапе предполагается использование задач на генерирование
информации с самостоятельной постановкой задачи, свободным выбо-
ром путей и средств ее решения, с принятием на себя полной ответст-
венности, обязательным прогнозированием и анализом полученных ре-
зультатов; нравственных эколого-прикладных задач, представленных в
виде жизненных, эколого-производственных ситуаций, содержащих ост-
рые, волнующие старшеклассников, ориентированные на будущую про-
фессию проблемы; экологических троп, направленных на осмысление и
выполнение учащимися конкретных экологических мероприятий.
87
Особенностью содержания эколого-производственных задач на каждом
этапе процесса является то, что они несут в себе актуальные для каждого чело-
века и всего человечества проблемы, могут строится на краеведческом мате-
риале, близки к реальным исследовательским задачам, носят междисциплинар-
ный характер и являются связующим звеном между теоретическими аспектами
естественнонаучных дисциплин и их практической значимостью, направле-
ниями применения в целях решения современных экологических проблем от
локального до глобального уровня.
Взаимодействие учителя и учащихся в ходе решения эколого-
производственных задач является не только условием формирования экологи-
ческой ответственности старшеклассников, но и его источником. Оно способ-
ствует обеспечению эмоциональной поддержки познавательной деятельности,