Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:28, диссертация
Актуальность исследования. Мировым сообществом давно признана
приоритетность экологических проблем (Декларация Рио-де-Жанеро, 1992 г.),
от решения которых зависит дальнейшая судьба цивилизации. Решение этих
сложнейших проблем невозможно без обращения современной педагогической
науки, обладающей мощным образовательным и воспитательным потенциалом,
к идеям гуманизации, то есть обращения к человеку, к личности, признание его
значимости и ценности, его роли в биосферном пространстве. Это приводит к
необходимости изменений в системе образования, смены приоритетов, смеще-
ния акцентов в экологическом образовании.
Введение……………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования
экологической ответственности старшеклассников………………………. 14
1.1 Экологическая ответственность с позиции научного знания……… 14
1.2 Сущностные характеристики: структурные компоненты,
уровни и критерии сформированности экологической ответственности
старшеклассников…………….……………...………………………….... 34
Выводы по первой главе……………………………………..…………… 53
Глава 2. Процесс формирования экологической ответственности
старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач…..……… 55
2.1. Обоснование модели процесса формирования экологической
ответственности старшеклассников на основе решения эколого-
прикладных задач………………………………………………………… 55
2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы… 89
Выводы по второй главе…………………….…………………………… 137
Заключение…………………….……………………………………….…… 139
Библиография……………….………………………………………….…… 144
В.В. Севостьянова и др. В работе А.Н. Захлебного, посвященной определению
природоохранительного образования, отмечается, что ответственное отноше-
ние к природной среде обязательно предполагает соблюдение моральных тре-
бований по убеждению. Нравственные убеждения, лежащие в основе мораль-
ной ответственности, содержат следующие компоненты: познавательный –
знание о моральной норме; отношение к этому знанию – уверенность в его
правильности и необходимости реализовать его в своих действиях; потреб-
ность и готовность поступать в соответствии с этими знаниями [63].
Сходные основания в выделении структурных компонентов экологиче-
ской ответственности мы находим в исследовании Л.М. Горбунова. Формиро-
вание экологической ответственности старшеклассников он представляет как
целостный процесс, в котором в сложном единстве и взаимодействии сочетает-
ся развитие его отдельных компонентов: знаний, эмоционально-ценностных
41
отношений, умений, в совокупности своей составляющих структурные компо-
ненты экологической ответственности [42, 11].
В.В. Севостьянов определяет структуру ответственности в соответствии
со структурой деятельности и раскрывает её как взаимодействие мотивацион-
но-ценностного, содержательного, операционного, процессуального, и оценоч-
но-результативного компонентов, стержневым среди которых является мотива-
ционно-ценностный. Данный компонент, согласно ему, включает: убеждение в
необходимости охраны природной среды; чувства, связанные с проявлением
экологических убеждений; способность принимать экологические решения; эс-
тетические переживания связанные с природой; санитарно-гигиенические ка-
чества. Содержательный компонент при этом представляется системой эколо-
гических знаний. В операционный компонент входят различные природо-
охранные умения. Оценочно-результативный компонент определяется оценоч-
ными суждениями личности по фактам взаимодействия человека и общества с
природой [140].
Структура экологической ответственности, разработанная Г.Н. Каропа,
также основывается на структуре деятельности, и представляет собой взаимо-
действие мотивационно-ценностного, содержательно-операционного (процес-
суального) и оценочно-результативного компонентов. Стержневым, среди ко-
торых, он выделяет мотивационно-ценностный компонент, характеризующий-
ся наличием социально значимых мотивов отношения личности к природе, по-
ниманием многосторонней (универсальной) ценности природы, проявлением
интереса к вопросам экологии и современным экологическим проблемам, по-
зитивной эмоциональной установкой на природоохранительную деятельность
и др. [77].
Таким образом, мы, как многие исследователи, в качестве основы для
раскрытия структуры экологической ответственности принимаем структуру
деятельности как базы ее проявления и формирования и выделяем в данном
нравственно-волевом качестве личности: мотивационно-ценностный, когни-
тивно-содержательный и рефлексивно-смысловой компоненты (от лат.
сomponents – составляющий, составная часть чего-то).
42
Ведущим среди трех выделенных компонентов экологической ответст-
венности старшеклассника мы считаем мотивационно-ценностный. Он пред-
ставляет собой побудительно-мотивационную часть, реализующуюся в слож-
ном взаимодействии потребностей, мотивов (общественно и личностно значи-
мых) и цели осуществления экологически ответственной деятельности, обеспе-
чивает положительное отношение к ней, основанное на понимании универ-
сальной ценности природы и экологически ответственного поведения.
Когнитивно-содержательный компонент экологической ответственности
реализует исполнительскую часть, он представлен системой экологических
знаний и умений, позитивной эмоциональной направленностью на их овладе-
ние, проявлением познавательного интереса к вопросам экологии, современ-
ным экологическим проблемам и путям их решения на различных уровнях. Он
также включает знания о моральной норме взаимоотношения с природой,
нравственном значении предъявляемых требований, уверенность в необходи-
мости реализовать их в своих действиях и выделение личностного смысла их
выполнения, а также потребность и готовность поступать в соответствии с
этими знаниями.
Рефлексивно-смысловой компонент обеспечивает самоконтроль, он
включает умение правильно осмысливать цели своей деятельности в отноше-
нии социоприродной среды, их общественную ценность и значимость, способ-
ность объективно оценивать и контролировать ход и результаты своей деятель-
ности, прогнозировать её возможные последствия, усилием воли ориентиро-
вать свое поведение в соответствии с экологическими и нравственными требо-
ваниями, и таким образом осуществлять сознательную саморегуляцию. Он
также включает готовность личности отвечать за последствия своих действий
и умение наметить перспективы самовоспитания экологической ответственно-
сти.
Наполнение каждого компонента в структуре экологической ответствен-
ности мы видим следующим образом:
Мотивационно-ценностный:
43
- осознание и признание универсальной ценности природы, восприятие
себя частью природы, ее разумным ребенком, а не царем и повелителем;
- принятие природы как личностно-значимой (понимание и осмыслива-
ние взаимосвязи личных и общественных (биосферных) интересов, последст-
вий собственных и коллективных действий для биосферы в целом и себя лич-
но);
- осознание мотивов ответственного поведения через принятие общест-
венной и личной значимости экологической ответственности;
- подчинение целям, соответствующим позиции экологически ответст-
венного гражданина и имеющим большую ценность для биосферы, все другие
мотивы поведения;
- наличие положительной «социально значимой мотивации» (побуждения
связанные с чувством долга, стремлением реализовать стремления других лю-
дей, помочь им, заслужить уважение, одобрение) и «личностно значимой моти-
вации» (побуждения связанные с желанием проявить себя, свои возможности и
способности, стремление быть самостоятельным и независимым, мотив само-
реализации) в проявлении экологической ответственности;
Когнитивно-содержательный:
- полнота и глубина знаний о природе, правовых и моральных нормах
отношения к ней, взаимных связях человека и среды, экологической ответст-
венности, осознание их ценности, общественной и личной значимости, как ус-
ловия сохранения устойчивого баланса биосферы;
- системность экологических знаний;
- знание и понимание человеком своих возможностей воздействия на
природу и непосредственных результатов того или иного акта воздействия в
настоящем и будущем;
- наличие познавательного интереса к экологическим знаниям и формам
реализации экологической ответственности, активность в их приобретении;
- сформированность и разнообразие умений и навыков практической реа-
лизации экологической ответственности;
44
- способность применять экологические знания на практике, при решении
эколого-производственных задач, в повседневной жизни;
- позитивная эмоциональная установка на проявление экологической от-
ветственности; эмоциональное восприятие природы;
Рефлексивно-смысловой:
- осознанное эмоциональное отношение к фактам и явлениям окружаю-
щей жизни, собственному поведению, к выбору поступка;
- осмысливание экологических проблем, причин их возникновения и сво-
ей роли в этих процессах, своей сопричастности им;
- осмысление экологической ответственности как нравственного явления;
- обретение смысла экологически ответственной деятельности на основе
понимания её личной и общественной значимости в биосферных процессах;
- переосмысливание своего поведения, на основе усвоенных ценностей и
знаний;
- умение правильно осмысливать цели своей деятельности, адекватно
оценивать их и саму деятельность на основе осознания и принятия ценности
природы, моральных и нравственных норм и правил поведения в биосфере;
- нетерпимость к действиям, приносящим вред природе, готовность дей-
ствовать ответственно и отвечать за свои поступки и их последствия;
- способность усилием воли ориентировать свое поведение в соответст-
вии с предъявляемыми требованиями;
- готовность и потребность добровольно совершать ответственные по-
ступки в отношении биосферы, руководствуясь идеалами, моральными и пра-
вовыми нормами, принятыми в обществе, осознанием своего места в мирозда-
нии;
- активность и целенаправленность в проявлении экологически ответст-
венных поступков;
- умение прогнозировать возможные последствия своих действий и ус-
тойчивое стремление делать прогноз своих поступков в окружающей среде
(биосфере);
45
- умение адекватно оценивать и контролировать свою деятельность, осу-
ществлять моральную регуляцию своих поступков, сознательную саморегуля-
цию;
- развитая рефлексия (осмысливание личностью своих собственных дей-
ствий и законов, вызывающих их, направленное на самопознание), активность
её проявления.
Экологическая ответственность предполагает, что человек осознает себя
ответственной личностью и понимает, в чем лично для него и общества в це-
лом заключается многосторонняя ценность природы. Осознание себя и приро-
ды как противоречивого единства является совершенно необходимой предпо-
сылкой для выработки таких обобщенных принципов и моделей поведения и
деятельности личности в природе, которые, с одной стороны, реализуют ду-
ховные и физические потребности человека, с другой - не допускают нанесе-
ния ущерба окружающей среде. Сформированность данного качества лично-
сти может быть определена, исходя из критериев (от греч. kriterion – признак)
экологической ответственности, выступающих в качестве исходного пункта
выявления уровней развития [167, 254] экологической ответственности у
старшеклассников. Критерий дает возможность получить наиболее полное
представление о качественном и количественном состоянии составных компо-
нентов экологической ответственности, он представляет собой некий эталон
по которому мы также можем судить и о степени эффективности формирова-
ния у школьника обозначенного личностного образования [181].
Наиболее интересный подход к выделению критериев сформированно-
сти ответственности, по нашему мнению, содержится в работах К.А. Климо-
вой, Ж.Е. Завадской и Л.В. Шевченко, Г.Т. Суравегиной. К.А. Климова, иссле-
дуя процесс формирования ответственного поведения, предложила следую-
щую структуру показателей ответственности:
1. Осознание необходимости и важности обязательного выполнения данного
поручения, имеющего значение для других.
46
2. Характер действий, направленных на успешное выполнение порученного
задания (вовремя приступает, старается преодолеть трудности, доводит дело до
конца и т.д.).
3. Эмоциональное переживание задания, его характера, результата (доволен,
что дали серьёзное поручение, беспокоится за успех, переживает оценку дру-
гих).
5. Осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела
[99].
На наш взгляд, первые два показателя являются универсальными. Они
могут служить для определения сформированности экологической ответствен-
ности старшеклассников, так как осознание необходимости экологически от-
ветственной деятельности является ее непременным условием (на основании
определения), а тот факт, что такая деятельность «не существует», а может
лишь «сопровождать все виды деятельности человека», убеждает нас в право-
мерности второго показателя.
В работе Ж.Е. Завадской и Л.В. Шевченко [61] среди признаков, по которым
проявляется ответственность, были выделены следующие:
- осознанное отношение к своей деятельности и оценка ее с точки зрения
соответствия требованиям долга;
- способность к самоанализу, самоконтролю;
- проявление настойчивости, инициативности, самостоятельности в про-
цессе выполнения порученных обязанностей;
- эмоциональное переживание в ходе выполнения обязанностей;
- умение дать оценку собственному поведению и поступкам товарищей;
- умение и готовность нести ответственность за коллектив и других людей.
Существенными признаками проявления экологической ответственности,
среди предложенных, мы выделяем способность к самоанализу, самоконтролю,
и их высший уровень проявления – рефлексия, и умение дать оценку собствен-
ному поведению и поступкам.
Г.Т. Суравегина в качестве основных признаков экологической ответст-
венности называет:
47
- соответствие поступков и деятельности по отношению к природе, мораль-
ному долгу и гражданскому праву;
- готовность и способность заботиться о природе как достоянии не только
нынешних, но и будущих поколений [172].
В работе В.И. Медведева и А.А. Алдашевой, посвященной исследованию
экологического сознания – категории неразрывно связанной с экологической
ответственностью («ответственность как факт сознания» А.Г. Спиркин), боль-
шое внимание уделено экологическому поведению, как важному показателю
сформированности экологического сознания, в основе которого лежит
определенная формулировка цели (доминирующие мотивы), включающая не
только действия, направленные на удовлетворение потребностей или их
ограничение, но и на предотвращение или компенсацию неблагоприятных
аспектов взаимодействия со средой.
В своей работе они выделяют четыре уровня пассивного экологического
поведения: 1 - полное равнодушие к экологическим проблемам; 2 - интерес -
осмысливание конкретных экологических ситуаций, но результат