Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:58, контрольная работа
Установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и декоративная аппликация (оригами), выделяет существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными предметами явления и отражать их в образной форме.
Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, сравнения и сопоставления, развиваются умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
1.Введение
2.Из истории возникновения и развития оригами.
3.Программное содержание обучения оригами в старшем дошкольном возрасте.
4.Прохождение программы.
5.Методика работы по обучению оригами в старшей (или подготовительной) группе.
6.Анализ проведенной работы в детском саду. 7.Заключение. Приложения.
1.Выписка из календарного плана за 3 месяца, раскрывающая содержание опытных занятий.
2.Детские работы (3 – 4) с каждого опытного занятия (не меньше 3-х).
Список литературы
Министерство образования и науки самарской области
ГОУ СПО Тольяттинский социально-
Контрольная работа по
«Методика
развития детского
на тему «Использование
Специальность:050704 Дошкольное образование
Курс, группа: ДО-41А
Форма обучения: Заочная
Студентка: Погодина Анна Александровна
Преподаватель:________________
Оценка:
Подпись:
Тольятти2012г
Содержание:
План:
1.Введение
2.Из истории возникновения
и развития оригами.
3.Программное содержание
обучения оригами в старшем
дошкольном возрасте.
4.Прохождение программы.
5.Методика работы по
обучению оригами в старшей
(или подготовительной) группе.
6.Анализ проведенной работы
в детском саду.
1.Выписка из календарного
плана за 3 месяца, раскрывающая содержание
2.Детские работы (3 – 4) с каждого опытного занятия (не меньше 3-х).
Список литературы
Введение.
Занятие по декоративной аппликации (оригами)
актуальны на современном этапе
воспитания и обучения детей дошкольного
возраста. Изобразительная деятельность
имеет большое значение в решении
задач эстетического
Специфика занятий изобразительным творчеством
даёт широкие возможности для познания
прекрасного, для развития у детей эмоционального-эстетического
отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности,
кроме общего эстетического влияния, имеет
свое специфическое воздействие на ребенка.
В современных педагогических и психологических
исследованиях доказывается необходимость
занятий изобразительным творчеством
для умственного, эстетического развития
детей в дошкольном возрасте.
Установлено, что дошкольники способны
в процессе предметной чувственной деятельности,
в том числе и декоративная аппликация
(оригами), выделяет существенные свойства
предметов и явлений, устанавливать связь
между отдельными предметами явления
и отражать их в образной форме.
Этот процесс особенно заметен в различных
видах практической деятельности: формируются
обобщенные способы анализа, сравнения
и сопоставления, развиваются умение самостоятельно
находить способы решения творческих
задач, умение планировать свою деятельность.
Занятия по декоративной аппликации (оригами)
развивает мелкую моторику рук. А это в
своё время ведет к развитию речи дошкольников,
что является неотъемлемой частью воспитании
гармонической личности.
Программное содержание обучения оригами (декоративной аппликации) в старшем дошкольном возрасте.
В обучении оригами (декоративной аппликации)
решаются следующие общие задачи:
Составлять декоративный узор из различных
геометрических форм и растительных (листок,
цветок) деталей, располагая их в определенном
ритме на картонном или тканевой основе
различной формы.
Овладевать различной техникой получения
деталей для декоративной аппликации
из разных материалов: вырезывание разными
приёмами обрывание, плетение, а также
техникой прикрепления их к основе: приклеивания,
пришивания.
Формировать чувства цвета, знать основные
цвета и их оттенки, овладевать умением
составлять гармоничные цветовые сочетания.
Формировать чувства формы, пропорций,
композиции.
Задачи и содержание обучения декоративной
аппликации конкретизуется с учетом накопления
опыта и развития ребенка.
Приобщение к декоративной аппликации
начинается с первой младшей группы. Воспитатель
руководствуется известной особенностью
детей: в возрасте 2 – 3лет у здоровых малышей
ярко выражен эмоциональный отклик на
предложение что – либо делать, в чем –
то участвовать, ребенок проявляет готовность
действовать. И главная задача взрослого
– поддержать эту активность, не дать
ей угаснуть, придать ей созидательный
характер. Нельзя упустить этот благоприятный
период детства для развития детской активности
и самостоятельности. Выполняя отдельные
действия вместе с воспитателем, делающим
декоративную аппликацию, дети получают
первые представления о ней как о способе
изображения с помощью бумаги, преобразованной
руками или с использованием инструмента
– ножниц.
Овладение специфическими действиями
с материалом, инструментами, предметами
в раннем возрасте происходят через общение
с взрослым. Только он может передать ребенку
сведение о функциях предметов, орудий,
показать приёмы использования материала
и т.д. в совместной с ним деятельности.
Отдельное действие детей по преобразованию
материала воспитатель включает в целостный
процесс по созданию поделки. Это действия
(сминание бумаги в комочек, скатывание
в шарик), дающее промежуточный результат,
приобретает для ребенка практический
смысл. Действия детей с бумагой постепенно
усложняются. Первые совместные с взрослыми
ручные результативные действия, включенные
в контекст создания определенного «продукта»,
эмоционально подготавливает ребенка
к систематическому и более содержательному
участию в декоративной аппликации. Первые
пробы преобразования материала не требуют
от детей четкого восприятия формы, цвета,
они ещё не участвуют в замысловании изображения,
но уже на четвертом году жизни в декоративной
аппликации могут быть поставлены более
сложные задачи:
- учить детей составлять узоры из геометрических
форм, но полосе, квадрате, прямоугольнике,
равнобедренном треугольнике;
- учить детей правильно держать ножницы,
разрезать узкие полоски по сгибу (согнутые
пополам), а затем более широкие (несколько
взмахов), учить технике намазывания бумажных
деталей клеем: по контору «обрисовывая»
кисточкой с клеем её края;
- формировать у детей осознанное отношение
к порядку выполнения работы: сначала
выложить узор на листе, а затем поочередно
брать и наклеивать каждую деталь;
- воспитывать у дошкольников художественный
вкус, в старшей и подготовительной группе
решаются более сложные задачи:
- учить вырезать детали для декоративной
аппликации из разных материалов (бумага,
ткань) простыми способами – отрезать,
разрезать, вырезать по контору;
- приобщить детей к созданию декоративной
аппликации из сухих листьев, скорректировать
способы приклеивания листьев на основу;
- обогатить содержание декоративной аппликаций,
обеспечив более широкое ознакомление
детей с миром природы, предметами народного
искусства, а также разнообразие используемых
деталей (не только геометрических форм,
но и растительных);
- учить детей располагать детали на округлых
формах: овале, круге, в среднем дошкольном
возрасте тверже и увереннее действует
рука ребенка, поэтому появляется более
сложные способы вырезания; дети сами
могут делать такие детали, как овал, круг,
закругляя углы прямоугольников; срезая
углы по прямой, разрезать квадраты по
диагонали для получения треугольников;
Детям этого возраста для вырезывания
деталей предметного содержания (грибок,
цветок и др.) можно дать трафареты. Опыт
показывает, что дети, работающие с трафаретом
и вырезавшие по контору, в дальнейшем
легче осваивают симметричное и силуэтное
вырезание и обрывание «на глаз».
Если дети рано овладевают ножницами,
то к концу среднего возраста они могут
вырезать детали всеми вышеназванными
способами из ткани, и в результате возможна
декоративная аппликация из ткани. Для
основы используется мешковина, драп,
хлопчатобумажная гладкокрашеная ткань.
На ней можно выполнять узоры как путем
чередования деталей разного цвета и формы,
так и путем создания композиций из элементов
национальных орнаментов разных народов.
Но в отличие от подобных бумажных изделий
декоративной аппликации на ткани более
долговременная и разнообразна в использования
(салфетка, полотенце, ковер, скатерть).
Детей шести–семи лет можно учить декоративной
аппликации (оригами) из сухих листьев
растений: составлять узор, чередуя листья
по форме, величине, цвету и располагая
их симметрично на картонной основе разных
геометрических форм: полосе, квадрате
и т.д.
Нельзя намазывать лист клеем, как деталь
из бумаги или ткани, движением кисточки
по контору – листок начнет крошиться.
Его намазывают движением кисточки от
указательного пальца левой руки к краям
листа.
Для передачи образа детям предоставляется
другие материалы: карандаши, тонкие веточки,
семена. Например, изготовляя декоративную
аппликацию бабочки, брюшка можно сделать
не только из листочка, но и нарисовать,
приклеить тонкую веточку, для глаз использовать
мелкие семена или тоже нарисовать.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают
более сложной техникой вырезывания симметричным,
силуэтном, многослойным, а также техникой
обрывания, плетения. Они могут комбинировать
технику.
Дошкольники осваивают новые способы
прикрепления деталей: пришивание их к
ткани. При этом дети получают два варианта
изображения: плоскостное и полу объёмное
(когда между основой и деталью подкладываются
вата). Во втором случае изображение более
выразительное. Полуобъемная декоративная
аппликация получается и при частичном
наклеивании деталей, например, только
середины снежинки, цветка, бабочки и т.п.
Расширяется содержание декоративной
аппликации. Дети создают более сложные
декоративные узоры, как из геометрических,
так и из растительных форм.
В старшем возрасте дети делают декоративную
аппликацию из соломки, намазывая клеем
контур элементов узора и наклеивая на
него нарезанную соломку.
Систематическое обучение детей разнообразным
способом декоративная аппликация из
различных материалов создает основу
для творческого выражения дошкольника
в самостоятельной деятельности: он может
выбрать содержание декоративной аппликации
(узор на чашке, платке, скатертью), материал
(один или несколько в сочетании) и использовать
разную технику, подходящую для более
выразительного исполнения задуманного.
Таково программное содержание обучения
оригами (декоративной аппликации) в старшем
дошкольном возрасте.
Прохождение программы.
В основу педагогической работы
по моделированию поделок способом
оригами с целью
Методические рекомендации составлены с учетом результатов диагностики, построены на основе "Программы воспитания и обучения в детском саду и под редакцией М.А. Васильевой. Рассчитаны на 8 учебных месяцев.
Педагогическая система включает в себя разнообразные формы работы по моделированию поделок способом оригами, рекомендуется знакомить детей с различными видами бумаги, как основного материала в создании поделок, с различными приемами складывания на основе базовых форм более сложной техники, чем в диагностике. Рекомендуется использование поделок оригами в игровой, театрально оформительской деятельности детей.
Предполагается, что в процессе обучения детей складывании поделок воспитатель создает комфортные материальные условия и теплую творческую атмосферу, которая будет способствовать устойчивому интересу каждого ребенка к выполнению работы и в целом повышению уровня сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «оригами».
Занятие: "Цветы из бумаги"
Цель занятия: Познакомить с созданием цветов из бумаги.
Задачи: Образовательные:
- закрепить умение складывать из бумаги простые фигуры.
- закрепить умение ровно складывать углы. Развивающие: - Развивать творческое и логическое мышление детей. Воспитательные: - Формировать интерес детей к искусству оригами. - Воспитывать аккуратность, терпение.
Ход занятия:
I. Организационный момент
1.Приветствие.
2.Организация рабочего места
II. Первичное восприятие и осознание нового материала.
1.Рассказ-показ
Прошел месяц декабрь, за ним наступил январь. Закончился февраль, и начался март. Пришла весна, а зима уходить не хочет. «Чего это я уходить буду,- говорит зима, вон, вся земля еще снегом покрыта».
Перед детьми выкладывается квадрат белого или голубого цвета.
Но тут пригрело весеннее солнышко, и снег стал таять. «Видишь, - говорит зиме весна. – Снег уже тает, нечего тебе здесь делать. Уходи ».
«Не могу я уйти, - отвечает зима. – У меня вон еще, сколько ледяных гор, кто же за ними ухаживать будет? ».
Квадрат превращается в треугольник.
Но тут ледяные горы стали уменьшаться, уменьшаться и исчезать, ведь прилетели теплые южные ветра, а с ними и…
Треугольник складывается пополам.
Птицы.
«Посмотри, зима, - говорит весна, - уже птицы прилетели. Уходи ».
«Ну и что, - отвечает зима, - птицы и зимой были и ничуть мне не мешали. Не уйду».
И тогда из земли стали появляться…
Треугольник складывается в последний раз и превращается в цветок.
Цветы. Увидела их зима, удивилась…
- Как вы думаете, почему?
И поняла – теперь уж точно пора уходить. Собрала она оставшиеся снега и льды и улетела в холодные края, в северные страны.
- Давайте поможем весне
окончательно победить зиму. А
как? Сделаем целую поляну
III. Практическая работа.
1.Выбор подходящих квадратов, складывание.
2.Приклеивание и
Вырезаем и приклеиваем или дорисовываем землю. - А что еще, кроме головки с лепестками, должно быть у цветка? (Стебель, листья, тычинки).
IV. Итог урока.
Просмотр работ, обсуждение.
Методика работы по обучению оригами в старшей группе (или подготовительной) группе.
Обучая детей конструированию из бумаги воспитатель использует в основном поэтапный показ изготовления поделок, объяснение последовательности их выполнения, обследование готового образца, вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта и так далее. Выбор методов и их применение в различных сочетаниях на занятии зависят от задач обучения и опыта, которыми владели дети. Чтобы привлечь внимание детей к новым видам поделок, воспитатель за несколько дней до занятия в уголке ручного труда организует небольшую выставку образцов предстоящей работы. Показывая эти игрушки, воспитатель обращает внимание детей на то, из каких частей они сделаны и как эти части скреплены между собой. Иногда воспитатель использует индивидуальный показ нового приема, способа действия. На занятиях воспитатель, прежде всего, говорит детям, с какой целью и для чего они будут делать ту или иную поделку, игрушку и обязательно использует поделку по назначению (в игре, как подарок малышам, близким и так далее). Материал по оригами можно использовать в соответствии с запланированными темами занятий по развитию речи и экологии, а сложенные детали игрушек применять как материал для занятий по формированию у детей количественных представлений и овладения счетом.
Прежде чем приступить
к занятиям оригами с детьми, педагог
должен освоить основы техники складирования
бумаги: термины и знаки, принятые
в оригами приемы работы с бумагой,
способы получения базовых
Много могут пальчики-
озорные мальчики:
Могут карандаш держать, чтоб картинки рисовать,
Могут пальчики лепить,
Из бумаги птиц сложить
И машину, и зверей.
Приготовьтесь поскорей!
Вы готовы? Начинаем,
Но сначала посчитаем!
Складывание следует сопровождать пояснением, точно ориентирующим действия, или проводить в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление. Ассоциации применяются в преподавании оригами, начиная с освоения форм, сами названия которых связаны с похожими на них реальными предметами.
Например, базовая форма «воздушный змей» напоминает воздушного змея, но еще больше она похожа на мороженное - сахарную трубочку, поэтому и имеет второе название - «мороженное», наиболее любимое и легче запоминаемое детьми.
Сахарную трубочку нетрудно превратить в вафельный стаканчик, поднять к белой части нижний угол.
Само же мороженное можно «слизнуть», немного опустив уголок.
Для того чтобы получить базовую форму «блинчик» (другие названия, заготовки «конверт», «письмо») следует представить, что плоскость квадрата - блин, в серединку которого положили начинку, и поэтому края нужно аккуратно завернуть, чтобы не осталось щелей и начинка не вытекла. Для этого следует подвести к центру квадрата все четыре угла, отчего вершины углов должны встретиться в центре квадрата - «поздороваться», и не заходить один за другой - «не наступать друг другу на ноги», иначе утолки «поссорятся» и фигурка не получится.
При проглаживании сгибов пальчики превращаются в утюжки, которые сильно прижимают бумагу, или в паровозики, которые быстро мчатся по рельцам-сгибам. При освоении приема «раскрыть карман» можно использовать сказку про мышку, роль которой сыграет указательный палец:
1. B норке поселилась мышка (поместить пальчик в «карман», расслаивая бумагу),
2. Давайте прогоним мышку, сломаем норку (надавить на сгиб сверху).
3. Мышка убежала (убрать пальчик, прогладить сгибы).
Развивать мелкою моторику
рук у детей очень важно, так
как развитие руки находится в
тесной связи с развитием речи
и мышления детей. Уровень развития
мелкой моторики - один из показателей
интеллектуальной готовности к школьному
обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий
уровень развития мелкой моторики,
умеет логически рассуждать, у
него достаточно развиты память и
внимание, связная речь. В дошкольном
возрасте важна именно подготовка к
письму, а не обучение ему, поэтому
работа по развитию мелкой моторики рук
должна начаться, задолго до поступления
в школу. Работа по развитию движения
рук должна проводиться регулярно,
только тогда будет достигнут
наибольший эффект от упражнений. Задания
должны приносить ребенку радость,
нельзя допускать скуки и
Информация о работе Использование оригами в работе с детьми старшей (или подготовительной) группе