Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:41, дипломная работа
Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преследовала и преследует человечество на протяжении многих лет. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.
Введение……………………………………………………………………..… 2
Глава I. История становления социальной работы с
детьми-сиротами в России ……………………………………...… 4
1.1. Призрение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России до 1917 года ………………...…………………............................ 6
1.2. Период государственного обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей с 1917 по 1980 годы ……….... .13
1.3. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей на современном этапе ……………………. .16
Выводы по главе I ……………………………………………………..……. 17
Глава II. Теоретические основы социальной работы с детьми –сиротами и детьми , оставшимся без попечения родителей……………………………..18
2.1. Взаимосвязь социальной работы с другими науками …………..……...18
2.2. Cоциальная адаптация…………………………………………………….22
2.3. Нормативно-правовые акты, защищающие права детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей ……………….……… ..27
Выводы по главе II …………………………………………….…………… ..37
Глава III. Практическая реализация технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей …………………………………..………………….......38
3.1 Трудности социализации детей-сирот………………………………….. ...38
3.2.Технологи социальной работы с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Детский дом как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………40
3.3 опытно- экспериментальное исследование и на базе детского дома по формированию социальной адаптации воспитанников………………………55
3.4 Организация и проведение исследования…………………………………59
3.5 Анализ результатов и выводы по исследованию социальной адаптации детей в Порховском детском доме…………………………………………….63
Заключение………………………………………………………………………70
Литература………………………………………………………………………73
Приложение …………………………………………………………………….7
Министерство образования и Псковский государственный университет Факультет социальных технологий
Кафедра социальной работы и связей с общественностью |
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Социальная работа детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (на примере Порховской школы-интернат 5-7 видов)
|
Выполнила студентка VI курса ОЗ факультета социальных технологий Чернядьева Татьяна Научный руководитель:
Псков. 2013 г. |
|
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. История становления социальной работы с
детьми-сиротами в России ……………………………………...… 4
1.1. Призрение детей-сирот и детей,
1.2. Период
государственного обеспечения
оставшихся без попечения родителей с 1917 по 1980 годы ……….... .13
1.3. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей на современном этапе ……………………. .16
Выводы по главе I ……………………………………………………..……. 17
Глава II. Теоретические основы социальной работы с детьми –сиротами и детьми , оставшимся без попечения родителей……………………………..18
2.1. Взаимосвязь социальной работы с другими науками …………..……...18
2.2. Cоциальная адаптация…………………………………………………….
2.3. Нормативно-правовые акты, защищающие права детей-сирот
и детей, оставшихся без
Выводы по главе II …………………………………………….…………… ..37
Глава III. Практическая реализация технологий
социальной работы с детьми-сиротами
и детьми, оставшимися без попечения
родителей …………………………………..………………….......
3.1 Трудности социализации детей-сирот………………………………….. ...
3.2.Технологи социальной работы с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Детский дом как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………40
3.3 опытно- экспериментальное исследование и на базе детского дома по формированию социальной адаптации воспитанников………………………55
3.4
Организация и проведение
3.5
Анализ результатов и выводы
по исследованию социальной
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение …………………………………………………………………….7
Введение
Актуальность работы
Проблема сиротства - глобальная проблема, охватывающая все страны мира без исключения.
Дети-сироты и дети , оставшиеся без попечения родителей - они ничьи. У них нет семьи, которая стеной оградит от враждебного мира. За них некому заступиться и сами за себя постоять они тоже не могут. Поэтому оказывать помощь им должно общество и государство.
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи:
- с отсутствием родителей,
- лишением их родительских прав,
- ограничением их в родительских правах,
- признанием
родителей безвестно
- недееспособными (ограниченно дееспособными),
- находящимися в лечебных учреждениях,
- объявлением их умершими,
- отбыванием
ими наказания в учреждениях,
исполняющих наказание в виде
лишения свободы, нахождением
в местах содержания под
- уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,
- отказом
родителей взять своих детей
из воспитательных, лечебных учреждений,
учреждений социальной защиты
населения и других
Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преследовала и преследует человечество на протяжении многих лет. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет. Конечно же, существуют множество компаний во всех странах мира, которые борются с этой проблемой. В нашей стране существуют как государственные, так и общественные фонды по работе с детьми – сиротами, что дает шанс верить в то, что когда-нибудь каждый ребенок, у которого нет дома, получит теплую, любящую семью и крышу над головой.
Но в условиях нестабильной экономической, политической жизни страны в России с каждым днем продолжает расти число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в детские дома, дома ребенка, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение количества детей, переданных в семьи, количество детей, переданных в эти учреждения, не уменьшается. По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью волну социального сиротства (после Гражданской и Великой Отечественной войн).
Статистика свидетельствует о том, что по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч всего детского населения (в настоящее время в России проживает около 40 миллионов детей), Россия занимает лидирующее место в мире. Около половины детского населения находится в зоне социального риска. Ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. Именно они пополняют детские социальные учреждения, в частности детские дома. Статус социально-незащищенных предоставляется этим детям временно. В части - воспитание до 18 лет. В части - получение образования до 23 лет. Дети-сироты и дети , оставшиеся без попечения родителей, получают социальную помощь государства как бы авансом. Задача общества состоит в том, чтобы вырастить из них полноценных здоровых граждан, привить им профессиональные и различные жизненные навыки, которые облегчат последующую социальную адаптацию.
Современный мир, строящийся на принципах гуманизма и демократии, не должен допускать того, чтобы количество детей-сирот увеличивалось. Государство и общество должно обеспечить каждому своему маленькому гражданину защиту, поддержку, все его права и свободы.
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это успешное усвоение ими социальных ролей в системе общественных отношений. Причем ребенок-сирота является одновременно объектом и субъектом социальных отношений. В качестве объекта сирота выступает как пассивная сторона, на которую направлено воздействие социальных институтов и групп, формирующих его как личность. В качестве объекта он является активным участником общественных отношений, выступает как саморазвивающаяся личность. Органичное сочетание качеств субъекта и объекта воздействия создает условия для эффективной социальной адаптации ребенка-сироты. Поскольку широко известно о низкой адаптации выпускников сиротских учреждений, и недостаточности методов их социализации и адаптации.
Сущность социализации состоит
в том, что в процессе ее человек
формируется как член того общества,
которому он принадлежит. Социальная адаптация
в этом контексте может
Под социальной адаптацией понимается
процесс активного
Адаптационные изменения
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.
На основании данных исследований М.И. Лисиной, Л.И. Смагиной, А.М. Прихожан Е.А. Волошиненко выделяет факторы, определяющие содержание социализации детей, находящихся в интернатных учреждениях.
1.
Фактор социальной изоляции, который
проявляется в ограниченном
2.
Фактор родительской
1.
Дети, поступившие в интернатное
учреждение из родительских
2.
Дети, от которых родители
3.
Фактор организации
1.
количество детей в
2.
Группы одновозрастные, количество
детей в них намного больше
того, при котором взрослый может
уделять внимание каждому
3.
Жесткая регламентация
4.
Неадекватная организация
5.
Коллективная жизнь
6.
Смена воспитателей ,перевод детей
из группы в группу не
7.
Воспитатели не получают
Проживание
в интернатных учреждениях