Социальная работа с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:41, дипломная работа

Описание

Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преследовала и преследует человечество на протяжении многих лет. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..… 2

Глава I. История становления социальной работы с
детьми-сиротами в России ……………………………………...… 4
1.1. Призрение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России до 1917 года ………………...…………………............................ 6
1.2. Период государственного обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей с 1917 по 1980 годы ……….... .13
1.3. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей на современном этапе ……………………. .16
Выводы по главе I ……………………………………………………..……. 17

Глава II. Теоретические основы социальной работы с детьми –сиротами и детьми , оставшимся без попечения родителей……………………………..18
2.1. Взаимосвязь социальной работы с другими науками …………..……...18
2.2. Cоциальная адаптация…………………………………………………….22
2.3. Нормативно-правовые акты, защищающие права детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей ……………….……… ..27
Выводы по главе II …………………………………………….…………… ..37

Глава III. Практическая реализация технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей …………………………………..………………….......38
3.1 Трудности социализации детей-сирот………………………………….. ...38
3.2.Технологи социальной работы с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Детский дом как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………40
3.3 опытно- экспериментальное исследование и на базе детского дома по формированию социальной адаптации воспитанников………………………55
3.4 Организация и проведение исследования…………………………………59
3.5 Анализ результатов и выводы по исследованию социальной адаптации детей в Порховском детском доме…………………………………………….63
Заключение………………………………………………………………………70
Литература………………………………………………………………………73
Приложение …………………………………………………………………….7

Работа состоит из  1 файл

12.01 новый.docx

— 725.22 Кб (Скачать документ)

  Министерство образования и науки  РФ

Псковский государственный  университет

Факультет социальных технологий

 

 

            Кафедра социальной работы и связей с общественностью

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

Социальная работа детьми-сиротами и

детьми, оставшимися без  попечения родителей

  (на примере Порховской школы-интернат 5-7 видов)

 

 

Выполнила студентка VI курса ОЗ

факультета социальных технологий

Чернядьева Татьяна Александровна

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

Псков. 2013 г.

 
 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..… 2

 

Глава I. История становления социальной работы  с

детьми-сиротами  в России ……………………………………...… 4

1.1. Призрение детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей  в России до 1917 года ………………...…………………............................ 6

1.2. Период  государственного обеспечения детей-сирот  и детей,

     оставшихся без попечения  родителей с 1917 по 1980 годы ……….... .13

1.3. Социальная  работа с детьми-сиротами и  детьми, оставшимися 

       без попечения родителей на современном этапе ……………………. .16

 Выводы  по главе I ……………………………………………………..……. 17

 

Глава II. Теоретические основы социальной работы с детьми –сиротами и детьми , оставшимся без попечения родителей……………………………..18

2.1. Взаимосвязь  социальной работы с другими науками …………..……...18

2.2. Cоциальная  адаптация…………………………………………………….22                                      

2.3. Нормативно-правовые акты, защищающие права детей-сирот

       и детей, оставшихся без попечения  родителей ……………….……… ..27

Выводы по главе  II …………………………………………….…………… ..37

 

Глава III. Практическая реализация технологий социальной работы  с детьми-сиротами и детьми,   оставшимися без попечения родителей …………………………………..………………….......38

3.1 Трудности социализации детей-сирот………………………………….. ...38

3.2.Технологи социальной работы с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Детский дом как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………40

3.3 опытно- экспериментальное   исследование  и на базе  детского дома по формированию социальной адаптации воспитанников………………………55

3.4 Организация и проведение исследования…………………………………59

3.5 Анализ результатов и выводы  по исследованию социальной адаптации  детей в  Порховском детском  доме…………………………………………….63

Заключение………………………………………………………………………70

Литература………………………………………………………………………73

Приложение  …………………………………………………………………….7

Введение

 

Актуальность  работы

       Проблема сиротства - глобальная проблема, охватывающая все страны мира без исключения.

Дети-сироты и дети , оставшиеся  без попечения родителей - они ничьи. У них нет семьи, которая стеной оградит от враждебного мира. За них некому заступиться и сами за себя постоять они тоже не могут. Поэтому оказывать помощь им должно общество и государство.

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи:

- с отсутствием  родителей,

- лишением  их родительских прав,

- ограничением  их в родительских правах,

- признанием  родителей безвестно отсутствующими,

- недееспособными  (ограниченно дееспособными),

- находящимися  в лечебных учреждениях,

- объявлением  их умершими,

- отбыванием  ими наказания в учреждениях,  исполняющих наказание в виде  лишения свободы, нахождением  в местах содержания под стражей  подозреваемых и обвиняемых в  совершении преступлений,

- уклонением  родителей от воспитания детей  или от защиты их прав и  интересов,

- отказом  родителей взять своих детей  из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты  населения и других аналогичных  учреждений.

 

 Проблема детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, преследовала и преследует человечество на протяжении многих лет. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет. Конечно же, существуют множество компаний во всех странах мира, которые борются с этой проблемой. В нашей стране существуют как государственные, так и общественные фонды по работе с детьми – сиротами, что дает шанс верить в то, что когда-нибудь каждый ребенок, у которого нет дома, получит теплую, любящую семью и крышу над головой.

Но в условиях нестабильной экономической, политической жизни страны в России с каждым днем продолжает расти число выявленных детей, оставшихся без попечения  родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в детские дома, дома ребенка, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение количества детей, переданных в семьи, количество детей, переданных в эти учреждения, не уменьшается. По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью волну социального сиротства (после Гражданской и Великой Отечественной войн).

Статистика  свидетельствует о том, что по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч всего детского населения (в настоящее время в России проживает около 40 миллионов детей), Россия занимает лидирующее место в  мире. Около половины детского населения  находится в зоне социального  риска. Ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. Именно они пополняют детские социальные учреждения, в частности детские дома. Статус социально-незащищенных предоставляется этим детям временно. В части - воспитание до 18 лет. В части - получение образования до 23 лет. Дети-сироты и дети , оставшиеся  без попечения родителей, получают социальную помощь государства как бы авансом. Задача общества состоит в том, чтобы вырастить из них полноценных здоровых граждан, привить им профессиональные и различные жизненные навыки, которые облегчат последующую социальную адаптацию.

Современный мир, строящийся на принципах гуманизма  и демократии, не должен допускать  того, чтобы количество детей-сирот  увеличивалось. Государство и общество должно обеспечить каждому своему маленькому гражданину защиту, поддержку, все его  права и свободы.

Социальная  адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это успешное усвоение ими социальных ролей в системе общественных отношений. Причем ребенок-сирота является одновременно объектом и субъектом социальных отношений. В качестве объекта сирота выступает как пассивная сторона, на которую направлено воздействие социальных институтов и групп, формирующих его как личность. В качестве объекта он является активным участником общественных отношений, выступает как саморазвивающаяся личность. Органичное сочетание качеств субъекта и объекта воздействия создает условия для эффективной социальной адаптации ребенка-сироты. Поскольку широко известно о низкой адаптации выпускников сиротских учреждений, и недостаточности методов их социализации и адаптации.

Сущность социализации состоит  в том, что в процессе ее человек  формируется как член того общества, которому он принадлежит. Социальная адаптация  в этом контексте может рассматриваться  как показатель степени вовлеченности  личности в этот процесс.

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает  объектом воздействия социальной среды  и активным субъектом, осознающим влияние  этой среды. Процесс адаптации —  это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы  социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность — это сущностная сторона человека, его качественная характеристика. Исключением здесь могут быть только психически больные люди или те, кто не прошел с детства этапы социализации («эффект Маугли»).

 Адаптационные изменения представляют  собой более или менее сознательные  изменения, через которые проходит  личность в результате трансформации,  перемены ситуации. Изменения постоянно  сопровождают жизнь человека, поэтому  для каждого индивида важно  быть готовым к критическим  периодам, поворотным моментам, сознательному  пересмотру своей жизненной позиции  в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.

Многочисленные  исследования психологов и педагогов  показывают, что помещение ребенка  в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь  приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка  в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной  жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить  свою семью.

На  основании данных исследований М.И. Лисиной, Л.И. Смагиной, А.М. Прихожан Е.А. Волошиненко выделяет факторы, определяющие содержание социализации детей, находящихся  в интернатных учреждениях.

1. Фактор социальной изоляции, который  проявляется в ограниченном взаимодействии  с социальной средой, определенной  закрытости интернатных учреждений. В системе взаимодействия ребенка  с социальной средой наблюдается  «разрыв». Из-за этого возникают  трудности в усвоении социального  опыта, что отражается на трех  сферах социализации: общения, деятельности, формирования самосознания.

2. Фактор родительской депривации. Здесь необходимо рассмотреть  два случая.

1. Дети, поступившие в интернатное  учреждение из родительских семей.  Эти дети имеют отрицательный  опыт семейной социализации. Они  идентифицируют различные формы  девиантного поведения родителей  (пьянство, насилие, невыполнение  родительских обязанностей). Усвоенный  отрицательный семейный опыт  воспроизводится как уже собственное  девиантное поведение (правонарушения, преступления, побеги, бродяжничество).

2. Дети, от которых родители отказались  еще в роддоме и никогда  не проживали в родительской  семье. Эти дети никогда не  выполняли роли сына или дочери.

3. Фактор организации жизнедеятельности  детей в интернатных учреждениях.

1. количество детей в интернатном  учреждении превышает тот уровень,  при котором возможно создание  условий, приближенных к семейным.

2. Группы одновозрастные, количество  детей в них намного больше  того, при котором взрослый может  уделять внимание каждому ребенку.

3. Жесткая регламентация деятельности  детей и взрослых, акцент на  дисциплинарные моменты, бедность  событий в их совместной жизни  не предоставляют содержательных  поводов для общения.

4. Неадекватная организация жизненного  пространства в интернатных учреждениях.  Архитектура помещений не предусматривает  наличия собственной территории, вынуждая детей постоянно пребывать  в чрезмерно большом коллективе  сверстников.

5. Коллективная жизнь преобладает  над личной. В области личной  жизни ребенок лишен всего  необходимого: близких взрослых, своего  «угла», личных игрушек и своих  вещей, свободы перемещения внутри  и вне помещения, контактов  с людьми, выбора занятий и  игр. Социализация личности происходит  как часть коллективного целого. Личность вторична по отношению  к коллективу.

6. Смена воспитателей ,перевод детей  из группы в группу не позволяет  устанавливать адекватные отношения  ребенка со взрослым.

7. Воспитатели не получают специальной  подготовки для работы с детьми, лишенными родительской опеки.

Проживание  в интернатных учреждениях откладывает  своеобразный отпечаток на три сферы  социализации. Общение характеризуется: 1. неполноценностью общения со взрослыми  и сверстниками; 2. отсутствием общения  с родителями; 3. неготовностью к  общению в социуме. Деятельность характеризуется: 1. отсутствием самостоятельности; 2. неумением регулировать свою деятельность; 3. трудностью адаптации к новым  условиям жизни. Развитие самосознания имеет свои особенности: 1. нарушены механизмы становления собственной  идентичности; 2. неумение адекватно  оценивать себя; 3. ориентированность  на проблемы актуальной жизнедеятельности  и самого ближайшего будущего .Все это откладывает особый отпечаток на проживание ребенка-сироты в учреждении интернатного типа. Это отражается на его поведении, его отношении со сверстниками и воспитателями. На каждом возрастном этапе эти особенности имеют характерные черты. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, не имеют опыта благополучной семейной жизни, связи с семьей изначально атрофированы или разрушены, их никто не любил и о них никто не заботится. Это дети, в отношении которых с самого рождения допускается социальная несправедливость. Они ощущают себя в этом мире брошенными и очень одинокими.

Информация о работе Социальная работа с детьми-сиротами