Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:57, дипломная работа
Цель нашей работы заключается в том, чтобы исследовать влияние уроков труда с экологическим компонентом на формирование знаний об окружающей действительности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и разработать серию занятий по трудовому обучению с экологической направленностью.
Для достижения намеченной цели нами были определены следующие задачи:
Изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме исследования;
Разработать и провести констатирующий эксперимент;
Проанализировать результаты констатирующего эксперимента;
Разработать и провести серию внеурочных занятий по трудовому обучению с экологическим компонентом;
Провести контрольный эксперимент и проанализировать полученные данные.
Введение.……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Проблема экологической направленности трудового обучения в младших классах ……………………………………………………..……………..6
Экологическое образование, воспитание и формирование экологических знаний………………………………………………………………………….6
Особенности применения принципа межпредметной интеграции на уроках в начальной школе……………… ….. …………………………......12
Особенности трудовой деятельности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида…………………………..18
Экологическая направленность уроков труда. ………………………. …..20
Глава 2 Сформированность экологических знаний учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида…………………………………25
2.1. Методика констатирующего эксперимента………………………………….25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………………29
Глава 3. Экологическая направленность трудового обучения младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………...37
3.1. Методика формирующего эксперимента…………………………………….37
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента…………………………47
Заключение………………………………………………………………………...55
Список литературы…………………
Федеральное агентство по образованию
Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
2005
Содержание
Введение.………………………………………………………
Глава 1 Проблема экологической направленности трудового обучения в младших классах ……………………………………………………..……………..6
Глава 2 Сформированность экологических знаний учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида…………………………………25
2.1. Методика констатирующего эксперимента………………………………….25
2.2.
Анализ результатов констатирующего эксперимента………………………29
Глава
3. Экологическая направленность трудового
обучения младших школьников с нарушением
интеллекта…………………………………………...
3.1. Методика формирующего эксперимента…………………………………….37
3.2.
Анализ результатов формирующего эксперимента…………………………47
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение
Введение
В настоящее время
В системе экологического
В современной педагогике идея экологического воспитания младших школьников активно находит свое воплощение. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В практике преподавания с начала 90-х годов в программы самых различных предметов все чаще включаются экологические направления. Тема человека и среды его обитания достаточно ярко рассматриваются на уроках естественного цикла. Много внимания уделяется этому вопросу и во внеклассной работе. В то же время в трудовом обучении, где самой учебной программой заложены основы ознакомления детей с окружающей средой и практической деятельностью внутри нее, экологическое направление не развивается. Психолого-педагогические исследования Давыдова А.И. (1983), Занкова Л.В. (1971), Мухиной Н.С. (1989) подтверждают тот факт, что возрастные особенности младших школьников способствуют формированию основ экологической культуры.
Особенно актуальна работа в
данном направлении в
Таким образом, предложенная проблема представляет практический интерес в системе трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида и требует исследования, разработки и внедрения.
Цель нашей работы заключается в том, чтобы исследовать влияние уроков труда с экологическим компонентом на формирование знаний об окружающей действительности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и разработать серию занятий по трудовому обучению с экологической направленностью.
Для достижения намеченной
В ходе работы были использованы следующие группы методов:
Объектом исследования является учебно-познавательная деятельность младших школьников с нарушением интеллекта.
Предметом исследования является экологических знаний у младших школьников с нарушением интеллекта.
Гипотеза нашего исследования состоит в следующем: экологическая направленность трудового обучения способствует формированию знаний по темам исследования у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Глава 1. Проблемы экологической направленности трудового обучения в младших классах
1.1. Экологическое образование, воспитание и формирование экологических знаний
Важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли является образование людей в области окружающей среды, экологического воспитания всего населения и особенно подрастающего поколения.
Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально - природной среде. Реальным выражением ответственного отношения к природе является обладание экологической культурой.
Формирование экологической культуры личности Николаева С.Н. [30, с. 125] рассматривает как длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека под влиянием жизненного опыта, воспитания, научных знаний, искусства, самосовершенства. Экологическая культура представляет собой целостную систему, состоящую из ряда взаимосвязанных элементов:
а) система экологических знаний включает естественно - научные, ценностные, нормативные, практические знания;
б) экологического мышления, включающего установление причинно-следственных, вероятностных, прогностических связей; осознания истоков, сущностей и путей решения экологических проблем, принятие решений в ситуациях нравственного выбора и прогноза;
в) культуры чувств: «морального резонанса», сочувствия, сопереживания, чувства гражданственности, патриотизма;
г) культура экологически оправданного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка [27, с. 58].
Проявлением экологической культуры является экологически обусловленная, ответственная деятельность.
Экологическая ответственность находит своё проявление в таких эмоциональных состояниях школьника, как тревога, озабоченность.
В качестве внутреннего «стержня» экологической культуры вступает система ценностей. Ценность - это человеческое измерение вещей. Человек наделяет процессы, явления, предметы действительности смыслом, делая их лично значимыми для себя.
Формирование экологической культуры школьников зависит от возраста учащихся. Важнейшей целью формирования экологической культуры младших школьников является развитие наблюдательности, любознательности, повышение эмоционально - эстетического восприятия окружающего мира при непосредственном общении с природой, приобщение учащихся к посильному труду. Ведущей идеей на этом этапе является осознание школьниками идеи разносторонней ценности природы. Важно формировать и нравственные позиции ребенка. В основе их лежит осознание того, что формирование экологической культуры школьников определяет совокупность и взаимосвязь следующих задач:
В школьном курсе начального природоведения формируются в основном первоначальные понятия, которые впервые вводят детей в понимание закономерностей окружающего мира, опираются на чувственный опыт младшего школьника и обеспечивают переход от понятия явления к его сущности. Главная особенность первоначальных понятий состоит в том, что независимо от возраста учащихся осуществляется первоначальное усвоение закономерностей, сущности объекта или явления окружающей действительности на имеющейся у школьников чувственной основе. Усвоение же первоначальных научных понятий обуславливает переход младших школьников к научному познанию окружающей их действительности.