Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:57, дипломная работа
Цель нашей работы заключается в том, чтобы исследовать влияние уроков труда с экологическим компонентом на формирование знаний об окружающей действительности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и разработать серию занятий по трудовому обучению с экологической направленностью.
Для достижения намеченной цели нами были определены следующие задачи:
Изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме исследования;
Разработать и провести констатирующий эксперимент;
Проанализировать результаты констатирующего эксперимента;
Разработать и провести серию внеурочных занятий по трудовому обучению с экологическим компонентом;
Провести контрольный эксперимент и проанализировать полученные данные.
Введение.……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Проблема экологической направленности трудового обучения в младших классах ……………………………………………………..……………..6
Экологическое образование, воспитание и формирование экологических знаний………………………………………………………………………….6
Особенности применения принципа межпредметной интеграции на уроках в начальной школе……………… ….. …………………………......12
Особенности трудовой деятельности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида…………………………..18
Экологическая направленность уроков труда. ………………………. …..20
Глава 2 Сформированность экологических знаний учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида…………………………………25
2.1. Методика констатирующего эксперимента………………………………….25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………………29
Глава 3. Экологическая направленность трудового обучения младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………...37
3.1. Методика формирующего эксперимента…………………………………….37
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента…………………………47
Заключение………………………………………………………………………...55
Список литературы…………………
К первоначальным научным понятиям о природе и её использовании человеком в начальной школе можно отнести также: «Неживая природа», «Живая природа», «Сезонные изменения в жизни растений и животных», «Смена времен года», «Почва», «Полезные ископаемые» и др. Все эти сведения о природе и взаимосвязях в ней учащихся получают в процессе изучения курса природоведения.
Природоведение содержит элементы различных наук о природе и поэтому имеет важное пропедевтическое значение, так готовят детей к изучению многих дисциплин естественного цикла.
Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой обитания и между собой. В основе экологического воспитания – адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда. Эти понятия могут стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.
Цель экологического воспитания младших школьников - формирование экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой , который обеспечит его выживание и развитие. Все это помогает становлению осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим, а также людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, средой их обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
По данным Николаевой С.Н. [30, с. 129], задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, которые сводятся следующему:
Содержание экологического
Экологические знания, предназначенные для детей, отвечают моменту “истины” в общечеловеческих ценностях, “добро” и “красоту” дети обретают в процессе трансформации знаний в отношение.
Передача экологических знаний это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования педагогом личностно-ориентированных методов работы с младшими школьниками. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе. Самостоятельная деятельность ребенка осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями и является интерпретацией усвоенной информации. Факт наличия такой деятельности - показатель отношения ребенка к тому содержанию, которое она в себе несет.
В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:
Разнообразная
деятельность естественным образом
связывает экологическое
1.2. Особенности применения принципа межпредметной интеграции на уроках в начальной школе
За последнее время усилилось внимание к двум взаимообратным тенденциям школьного обучения – дифференциации и интеграции. (Под дифференциацией понимают расчленение, разделение целого на составляющие его элементы; под интеграцией – процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию). С одной стороны, в достаточно широком эксперименте представлены идеи дифференциации обучения, реализуемые через функцию обучения в старших классах (возникновение классов разного профиля, относящихся к гуманитарному, техническому или физико-математическому направлениям). С другой стороны, - это идеи интеграции, проникающие, прежде всего в начальную школу.
Условия демократизации дали
учителю широкие возможности
для творчества: вносятся коррективы
в учебные программы с учётом
индивидуальных особенностей
Интеграция – новый подход
к обучению и воспитанию
Проблема интеграции обучения
и воспитания в начальной
Отдельные аспекты
Ряд работ посвящён проблемам межпредметных и внутрипредметных связей в начальном обучении, являющихся «зоной ближнего развития» для постепенного перехода к интеграции учебных предметов (Т.Г.Рамзаева (1994), Г.В.Бельтюкова (1990), Н.Я.Виленкин (1989).
Интеграционные связи между
В начальной школе роль
Как считает Федорова В.Н., Кирюшкин Д.М., применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения: во – первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во- вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения). Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира, как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Реализация этой цели начинается уже на начальной ступени образования. Интеграция также – средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний. В первую очередь она призвана заполнить незнание на стыке уже имеющихся дифференцированных знаний, установить существующие связи между ними. Она направлена на развитие эрудиции учащихся, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В тоже время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему [56, с. 93].
Сложность проблемы
Внутрисистемные ассоциации обеспечивают познание учащимися целостных систем знаний. Происходит широкое использование знаний в пределах изучаемого предмета, так как внутрисистемные ассоциации отражают причинно- следственные, временные, пространственные, количественные и другие связи. Межпредметные ассоциации являются высшей ступенью умственной деятельности. Они объединяют разные системы знаний, обобщают их, дают возможность познать явление или процесс в его многообразии. На уровне этих ассоциаций возникают общие понятия. Формирование межсистемных ассоциаций позволяет использовать знания из разных областей, подчинять их друг другу, устанавливать взаимосвязи на стыке знаний. Изложенные психологические посылки дают возможность определить основные черты возможностей интеграции в начальной школе.
Интеграция в начальной школе должна иметь количественный характер – «немного обо всём». Это значит, что дети получают всё новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний (двигаясь в познании по спирали). Психологическая основа этого вида интеграции – существование локальной ассоциации – существование локальной ассоциации, характерной для младшего школьного возраста и возможность формирования частносистемных ассоциаций. Международный педагогический опыт показывает, что на сегодняшний день наиболее оправдавшие себя формы интеграции в начальной школе – это интегрированные курсы и осуществление преподавания различных учебных дисциплин одним учителем.