Экологическая направленность уроков трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:57, дипломная работа

Описание

Цель нашей работы заключается в том, чтобы исследовать влияние уроков труда с экологическим компонентом на формирование знаний об окружающей действительности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и разработать серию занятий по трудовому обучению с экологической направленностью.
Для достижения намеченной цели нами были определены следующие задачи:
Изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме исследования;
Разработать и провести констатирующий эксперимент;
Проанализировать результаты констатирующего эксперимента;
Разработать и провести серию внеурочных занятий по трудовому обучению с экологическим компонентом;
Провести контрольный эксперимент и проанализировать полученные данные.

Содержание

Введение.……………………………………………………………………………..3

Глава 1 Проблема экологической направленности трудового обучения в младших классах ……………………………………………………..……………..6
Экологическое образование, воспитание и формирование экологических знаний………………………………………………………………………….6
Особенности применения принципа межпредметной интеграции на уроках в начальной школе……………… ….. …………………………......12
Особенности трудовой деятельности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида…………………………..18
Экологическая направленность уроков труда. ………………………. …..20

Глава 2 Сформированность экологических знаний учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида…………………………………25
2.1. Методика констатирующего эксперимента………………………………….25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………………29
Глава 3. Экологическая направленность трудового обучения младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………...37
3.1. Методика формирующего эксперимента…………………………………….37
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента…………………………47
Заключение………………………………………………………………………...55
Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Диплом Надя.doc

— 396.50 Кб (Скачать документ)

           В начальной школе интеграцию  целесообразно строить на объединении  достаточно близких областей знаний. На дальнейших ступенях обучения  она стремиться к объединению стыков фундаментальных наук. Следует иметь в виду, что для интеграции в начальном обучении и воспитании существуют как благоприятные и неблагоприятные факторы. Эти факторы во многом определяют тактику интеграции. [47, с. 13]

            Раскроем факторы, влияющие на  эффективность интегрированных  уроков.

      I.   Прежде всего, выясним какие уроки более приемлемы для интеграции. В основе таких уроков – близость содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи. Уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму) – уже интегрированные уроки. Кроме названных изначально интегрированных курсов, следует выделить возможное сочетание таких предметов, как чтение – русский язык, чтение – природоведение, чтение – ИЗО, чтение - музыка, природоведение-математика, природоведение – трудовое обучение, математика – трудовое обучение, математика – физкультура и т д.

      II.Интегрирование на межпредметной основе в дидактической системе предполагает адекватность действий учителя (обучающая деятельность) и действий учащихся (учебно – познавательная деятельность). Обе деятельности имеют общую структуру:  цели, мотивы, содержание, средства, результаты, контроль. Однако содержание деятельности учителя и учащихся имеет различия.

      Не  меньше возможностей для установления межпредметных связей представляют уроки природоведения и труда. Усиление экологической направленности курсов трудового обучения и природоведения - это реальный шаг в направлении «экологизации» начальной школы в целом.

      Но  прежде чем ребята придут к конкретному  результату и сделают определенные выводы, творчески работающий учитель сделает так, чтобы эти выводы не навязывались ученику, а органично вытекали из всего, что он увидел, услышал, почувствовал, прочитал, осмыслил, сделал своими руками на занятиях и применил сделанное на практике, на уроке, на внеклассном мероприятии. На уроках сельскохозяйственного труда дети обращаются к природоведческим знаниям, которые в процессе выполнения разных практических работ обогащаются, расширяются. Труд детей в природе с природными объектами положительно влияет на расширение практических умений и навыков, являясь при этом действительным средством формирования бережного отношения к природе. В процессе изучения жизни природы учителя часто пользуются средствами изобразительного искусства и музыки, причём на уроках музыки используют изобразительные средства наглядности, а на уроках изобразительного искусства музыку.

      Осуществление междисциплинарных связей на основе интегрирующей идеи об оптимизации взаимодействия природы и общества, очевидно, потребует, с одной стороны, найти возможность точек соприкосновения в учебном содержании практически всех предметов, с другой стороны, введение новых подходов [56, с. 84].

 

      1.3. Особенности трудовой деятельности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

          Основным видом человеческой деятельности является труд. Трудовая деятельность – та форма проявления жизненной активности человека, которая оказывает решающее влияние на его развитие.

           Труд играет большую роль в  судьбе умственно отсталых школьников. По мнению Г.М. Дульнева [20, с. 47], С.Л. Мирского (1989), В.А. Шинкаренко (1986), Б.И. Пинского [39, с. 53], именно  трудовая деятельность служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений учащихся, а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Как известно, любая трудовая деятельность осуществляется при участии и под контролем познавательных процессов. В ходе выполнения трудовых заданий можно обнаружить, насколько усвоил ученик знания по отдельным общеобразовательным дисциплинам и каковы его возможности в использовании этих знаний в практической деятельности.

           В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются многие личностные качества школьников с проблемами в развитии: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль, чувство коллективизма. Важной задачей, стоящей перед специальной (коррекционной) школой, является развитие у учащихся общетрудовых умений и навыков, необходимых в любой трудовой деятельности. Школьников нужно научить планировать свои действия, контролировать их выполнение [7,с. 5-32].

           Один из характерных недостатков трудовой деятельности умственно отсталых учеников – низкая самостоятельность, которая во многом обусловлена  недостаточным умением детей ориентироваться в задании. Учащиеся младших классов вспомогательной школы часто приступают к работе без предварительного анализа изделия, не планируют ход его  изготовления. В результате их действия оказываются неадекватными цели, стоящей перед ними. Не менее сложным для учащихся оказывается составление плана предстоящей трудовой деятельности, а также выполнение изделий по плану, представленному в виде словесной инструкции. Поэтому младшим школьникам с недостатками умственного развития требуется развернутая, подробная инструкция, которая дает возможность детям выстроить план и действовать затем последовательно, используя те приемы, которые нужны для изготовления изделия. Самостоятельно, без специального обучения, умственно отсталые ученики не могут руководствоваться в своей деятельности наглядными инструкциями. С.Л. Мирский (1989) считает, что недостатки планирования, наблюдаемые у школьников-олигофренов, объясняются их низкой способностью действовать во «внутреннем плане», т.е. мысленно изменять положение предмета, его форму; представить себе процесс изготовления предмета от заготовки до завершающей операции.

           Трудовое воспитание должно способствовать формированию у детей потребности трудится, чувства ответственности за выполняемую работу, положительного отношения к труду. Таким образом, ведущая роль в формировании у учеников общетрудовых умений принадлежит учителю. Без его участия, особенно на начальных этапах обучения, умственно отсталые школьники самостоятельно не готовы привлекать имеющиеся знания для выполнения трудового задания. Только благодаря систематической помощи педагога возможно формирование обобщенных умений планировать, контролировать, корригировать свои действия, переносить имеющийся опыт в новые условия, действовать точно в соответствии с инструкцией.

 

       1.4. Экологическая направленность уроков труда

           Поскольку у младших школьников  с проблемами в развитии весь комплекс знаний об окружающей среде сосредоточен на конкретных представлениях о явлениях природы и свойствах отдельных ее предметов, то именно от этих знаний идет формирование представлений об окружающем мире и природно-социальном окружении как о своем доме. Вопрос экологической направленности уроков трудового обучения в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида рассматривается Антиповым В.И. в двух направлениях:

  1. Нравственно-этическое поведение учащихся в окружающей среде и правильное отношение к ней.

      Учащиеся  непосредственно, на практике, сами учатся познавать 

      экологические проблемы и становятся причастными, даже в малом, к их решению. Экологическая  направленность уроков труда закладывает  фундамент ответственного отношения к окружающей среде уже на начальных этапах обучения младших школьников. С учетом педагогической и психологической точек зрения детское творчество – это эффективное средство воспитания «человека разумного», а целенаправленный процесс обучения в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны - это формирование «человека умелого». Особое место в этих отношениях занимают уроки-экскурсии. Ведь именно здесь учащиеся видят влияние хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды. Экскурсионные уроки в природную среду имеют немаловажное значение, поскольку именно они заставляют задуматься о том, насколько тонка грань между природными компонентами, как легко сдвинуть экологическое равновесие в сторону экологического бедствия. В городских условиях негативных примеров множество – от вытоптанных газонов и поломанных деревьев до гибнущих от дымовых выбросов целых природных сообществ (сохнущие тополя вдоль загазованных транспортных магистралей, сорная растительность на месте клумб с цветами-многолетниками). Все это последствия так называемой «хозяйственной деятельности человека».

  1. Использование на уроках различных природных материалов.

      На  занятиях по трудовому обучению школьники  используют

      предусмотренные программой природные материалы. Этот вид занятий с младшими умственно  отсталыми школьниками дает возможность  педагогу проводить коррекционно-воспитательную работу, направленную как на совершенствование и закрепление умений и навыков ручного труда, так и на воспитание творческого воображения и художественного вкуса у данной категории детей. Бытующее мнение об отсутствии творческого начала в умственной деятельности учащихся опровергается практикой работы с этими детьми. Умственно отсталый ребенок, так же как и нормальный, мыслит образами. Эти образы своеобразны, иногда искажены неверными представлениями и понятиями. Задача педагога коррекционной школы состоит в том, чтобы исправить эти неверные представления, дать правильные понятия и развить у них образное мышление. Работа с природными материалами дает возможность формировать у детей интерес к предметам, которые раньше не задерживали на себе внимание. Опыт показал, что этот вид работы доставляет детям большое удовольствие [2,   c.8-10].

           Природные материалы по происхождению  делятся на 3 группы:

  • Материалы растительного происхождения (листья, цветы, плоды, ветки, корни, кора и т.п.);
  • Материалы животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья);
  • Материалы минерального происхождения (камни, песок, глина, ракушки) [14, с.11].

          Работа с материалами растительного  мира – леса, сада, поля является  наиболее доступной для учащихся  младших классов специальной  (коррекционной) школы 8 вида. В организационном отношении этот вид занятий не связан с большими затруднениями. Для занятий не требуется дорогостоящих инструментов и оборудования, специального помещения – все можно организовать в обычной классной комнате. Следует только заблаговременно запастись соответствующими материалами. Для заготовки материалов необходимо привлекать самих учащихся, используя каждый выход или выезд в природу; можно организовывать специальные экскурсии.

      Сбор  природных материалов обычно сопровождается рассказом педагога, который обращает внимание детей на величину, форму, цвет листьев, шишек, орехов, коры, мха, а также пытается выяснить сходство этих природных материалов с предметами, которые могут быть из них сделаны. Организуя сбор природных материалов, учитель знакомит учащихся с охраной природы. Надо объяснить детям, что собирать материалы следует так, чтобы не нанести ущерба растениям. Листья, плоды, семена следует брать только опавшие. Древесная кора может быть использована только от старых и больных деревьев, пней или собранная на порубках. Совершенно недопустимо ломать ветки при сборе материала, сбивать плоды и семена [29, с. 34].

           Сравнивая и исследуя свойства  и качества разнообразных природных  материалов, учащиеся заинтересованно  и творчески выполняют предложенные задания, что значительно усиливает эффективность и продуктивность занятий. Использование новых тем и направлений делает уроки труда не только интересными в творческом плане, но и в познавательном, особенно при использовании в практике широкого спектра разнообразных материалов. Изучая их многообразие, дети узнают об их свойствах, что, несомненно, заставляет задумываться об их рациональном использовании с целью создания благоприятной окружающей среды как среды обитания каждого человека. Сам человек при этом выступает как «человек умелый» (в плане творчества) и «человек разумный» (в нравственном аспекте) – по определению Горощенко В.П. Данные компоненты, таким образом, направлены на развитие активной, творческой личности, осознающей свою роль в мире природы и рукотворном мире вещей [14, с.78].

           В практике преподавания, начиная  с первого класса, учащиеся знакомятся  с разнообразным миром природных  материалов. Дети учатся находить  и отмечать не только красоту  природных элементов, заключающуюся  в многообразии форм и окраски, но и ощущать отличительные свойства этих материалов. Шаг за шагом, делая для себя новые открытия, младшие школьники узнают о неразрывной связи всех природных компонентов. Далее, знакомясь с новыми рабочими материалами, учащиеся видят, что такие привычные и знакомые бумага, картон, ткань тоже пришли к нам из мира природы и сохранили многие его свойства. Отсюда следуют правила пользования и обращения с ними в процессе работы, закладывается осознанное и бережное отношение к тому, что изначально дала человеку природа.

           К 3-4 классу у детей в некоторой  степени развивается умение видеть  материал и создавать под руководством  педагога интересные образы, используя  растительные природные материалы.  Вновь учащиеся открывают для  себя то новое, что дает природа для творческой деятельности человеку,- цветы и листья, семена и плоды, кору, ветки и многое другое. На завершающей стадии обучения в начальном звене учащиеся могут самостоятельно выполнить оригинальные изделия по заданной теме [14, c.55].

            Итак, правильно используя в процессе  выполнения работы качества материалов, можно добиться интересных результатов  в художественном моделировании,  попутно решая задачи экологического  содержания. Кроме этого, дети  получают знания о целесообразной трудовой деятельности людей, о характере трудовых операций в зависимости от времени года, изучают роль труда, укрепления здоровья и его охраны, учатся применять на практике теоретические знания. Работая на уроке труда с различными материалами они в итоге получают не только продукт своей деятельности – конкретное изделие, но и учатся помогать друг другу, выручать, оказывать помощь и создают во время работы свою окружающую микросреду, в которую включаются кроме субъектов(учащихся) всевозможные объекты: материалы, инструменты, приспособления и продукты труда, а также отходы и мусор как неизбежный результат любой работы. Сразу же возникает проблема комфортности, уюта, которую учащиеся пытаются решать различными способами: наводить чистоту после окончания после окончания работы или поддерживать ее на протяжении всего урока. С этой задачей помогают справиться понятия «экологическая ответственность» и «экологическая безопасность».

Информация о работе Экологическая направленность уроков трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида