Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:57, дипломная работа
Цель нашей работы заключается в том, чтобы исследовать влияние уроков труда с экологическим компонентом на формирование знаний об окружающей действительности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и разработать серию занятий по трудовому обучению с экологической направленностью.
Для достижения намеченной цели нами были определены следующие задачи:
Изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме исследования;
Разработать и провести констатирующий эксперимент;
Проанализировать результаты констатирующего эксперимента;
Разработать и провести серию внеурочных занятий по трудовому обучению с экологическим компонентом;
Провести контрольный эксперимент и проанализировать полученные данные.
Введение.……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Проблема экологической направленности трудового обучения в младших классах ……………………………………………………..……………..6
Экологическое образование, воспитание и формирование экологических знаний………………………………………………………………………….6
Особенности применения принципа межпредметной интеграции на уроках в начальной школе……………… ….. …………………………......12
Особенности трудовой деятельности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида…………………………..18
Экологическая направленность уроков труда. ………………………. …..20
Глава 2 Сформированность экологических знаний учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида…………………………………25
2.1. Методика констатирующего эксперимента………………………………….25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………………29
Глава 3. Экологическая направленность трудового обучения младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………...37
3.1. Методика формирующего эксперимента…………………………………….37
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента…………………………47
Заключение………………………………………………………………………...55
Список литературы…………………
В начальной школе интеграцию
целесообразно строить на
Раскроем факторы, влияющие на эффективность интегрированных уроков.
I. Прежде всего, выясним какие уроки более приемлемы для интеграции. В основе таких уроков – близость содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи. Уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму) – уже интегрированные уроки. Кроме названных изначально интегрированных курсов, следует выделить возможное сочетание таких предметов, как чтение – русский язык, чтение – природоведение, чтение – ИЗО, чтение - музыка, природоведение-математика, природоведение – трудовое обучение, математика – трудовое обучение, математика – физкультура и т д.
II.Интегрирование на межпредметной основе в дидактической системе предполагает адекватность действий учителя (обучающая деятельность) и действий учащихся (учебно – познавательная деятельность). Обе деятельности имеют общую структуру: цели, мотивы, содержание, средства, результаты, контроль. Однако содержание деятельности учителя и учащихся имеет различия.
Не меньше возможностей для установления межпредметных связей представляют уроки природоведения и труда. Усиление экологической направленности курсов трудового обучения и природоведения - это реальный шаг в направлении «экологизации» начальной школы в целом.
Но прежде чем ребята придут к конкретному результату и сделают определенные выводы, творчески работающий учитель сделает так, чтобы эти выводы не навязывались ученику, а органично вытекали из всего, что он увидел, услышал, почувствовал, прочитал, осмыслил, сделал своими руками на занятиях и применил сделанное на практике, на уроке, на внеклассном мероприятии. На уроках сельскохозяйственного труда дети обращаются к природоведческим знаниям, которые в процессе выполнения разных практических работ обогащаются, расширяются. Труд детей в природе с природными объектами положительно влияет на расширение практических умений и навыков, являясь при этом действительным средством формирования бережного отношения к природе. В процессе изучения жизни природы учителя часто пользуются средствами изобразительного искусства и музыки, причём на уроках музыки используют изобразительные средства наглядности, а на уроках изобразительного искусства музыку.
Осуществление междисциплинарных связей на основе интегрирующей идеи об оптимизации взаимодействия природы и общества, очевидно, потребует, с одной стороны, найти возможность точек соприкосновения в учебном содержании практически всех предметов, с другой стороны, введение новых подходов [56, с. 84].
1.3. Особенности трудовой деятельности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Основным видом человеческой деятельности является труд. Трудовая деятельность – та форма проявления жизненной активности человека, которая оказывает решающее влияние на его развитие.
Труд играет большую роль в
судьбе умственно отсталых
В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются многие личностные качества школьников с проблемами в развитии: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль, чувство коллективизма. Важной задачей, стоящей перед специальной (коррекционной) школой, является развитие у учащихся общетрудовых умений и навыков, необходимых в любой трудовой деятельности. Школьников нужно научить планировать свои действия, контролировать их выполнение [7,с. 5-32].
Один из характерных
Трудовое воспитание должно способствовать формированию у детей потребности трудится, чувства ответственности за выполняемую работу, положительного отношения к труду. Таким образом, ведущая роль в формировании у учеников общетрудовых умений принадлежит учителю. Без его участия, особенно на начальных этапах обучения, умственно отсталые школьники самостоятельно не готовы привлекать имеющиеся знания для выполнения трудового задания. Только благодаря систематической помощи педагога возможно формирование обобщенных умений планировать, контролировать, корригировать свои действия, переносить имеющийся опыт в новые условия, действовать точно в соответствии с инструкцией.
1.4. Экологическая направленность уроков труда
Поскольку у младших
Учащиеся непосредственно, на практике, сами учатся познавать
экологические проблемы и становятся причастными, даже в малом, к их решению. Экологическая направленность уроков труда закладывает фундамент ответственного отношения к окружающей среде уже на начальных этапах обучения младших школьников. С учетом педагогической и психологической точек зрения детское творчество – это эффективное средство воспитания «человека разумного», а целенаправленный процесс обучения в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны - это формирование «человека умелого». Особое место в этих отношениях занимают уроки-экскурсии. Ведь именно здесь учащиеся видят влияние хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды. Экскурсионные уроки в природную среду имеют немаловажное значение, поскольку именно они заставляют задуматься о том, насколько тонка грань между природными компонентами, как легко сдвинуть экологическое равновесие в сторону экологического бедствия. В городских условиях негативных примеров множество – от вытоптанных газонов и поломанных деревьев до гибнущих от дымовых выбросов целых природных сообществ (сохнущие тополя вдоль загазованных транспортных магистралей, сорная растительность на месте клумб с цветами-многолетниками). Все это последствия так называемой «хозяйственной деятельности человека».
На занятиях по трудовому обучению школьники используют
предусмотренные
программой природные материалы. Этот
вид занятий с младшими умственно
отсталыми школьниками дает возможность
педагогу проводить коррекционно-
Природные материалы по
Работа с материалами
Сбор природных материалов обычно сопровождается рассказом педагога, который обращает внимание детей на величину, форму, цвет листьев, шишек, орехов, коры, мха, а также пытается выяснить сходство этих природных материалов с предметами, которые могут быть из них сделаны. Организуя сбор природных материалов, учитель знакомит учащихся с охраной природы. Надо объяснить детям, что собирать материалы следует так, чтобы не нанести ущерба растениям. Листья, плоды, семена следует брать только опавшие. Древесная кора может быть использована только от старых и больных деревьев, пней или собранная на порубках. Совершенно недопустимо ломать ветки при сборе материала, сбивать плоды и семена [29, с. 34].
Сравнивая и исследуя свойства
и качества разнообразных
В практике преподавания, начиная
с первого класса, учащиеся знакомятся
с разнообразным миром
К 3-4 классу у детей в некоторой
степени развивается умение
Итак, правильно используя в