Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:57, дипломная работа
Цель нашей работы заключается в том, чтобы исследовать влияние уроков труда с экологическим компонентом на формирование знаний об окружающей действительности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и разработать серию занятий по трудовому обучению с экологической направленностью.
Для достижения намеченной цели нами были определены следующие задачи:
Изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме исследования;
Разработать и провести констатирующий эксперимент;
Проанализировать результаты констатирующего эксперимента;
Разработать и провести серию внеурочных занятий по трудовому обучению с экологическим компонентом;
Провести контрольный эксперимент и проанализировать полученные данные.
Введение.……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Проблема экологической направленности трудового обучения в младших классах ……………………………………………………..……………..6
Экологическое образование, воспитание и формирование экологических знаний………………………………………………………………………….6
Особенности применения принципа межпредметной интеграции на уроках в начальной школе……………… ….. …………………………......12
Особенности трудовой деятельности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида…………………………..18
Экологическая направленность уроков труда. ………………………. …..20
Глава 2 Сформированность экологических знаний учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида…………………………………25
2.1. Методика констатирующего эксперимента………………………………….25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………………29
Глава 3. Экологическая направленность трудового обучения младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………...37
3.1. Методика формирующего эксперимента…………………………………….37
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента…………………………47
Заключение………………………………………………………………………...55
Список литературы…………………
Таблица 20
Уровневое распределение учащихся экспериментальной группы на II этапе
контрольного эксперимента
№ | ФИ учащегося | Количество баллов | Уровень | |
1. | Алена А. | 6 | ниже среднего | IV |
2. | Ростик А. | 6 | ниже среднего | IV |
3. | Юра Г. | 10 | выше среднего | II |
4. | Саша Ж. | 9 | выше среднего | II |
5. | Артем З. | 9 | выше среднего | II |
6. | Саша К. | 10 | выше среднего | II |
7. | Руслан П. | 9 | выше среднего | II |
8. | Сергей П. | 8 | средний | III |
Из таблицы 20 видно, что 2 учащихся находятся на IV уровне (ниже среднего),1 учащийся находится на III уровне (средний), 5 учащихся на II уровне (выше среднего).
Таблица 21
Уровневое распределение учащихся контрольной группы на II этапе
контрольного эксперимента
№ | ФИ учащегося | Количество баллов | Уровень | |
1. | Айкун А. | 6 | ниже среднего | IV |
2. | Кристина В. | 6 | ниже среднего | IV |
3. | Лера В. | 6 | ниже среднего | IV |
4. | Нина Г. | 6 | ниже среднего | IV |
5. | Нелли К. | 8 | средний | III |
6. | Анна М. | 7 | средний | III |
7. | Олег Н. | 8 | средний | III |
8. | Саша Н. | 9 | выше среднего | II |
9. | Рома Р. | 11 | высокий | I |
10. | Лена Ч | 8 | средний | III |
Из таблицы 21 видно, что 4 учащихся находится на IV уровне (ниже среднего), 4 учащихся на III уровне (средний),1 учащийся на II уровне (выше среднего), 1 учащийся на I уровне (высокий).
Таблица 22
Уровневое распределение учащихся экспериментальной и контрольной групп на I этапе, до и после поведения формирующего эксперимента
Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
до | после | до | после | |
I | - | 4 | - | 1 |
II | 1 | 3 | 1 | 2 |
III | 3 | 1 | 3 | 5 |
IV | 3 | - | 4 | 2 |
V | 1 | - | 2 | - |
Таблица 23
Уровневое распределение учащихся экспериментальной и контрольной групп на II этапе, до и после поведения формирующего эксперимента
Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
до | после | до | после | |
I | - | - | 1 | 1 |
II | 1 | 5 | 1 | 1 |
III | 2 | 1 | 2 | 4 |
IV | 3 | 2 | 3 | 4 |
V | 2 | - | 3 | - |
Общий балл I и II этапа контрольного эксперимента у учащихся экспериментальной и контрольной группы представлен в таблицах 24 и 25 (см. Приложение ).
Общий балл позволил выделить обобщенные уровни сформированности знаний учащихся по темам исследования. Таким образом:
I уровень – высокий, если учащийся набрал 32 – 29 балла;
II уровень – выше среднего, если учащийся набрал 28 – 23балла;
III уровень – средний, если учащийся набрал 22 – 18 баллов;
IV уровень – ниже среднего, если учащийся набрал 17 – 13баллов;
V уровень – низкий, если учащийся набрал менее 12 баллов.
Уровневое
распределение учащихся экспериментальной
и контрольной группы на этапе
контрольного эксперимента представлены
в таблицах 26 и 27.
Таблица 26
Уровневое распределение учащихся экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента
№ | ФИ учащегося | Количество баллов | Уровень | |
1. | Алена А. | 24 | выше среднего | II |
2. | Ростик А. | 20 | средний | III |
3. | Юра Г. | 28 | выше среднего | II |
4. | Саша Ж. | 28 | выше среднего | II |
5. | Артем З. | 26 | выше среднего | II |
6. | Саша К. | 31 | высокий | I |
7. | Руслан П. | 26 | выше среднего | II |
8. | Сергей П. | 24 | выше среднего | II |
Из таблицы видно, что 1 учащийся находится на I уровне (высокий), 6 учащихся экспериментальной группы находятся на II уровне (выше среднего), 1 учащийся на III уровне (средний).
Таблица 27
Уровневое распределение учащихся контрольной группы на этапе контрольного эксперимента.
№ | ФИ учащегося | Количество баллов | Уровень | |
1. | Айкун А. | 15 | ниже среднего | IV |
2. | Кристина В. | 20 | средний | III |
3. | Лера В. | 20 | средний | III |
4. | Нина Г. | 16 | ниже среднего | IV |
5. | Нелли К. | 25 | выше среднего | II |
6. | Анна М. | 21 | средний | III |
7. | Олег Н. | 19 | средний | III |
8. | Саша Н. | 25 | выше среднего | II |
9. | Рома Р. | 32 | высокий | I |
10. | Лена Ч | 21 | средний | III |
Из таблицы видно, что 1 учащийся находится на I уровне (высокий),2 учащихся находятся на II уровне (выше среднего), 5 учащихся на III уровне (средний), 1 учащийся на IV уровне (ниже среднего).
Таблица 28
Уровневое распределение учащихся экспериментальной и контрольной группы на этапе контрольного эксперимента
Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
I | 1 | 1 |
II | 6 | 2 |
III | 1 | 5 |
IV | - | 2 |
V | - | - |
Таблица 29
Уровневое распределение учащихся экспериментальной и контрольной группы до и после проведения формирующего эксперимента
Уровни | Группы | |||
Экспериментальная | Контрольная | |||
до | после | до | после | |
I | - | 1 | - | 1 |
II | - | 6 | 1 | 2 |
III | 3 | 1 | 2 | 5 |
IV | 4 | - | 5 | 2 |
V | 1 | - | 2 | - |
Анализ таблицы 29 показывает, что учащиеся контрольной группы покинули V уровень (низкий) и распределились на IV, III, II, I уровнях в том же количестве, что и на этапе констатирующего эксперимента. Следовательно, динамика в контрольной группе проявилась не так ярко. Учащиеся же экспериментальной группы покинули V (низкий) и IV (ниже среднего) уровни. Максимальное количество учащихся занимают II уровень (выше среднего) и один учащийся находится на I уровне (высокий). Эти данные позволяют судить о том, что динамика в экспериментальной группе несколько выше, чем в контрольной. Этому способствовало проведение серии экскурсий, занятий, бесед с учащимися экспериментальной группы. Занятия по труду с экологическим компонентом позволили лучше и прочнее сформировать знания по темам исследования.