Заключение
Многие столетия человек стремился
покорить природу, подчинить её
своей воле. Ещё совсем недавно
человечество считало, что ресурсы
земли неисчерпаемы, а воздействие
человека на природу несущественно. Сегодня
же обнаружилось, что наша планета не так
велика и не настолько богата, чтобы можно
было не считать и не беречь её запасы.
Проблема «человек - общество - природа»
завоевала сегодня первостепенное внимание
в мировой науке.
Анализ методической, психологической
и педагогической литературы позволил
сделать вывод о том, что экологическое
образование и воспитание человека всех
возрастов имеет громадное значение в
сложившейся ситуации, а межпредметная
интеграция позволяет младшему школьнику
узнать «немного обо всем». Именно поэтому,
в начальной школе интеграцию целесообразно
строить на объединении достаточно близких
областей знаний.
Цель
нашей работы заключалась в том,
чтобы изучить влияние экологизированных
уроков труда на качество усвоения знаний
учащимися младших классов специальной
(коррекционной) школы.
Для
достижения цели нами было проведено
экспериментальное исследование, которое
состояло из 3 основных этапов:
1.
На этапе констатирующего эксперимента
было проведено анкетирование.
Анализ данных позволил сделать вывод
о том, что учащиеся с проблемами в развитии
имеют определенные пробелы в знаниях
по темам:
- «Природа.
Живая и неживая природа»;
- «Изменения
в растительном мире осенью и зимой»;
- «Лиственные
растения»;
- «Хвойные
растения».
Необходимо
отметить, что уровень сформированности
знаний учащихся 4 классов специальных
(коррекционных) школ № 1 и № 2 г. Пскова.
После проведения констатирующего эксперимента
находится приблизительно на одном уровне.
Дети допускают сходные ошибки, отвечают
не полными ответами на одни и те же вопросы.
2.
Основной задачей формирующего эксперимента
было проведение занятий труда с экологическим
компонентом, которые были построены с
учетом принципа интеграции. Учащиеся
экспериментальной группы изготавливали
разнообразные поделки из природного
материала – листьев, шишек, веток. Данный
вид работы увлек учащихся специальной
школы своей новизной, разнообразием природного
материала, освоением новых приемов и
технологий, а также заданиями, направленными
на активизацию познавательной деятельности
детей.
3.
На этапе контрольного эксперимента нами
было проведено повторное анкетирование
как на базе экспериментальной, так и на
базе контрольной групп. Анализ данных
показал, что занятия с экологическим
компонентом позволили повысить уровень
знаний по темам исследования и уровневая
динамика у учащихся экспериментальной
группы значительно выше, чем у учащихся
контрольной группы.
Таким
образом, выделенная гипотеза о том,
что трудовое обучение с экологической
направленностью позволяет прочнее сформировать
знания у учащихся младших классов специальной
(коррекционной) школы, подтвердилась.
Проведенное
нами исследование, дает возможность
для более глубокого изучения
проблемы использования межпредметной
интеграции на уроках в младших классах
специальной (коррекционной) школы VIII
вида.
Список литературы:
- Аквилева
Г. Н., Клепинина З. А. Методика преподавания
естествознания в начальной школе. – М.:
Академия, 2001.
- Антипов В.
И. Внеклассные занятия по труду во вспомогательной
школе. – М.: Педагогика, 1971.
- Апарова Т.Ф.
Дидактические игры на уроках трудового
обучения.//Начальная школа.-2003.-№10.-с. 92-95.
- Батурицкая
Н. В. Дидактический материал по природоведению
в 4 классе. – М.: Просвещение, 1985.
- Бровкина
Е.Т., Державина Т.Б. Экскурсии в природу.//
Биология в школе.-1993. - № 5.- с.57-60.
- Бухарова
Г. Н. Роль естествознания в развитии учащихся.//
Начальная школа. - 1996. - №8. - с. 42-44.
- Веретенникова
С.А. Методика ознакомления детей с природой.
Учебное пособие. – М.: Педагогика, 1961.
- Верзина А.К.,
Низова А.М. Наблюдение природы и труда
в начальной школе. – М.: Издательство
Академии педагогических наук РСФСР, 1962.
- Виноградова
Н.Ф. Экологическое образование младших
школьников. Проблемы и перспективы.//Начальная
школа. - 1997. - №4. - с. 36-39.
- Выготский
Л. С. Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1983.
- Т. 5: Основы дефектологии.
- Гарцштейн
Н. Г. Умственно отсталый ребенок. – М.:
Учпедгиз, 1963.
- Горбунов
Н.А. Практическое руководство по методике
преподавания естествознания в начальной
школе. – М.: Учпедгиз, 1954.
- Горина Л.В.,
Морозова Е.Е. Музыка на уроках естествознания.//Начальная
школа. – 2003.- №10. -с. 82-84.
- Горощенко
В.П. Методика преподавания естествознания.
– М.: Просвещение, 1977.
- Граборов
А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. –
М.: Учпедгиз, 1961.
- Граборов
А.Н. Экскурсии во вспомогательной школе.
Бюллетень Московского научно-практического
института, НКП РСФСР №7.
- Демина А.
Е. Практическая направленность в обучении
природоведению// Начальная школа. - 1987.
- № 12. - с. 35-37.
- Дерим-оглу
Е. Н., Фролова М. А. Экскурсия на берег реки.//Начальная
школа. – 1995. - №9. -с. 56-59.
- Детская
патопсихология. Хрестоматия. Сост. Белопольская
Н.Л. – М.: Владос, 2001.
- Дульнев
Т.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной
школе. – М.: Просвещение, 1981.
- Завитаев
П.А. Изучение природы в начальной школе.
– М.: Педагогика, 1948.
- Запартович
Б. Б. С любовью к природе: Дидактический
материал по природоведению для начальной
школы. – М.: Педагогика, 1989.
- Изергина
Н.Э. Межпредметные связи в трудовой подготовке
младших школьников.//Начальная школа.-1993.-№1.-с.54-57.
- Ильченко
В.Р. Формирование естественнонаучного
миропонимания. – М.: Просвещение, 1993.
- Клейменова
Н. С. Взаимосвязь художественного слова,
музыки и рисования как средство эстетического
и нравственного развития младших школьников.//Начальная
школа. - 1990. - №8. - с.24.
- Кузьмин
Л. Л., Зырина С. В., Майгарова О. В. Проверочные
задания по природоведению. – Владимир:
Областное педагогическое общество,1992.
- Мачихина
В. Ф. Внеклассная воспитательная работа
во вспомогательной школе. – М.: Просвещение,
1983.
- Минаева
А.М. Внеклассная работа по природоведению
в начальных классах. – Минск: Нар-асвета,
1980.
- Нагибина
М.И. Природные дары для поделок и игры.
Популярное пособие для родителей и педагогов.
– Ярославль, 1997.
- Николаева
С.Н. Методика экологического воспитания.
– М.: Академия, 2001.
- Ниссанен
Л. Г., Игнаткина Л. С. Практические занятия
и задания к самостоятельной работе по
курсу «Основы природоведения и методика
ознакомления с природой». – М.: Педагогика,
1986.
- Обучение
учащихся I – IV классов во вспомогательной
школе./Под ред. Петровой В.Г. – М.: Просвещение,
1976.
- Особенности
познавательной деятельности учащихся
вспомогательной школы. Психологические
очерки под ред. Соловьева И.М. – М.: Дрофа,
1994.
- Пакулова
В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания
природоведения. – М.: Просвещение, 1980.
- Певзнер
М.С., Лубовский В.И. Динамика развития
детей-олигофренов. – М.: Учпедгиз, 1963.
- Переслени
Л.И. Механизмы нарушения восприятия у
аномальных детей. – М.: Просвещение, 1984.
- Петрова
В.Г, Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями
в развитии.-2-е изд. – М.: Академия, 2000.
- Петрова
В.Г., Белякова И.В. Психология умственно
отсталых школьников. – М.: Академия, 2002.
- Пинский
Б. И. Психология трудовой деятельности
учащихся вспомогательной школы. – М.:
Педагогика, 1969.
- Пинский
Б.И. Коррекционно-воспитательное значение
труда для психического развития учащихся
вспомогательной школы. – М.: Педагогика,
1985.
- Плешаков
А.С. Методические основы природоведения
для 4 класса четырехлетней школы.//Начальная
школа. - 1993. - №1. - с.63-67.
- Постовская
В.А. Предметные уроки и экскурсии в 1-4
классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение,
1962.
- Прохорова
Е.П., Никишина Е.П. Развитие у учащихся
умения наблюдать на экскурсии в природу.//Начальная
школа. - 1990. - №8. - с.41-43.
- Радченко
Л.А. Природа – источник творчества.//Начальная
школа.-1995.-№4. - с.50-54.
- Рубинштейн
С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
– М.: Просвещение, 1986.
- Сергеева
С.Б. Активизация познавательной деятельности
учащихся на уроках природоведения.//Начальная
школа.- 1997.- №4.- с. 55-57.
- Симонова
Л.П. О перспективах развития экологического
образования в начальной школе.//Начальная
школа. - 1998. - №6. - с. 13-16
- Скаткин
М.Н. Методика преподавания естествознания
в начальной школе. – М.: Учпедгиз, 1959.
- Смирнова
А.Н. Коррекционно-воспитательная работа
учеников вспомогательной школы. – М.:
Просвещение, 1982.
- Твердякова
Л.Г. О важности самооценивания учащимися
своего труда.//Начальная школа.- 2003.- №10.
- с.109-112.
- Титова В.В.
Методики проверки знаний учащихся на
уроках природоведения.//Начальная школа.
- 1993. - №1. - с.50-53.
- Тихонова
А.Е. Учебная природная тропа для младших
школьников.//Начальная школа. - 1991. - №9.
- с.10-13.
- Уварина
Н.В. Из опыта работы по формированию основ
творческой деятельности младших школьников.//Начальная
школа. - 1995. - №9. - с.50-52.
- Усвайская
А.В. Изучение природы в младших классах
вспомогательной школы. – М.: Просвещение,
1976.
- Формирование
понятия о взаимосвязи человека и природы
у учащихся 3-4 классов. Методические рекомендации./Сост.
Блинова И.К. – Л.: ЛГПУ, 1972.
- Федорова
В.Н., Кирюшкин Д.М. Межпредметные связи
на материале естественнонаучных дисциплин.
– М: Педагогика, 1972.
- Шевырева
Т.В. Методические рекомендации по использованию
практических методов при обучении естествознанию
в школах 8 вида.// Воспитание и обучение
детей с нарушениями развития. - 2003. - №3.
- с.16-20.
- Эмоционально-волевые
процессы и познавательная деятельность
умственно отсталых детей: Сб. науч. тр.
– М.: Владос, 1993.
- Экспериментальные
образовательные программы для учащихся
подготовительных и 1-4 классов специального
образовательного учреждения VIII вида.
– М.: Дрофа, 1992.
- Яншин А.Л.
Глобальные экологические проблемы.//Начальная
школа.-1997. - №4. - с.31-34.