Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:57, дипломная работа
Цель нашей работы заключается в том, чтобы исследовать влияние уроков труда с экологическим компонентом на формирование знаний об окружающей действительности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и разработать серию занятий по трудовому обучению с экологической направленностью.
Для достижения намеченной цели нами были определены следующие задачи:
Изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме исследования;
Разработать и провести констатирующий эксперимент;
Проанализировать результаты констатирующего эксперимента;
Разработать и провести серию внеурочных занятий по трудовому обучению с экологическим компонентом;
Провести контрольный эксперимент и проанализировать полученные данные.
Введение.……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Проблема экологической направленности трудового обучения в младших классах ……………………………………………………..……………..6
Экологическое образование, воспитание и формирование экологических знаний………………………………………………………………………….6
Особенности применения принципа межпредметной интеграции на уроках в начальной школе……………… ….. …………………………......12
Особенности трудовой деятельности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида…………………………..18
Экологическая направленность уроков труда. ………………………. …..20
Глава 2 Сформированность экологических знаний учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида…………………………………25
2.1. Методика констатирующего эксперимента………………………………….25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………………29
Глава 3. Экологическая направленность трудового обучения младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………...37
3.1. Методика формирующего эксперимента…………………………………….37
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента…………………………47
Заключение………………………………………………………………………...55
Список литературы…………………
Из таблицы видно, что 2 учащихся находятся на V уровне (низкий),5 учащихся находятся на IV уровне (ниже среднего), 2 учащихся на III уровне (средний), 1 учащийся на II уровне (выше среднего).
В таблицах 11 и 12 представлены баллы двух этапов констатирующего эксперимента учащихся специальной (коррекционной) школы № 1 и № 2 (см. Приложение ).
В
таблице 13 представлено уровневое распределение
учащихся специальной (коррекционной)
школы № 1 и № 2 на этапе констатирующего
эксперимента.
Таблица 13
Уровневое распределение учащихся специальной (коррекционной) школы
№ 1 и № 2 на этапе констатирующего эксперимента
Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
I | - | - |
II | - | 1 |
III | 3 | 2 |
IV | 4 | 5 |
V | 1 | 2 |
Глава 3. Экологическая направленность трудового обучения младших школьников с нарушением интеллекта
3.1. Методика формирующего эксперимента
Цель: формирование экологических знаний учащихся с привлечением чувственного опыта.
Формирующий эксперимент
Занятия проводились во внеурочное время в течение 8 недель. На занятиях учащиеся под руководством педагога изготавливали поделки с использованием разнообразных природных материалов (листья, ветки, шишки) на различные темы.
Формирующий эксперимент состоял из двух основных блоков. Каждый блок включал проведение экскурсии и серии занятий по труду с экологическим компонентом.
Блок I. «Сезонные изменения в живой и неживой природе осенью».
Экскурсия.
Целью экскурсии является наблюдение за изменениями в живой и неживой природе осенью, сбор природного материала
Работа в ходе экскурсии увлекла учащихся; они с интересом наблюдали за листопадом, собирали природный материал, эмоционально отвечали на вопросы педагога. У учащихся возникли трудности в самостоятельном последовательном описании листьев, т.е. они называли признаки листа, но четкого рассказа, в большинстве, не получалось. Трудно было определить породу дерева, которому принадлежит лист.
Занятия.
Занятие 1.
Тема: «Монтаж листьев на подложку»
Цель: учить детей работать со свежесобранными листьями.
Оборудование и материалы: свежесобранные листья различных пород (дуба, березы, клена), картон, клей.
У детей на партах лежат разнообразные по цвету, форме, породе листья. Они рассматривают, определяют, называют, описывают их с помощью вопросов педагога.
Вопросы учителя:
Что лежит у вас на партах?
Каких цветов листья?
Листья, каких пород перед вами? Данный вопрос вызвал сложность у некоторых учащихся; не все смогли без помощи определить породу дерева по его листу.
Затем выбирают листья одной породы, но различные по величине, цвету. Это задание было выполнено четко и быстро, т.к. породы листьев названы; другие два признака определялись учащимися самостоятельно и не вызвали никаких проблем.
Позже педагог описывает на глазах учащихся лист по плану. Учащиеся повторяют, описывают по очереди устно, самостоятельно. Обязательно указывая цвет, размер, породу листа. Располагают на картоне, приклеивают; разглаживают, кладут под груз. Приклеивание свежих листьев не вызывает у детей особых трудностей, т.к. свежесобранные листья не ломаются, в отличие от засушенных. Зато трудности возникли при приклеивании мелких пород листьев (береза), что объясняется недостатками мелкой моторики.
Занятие 2.
Тема: «Ваза с цветами».
Цель: учить использовать засушенные листья различных пород деревьев для изготовления композиции.
Оборудование и материалы: листья (дуба, клена, березы), картон, клей.
Педагог сообщает учащимся тему занятия и предлагает проблемную ситуацию. Задает вопрос: «А вы знаете, что листья можно расположить так, чтобы получилась целая картина?» Педагог предлагает наглядность – пример своей работы. Затем происходит детальный разбор работы педагога по вопросам:
Из каких частей состоит?
Какие части листьев используются? Данный вопрос вызвал некоторые затруднения, т.к. дети не знают названия частей листьев.
Какие листья по цвету форме, размеру необходимы для работы?
Потом один из учащихся описывает работу педагога. Учащиеся подбирают материал (для изготовления вазы – лист продолговатой формы, который обрезается у основания, черенок клена для стеблей цветка, мелкие продолговатые листья для лепестков), дорабатывают его совместно с педагогом, композиционно располагают на листе картона в следующей последовательности: стебли цветов, ваза, лепестки. Педагог проверяет. Учащиеся самостоятельно завершают работу, приклеивая все элементы картины.
Занятие 3.
Тема: «Рыба»
Цель: учить клеить засушенные листья различных пород.
Оборудование и материалы: листья различных пород, формы, цветов, картон, клей, ножницы, фломастеры.
Сначала педагог берет лист продолговатой формы и подкладывает два небольших листа; просит узнать силуэт. Происходит детальный разбор образца:
Сколько листьев было использовано?
Какой формы, величины, цвета? Педагог узнает у учащихся каких деталей не достает до полного образа – плавники, глаза. Дети выбирают листья под контролем педагога, дорабатывают их, размещают на листе картона, приклеивают. Приклеивание засушенных листьев и особенно мелких деталей вызывает у учащихся специальной (коррекционной) школы трудности. Это связано с недостатками не только мелкой моторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, но и нарушением волевой регуляции деятельности. Засушенные листья хрупкие, крошатся и требуют определенного нажима при приклеивании. Затем постепенно завершают работу, прорисовывая глаза, плавники.
Занятие 4.
Тема: «Грибы»
Цель: учить резать и клеить засушенные листья дуба.
Оборудование и материалы: листья продолговатой формы, листья дуба (зеленого коричневого, желтого цвета), картон контрастных цветов, клей, ножницы.
Занятие начинается с того, что педагог предлагает учащимся образец работы. Происходит совместный анализ работы по вопросам:
Из каких деталей состоит?
Сколько их?
Какой материал лучше использовать?
Затем учащиеся самостоятельно подбирают листья для работы (часть продолговатого листа для шляпки, усеченный продолговатый лист для ножки, часть листа дуба для травки), разрезают их, получают нужные формы, верно, в определенной последовательности выкладывают детали на картоне. Сначала ножка, затем шляпка и мох. Педагог проверяет и напоминает детям, что наклеивание происходит в следующей последовательности: ножка, шляпка, травка. Наибольшие трудности вызывает разрезание сушеного листа, а также наклеивание деталей композиции в определенной последовательности. Дети без проблем называют и определяют породы листьев. Учащиеся завершают выполнение работы.
Занятие 5.
Тема: «Елка»
Цель: учить использовать засушенный лист дуба для изображения елки.
Оборудование и материалы: листья дуба зеленого и коричневого цвета, листья березы, сирени, осины, ивы; клей, картон, ножницы.
Занятие начинается с того, что из предложенных листьев, дети выбирают только листья дуба. Затем по листу дуба коричневого и зеленого цвета. Совместно с педагогом вспоминают, чем занимались на прошлом занятии. Педагог напоминает, что не все работы из листьев можно выполнить, не изменяя формы материала; приходится резать, удалять части, которые скрывают образ. Педагог выясняет, на что похож лист дуба. Если дети затрудняются с ответом, то педагог на их глазах отрезает часть листа дуба, добиваясь четкого ответа – елка. Педагог объясняет последовательность выполнения действий: срезаем верхнюю часть зеленого листа дуба, из другого листа дуба коричневого цвета вырезаем прямоугольник – ствол, располагают на картоне, приклеивают. Необходимо обратить внимание на то, что сначала нужно наклеить ствол, а затем крону. Трудность вызывает определение стороны, с которой нужно удалить лишнюю часть, а также последовательность приклеивания. Проще приклеить сначала большую деталь (крону), чем мелкую (ствол). Это связано с особенностями восприятия лиц данной категории .
Занятие 6.
Тема: «Бабочка»
Цель: учить резать листья клена различных цветов.
Оборудование и материалы: листья клена, клей, картон, ножницы, фломастеры.
На
начальном этапе занятия
Занятие 7.
Тема: «Лесная поляна»
Цель: закрепить полученные навыки работы с листьями при создании коллективной аппликации.
Оборудование и материалы: образец, разнообразные по цвету, форме, размеру листья, клей, картон, ножницы.
Дети делятся впечатлениями. Педагог предлагает им сделать лесную поляну, на которой будут изображены все элементы, которые они уже делали и применены все формы и навыки работы, которыми учащиеся овладели в ходе занятий. Совместно определяют композицию, материалы, распределяют обязанности и приступают к работе под руководством педагога. Определение композиции не вызвало определенных трудностей, т. к. учащиеся опирались при создании своей работы на образец педагога и не вносили своих предложений. Трудности возникли при распределении обязанностей и в выборе материалов, т. к. учащиеся долго не могли определить, кто чем будет заниматься в ходе выполнения композиции.
Блок II. «Сезонные изменения в живой и неживой природе зимой».
Экскурсия.
Целью экскурсии является наблюдение за изменениями в живой и неживой природе зимой, сбор природного материала: