Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:57, дипломная работа
Цель нашей работы заключается в том, чтобы исследовать влияние уроков труда с экологическим компонентом на формирование знаний об окружающей действительности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и разработать серию занятий по трудовому обучению с экологической направленностью.
Для достижения намеченной цели нами были определены следующие задачи:
Изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме исследования;
Разработать и провести констатирующий эксперимент;
Проанализировать результаты констатирующего эксперимента;
Разработать и провести серию внеурочных занятий по трудовому обучению с экологическим компонентом;
Провести контрольный эксперимент и проанализировать полученные данные.
Введение.……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Проблема экологической направленности трудового обучения в младших классах ……………………………………………………..……………..6
Экологическое образование, воспитание и формирование экологических знаний………………………………………………………………………….6
Особенности применения принципа межпредметной интеграции на уроках в начальной школе……………… ….. …………………………......12
Особенности трудовой деятельности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида…………………………..18
Экологическая направленность уроков труда. ………………………. …..20
Глава 2 Сформированность экологических знаний учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида…………………………………25
2.1. Методика констатирующего эксперимента………………………………….25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………………29
Глава 3. Экологическая направленность трудового обучения младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………...37
3.1. Методика формирующего эксперимента…………………………………….37
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента…………………………47
Заключение………………………………………………………………………...55
Список литературы…………………
Бальная оценка критериев позволила выделить уровни сформированности знаний учащихся по темам анкеты на I и II этапах констатирующего эксперимента.
Таким образом, на I этапе исследования были выделены следующие уровни:
I уровень – высокий, если учащийся набрал 21 – 18 баллов;
II уровень – выше среднего, если учащийся набрал 17 – 15 баллов;
III уровень – средний, если учащийся набрал 14 – 12 баллов;
IV уровень – ниже среднего, если учащийся набрал 11 – 8 баллов;
V уровень – низкий, если учащийся набрал менее 7 баллов.
Уровневое
распределение учащихся специальной (коррекционной)
школы № 1 и № 2 на первом этапе констатирующего
эксперимента представлены в таблицах
5 и 6.
Таблица 5
Уровневое распределение учащихся специальной (коррекционной) школы
№ 1 на I этапе констатирующего эксперимента
№ | ФИ учащегося | Количество баллов | Уровень | |
1. | Алена А. | 9 | ниже среднего | IV |
2. | Ростик А. | 5 | низкий | V |
3. | Юра Г. | 10 | ниже среднего | IV |
4. | Саша Ж. | 12 | средний | III |
5. | Артем З. | 9 | ниже среднего | IV |
6. | Саша К. | 12 | средний | III |
7. | Руслан П. | 15 | выше среднего | II |
8. | Сергей П. | 13 | средний | III |
Из таблицы 5 видно, что 1 учащийся находится на V уровне (низкий), 3 учащихся экспериментальной группы находятся на IV уровне (ниже среднего), 3 учащихся на III уровне (средний), 1 учащийся на II уровне (выше среднего).
Таблица 6
Уровневое распределение учащихся специальной (коррекционной) школы №2 на I этапе констатирующего эксперимента
№ | ФИ учащегося | Количество баллов | Уровень | |
1. | Айкун А. | 6 | низкий | V |
2. | Кристина В. | 10 | ниже среднего | IV |
3. | Лера В. | 12 | средний | III |
4. | Нина Г. | 4 | низкий | V |
5. | Нелли К. | 12 | средний | III |
6. | Анна М. | 11 | ниже среднего | IV |
7. | Олег Н. | 8 | ниже среднего | IV |
8. | Саша Н. | 12 | средний | III |
9. | Рома Р. | 17 | выше среднего | II |
10. | Лена Ч | 10 | ниже среднего | IV |
Из таблицы 6 видно, что 2 учащихся находятся на V уровне (низкий),4 учащихся находятся на IV уровне (ниже среднего), 3 учащихся на III уровне (средний), 1 учащийся на II уровне (выше среднего).
На II этапе исследования были выделены следующие уровни:
I уровень – высокий, если учащийся набирает 12 - 11 баллов;
II уровень – выше среднего, если учащийся набирает 10 - 9 баллов;
III уровень - средний, если учащийся набирает 8 - 7 баллов;
IV уровень – ниже среднего, если учащийся набирает 6 -5 баллов;
V уровень – низкий, если учащийся набирает 4 – 3 балла.
Уровневое распределение учащихся специальной (коррекционной) школы № 1 и № 2 на II этапе констатирующего эксперимента представлено в таблицах 7 и 8.
Таблица 7
Уровневое распределение учащихся специальной (коррекционной) школы
№ 1 на II этапе констатирующего эксперимента
№ | ФИ учащегося | Количество баллов | Уровень | |
1. | Алена А. | 4 | низкий | V |
2. | Ростик А. | 3 | низкий | V |
3. | Юра Г. | 5 | ниже среднего | IV |
4. | Саша Ж. | 5 | ниже среднего | IV |
5. | Артем З. | 6 | ниже среднего | IV |
6. | Саша К. | 9 | выше среднего | II |
7. | Руслан П. | 7 | средний | III |
8. | Сергей П. | 7 | средний | III |
Из
таблицы 7 видно, что 2 учащихся находятся
на V уровне (низкий), 3 учащихся находится
на IV уровне (ниже среднего), 2 учащихся
на III уровне (средний), 1 учащийся на II уровне
(выше среднего).
Таблица 8
Уровневое распределение учащихся специальной (коррекционной) школы
№ 2 на II этапе констатирующего эксперимента
№ | ФИ учащегося | Количество баллов | Уровень | |
1. | Айкун А. | 4 | низкий | V |
2. | Кристина В. | 5 | ниже среднего | IV |
3. | Лера В. | 4 | низкий | V |
4. | Нина Г. | 5 | ниже среднего | IV |
5. | Нелли К. | 5 | ниже среднего | IV |
6. | Анна М. | 7 | средний | III |
7. | Олег Н. | 9 | выше среднего | II |
8. | Саша Н. | 8 | средний | III |
9. | Рома Р. | 11 | высокий | I |
10. | Лена Ч | 4 | низкий | V |
Из таблицы 8 видно, что 3 учащихся находятся на V уровне (низкий), 3 учащихся находится на IV уровне (ниже среднего), 2 учащихся на III уровне (средний), 1 учащийся на II уровне (выше среднего) и 1 учащийся на I уровне (высокий).
Таблица 9
Уровневое распределение учащихся специальной (коррекционной) школы
№ 1 на этапе констатирующего эксперимента
№ | ФИ учащегося | Количество баллов | Уровень | |
1. | Алена А. | 13 | ниже среднего | IV |
2. | Ростик А. | 8 | низкий | V |
3. | Юра Г. | 15 | ниже среднего | IV |
4. | Саша Ж. | 17 | ниже среднего | IV |
5. | Артем З. | 15 | ниже среднего | IV |
6. | Саша К. | 21 | средний | III |
7. | Руслан П. | 22 | средний | III |
8. | Сергей П. | 20 | средний | III |
Из таблицы видно, что 1 учащийся находится на V уровне (низкий), 4 учащихся экспериментальной группы находятся на IV уровне (ниже среднего), 3 учащихся на III уровне (средний).
Таблица 10
Уровневое распределение учащихся специальной (коррекционной) школы
№ 2 на этапе констатирующего эксперимента
№ | Ф. И. учащегося | Количество баллов | Уровень | |
1. | Айкун А. | 10 | низкий | V |
2. | Кристина В. | 15 | ниже среднего | IV |
3. | Лера В. | 16 | ниже среднего | IV |
4. | Нина Г. | 9 | низкий | V |
5. | Нелли К. | 17 | ниже среднего | IV |
6. | Анна М. | 18 | средний | III |
7. | Олег Н. | 17 | ниже среднего | IV |
8. | Саша Н. | 20 | средний | III |
9. | Рома Р. | 28 | выше среднего | II |
10. | Лена Ч | 14 | ниже среднего | IV |