Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:57, дипломная работа
Цель нашей работы заключается в том, чтобы исследовать влияние уроков труда с экологическим компонентом на формирование знаний об окружающей действительности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и разработать серию занятий по трудовому обучению с экологической направленностью.
Для достижения намеченной цели нами были определены следующие задачи:
Изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме исследования;
Разработать и провести констатирующий эксперимент;
Проанализировать результаты констатирующего эксперимента;
Разработать и провести серию внеурочных занятий по трудовому обучению с экологическим компонентом;
Провести контрольный эксперимент и проанализировать полученные данные.
Введение.……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Проблема экологической направленности трудового обучения в младших классах ……………………………………………………..……………..6
Экологическое образование, воспитание и формирование экологических знаний………………………………………………………………………….6
Особенности применения принципа межпредметной интеграции на уроках в начальной школе……………… ….. …………………………......12
Особенности трудовой деятельности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида…………………………..18
Экологическая направленность уроков труда. ………………………. …..20
Глава 2 Сформированность экологических знаний учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида…………………………………25
2.1. Методика констатирующего эксперимента………………………………….25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………………29
Глава 3. Экологическая направленность трудового обучения младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………...37
3.1. Методика формирующего эксперимента…………………………………….37
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента…………………………47
Заключение………………………………………………………………………...55
Список литературы…………………
Создание здоровой
Уроки труда, таким образом,
формируют и экологическую
Глава 2. Сформированность экологических знаний учеников младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
2.1. Методика констатирующего эксперимента
Целью констатирующего этапа эксперимента является изучение влияния трудового обучения с экологической направленностью на формирование знаний у учащихся младшего школьного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии.
Экспериментальное исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) школы VIII вида № 1 и № 2 г. Пскова. В эксперименте приняли участие 18 школьников младших классов с диагнозом умственная отсталость в степени дебильности в возрасте 9-11 лет. Из них 8 человек в возрасте 9-10 лет - учащиеся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида № 1 г. Пскова и 10 человек в возрасте 9-11 лет – учащиеся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида № 2 г. Пскова.
Работа на этапе констатирующего эксперимента проводилась в 2 этапа. На первом этапе было проведено анкетирование, направленное на выявление знаний по следующим темам: (см. Приложение 1)
I этап
Детям предлагалось ответить на вопросы, которые имели следующее содержание:
1.1. Цель: выявить знание термина «природа».
1.2. Цель: выявить знания об изменениях в растительном мире осенью.
Вопрос: Какие изменения происходят с растениями осенью?
Предлагались следующие
1.3. Цель: выявить знания об изменениях в жизни травянистых растений зимой.
Вопрос: Что происходит с травянистыми растениями зимой?
Были предложены следующие варианты ответов:
1.4. Цель: выявить знания об отличительных признаках хвойных и лиственных растений.
Вопрос: Чем отличаются хвойные растения от лиственных?
Детям предлагались следующие варианты ответов:
1.5. Цель: выявить знания о внешнем виде хвойных растений зимой.
Вопрос: Как выглядят хвойные растения зимой?
Были предложены следующие варианты ответов:
1.6. Цель: выявить знания о семенах сосны.
Вопрос: На каком из деревьев растут шишки?
Варианты ответов:
1.7. Цель: выявить знания о плодах дуба.
Вопрос: На каком из деревьев растут желуди?
Варианты ответов:
1.8. Цель: выявить знание о названии коры березы.
Вопрос: Кора какого дерева называется – береста?
Варианты ответов:
1.9. Цель: выявить знания понятий живой природы.
Вопрос: Какие понятия относятся к живой природе?
Предлагалось выбрать два варианта из нижеследующих:
1.10. Цель: выявить знания понятий неживой природы.
Вопрос: Какие понятия относятся к неживой природе?
Предлагалось выбрать два варианта из нижеследующих:
1.11. Цель: выявить знание лиственных растений.
Укажи лиственные растения.
Учащийся должен был верно указать два варианта:
1.12. Цель: выявить знание хвойных растений.
Укажи хвойные растения.
Учащийся должен был верно указать два варианта:
II этап
На втором этапе учащимся было предложено 4 задания, где выполнялись следующие предметные действия:
2.1. Учащемуся предлагалось соотнести натуральный лист с его названием. Были предложены следующие натуральные листья:
2.2. Учащемуся предлагались контуры листьев. Необходимо было соотнести контур листа с его названием.
2.3. Учащемуся нужно было назвать дерево по его листу. Предлагались натуральные листья следующих деревьев:
2.4. Необходимо назвать дерево по контуру листа. Предлагались контуры листьев следующих деревьев:
Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента работа проводилась в 2 этапа:
I. Каждый ребенок, прослушав инструкцию, индивидуально отвечал на вопросы, используя бланк ответа. (с 1 по 12 вопрос анкеты)
II.
На втором этапе экспериментатор индивидуально
работал с каждым ребенком, показывая
натуральные листья и их контуры. Учащиеся,
в свою очередь, соотносили и называли,
предложенные им материалы (вопросы 13,
14, 15, 16).
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
Предложенные задания, после
В вопросах анкеты 1 - 8 необходимо было выбрать только один вариант ответа. Таким образом:
0 баллов – ребенок получал за неверный ответ;
2 балла – за правильный ответ.
В вопросах с 9 по 12 требовалось выбрать 2 правильных ответа. Таким образом:
0 баллов – ребенок получал за неверный ответ;
1 балл, если верно указывал один ответ из двух;
2 балла, если ответил верно, и выбрал два верных варианта.
Вопросы 13, 14 оценивались следующим образом:
0 баллов ребенок получал, если неверно соотносил все предложенные материалы;
1 балл, если соотносил только один из предложенных материалов;
2
балла, если соотносил только
два из предложенных
3 балла, если верно соотнес все предложенные материалы.
Вопросы 15, 16 оценивались следующим образом:
0 баллов ребенок получал, если неверно называл все предложенные материалы;
1 балл, если называл только один из предложенных материалов;
2
балла, если называл только
два из предложенных
3 балла, если верно назвал все предложенные материалы.
Анализ анкет, проведенных на этапе констатирующего эксперимента в специальных (коррекционных) школах VIII вида № 1 и № 2 г. Пскова, позволил составить таблицы, по которым можно судить о сформированности представлений учащихся младших классов с проблемами в интеллектуальном развитии по темам исследования.
Анализ данных таблиц 1 и 2 показал (см. Приложение ), что учащиеся специальных (коррекционных) школ № 1 и № 2 по уровню сформированности представлений по темам эксперимента, находятся приблизительно на одном уровне, (средний балл учащихся специальной (коррекционной) школы № 1 составляет 10,6 балла, а средний балл учащихся специальной (коррекционной) школы № 2 – 10,2 балла). Наиболее сложными оказались вопросы анкеты № 1, 8, так как они предполагают выбор четкого, единственно верного ответа и, исходя из анализа учебной программы для специальных (коррекционных) школ VIII вида, подробно не изучались учащимися. Наиболее прочно у учащихся 4 классов сформированы знания о лиственных растениях (вопросы анкеты №2, 11),так как именно они, чаще всего, изучаются на предмете «Живой мир». Практически никто из детей не смог назвать отличительную черту лиственных и хвойных растений (вопрос № 4), хотя учащиеся верно выбирают хвойные растения и знают, на каком из деревьев растут шишки (вопрос № 6, 12). У учащихся младших классов с проблемами в интеллектуальном развитии существуют трудности в дифференциации понятий, относящихся к живой и неживой природе; они путают данные категории (вопросы анкеты № 9, 10). Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятия, над которыми ведется систематическая работа на предмете «Живой мир», сформированы лучше и знания по этим вопросам прочнее, чем те, которым в ходе освоения программы, не отводится должного внимания.
Анализ результатов таблиц 3 и 4 (см. Приложение ) позволил сделать вывод о том, что учащиеся специальных (коррекционных) школ № 1 и № 2, имеют приблизительно один уровень сформированности умения называть и соотносить натуральные листья и их контуры. Безусловно, учащимся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида проще соотносить и называть натуральные листья. Это факт связан с особенностями зрительного восприятия и внимания лиц данной категории. Работа же с контурами листьев вызвала большие затруднения, так как для выполнения этого задания необходим достаточно высокий уровень сформированности зрительных образов, представлений и мыслительных операций. Учащимся младших классов с проблемами в интеллектуальном развитии проще назвать листья, а не соотносить их.