Эстетическое воспитание во внеклассной работе. Формирование художественных дарований и способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:46, контрольная работа

Описание

В нынешнее время актуальной проблемой является уровень культуры в школьной среде. Учащиеся не умеют видеть красоту повседневной жизни, слушая музыку, не слышат ее, смотря на великие произведения искусства, не видят их, их красоты, величия. В данное время очень важно сформировать у учащихся чувство прекрасного, научить видеть красоту.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогические основы эстетического воспитания…...4
1.1 Сущность и задачи понятия «эстетическое воспитание»………………..4
1.2 Критерии эстетической воспитанности………………………………………………………………..…...6
Глава 2. Пути и средства формирования эстетической культуры школьников………………………………………………………………………..8
2.1 Внеклассная работа как средство формирования эстетической культуры школьников………………………………………………………..………………8
2.2 Психолого-педагогические основы развития творческих способностей учащихся на внеклассных занятиях …………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………………….14
Список использованной литературы………………………………….……15

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по педагогике.docx

— 38.90 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

   ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

   «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.П. ОГАРЕВА» 
 
 

   Контрольная работа по педагогике

   тема: Эстетическое воспитание во внеклассной работе. Формирование художественных дарований и способностей.  
 

                 выполнила: студентка 3 курса 

                 307 группы заочного отделения

                 Старкина  Д. М.

                 специальность: Реклама

                 преподаватель: Козина О. В. 
               
               
               

   Саранск

   2012

  Содержание

  Введение………………………………………………………………………...3

  Глава 1. Психолого-педагогические основы эстетического воспитания…...4

  1.1 Сущность  и задачи понятия «эстетическое  воспитание»………………..4

  1.2 Критерии  эстетической воспитанности………………………………………………………………..…...6

  Глава 2. Пути и средства формирования эстетической культуры школьников………………………………………………………………………..8

  2.1 Внеклассная  работа как средство формирования  эстетической культуры школьников………………………………………………………..………………8

  2.2 Психолого-педагогические основы развития творческих способностей учащихся на внеклассных занятиях …………………………………………...11

  Заключение…………………………………………………………………….14

   Список  использованной литературы………………………………….……15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

    В  нынешнее время актуальной проблемой  является уровень культуры в  школьной среде. Учащиеся не  умеют видеть красоту повседневной  жизни, слушая музыку, не слышат  ее, смотря на великие произведения  искусства, не видят их, их красоты,  величия. В данное время очень  важно сформировать у учащихся  чувство прекрасного, научить видеть красоту.

    Во  время школьных занятий просто  необходимо указывать учащимся  на красоту совершаемых действий, к примеру, написание формул  по математике, написание предложений  в диктанте по русскому языку,  сочетание цветов на уроках  рисования. Разумеется, воспитать  в учащихся полноценных ценителей  прекрасного невозможно только  посредством учебного процесса. Этому должны способствовать  воспитание в семье, а также  кружки различных видов деятельности, походы в театры, на экскурсии,  а также живое слово учителя  либо воспитателя. 

   Великим достижением в области эстетического  воспитания была теория К.Маркса и В.И.Ленина. «Искусство должно пробуждать в людях  художников». Речь идет не о профессии  художника, а о чуткости к прекрасному, о развитии способности вносить художественное начало в повседневную жизнь. Эстетическое наслаждение при восприятии произведений искусства возникает как результат сопричастности творчеству художников. Марксистско-ленинская эстетика убедительно доказала, что жизнь выше искусства и лишь тот идеал может быть воплощен художественно, который предоставлен реальной действительностью.

    Эстетическое  воспитание является очень важным  компонентом всего воспитания  в целом, и невозможно видеть  нынешний мир без прекрасного. Вследствие всего этого необходимо прививать учащимся любовь к природе, жизни. Необходимо поставить перед собой задачу найти пути совершенствования эстетического воспитания, способы его гармоничного и непрерывного развития. 

   Глава 1. Психолого-педагогические основы эстетического  воспитания.

   1.1 Сущность понятия  эстетическое воспитание

    Эстетическое  воспитание – это процесс совместной  деятельности педагогов и воспитанников,  направленный на формирование  эстетической культуры школьников.

    Понятие  эстетическое воспитание органически  связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что означает ощущение, чувство. Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства [12, 395].

    Поскольку  эстетическое воспитание осуществляется  с помощью искусства, его содержание  должно охватывать изучение и  приобщение учащихся к различным  видам искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству. 

   Большое место в содержании эстетического  воспитания занимает формирование у  учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Важным содержательным компонентом  эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному  творчеству, развитие их склонностей  и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н.Толстой  высказывал убеждение в том, что  у каждого ребенка есть разнообразные  потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и  использовать в целях воспитания.

   Эстетика  раскрывает природу эстетического  в жизни и искусстве, изучает  наиболее общие принципы эстетического освоения мира человеком. Субъективной стороной эстетического освоения мира выступают эстетические чувства, вкусы, оценки, переживания, идеи, идеалы, т.е. эстетическое сознание человека. Оно есть субъективное отражение объективного мира и вместе с тем орудие познания существенной стороны реального мира – его красоты [7, 218].

   Эстетический  вкус связан с восприятием предмета, явления или произведений искусства  в их целостности. Восприятие и оценка выступают в единстве. Оценка определяется эстетическими ценностями личности. Эстетический вкус дает возможность  тоньше, дифференцированнее и объективнее оценить эстетические достоинства объектов окружающего мира. Извращения вкуса проявляются чаще всего в двух формах: мещанстве и эстетстве (снобизме). Развитой вкус всегда чуток и требователен к гармонии формы и содержания в данном предмете или явлении.

    Задача  эстетического воспитания – формировать  у школьников эстетический идеал.  Прекрасное как идеал есть  такая жизнь, какой она должна  быть по нашим понятиям. Эстетический  идеал – это образ совершенства. Идеалистическая эстетика утверждает, что идеальное может быть найдено  только в искусстве, и тем  самым она противопоставляет  идеальное и реальное [10, 105].

    Эстетическое  освоение мира закономерно предполагает  практику, творческую деятельность. Виды этой деятельности разнообразны: создание красоты в труде, эстетика  поведения, эстетически познавательная  деятельность, художественное творчество. Формирование эстетического сознания  и эстетическая деятельность  школьника – это две взаимосвязанные  стороны единого педагогического  процесса. Посредством творческой  деятельности растущий человек  удовлетворяет свою потребность  в самовыражении. При этом кристаллизуется  его эстетическое отношение к  действительности.

   Научно-познавательный процесс обладает большими возможностями  для эстетического воспитания школьников. Проникая мыслью в сущность познаваемых предметов, процессов и явлений, школьник вместе с тем воспринимает присущие им эстетические свойства. К.Д.Ушинский писал: «Во всякой науке более или менее есть эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник» [1, 451].

    Мышление  углубляет эстетические переживания.  Писатель К.Паустовский говорил,  что знающий увидит красоту  земли там, где ее никогда  не увидит человек необразованный.

   Труд  – умственный и физический –  активно влияет на эстетическое развитие учащихся следующими путями: самим  процессом труда, содержанием работы, результатами труда, отношениями в  труде.

    Эстетическое  чувство школьников вызывают  такие элементы труда, как ритм, темп, симметрия, пропорция, гармония. Правильно организованный труд  всегда сопровождается чувством  удовлетворения и даже наслаждения.  Эстетическое начало имеют материалы,  чертежи и орудия труда (техническая  эстетика). Человека радуют продукты  его труда. Большое воспитательное  значение имеют слаженность в  работе и красота отношений  школьников в совместном труде.  А.С.Макаренко утверждал, что в  деле воспитания эстетика костюма,  комнаты, лестницы имеет нисколько  не меньшее значение, чем эстетика  поведения.

   Важнейшим средством эстетического воспитания учащихся является искусство. Произведения искусства побуждают человека видеть жизнь через призму образности. «Искусство, - писал Л.С.Выготский, - есть скорее организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней». Искусство реализма раскрывает перед школьниками красоту обычного человека, его борьбу за высокие идеалы [2, 332]. 

1.2 Критерии эстетического  воспитания

    Эстетическая  культура школьника включает  в себя определенную степень  эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности  школьника, а именно:

   - эмоционально-чувственную  отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, в жизни, в природе, в быту, в труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами;

    - знание  и понимание сущности эстетического  в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные  представления, суждения и убеждения,  связанные с эстетическим восприятием  произведений искусства и явлений  жизни;

    - наличие  эстетического коммунистического  идеала и способности на его  основе верно оценивать произведения искусства, идейно-эмоциональный отклик на эти произведения;

    - овладение  культурным наследием прошлого, отношение к современному искусству  и чуткость к тенденциям в  развитии искусства;

    - степень  развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому  освоению мира;

    - мера  причастности к художественному  творчеству, практическое участие  в создании прекрасного в жизни;

    - потребность  и умение строить жизнь «по  законам красоты» и утверждать  идеалы красоты в отношениях  с людьми, в труде и общественной  деятельности;

    - наличие  эстетических идеалов

    - развитый  художественный вкус

    - умение  любить красоту

    - способность  к глубокому переживанию

    - художественно-эстетическое  творчество школьника в искусстве, 

    жизни  и поведении.

   Глава 2. Пути и средства формирования эстетической культуры школьников.

   2.1 Внеклассная работа  как средство формирования  эстетической культуры

    Формирование  эстетической культуры – это  процесс целенаправленного развития  способности личности к полноценному  восприятию и правильному пониманию  прекрасного в искусстве и  действительности. [9, 65].

    Он  предусматривает выработку системы  художественных представлений, взглядов  и убеждений, обеспечивает удовлетворение  от того, что является действительно  эстетически ценным. Одновременно  с этим у школьников воспитывается  стремление и умение вносить  элементы прекрасного во все  стороны бытия, бороться против  уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному  проявлению себя в искусстве. 

    Эстетическое  воспитание школьников начинается  с младших классов в процессе  изучения языка, доступных литературных  произведений, а также на уроках  музыки, изобразительного искусства,  природоведения.

Информация о работе Эстетическое воспитание во внеклассной работе. Формирование художественных дарований и способностей