Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:58, курс лекций

Описание

Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способствующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессиональной деятельности. Полученные знания должны способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершенствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурентоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций.doc

— 779.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Основы психологии и педагогики»

Для студентов ФЗО

Всех специальностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2009

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способст­вующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессио­нальной деятельности. Полученные знания должны способствовать раз­витию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершен­ствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурен­тоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.

Задача первой части предлагаемого пособия состоит в повыше­нии психологической культуры студентов. Предполагается, что в результате изучения основ психологии студенты овладеют систе­мой психологических знаний, включающей основные категории психологии, их общекультурное значение и место среди наук о человеке; психологические механизмы функционирования и регу­лирования психических состояний, поведения и деятельности; ос­новные положения различных современных психологических кон­цепций личности; психические свойства личности, а также пси­хологические характеристики малых социальных групп и межлично­стных взаимоотношений, основы психологии управления, направле­ния и принципы практического применения психологических знаний. . Вторая часть пособия направлена на формирование у студентов системных знаний об образовании как социокультурном феноме­не, о различных педагогических явлениях, процессах, подходах и технологиях. Воспитательная функция пособия предусматривает фор­мирование у будущих специалистов отношения к образованию как общечеловеческой ценности, осмысленных взглядов на социально-педагогическую действительность, готовности к разрешению про­блем собственной жизнедеятельности, стремлений к профессио­нальному и личностному самосовершенствованию в соответствии с ожиданиями общества.

Данное пособие составлено на основе конспекта лекций, которые автор читал в течение пяти лет студентам филиала УО «Белорусский государственный экономический университет» в г. Пинске и продол­жает читать в Полесском государственном университете по дисцип­лине «Основы психологии и педагогики», в соответствии с новой типовой программой, утвержденной Министерством образования Рес­публики Беларусь 5 июля 2007 г.

Предлагаемое пособие не является альтернативой имеющимся, учебникам по психологии, но может служить организующим началом при подготовке студентов непсихологопедагогических специ­альностей к экзаменам или зачетам. Особенно полезным оно будет студентам заочной формы обучения, не имеющим возможности; прослушать данный курс лекций полностью. Предлагается также! список наиболее подходящей и доступной литературы, изданной в последнее время и принятой автором во внимание при подготовке; данного пособия.

 

 

 

 

ЧАСТЬ I

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

 

Раздел I

ОБЩАЯ  ПСИХОЛОГИЯ

 

Тема 1. Введение в общую психологию

 

1.1. Объект, предмет и задачи психологии

Психология (от греческого «психе» – душа) — это об­ласть знаний о внутреннем (психическом) мире челове­ка и животных, то есть наука о психике.

Этапы развития психологической науки:

1              этап – психология как наука о душе.

2              этап – психология как наука о сознании.

3 этап – психология как наука о поведении.

4 этап  – психология как наука о психике.

В самостоятельную науку психология выделилась из философии во второй половине XIX века. Это событие связывают с открытием немецким психологом В. Вундтом в 1879 году в Лейпциге первой лаборатории экспе­риментальной психологии.

Объект психологии – это совокупность различных но­сителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.

Предмет психологии – это происхождение, законо­мерности развития и функционирования психики чело­века и животных.

Задачи психологии:

•  научиться понимать сущность психических явлений;

•  научиться управлять ими;

•  использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;

•  быть теоретической основой практики психологиче­ской службы.

1.2. Основные отрасли и методы психологии

Современная психология включает в себя до 40 отдель­ных дисциплин и научно-практических направлений:

•   зоопсихология – изучает особенности психики жи­вотных;

•   детская психология – изучает психику и связанные с ней условия развития личности растущего человека;

•   социальная психология – изучает взаимоотношения человека с другими людьми и социальными группами;

•   педагогическая психология – изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания;

•   психология труда – рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, законо­мерности развития трудовых умений и навыков;

•   медицинская психология – изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения или пси­хотерапии;

•   юридическая психология – изучает психологические особенности поведения участников уголовного процес­са, психологические проблемы формирования личности и поведения преступника;

•   экономическая психология – рассматривает психоло­гические аспекты экономического поведения человека (психология рекламы, имиджа, продавца и покупателя, делового общения, менеджмента и т.д.);

•   военная психология – изучает поведение людей в ус­ловиях боевых действий;

•   патопсихология – (patos – страдание) – изучает от­клонения в развитии психики, распад психики при раз­личных формах мозговой патологии.

Методы психологии:

•              методы сбора информации (наблюдение, изучение ре­зультатов деятельности, изучение документов, метод оп­роса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).

•  методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы).

•  методы психологического воздействия (дискуссия, тре­нинг, формирующий эксперимент, убеждение, внуше­ние, релаксация и другие).

1.3. Понятие о психике и сознании

Психика – это свойство животных и человека отра­жать объективный     мир в его связях и отношениях.

Психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая незави­симо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности.

Психика человека состоит из трех групп психических явлений:

•  психические процессы (познавательные, эмоциональ­ные, волевые, мотивационные и другие);

•  психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);

•  психические свойства человека (темперамент, способ­ности, характер, направленность личности);

Психическая деятельность зависит от особенностей че­ловеческого организма и функционирования коры го­ловного мозга, в которой выделяют:

•  сенсорные зоны (принимают и обрабатывают инфор­мацию от органов чувств и рецепторов);

•  моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);

•  ассоциативные зоны (служат для переработки инфор­мации).

В психологии существуют и другие представления о струк­туре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессозна­тельное, предсознательное и сознательное.

Главное отличие психики человека от психики живот­ных - это наличие сознания, особенно самосознания.

Сознание - это высший уровень психического отраже­ния действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, пре­дусмотрена их последствий, контроль и управление по­ведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание — неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.

Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Соз­нание ребенка также развивается в процессе взаимодей­ствия с людьми. Человек может терять сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза, хотя пси­хика при этом и продолжает функционировать.

Формы сознания: индивидуальное, групповое и обще­ственное. Первые два изучаются психологией, третье — общественными науками.

Структуру сознания можно рассматривать в плане раз­личных аспектов отношения человека к миру. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание, а также формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, сужде­ние, умозаключение). Различные формы знания составля­ют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонен­том сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности дейст­вий человека.

 

1.4. Деятельность и поведение человека

Деятельность — это активное взаимодействие субъек­та с окружающим миром, направленное на производст­во определенных продуктов материальной или духовной культуры. Психологическая структура деятельности такова: цель   мотив     способ     результат.

Мотив — это то, ради чего осуществляется деятель­ность. Мотив — это внутренний побудитель человека к активной деятельности, связанный с удовлетворением его потребностей.

Основные виды деятельности: общение, игра, учение, труд.

Всякая деятельность состоит из действий и поступков.

Действие — это элементарная часть деятельности, в которой достигается ближайшая цель, не разлагаемая на более простые. Действия могут осуществляться различ­ными способами, которые называются операциями.

Поступки — это действия, которые связаны с нравст­венными принципами, с моралью. Например, действия по защите оскорбляемого хулиганом невинного человека или бескорыстное возвращение законному владельцу найденного бумажника с деньгами.

9

1

 



В зависимости от степени осознанности действий и по­ступков выделяют следующие компоненты деятельности:

•  Умения — в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, хотя и включают в себя автоматически выполняемые части — навыки.

•  Навыки — это автоматизированные компоненты уме­ний, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

•  Привычки — в отличие от навыков могут контролиро­ваться сознательно, но в отличие от умений не всегда явля­ются разумными и полезными. Например, дурные привыч­ки: курение, сквернословие и др.

•  Деятельность является одним из проявлений поведе­ния человека. Поведение, следовательно, более широкое понятие. Животные тоже обладают поведением, но не дея­тельностью, которая отличается целенаправленностью и осознанностью совершаемых действий.

 

1.5. Биологическое и социальное в человеке

Человек – это особое существо. С одной стороны, он обладает биологическим началом, относится к высшим млекопитающим. С другой – это существо социальное, поскольку общественные отношения изменили как его телесную организацию, так и сам характер существова­ния. А многие психологи уточняют, что человек – это существо биопсихосоциальное.

Диалектика взаимосвязей биологического и психиче­ского, психического и социального до сих пор представ­ляет для науки серьезную проблему.

Говоря о процессе развития человека в соответствии с генетическим кодом, психологи пользуются термином «со­зревание». При этом они спорят о том, в какой степени поведение человека определяется созреванием, а в какой – социальным научением.

Природные (биологические) особенности человека вы­ступают только в качестве предпосылок, необходимых условий психического развития. Например, свойства нерв­ной системы лежат в основе темперамента, а задатки — в основе способностей.

Установлено, что во многом именно генами опреде­ляется множество психологических характеристик чело­века (активность и пассивность, мнительность и тревожность, самостоятельность и зависимость, альтруизм и эгоизм, интеллект, агрессивность, сексуальность и т.д.). Однако, биологические особенности сами по себе еще не определяют личностные качества человека (способно1-сти, характер, убеждения и т.п.). При формировании личности человека исключительно велика роль социаль­ной среды, социального опыта, в том числе и воспита­ния   в широком смысле этого слова.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»