Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:58, курс лекций
Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способствующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессиональной деятельности. Полученные знания должны способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершенствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурентоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.
- снижение самоуважения и часто, как следствие, социальная деградация, агрессивность и преступность;
- появление конформистских (приспособленческих) реакций в трудных ситуациях, - такие молодые люди легко поддаются влиянию других, втягиваются в преступные действия;
- глубокие изменения восприятия — молодые люди с негативной самооценкой слабо осознают, что совершают хорошие поступки, поскольку считают себя неспособными к ним.
4.6. Личностный рост и жизненный путь человека
Личностный рост человека обычно рассматривают через призму его жизненного пути, на котором человек приобретает способность управлять текущими событиями своей жизни, формировать эффективные отношения с окружающими, последовательно отстаивать свои взгляды, воспринимать жизнь во всем ее многообразии. Все это детерминируется развитием способности к рефлексии.
Рефлексией называется процесс самосознания субъектом своих внутренних психических актов и состояний, процесс самоанализа. Рефлексия, в свою очередь, является условием становления автономной личности. Автономия означает владение собой, принятие ответственности за свои действия и чувства, свободу выбора способа поведения.
В процессе личностного роста происходит переход от внешних критериев оценки поведения людей, событий и самого себя к внутренним критериям, основанным на собственных убеждениях и ценностях.
Результатами личностного роста могут быть:
готовность брать на себя ответственность за свои действия и поступки;
умение удовлетворять свои потребности без ущерба для окружающих;
значительная успешность в своей профессиональной деятельности;
оптимизм и стойкость в повседневной жизни;
открытость переменам и новому жизненному опыту.
Жизненный путь человека – это процесс его развития в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчиво-пластичной структуры личности. Анализ проблемы жизненного пути ведется в психологии с помощью понятий: стратегия жизни, жизненный план, жизненный сценарий, жизненные тактики и др.
Жизненный план — это структурное воплощение жизненного пути. Одновременно он отражает стратегию жизни и жизненный сценарий, который является совокупностью жизненных тактик. Жизненный план возникает в результате генерализации целей, мотивов и ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления личности.
Одновременно идет процесс конкретизации целей. Из мечты или абстрактного идеала как заведомо недосягаемых целей постепенно вырисовывается более или менее реалистический план деятельности и поведения.
Существует, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его планирования и сценарного воплощения.
Согласно первому подходу (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и др.) человек сам сознательно определяет свое отношение к жизни, осознанно выбирает и регулирует свой жизненный путь. При этом подчеркивается важная роль родителей в формировании представлений ребенка о жизненных целях и структуре жизненного пути.
Второй подход (Адлер, Роджерс, Берн и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и его сценарного воплощения, что происходит на ранних стадиях развития ребенка. На выбор жизненного сценария при этом влияют следующие факторы:
порядок рождения ребенка в семье;
действия, оценки, эмоциональная поддержка родителей;
влияние дедушек и бабушек;
имя и фамилия ребенка;
случайные экстремальные события и другие факторы.
Тема 5. Психические свойства личности
5.1. Направленность личности
Направленность личности — это система ее потребностей, интересов, убеждений, идеалов и ценностных ориентации, придающих жизни человека осмысленность и мотивированность. Это психическое свойство личности, которое в наибольшей степени социально обусловлено, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен или которую он представляет.
Направленность включает в себя два тесно связанных между собой момента:
– предметное содержание, поскольку направленность – это всегда направленность на что-то;
– напряжение психики, которое при этом возникает.
Основные компоненты направленности.
• Потребности – испытываемая человеком нужда в чем-то. По мере того, как потребности актуализируются, они становятся мотивами поведения человека, то есть побудителями к определенной деятельности.
• Интересы – это также мотивы, но с потребностями напрямую не связанные. Они имеют больше познавательную, а не потребительскую устремленность. Интересы различаются прежде всего по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности. Они могут быть устойчивыми и неустойчивыми, глубокими и поверхностными и т.д. Например, интерес к международным политическим событиям, спортивным состязаниям, новому киносериалу и т.д.
• Убеждения — представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности. В основе убеждений лежит мировоззрение личности, то есть система взглядов на мир и место в нем человека. Например, убеждение в правильности политического курса, осуществляемого Президентом Республики Беларусь.
• Идеалы — обычно воплощены в каких-либо образах, которым человек хочет подражать, или в целях, к которым он стремится, понимая, что полностью они никогда достигнуты не будут. Идеал служит для личности путеводной звездой, суперстратегическим ориентиром поведения и самосовершенствования. Например, идеал всесторонне и гармонично развитой личности в гуманистической педагогике или образ Иисуса Христа для верующего христианина.
• Ценностные ориентации — это интегративные компоненты направленности, которые определяются совокупностью потребностей, интересов, идеалов и убеждений. Ценностные ориентации являются смыслообразующими основами, задающими мотивацию всей человеческой жизни. Например, ориентация на здоровый образ жизни, исключающий курение, алкоголь, наркотики и другие факторы, подрывающие здоровье человека и разлагающие его личность.
5.2. Происхождение и виды способностей
Способности — это система качеств личности, позволяющая успешно выполнять определенные виды деятельности. Например, способность к математике, музыке, технике и т.д.
Способности не тождественны знаниям, умениям и навыкам, хотя и взаимосвязаны с ними. По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности выступают как возможность их приобретать и наращивать с той или иной степенью быстроты и эффективности.
Способности человека обнаруживаются только в деятельности, причем лишь в той, которая не может осуществляться без наличия соответствующих способностей.
Способности — это продукт общественно-исторической практики человека, результат взаимодействия биологических и социальных факторов. Природными предпосылками способностей являются задатки.
Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности человеческого организма, его нервной системы, органов чувств и т.д., составляющие природную основу формирования способностей.
По уровню развития способности бывают:
– одаренность – это совокупность нескольких способностей, обуславливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других людей. Обычно одаренность проявляется в наличии разносторонних способностей;
– талант – совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью. Особенность таланта - высокий уровень творчества в процессе деятельности;
– гениальность — высший уровень развития способностей, обеспечивающий достижение принципиально нового, имеющего большое историческое значение;
Выделяют также следующие способности:
– общие — интегративные способности, необходимые для успешного осуществления различных видов деятельности;
– специальные — способности, необходимые для выполнения конкретных видов деятельности;
– профессиональные — способности, обеспечивающие успешную работу человека по той или иной профессии (часто успех в профессиональной деятельности зависит не от одной какой-нибудь способности, а от их удачного сочетания, возможна и компенсация недостающей способности другими);
– творческие - способности, позволяющие создавать новое, никогда ранее не существовавшее (творческие способности человека могут проявляться в любой деятельности: научной, художественной, производственной, политической, экономической, педагогической и других).
5.3. Понятие о темпераменте
Темперамент - это индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики человека. Темперамент определяется интенсивностью, скоростью, темпом и ритмом протекания психических процессов и изменения психических состояний личности.
В основе темперамента лежат особенности нервной деятельности человека, которая характеризуется различным соотношением возбуждения и торможения нервных процессов. Эти процессы в свою очередь характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью их протекания.
На основе различных сочетаний этих показателей физиолог И.П. Павлов выделил четыре ярко выраженные типа высшей нервной деятельности: безудержный, сильный, инертный и слабый тип.
Оказалось, что они соответствуют известным со времен древнегреческого врача Гиппократа четырем типам темперамента:
холерик (безудержный тип) — преобладание возбуждения над торможением в нервной системе, подвижность, бурные эмоции, резкие смены настроения, в критические моменты — высокая концентрация сил;
сангвиник (сильный тип) - характеризуется быстротой реакции, высокой психической активностью, богатством мимики, контактностью, высокой сопротивляемостью трудностям, жизнерадостностью;
флегматик (инертный тип) — связан с медлительностью, инертностью, устойчивостью в настроении, спокойствием, слабым проявлением эмоций, низкой психической активностью, уравновешенностью;
меланхолик (слабый тип) — свойственны сдержанность речи и движений, низкий уровень психической активности, ранимость, преобладание отрицательных эмоций, замкнутость, впечатлительность, быстрая утомляемость.
От темперамента как врожденной особенности психики зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность и другие.
В чистом виде ни одного из четырех типов темперамента не существует. Каждый человек имеет индивидуальный темперамент. В семейной жизни часто супруги обладают противоположными темпераментами. И это, как правило, удачные браки. Дружат чаще люди одного темперамента.
Особенности темперамента личности обуславливают также индивидуальный стиль деятельности человека, который определяется, однако, и другими причинами, включая в себя умения и навыки, формируемые под влиянием жизненного опыта.
В трудовой деятельности большое значение имеет совместимость людей по темпераменту.
5.4. Характер личности
Характер – это психическое свойство личности, представляющее собой систему ее существенных и относительно устойчивых качеств (черт), обуславливающих поведение человека. Черты характера можно классифицировать по следующим отношениям:
• По отношению к другим людям (общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость и т.д.).
• По отношению к себе (скромность — самовлюбленность, самокритичность - самоуверенность и т.д.).
• По отношению к делу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие - леность и т.д.).
• По отношению к собственности (щедрость — жадность, бережливость — расточительность, аккуратность — неряшливость и т.д.).
Структура и содержание характера определяется:
• Динамикой воли, то есть тем, насколько она сильна или слаба (решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность и противоположные им черты характера).
• Спецификой проявления эмоций, которые сопровождают . поведение человека (порывистость, впечатлительность, > инертность, безразличие и другие).
• Интеллектуальными особенностями личности (глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и т.п.).
Характер личности теснейшим образом взаимосвязан с другими ее свойствами: темпераментом, способностями, направленностью. Он формируется в течение всей жизни на основе природных свойств в результате всевозможных действий и поступков человека. Большую роль при этом играют обучение и воспитание, семейные и общественные условия, конкретные обстоятельства, в которых проходит его жизненный путь.
Существуют различные типологии характеров. Например, немецкий психолог и психиатр Э. Кречмер выделил три типа характеров личности в связи с наиболее часто встречающимися типами строения тела человека:
Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»