Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:58, курс лекций

Описание

Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способствующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессиональной деятельности. Полученные знания должны способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершенствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурентоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций.doc

— 779.00 Кб (Скачать документ)

-     снижение самоуважения и часто, как следствие, со­циальная деградация, агрессивность и преступность;

-     появление конформистских (приспособленческих) реакций в трудных ситуациях, - такие молодые люди легко поддаются влиянию других, втягиваются в преступные дей­ствия;

-     глубокие изменения восприятия — молодые люди с негативной самооценкой слабо осознают, что совершают хорошие поступки, поскольку считают себя неспособны­ми к ним.

 

4.6. Личностный рост и жизненный путь человека

Личностный рост человека обычно рассматривают че­рез призму его жизненного пути, на котором человек приобретает способность управлять текущими события­ми своей жизни, формировать эффективные отношения с окружающими, последовательно отстаивать свои взгляды, воспринимать жизнь во всем ее многообразии. Все это де­терминируется развитием способности к рефлексии.

Рефлексией называется процесс самосознания субъек­том своих внутренних психических актов и состояний, процесс самоанализа. Рефлексия, в свою очередь, является условием становления автономной личности. Автономия означает владение собой, принятие ответственности за свои действия и чувства, свободу выбора способа поведения.

В процессе личностного роста происходит переход от внешних критериев оценки поведения людей, событий и самого себя к внутренним критериям, основанным на собственных убеждениях и ценностях.

Результатами личностного роста могут быть:

     готовность брать на себя ответственность за свои дей­ствия и поступки;

     умение удовлетворять свои потребности без ущерба для окружающих;

     значительная успешность в своей профессиональ­ной деятельности;

     оптимизм и стойкость в повседневной жизни;

     открытость переменам   и новому жизненному опыту.

Жизненный путь человека – это процесс его развития в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и фор­мирование устойчиво-пластичной структуры личности. Анализ проблемы жизненного пути ведется в психологии с помощью понятий: стратегия жизни, жизненный план, жиз­ненный сценарий, жизненные тактики и др.

Жизненный план — это структурное воплощение жиз­ненного пути. Одновременно он отражает стратегию жизни и жизненный сценарий, который является совокупностью жизненных тактик. Жизненный план возникает в результа­те генерализации целей, мотивов и ценностных ориента­ции, которые подчиняют себе частные, преходящие стрем­ления личности.

Одновременно идет процесс конкретизации целей. Из мечты или абстрактного идеала как заведомо недося­гаемых целей постепенно вырисовывается более или ме­нее реалистический план деятельности и поведения.

Существует, по крайней мере, два подхода к объясне­нию процесса структурирования жизненного пути с по­мощью его планирования и сценарного воплощения.

Согласно первому подходу (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и др.) человек сам сознательно определяет свое отношение к жизни, осознанно выбирает и регулирует свой жизнен­ный путь. При этом подчеркивается важная роль родителей в формировании представлений ребенка о жизненных це­лях и структуре жизненного пути.

Второй подход (Адлер, Роджерс, Берн и др.) постро­ен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и его сценарного воплощения, что происходит на ранних стадиях развития ребенка. На выбор жизненного сценария при этом влияют следующие факторы:

     порядок рождения ребенка в семье;

     действия, оценки, эмоциональная поддержка ро­дителей;

     влияние дедушек и бабушек;

     имя и фамилия ребенка;

     случайные экстремальные события и другие факторы.

 

Тема 5. Психические свойства личности

5.1. Направленность личности

Направленность личности — это система ее потребно­стей, интересов, убеждений, идеалов и ценностных ори­ентации, придающих жизни человека осмысленность и мотивированность. Это психическое свойство личности, которое в наибольшей степени социально обусловлено, наиболее полно отражает идеологию общности, в кото­рую человек включен или которую он представляет.

Направленность включает в себя два тесно связанных между собой момента:

– предметное содержание, поскольку направленность – это всегда направленность на что-то;

– напряжение психики, которое при этом возникает.

Основные компоненты направленности.

•              Потребности – испытываемая человеком нужда в чем-то. По мере того, как потребности актуализируются, они становятся мотивами поведения человека, то есть побудителями к определенной деятельности.

•  Интересы – это также мотивы, но с потребностями напрямую не связанные. Они имеют больше познаватель­ную, а не потребительскую устремленность. Интересы раз­личаются прежде всего по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности. Они могут быть устойчивыми и неустойчивыми, глубокими и поверх­ностными и т.д. Например, интерес к международным по­литическим событиям, спортивным состязаниям, новому киносериалу и т.д.

•  Убеждения — представления, знания, идеи, ставшие мо­тивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности. В основе убеждений лежит мировоззрение личности, то есть система взглядов на мир и место в нем человека. Например, убеждение в правильности политического курса, осуществляемого Пре­зидентом Республики Беларусь.

•  Идеалы — обычно воплощены в каких-либо образах, которым человек хочет подражать, или в целях, к кото­рым он стремится, понимая, что полностью они нико­гда достигнуты не будут. Идеал служит для личности путеводной звездой, суперстратегическим ориентиром пове­дения и самосовершенствования. Например, идеал все­сторонне и гармонично развитой личности в гуманисти­ческой педагогике или образ Иисуса Христа для верую­щего христианина.

• Ценностные ориентации — это интегративные компо­ненты направленности, которые определяются совокуп­ностью потребностей, интересов, идеалов и убеждений. Ценностные ориентации являются смыслообразующими основами, задающими мотивацию всей человеческой жизни. Например, ориентация на здоровый образ жиз­ни, исключающий курение, алкоголь, наркотики и дру­гие факторы, подрывающие здоровье человека и разла­гающие его личность.

 

5.2. Происхождение и виды способностей

Способности — это система качеств личности, позво­ляющая успешно выполнять определенные виды деятель­ности. Например, способность к математике, музыке, тех­нике и т.д.

Способности не тождественны знаниям, умениям и навыкам, хотя и взаимосвязаны с ними. По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности выступают как возможность их приобретать и наращивать с той или иной степенью быстроты и эффективности.

Способности человека обнаруживаются только в дея­тельности, причем лишь в той, которая не может осуще­ствляться без наличия соответствующих способностей.

Способности — это продукт общественно-исторической практики человека, результат взаимодействия биологиче­ских и социальных факторов. Природными предпосылка­ми способностей являются задатки.

Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности человеческого организма, его нервной сис­темы, органов чувств и т.д., составляющие природную основу формирования способностей.

По уровню развития способности бывают:

– одаренность – это совокупность нескольких способ­ностей, обуславливающая успешную деятельность чело­века в определенной области и выделяющая его среди других людей. Обычно одаренность проявляется в нали­чии разносторонних способностей;

– талант – совокупность способностей, которая по­зволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и обще­ственной значимостью. Особенность таланта - высокий уровень творчества в процессе   деятельности;

– гениальность — высший уровень развития способно­стей, обеспечивающий достижение принципиально но­вого, имеющего большое историческое значение;

Выделяют также следующие способности:

– общие — интегративные способности, необходимые для успешного осуществления  различных видов деятельности;

– специальные — способности, необходимые для вы­полнения конкретных видов деятельности;

– профессиональные — способности, обеспечивающие успешную работу человека по той или иной профессии (часто успех в профессиональной деятельности зависит не от одной какой-нибудь способности, а от их удачного со­четания, возможна и компенсация недостающей способ­ности другими);

– творческие - способности, позволяющие создавать новое, никогда ранее не существовавшее (творческие спо­собности человека могут проявляться в любой деятельности: научной, художественной, производственной, поли­тической, экономической, педагогической и других).

 

5.3. Понятие о темпераменте

Темперамент - это индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических прояв­лений психики человека. Темперамент определяется интен­сивностью, скоростью, темпом и ритмом протекания пси­хических процессов и изменения психических состояний личности.

В основе темперамента лежат особенности нервной дея­тельности человека, которая характеризуется различным соотношением возбуждения и торможения нервных про­цессов. Эти процессы в свою очередь характеризуются си­лой, уравновешенностью и подвижностью их протекания.

На основе различных сочетаний этих показателей фи­зиолог И.П. Павлов выделил четыре ярко выраженные типа высшей нервной деятельности: безудержный, силь­ный, инертный и слабый тип.

Оказалось, что они соответствуют известным со вре­мен древнегреческого врача Гиппократа четырем типам темперамента:

       холерик (безудержный тип) — преобладание возбуж­дения над торможением в нервной системе, подвижность, бурные эмоции, резкие смены настроения, в критические моменты — высокая концентрация сил;

       сангвиник (сильный тип) - характеризуется быстро­той реакции, высокой психической активностью, богатст­вом мимики, контактностью, высокой сопротивляемостью трудностям, жизнерадостностью;

       флегматик (инертный тип) — связан с медлительно­стью, инертностью, устойчивостью в настроении, спокой­ствием, слабым проявлением эмоций, низкой психиче­ской активностью, уравновешенностью;

       меланхолик (слабый тип) — свойственны сдержан­ность речи и движений, низкий уровень психической ак­тивности, ранимость, преобладание отрицательных эмоций, замкнутость, впечатлительность, быстрая утомляемость.

От темперамента как врожденной особенности пси­хики зависят такие свойства личности, как впечатлитель­ность, эмоциональность, импульсивность, тревожность и другие.

В чистом виде ни одного из четырех типов темпера­мента не существует. Каждый человек имеет индивиду­альный темперамент. В семейной жизни часто супруги обладают противоположными темпераментами. И это, как правило, удачные браки. Дружат чаще люди одного тем­перамента.

Особенности темперамента личности обуславливают так­же индивидуальный стиль деятельности человека, который определяется, однако, и другими причинами, включая в себя умения и навыки, формируемые под влиянием жиз­ненного опыта.

В трудовой деятельности большое значение имеет со­вместимость людей по темпераменту.

 

5.4. Характер личности

Характер – это психическое свойство личности, пред­ставляющее собой систему ее существенных и относительно устойчивых качеств (черт), обуславливающих пове­дение человека. Черты характера можно классифицировать по следующим отношениям:

•              По отношению к другим людям (общительность — замк­нутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость и т.д.).

•  По отношению к себе (скромность — самовлюблен­ность, самокритичность - самоуверенность и т.д.).

•  По отношению к делу (ответственность — недобросо­вестность, трудолюбие - леность и т.д.).

•  По отношению к собственности (щедрость — жадность, бережливость — расточительность, аккуратность — неряш­ливость и т.д.).

 

Структура и содержание характера определяется:

•  Динамикой воли, то есть тем, насколько она сильна или слаба (решительность, настойчивость, самооблада­ние, самостоятельность, инициативность и противопо­ложные им черты характера).

•  Спецификой проявления эмоций, которые сопровождают . поведение человека (порывистость, впечатлительность,  > инертность, безразличие и другие).

•  Интеллектуальными особенностями личности (глубо­комыслие, сообразительность, находчивость, любозна­тельность и т.п.).

Характер личности теснейшим образом взаимосвязан с другими ее свойствами: темпераментом, способностя­ми, направленностью. Он формируется в течение всей жизни на основе природных свойств в результате всевоз­можных действий и поступков человека. Большую роль при этом играют обучение и воспитание, семейные и общест­венные условия, конкретные обстоятельства, в которых проходит его жизненный путь.

Существуют различные типологии характеров. Напри­мер, немецкий психолог и психиатр Э. Кречмер выделил три типа характеров личности в связи с наиболее часто встречающимися типами строения тела человека:

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»