Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:58, курс лекций
Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способствующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессиональной деятельности. Полученные знания должны способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершенствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурентоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.
Таким образом, если понятие «индивид» соотносится с целостной (биосоциальной) организацией человека, то понятие «личность» характеризует его социокультурную организацию. Однако, если личность по своей сущности социальна, то по способу существования — индивидуальна.
Индивидуальность — понятие более узкое и содержит в себе лишь те индивидные или личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей.
Индивидуальность – это оригинальность человека. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно. Индивидуальность характеризует человека конкретнее, детальнее и, тем самым, полнее.
Несовпадению понятий индивида, личности и индивидуальности соответствуют относительно независимые друг от друга направления в научном исследовании человека: биогенетический, социогенетический и персоногенетический.
4.2. Развитие личности и ее структура
Существуют различные теории развития личности. Одни ученые отдают предпочтение окружающей среде как источнику развития личности и отрицают роль врожденных, биологических факторов. Другие, наоборот, считают, что биологическая природа человека – идеальный источник развития. Нужно лишь довериться ей и не мешать естественному процессу.
Современная психология отказывается от противопоставления биологических и социокультурных факторов развития личности в пользу понимания важности тех и других. При этом все факторы, под воздействием которых личность развивается, подразделяют на внешние и внутренние.
• Внутренние факторы – это прежде всего анатомо-физиологические особенности индивида, особенности его нервной системы и задатки. Например, слабое зрение и слух, естественно, сказываются на действиях и поступках личности. А задатки, как известно, облегчают развитие способностей личности.
• Внешние факторы развития личности находятся в окружающей среде. Обычно здесь выделяют природно-географическую и социальную среду. Известно, например, что люди, выросшие на Крайнем Севере, более выдержанные, организованные, умеют ценить время, внимательно относятся к тому, чему их учат. Социальная среда, в свою очередь, подразделяется на макросреду (общество в целом) и микросреду (семья, учебная группа, трудовой коллектив и т.д.) Именно в микросреде закладываются важнейшие морально-психологические характеристики личности. А личность, сформировавшаяся в условиях, например, тоталитарного государства, в большинстве случаев будет не такой, как получившая свободное развитие в условиях демократического общества.
В процессе развития личности внутренние и внешние факторы теснейшим образом взаимосвязываются. При этом решающая роль в интеграции этих факторов принадлежит самой личности, ее собственной активности в процессе самоактуализации и самосовершенствования.
Примером отказа от противопоставления биологических \ и социокультурных факторов развития личности является ;: теория американского психолога Э. Эриксона. Она основана на генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит каждый человек. Этим восьми стадиям соответствуют свои жизненные кризисы, то есть резкие, крутые переломы, тяжелые переходные состояния:
1. Кризис доверия или недоверия к людям (до 1 года).
2. Самостоятельность, уверенность в себе или сомнение, преувеличенное чувство стыда (от 1 до 3 лет).
3. Любознательность и активность или пассивность и безразличие к людям (от 3 до 5 лет).
4. Трудолюбие или комплекс неполноценности (от 5 до 11 лет).
5. Личностное самоопределение или индивидуальная серость (от 11 до 20 лет).
Интимность и общительность или личностная психологическая изолированность (от 20 до 30 лет).
Забота о воспитании детей или погружение в себя (от 30 до 60 лет).
Удовлетворенность прожитой жизнью или отчаяние (свыше 60 лет).
Кроме кризисных периодов в развитии личности психологи выделяют также сензитивные периоды, то есть максимально чувствительные и благоприятные для развития той или иной способности человека. Например, сенситивным периодом для развития речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет.
В ходе развития личности постепенно складывается ее устойчивая структура.
Психологическую структуру личности составляют:
индивидуальные особенности психических процессов;
характерные психические состояния;
психические свойства (направленность, способности, темперамент, характер);
жизненный опыт.
В психологии существуют и другие подходы к рассмотрению структуры личности (К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев, А.Г. Ковалев, 3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Берн, А. Маслоу, К. Роджерс и другие).
4.3. Психологическая защита личности
Психологическая защита личности связана с тем, что в жизни часто человек не в состоянии взвесить все обстоятельства и выбрать такое поведение, которое могло бы избавить его от неприятных переживаний. Тогда и срабатывают механизмы психологической защиты.
Механизмы психологической защиты стабилизируют наше состояние, отторгают или изменяют неблагоприятную информацию о себе и других, служат для преодоления дискомфорта.
Впервые защитные механизмы были выявлены 3. Фрейдом, а изучены и описаны его дочерью А. Фрейд.
Основные механизмы психологической защиты.
• Подавление (репрессия) — вытеснение неприемлемых, потенциально опасных желаний и мыслей из сознания, что предотвращает их возможное разрешение. Психическая энергия подавленных желаний не исчезает бесследно, а продолжает существовать в человеке независимо от его сознания и часто находит свое болезненное проявление в виде головных болей, язв, сердечных заболеваний, гипертонии и т.д.
• Отрицание — устранение, игнорирование травмирующих восприятий внешней реальности. Это бегство в фантазию, кажущуюся абсурдной объективному наблюдению. При этом, игнорируя логику, человек не замечает противоречий в своих суждениях.
• Рационализация — построение приемлемых оснований для оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей и чувств. Рационализация маскирует, скрывает истинные мотивы от сознания самого субъекта во имя внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения.
• Инверсия - подмена мыслей, чувств, отвечающих подлинному травмирующему мотиву, диаметрально противоположным поведением, мыслями, чувствами. Например, неразумная, необъяснимая неприязнь к кому-либо может подменяться в отношениях с этим человеком особой предупредительностью, подчеркнутой вежливостью. И, наоборот, — симпатия, любовное увлечение могут демонстрироваться как неприязнь, нарочитое игнорирование и даже бестактность.
• Проекция — приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей или чувств, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности.
• Изоляция (отчуждение) - обособление или локализация внутри сознания травмирующих человека факторов так, что связь между определенным событием и его эмоциональной окраской не отражаются в сознании. В результате может наступать явление двойника, то есть раздвоение, расщепление личности.
• Регрессия — возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования на травмирующие события, чтобы избежать внутренней тревоги, сохранить чувство самоуважения. Яркий пример регрессии — это инфантильность (младенчество, детскость) в поведении и отношениях взрослых людей.
• Сублимация — преобразование энергии сексуальных влечений в социально приемлемые формы активности: творчество, социальные контакты и т.п.
Психологическую защиту нельзя однозначно рассматривать как полезное или вредное психическое явление. Позволяя сохранить устойчивость личности на фоне дестабилизирующих переживаний и добиться определенной адаптации, психологическая защита в то же время лишает человека возможности активно воздействовать на ситуацию и устранить источник переживаний.
4.4. Компенсаторные механизмы и внутриличностный конфликт
Компенсаторные механизмы личности служат для преодоления чувства неполноценности, которое является неизбежным следствием физических дефектов, недостатка сил или возможностей человека. Чувство неполноценности вытесняется в бессознательное и вместе с тем компенсируется деятельностью по достижению разного рода успехов — реальных или мнимых.
Впервые этот термин употребил австрийский психолог Альфред Адлер. Он выделил четыре вида компенсации: неполная компенсация, полная, сверхкомпенсация и мнимая компенсация, когда человек начинает спекулировать своим недостатком, уходя в болезнь и т.д.
Адлер полагал, что чувство неполноценности испытывают все дети. При этом сильное чувство неполноценности или целый их комплекс может затруднить позитивный рост и развитие ребенка. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает его расти, становиться таким же сильным, как другие, совершенствоваться.
Сверхкомпенсация комплекса неполноценности порождает так называемый комплекс превосходства над другими (преувеличение своих интеллектуальных, физических, социальных способностей),который может сопровождаться стремлением к власти. Такие люди могут подозревать окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими и мстительными.
Чтобы помочь человеку справиться с этими комплексами, Адлер предлагает следующие психологические меры:
понять специфический стиль жизни человека, выслушав самые ранние воспоминания и события его детства;
помочь человеку понять самого себя, свой собственный стиль жизни;
усилить социальный интерес, чувство общности или взаимодействие с другими людьми.
Внутриличностный конфликт — это состояние неудовлетворенности какими-либо обстоятельствами жизни, связанными с противоположно направленными стремлениями человека. Например, желание немедленно удовлетворить свои физиологические потребности и желание достойно выглядеть в глазах людей.
Наиболее распространенной формой внутриличностный конфликтов, связанных с работой, являются ролевые конфликты, когда различные социальные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином, человек должен проводить вечера дома, а положение руководителя обязывает его задерживаться на работе.
В состоянии внутриличностного конфликта человеку всегда приходиться выбирать: либо из двух положительных вариантов, либо из положительного и отрицательного, либо из двух отрицательных (из двух зол).
Внутриличностные конфликты часто сопровождаются аффектами, стрессами или нервнопсихическими расстройствами в виде неврозов.
4.5. Самосознание и Я-концепция личности
Самосознание — это совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя, свое место в мире, свои интересы, переживания, поведение и т.п. Самосознание не врожденная данность, а продукт развития человека.
Главным источником формирования самосознания является обобщение знаний человека о других людях, сравнение их жизненного опыта со своим положением в общественной, трудовой и личной жизни.
Обретая в процессе развития способность погружаться в себя, в свои переживания, человек открывает свой внутренний мир, свое собственное «Я».
«Я» — это и есть результат самосознания или выделения человеком самого себя из окружающей среды. «Я» позволяет человеку ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность, отделять свое «Я» от «Не – Я».
Самосознание в зависимости от потребностей человека, может проявляться в виде самопознания, самооценки, самоконтроля и самопринятия.
Самопознание – направлено на изучение человеком своих возможностей и качеств, своего места среди других людей. Познать себя, ничего не делая и ни с кем не общаясь, – невозможно.
Самооценка — это оценка человеком самого себя относительно некоторой шкалы ценностей. Она может быть адекватной и неадекватной (заниженной или завышенной).
Самоконтроль — проявляется в регуляции собственных действий и состояний на основе определенных норм и требований.
Самопринятие — признание себя в качестве положительной, достойной личности.
«Я-концепция» как психологическое явление — это относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе. Как говорят психологи, это «теория самого себя».
Общая «Я-концепция» может включать в себя частные виды «Я-концепций», например, профессиональную «Я-концепцию». Вместе с тем, всякая «Я-концепция» включает в себя «Я-реальное» и «Я-идеальное».
«Я-реалъное» – это представление о себе в настоящем времени, каким я вижу себя в настоящий момент.
«Я-идеальное» — это то, каким я, по моему мнению, должен был бы стать.
Расхождение между «Я-реальным» и «Я-идеальным» может приводить как к позитивным последствиям, так и негативным. Оно может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов и, наоборот, источником самосовершенствования личности.
Например, в работах психолога X. Ремшмидта указывается, что неблагоприятная «Я-концепция» (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка) приводит к следующим нарушениям поведения:
Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»