Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:58, курс лекций

Описание

Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способствующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессиональной деятельности. Полученные знания должны способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершенствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурентоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций.doc

— 779.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, если понятие «индивид» соотносится с целостной (биосоциальной) организацией человека, то по­нятие «личность» характеризует его социокультурную ор­ганизацию. Однако, если личность по своей сущности со­циальна, то по способу существования — индивидуальна.

Индивидуальность — понятие более узкое и содержит в себе лишь те индивидные или личностные свойства челове­ка, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей.

Индивидуальность – это оригинальность человека. Ин­дивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно. Индивиду­альность характеризует человека конкретнее, детальнее и, тем самым, полнее.

Несовпадению понятий индивида, личности и инди­видуальности соответствуют относительно независимые друг от друга направления в научном исследовании чело­века: биогенетический, социогенетический и персоногенетический.

 

4.2. Развитие личности и ее структура

Существуют различные теории развития личности. Одни ученые отдают предпочтение окружающей среде как источнику развития личности и отрицают роль вро­жденных, биологических факторов. Другие, наоборот, считают, что биологическая природа человека – идеаль­ный источник развития. Нужно лишь довериться ей и не мешать естественному процессу.

Современная психология отказывается от противопос­тавления биологических и социокультурных факторов раз­вития личности в пользу понимания важности тех и дру­гих. При этом все факторы, под воздействием которых личность развивается, подразделяют на внешние и внут­ренние.

•   Внутренние факторы – это прежде всего анатомо-физиологические особенности индивида, особенности его нервной системы и задатки. Например, слабое зрение и слух, естественно, сказываются на действиях и поступ­ках личности. А задатки, как известно, облегчают разви­тие способностей личности.

•   Внешние факторы развития личности находятся в окру­жающей среде. Обычно здесь выделяют природно-географическую и социальную среду. Известно, например, что люди, выросшие на Крайнем Севере, более выдержанные, орга­низованные, умеют ценить время, внимательно относятся к тому, чему их учат. Социальная среда, в свою очередь, под­разделяется на макросреду (общество в целом) и микросре­ду (семья, учебная группа, трудовой коллектив и т.д.) Именно в микросреде закладываются важнейшие морально-психо­логические характеристики личности. А личность, сформи­ровавшаяся в условиях, например, тоталитарного государ­ства, в большинстве случаев будет не такой, как получившая свободное развитие в условиях демократического общества.

В процессе развития личности внутренние и внешние факторы теснейшим образом взаимосвязываются. При этом решающая роль в интеграции этих факторов принадлежит самой личности, ее собственной активности в процессе самоактуализации и самосовершенствования.

Примером отказа от противопоставления биологических \ и социокультурных факторов развития личности является ;: теория американского психолога Э. Эриксона. Она основа­на на генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит каждый человек. Этим восьми стадиям соответствуют свои жизнен­ные кризисы, то есть резкие, крутые переломы, тяжелые переходные состояния:

1. Кризис доверия или недоверия к людям (до 1 года).

2. Самостоятельность, уверенность в себе или сомне­ние, преувеличенное чувство стыда (от 1 до 3 лет).

3. Любознательность и активность или пассивность и безразличие к людям (от 3 до 5 лет).

4. Трудолюбие или комплекс неполноценности (от 5 до 11 лет).

5. Личностное самоопределение или индивидуальная серость (от 11 до 20 лет).

Интимность и общительность или личностная пси­хологическая изолированность (от 20 до 30 лет).

Забота о воспитании детей или погружение в себя (от 30 до 60 лет).

Удовлетворенность прожитой жизнью или отчаяние (свыше 60 лет).

Кроме кризисных периодов в развитии личности пси­хологи выделяют также сензитивные периоды, то есть максимально чувствительные и благоприятные для раз­вития той или иной способности человека. Например, сенситивным периодом для развития речи является воз­раст от 9 месяцев до 2 лет.

В ходе развития личности постепенно складывается ее устойчивая структура.

Психологическую структуру лично­сти составляют:

     индивидуальные особенности психических процессов;

     характерные психические состояния;

     психические свойства (направленность, способно­сти, темперамент, характер);

     жизненный опыт.

В психологии существуют и другие подходы к рассмот­рению структуры личности (К.К. Платонов, А.Н. Леонть­ев, А.Г. Ковалев, 3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Берн, А. Маслоу, К. Роджерс и другие).

 

4.3. Психологическая защита личности

Психологическая защита личности связана с тем, что в жизни часто человек не в состоянии взвесить все обстоя­тельства и выбрать такое поведение, которое могло бы из­бавить его от неприятных переживаний. Тогда и срабатыва­ют механизмы психологической защиты.

Механизмы психологической защиты стабилизируют наше состояние, отторгают или изменяют неблагоприят­ную информацию о себе и других, служат для преодоле­ния дискомфорта.

Впервые защитные механизмы были выявлены 3. Фрей­дом, а изучены и описаны его дочерью А. Фрейд.

Основные механизмы психологической защиты.

• Подавление (репрессия) — вытеснение неприемлемых, потенциально опасных желаний и мыслей из сознания, что предотвращает их возможное разрешение. Психиче­ская энергия подавленных желаний не исчезает бесслед­но, а продолжает существовать в человеке независимо от его сознания и часто находит свое болезненное проявле­ние в виде головных болей, язв, сердечных заболеваний, гипертонии и т.д.

•  Отрицание — устранение, игнорирование травмирую­щих восприятий внешней реальности. Это бегство в фанта­зию, кажущуюся абсурдной объективному наблюдению. При этом, игнорируя логику, человек не замечает проти­воречий в своих суждениях.

•  Рационализация — построение приемлемых оснований для оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей и чувств. Рационализация маскирует, скрывает истинные мотивы от сознания самого субъекта во имя внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения.

•  Инверсия - подмена мыслей, чувств, отвечающих под­линному травмирующему мотиву, диаметрально проти­воположным поведением, мыслями, чувствами. Напри­мер, неразумная, необъяснимая неприязнь к кому-либо может подменяться в отношениях с этим человеком осо­бой предупредительностью, подчеркнутой вежливостью. И, наоборот, — симпатия, любовное увлечение могут демонстрироваться как неприязнь, нарочитое игнори­рование и даже бестактность.

•  Проекция — приписывание другому человеку своих соб­ственных качеств, мыслей или чувств, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности.

•  Изоляция (отчуждение) - обособление или локали­зация внутри сознания травмирующих человека факто­ров так, что связь между определенным событием и его эмоциональной окраской не отражаются в сознании. В ре­зультате может наступать явление двойника, то есть раз­двоение, расщепление личности.

•  Регрессия — возвращение к более раннему, примитив­ному способу реагирования на травмирующие события, чтобы избежать внутренней тревоги, сохранить чувство са­моуважения. Яркий пример регрессии — это инфантиль­ность (младенчество, детскость) в поведении и отношени­ях взрослых людей.

•  Сублимация — преобразование энергии сексуальных влечений в социально приемлемые формы активности: творчество, социальные контакты и т.п.

Психологическую защиту нельзя однозначно рассмат­ривать как полезное или вредное психическое явление. Позволяя сохранить устойчивость личности на фоне дес­табилизирующих переживаний и добиться определенной адаптации, психологическая защита в то же время лиша­ет человека возможности активно воздействовать на си­туацию и устранить источник переживаний.

 

4.4. Компенсаторные механизмы и внутриличностный конфликт

Компенсаторные механизмы личности служат для пре­одоления чувства неполноценности, которое является неиз­бежным следствием физических дефектов, недостатка сил или возможностей человека. Чувство неполноценности вытесняется в бессознательное и вместе с тем компенси­руется деятельностью по достижению разного рода успе­хов — реальных или мнимых.

Впервые этот термин употребил австрийский психо­лог Альфред Адлер. Он выделил четыре вида компенса­ции: неполная компенсация, полная, сверхкомпенсация и мнимая компенсация, когда человек начинает спеку­лировать своим недостатком, уходя в болезнь и т.д.

Адлер полагал, что чувство неполноценности испыты­вают все дети. При этом сильное чувство неполноценности или целый их комплекс может затруднить позитивный рост и развитие ребенка. Однако умеренное чувство не­полноценности побуждает его расти, становиться таким же сильным, как другие, совершенствоваться.

Сверхкомпенсация комплекса неполноценности порож­дает так называемый комплекс превосходства над други­ми (преувеличение своих интеллектуальных, физических, социальных способностей),который может сопровождать­ся стремлением к власти. Такие люди могут подозревать окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими и мстительными.

Чтобы помочь человеку справиться с этими комплек­сами, Адлер предлагает следующие психологические меры:

понять специфический стиль жизни человека, выслу­шав самые ранние воспоминания и события его детства;

помочь человеку понять самого себя, свой собствен­ный стиль жизни;

усилить социальный интерес, чувство общности или взаимодействие с другими людьми.

Внутриличностный конфликт — это состояние неудов­летворенности какими-либо обстоятельствами жизни, связан­ными с противоположно направленными стремлениями че­ловека. Например, желание немедленно удовлетворить свои физиологические потребности и желание достойно выглядеть в глазах людей.

Наиболее распространенной формой внутриличностный конфликтов, связанных с работой, являются роле­вые конфликты, когда различные социальные роли чело­века предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином, человек дол­жен проводить вечера дома, а положение руководителя обязывает его задерживаться на работе.

В состоянии внутриличностного конфликта человеку всегда приходиться выбирать: либо из двух положитель­ных вариантов, либо из положительного и отрицатель­ного, либо из двух отрицательных (из двух зол).

Внутриличностные конфликты часто сопровождают­ся аффектами, стрессами или нервнопсихическими рас­стройствами в виде неврозов.

 

4.5. Самосознание и Я-концепция личности

Самосознание — это совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя, свое место в мире, свои интересы, переживания, поведение и т.п. Самосознание не врожденная данность, а продукт развития человека.

Главным источником формирования самосознания явля­ется обобщение знаний человека о других людях, сравне­ние их жизненного опыта со своим положением в общест­венной, трудовой и личной жизни.

Обретая в процессе развития способность погружаться в себя, в свои переживания, человек открывает свой внут­ренний мир, свое собственное «Я».

«Я» — это и есть результат самосознания или выделения человеком самого себя из окружающей среды. «Я» позволя­ет человеку ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, пережи­вать свою целостность, отделять свое «Я» от «Не – Я».

Самосознание в зависимости от потребностей человека, может проявляться в виде самопознания, самооценки, са­моконтроля и самопринятия.

Самопознание – направлено на изучение человеком своих возможностей и качеств, своего места среди других людей. Познать себя, ничего не делая и ни с кем не обща­ясь,  – невозможно.

Самооценка — это оценка человеком самого себя относи­тельно некоторой шкалы ценностей. Она может быть адек­ватной и неадекватной (заниженной или завышенной).

Самоконтроль — проявляется в регуляции собствен­ных действий и состояний на основе определенных норм и требований.

Самопринятие — признание себя в качестве положи­тельной, достойной личности.

«Я-концепция» как психологическое явление — это отно­сительно устойчивая система представлений индивида о са­мом себе. Как говорят психологи, это «теория самого себя».

Общая «Я-концепция» может включать в себя частные виды «Я-концепций», например, профессиональную «Я-концепцию». Вместе с тем, всякая «Я-концепция» включает в себя  «Я-реальное»  и  «Я-идеальное».

«Я-реалъное» – это представление о себе в настоящем времени, каким я вижу себя в настоящий момент.

«Я-идеальное» — это то, каким я, по моему мнению, должен был бы стать.

Расхождение между «Я-реальным» и «Я-идеальным» может приводить как к позитивным последствиям, так и негативным. Оно может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов и, наоборот, источником са­мосовершенствования личности.

Например, в работах психолога X. Ремшмидта указы­вается, что неблагоприятная «Я-концепция» (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка) при­водит к следующим нарушениям поведения:

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»