Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:58, курс лекций

Описание

Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способствующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессиональной деятельности. Полученные знания должны способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершенствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурентоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций.doc

— 779.00 Кб (Скачать документ)

 

Тема 2. Психические процессы

 

2.1. Ощущение как психический процесс

Психический процесс — это течение психического яв­ления, вызываемое как внешними воздействиями, так и раздражителями, идущими от внутренней среды орга­низма. Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение, восприятие, па­мять, мышление, внимание и воображение.

Ощущение — это первейшая и простейшая форма чув­ственного познания. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные стороны или свойства предметов и явлений (цвет, форму, запах, жажду, тяжесть и т.д.).

Физиологическим аппаратом ощущения является анали­затор, состоящий из трех частей:

•  рецептор — часть анализатора, преобразующая энер­гию внешнего воздействия в нервные сигналы;

•  нервный путь, по которому нервные сигналы переда­ются в мозг;

•  корковая часть полушарий головного мозга, где нерв­ные сигналы осознаются.

Типы ощущений:

•    Внешние ощущения — зрительные, слуховые, обоня­тельные, вкусовые, кожные, осязательные. С их помощью человек познает свойства предметов или явлений, которые находятся вне его. Рецепторы этих ощущений располо­жены на поверхности тела.

•    Внутренние ощущения — голод, жажда, тошнота, из­жога и т.д. Рецепторы этих ощущений находятся внутри организма.

•    Двигательные (кинестезические) ощущения — это ощуще­ния движения и положения тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора находятся в мышцах и связках.

Ощущение каждого человека имеет определенный диа­пазон, ограниченный с двух сторон порогами ощущения. За пределами нижнего порога ощущение еще не возни­кает, так как раздражитель слишком слаб. За пределом верхнего порога — уже не возникает, так как раздражи­тель слишком силен.

Все ощущения  имеют общие законы:

•              Закон сенсибилизации – состоит в повышении чувствительности под влиянием адекватных и неадекватных раздражителей. Согласно этому закону в результате сис­тематических упражнений человек может повысить свою
чувствительность.

•   Закон адаптации (приспособления) – состоит в из­менении порога чувствительности под влиянием долго действующего раздражителя. Например, человек остро ощущает любой запах только в первые несколько минут, затем ощущение притупляется.

•   Закон контрастности – состоит в изменении чувст­вительности под влиянием предшествующего раздражи­теля. Например, одна и та же фигура на белом фоне ка­жется темнее, а на черном - светлее.

 

2.2. Восприятие, его виды и свойства

Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущений, которые присущи всем жи­вым существам, имеющим нервную систему, способно­стью воспринимать мир в виде образов обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией.

Если результатом ощущения является некоторое чув­ство (например, ощущение яркости, громкости, соле­ного, равновесия и т.д.), то в итоге восприятия склады­вается образ, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений.

Образ, складывающийся в процессе восприятия, пред­полагает взаимодействие нескольких анализаторов. В за­висимости от того, какой из них работает активнее, раз­личают и виды восприятия: зрительное, слуховое, ося­зательное восприятие.             

Восприятия подразделяют также и   на другие виды.

•   В зависимости от целей: преднамеренные и непред­намеренные   восприятия.

•   В зависимости от степени организации: организован­ные (наблюдения) и неорганизованные восприятия.

•              В зависимости от формы отражения:

– восприятие пространства – это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояний между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся;

– восприятие времени – это отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений;

– восприятие движения – это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Свойства восприятия:

•   Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес.

•   Предметность восприятия – проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени.

•   Апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта человека.

Осмысленность восприятия – показывает, что вос­принимаемые человеком предметы имеют для него опре­деленный жизненный смысл.

Константность восприятия – относительное посто­янство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, ракурса, освещенно­сти и т.д.).

Целостность восприятия – выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются.

Нарушения восприятия:

• Гиперстезия – повышенная чувствительность к обыч­ным внешним раздражителям.

• Гипостезия – явление, обратное гиперстезии, то есть сниженная чувствительность.

•      Агнозия – нарушение узнавания предметов при яс­ном сознании и сохранении или незначительном сниже­нии чувствительности.

•      Галлюцинации – восприятия, возникающие без нали­чия реальных объектов (видения, призраки, мнимые зву­ки, голоса, запахи и т.д.). Галлюцинации следует отличать от иллюзий, то есть ошибочных восприятий реальных пред­метов и явлений.

 

2.3. Процессы памяти

Память — это совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек воспринимал, делал или переживал. Образы предметов и явлений, которые создаются в процессе восприятия, не исчезают бесследно, а сохраняются в памяти. Они могут быть воспроизведены в виде представлений. Образы пред­ставлений памяти, конечно, бледнее образов восприятия, но именно они лежат в основе закрепленного нами про­шлого опыта.

Компоненты памяти:             

        Запоминание.

        Сохранение.

        Воспроизведение.

        Забывание.

 

Виды памяти:

•  Наглядно-образная – это память на зрительные, зву­ковые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы.

•  Словесно-логическая – выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей в виде понятий и словесных формулировок. Этот вид памяти присущ только человеку.

•  Двигательная (моторная) – выражается в запоминании и воспроизведении движений. Лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений.

•  Эмоциональная память – это память на переживания. Имеет большое значение для формирования личности. Пережитые и сохраненные эмоции выступают как побудительные силы к совершению или отказу от соверше­ния того или иного поступка.

Памяти присущи следующие характеристики: объем, быстрота, точность и длительность.

Возможные расстройства памяти:

•  Гиперфункция памяти – когда воспоминания вдруг ста­новятся живее и резче, детальнее обычного. Иногда гипер­функция памяти принимает форму навязчивых воспоми­наний.

•  Амнезия – утрата способности сохранять или вос­производить имеющуюся информацию.

2.4. Процесс мышления

Мышление – это психический процесс отражения ре­альности в ее наиболее существенных связях и отноше­ниях, высшая форма творческой активности человека. Мышление можно представить как познавательный про­цесс, направленный на разрешение какой-либо задачи, постановка которой включает в себя цель, условия и ре­шение. Мыслительный процесс совершается в понятиях и образах. Его можно рассматривать как одну из форм деятельности человека (мыслительная деятельность).

 

Виды мышления:

•              Наглядно-действенное – отличается тем, что решение
нестандартной задачи (практической или теоретической) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления.

•              Наглядно-образное – осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы представлений; дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих от­ражение реальности в образно-концептуальной форме.

•              Абстрактно-логическое, оно же словесно-логическое, вербально-логическое или дискурсивное – это опосре­дованное прошлым опытом речевое мышление человека, осуществляемое при помощи логических операций с по­нятиями (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация). Выступает как процесс связ­ного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Это раз­личного вида дедуктивные и индуктивные умозаключе­ния, способы доказательств и т.д.

Процессам мышления людей присущи значительные индивидуальные различия, которые проявляются в каче­ствах ума:

      Самостоятельность мышления.

      Широта и глубина ума.

      Гибкость мысли.

      Быстрота и критичность ума.

 

2.5. Мышление и речь

Человеческое мышление тесно связано с речью. И речь, и мышление протекают на одной и той же основе – на основе языка, который можно рассматривать как знако­вую систему, служащую для фиксации, хранения, ос­мысления и передачи информации. Язык служит средст­вом общения между людьми. Собственно, языки и сфор­мировались вместе с мышлением из потребности людей в общении и в процессе общения.

Речь – это словесный (вербальный) язык в действии, процесс практического применения человеком именно сло­весного языка, а не какого-нибудь другого (языка жестов, звуков, красок, программирования и т.д.).

Виды речи:

Внутренняя речь – это словесная форма мышления. Результатом внутренней речи являются мысли. Хотя при внутренней речи человек и не говорит вслух, его мысли все равно облекаются в форму слов. Внутренняя речь ко­ротка, свернута, часто целое предложение сокращается до одного слова.

Внешняя речь – бывает устной и письменной. Устная делится на монологическую и диалогическую, когда в разговоре участвуют два человека и более (беседа, дис­пут, дискуссия).

Свойства речи:

• Содержательность речи – зависит прежде всего от ценности и объема содержащейся в ней информации.

•              Понятность речи – зависит от ее смыслового значе­ния, языковых особенностей, а также от уровня разви­тия слушателей.

•              Выразительность речи – определяется отчетливостью произношения (дикцией), а также интонацией как со­вокупностью темпа, тона, ритма и пауз.

 

2.6. Воображение и его виды

Воображение - это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались челове­ком раньше. Это возможно на основе изменения и пре­образования уже имеющихся в сознании образов, а точ­нее — представлений памяти.

Воображения создаются с помощью следующих приемов:

•   вычленение из целостного образа каких-либо элемен­тов (например, представление о величине палки как сред­стве удлинить руку);

•   изменение величины воображаемых объектов (отсюда великаны, гномики и т.д.);

•   агглютинация – соединение вычлененных элементов в образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.);

•   конструирование предметов в зависимости от их на­значения (топор, луноход и т.п.);

•              гиперболизация — мысленное усиление или ослабле­ние отдельных свойств объектов (хитрость лисы, трусость зайца, бессилие волка перед зайцем в мультфильме «Ну, погоди!» и т.д.);

•  перенос какого-либо свойства на другие объекты (был тише воды и ниже травы и т.п.);

•  типизация — создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объ­ектов (создание образов в художественной литературе: Ев­гений Онегин, Наташа Ростова и т.д.);

Таким образом, воображение основано на преобра­зовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, знаний. Самый фантастиче­ский вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жиз­ни, из прошлого опыта.

Виды воображения:

•  Непроизвольное (пассивное) – когда образы возника­ют спонтанно, помимо воли и желания человека (в снови­дениях, при чтении книг и т.д.).

•  Произвольное (активное) – когда образы вызываются по собственному желанию, под воздействием волевых усилий:

а) воссоздающее – создание образов на основе лично­го опыта, текста, чертежа, карты и т.д.

б) творческое – (более сложный   вид воображения) – самостоятельное создание новых образов в процессе твор­ческой деятельности.

•  Фантазии – это образы, которым ничто или мало что соответствует в действительности.

•  Мечты – нацелены на будущее, это образы желае­мого будущего.

•  Грезы – мечты, которые очень слабо связаны с реаль­ностью и которые никогда не реализуются.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»