Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:58, курс лекций
Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способствующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессиональной деятельности. Полученные знания должны способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершенствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурентоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.
Тема 2. Психические процессы
2.1. Ощущение как психический процесс
Психический процесс — это течение психического явления, вызываемое как внешними воздействиями, так и раздражителями, идущими от внутренней среды организма. Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание и воображение.
Ощущение — это первейшая и простейшая форма чувственного познания. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные стороны или свойства предметов и явлений (цвет, форму, запах, жажду, тяжесть и т.д.).
Физиологическим аппаратом ощущения является анализатор, состоящий из трех частей:
• рецептор — часть анализатора, преобразующая энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;
• нервный путь, по которому нервные сигналы передаются в мозг;
• корковая часть полушарий головного мозга, где нервные сигналы осознаются.
Типы ощущений:
• Внешние ощущения — зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные. С их помощью человек познает свойства предметов или явлений, которые находятся вне его. Рецепторы этих ощущений расположены на поверхности тела.
• Внутренние ощущения — голод, жажда, тошнота, изжога и т.д. Рецепторы этих ощущений находятся внутри организма.
• Двигательные (кинестезические) ощущения — это ощущения движения и положения тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора находятся в мышцах и связках.
Ощущение каждого человека имеет определенный диапазон, ограниченный с двух сторон порогами ощущения. За пределами нижнего порога ощущение еще не возникает, так как раздражитель слишком слаб. За пределом верхнего порога — уже не возникает, так как раздражитель слишком силен.
Все ощущения имеют общие законы:
• Закон сенсибилизации – состоит в повышении чувствительности под влиянием адекватных и неадекватных раздражителей. Согласно этому закону в результате систематических упражнений человек может повысить свою
чувствительность.
• Закон адаптации (приспособления) – состоит в изменении порога чувствительности под влиянием долго действующего раздражителя. Например, человек остро ощущает любой запах только в первые несколько минут, затем ощущение притупляется.
• Закон контрастности – состоит в изменении чувствительности под влиянием предшествующего раздражителя. Например, одна и та же фигура на белом фоне кажется темнее, а на черном - светлее.
2.2. Восприятие, его виды и свойства
Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.
В отличие от ощущений, которые присущи всем живым существам, имеющим нервную систему, способностью воспринимать мир в виде образов обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией.
Если результатом ощущения является некоторое чувство (например, ощущение яркости, громкости, соленого, равновесия и т.д.), то в итоге восприятия складывается образ, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений.
Образ, складывающийся в процессе восприятия, предполагает взаимодействие нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, различают и виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное восприятие.
Восприятия подразделяют также и на другие виды.
• В зависимости от целей: преднамеренные и непреднамеренные восприятия.
• В зависимости от степени организации: организованные (наблюдения) и неорганизованные восприятия.
• В зависимости от формы отражения:
– восприятие пространства – это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояний между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся;
– восприятие времени – это отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений;
– восприятие движения – это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.
Свойства восприятия:
• Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес.
• Предметность восприятия – проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени.
• Апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта человека.
Осмысленность восприятия – показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл.
Константность восприятия – относительное постоянство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, ракурса, освещенности и т.д.).
Целостность восприятия – выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются.
Нарушения восприятия:
• Гиперстезия – повышенная чувствительность к обычным внешним раздражителям.
• Гипостезия – явление, обратное гиперстезии, то есть сниженная чувствительность.
• Агнозия – нарушение узнавания предметов при ясном сознании и сохранении или незначительном снижении чувствительности.
• Галлюцинации – восприятия, возникающие без наличия реальных объектов (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.д.). Галлюцинации следует отличать от иллюзий, то есть ошибочных восприятий реальных предметов и явлений.
2.3. Процессы памяти
Память — это совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек воспринимал, делал или переживал. Образы предметов и явлений, которые создаются в процессе восприятия, не исчезают бесследно, а сохраняются в памяти. Они могут быть воспроизведены в виде представлений. Образы представлений памяти, конечно, бледнее образов восприятия, но именно они лежат в основе закрепленного нами прошлого опыта.
Компоненты памяти:
Запоминание.
Сохранение.
Воспроизведение.
Забывание.
Виды памяти:
• Наглядно-образная – это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы.
• Словесно-логическая – выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей в виде понятий и словесных формулировок. Этот вид памяти присущ только человеку.
• Двигательная (моторная) – выражается в запоминании и воспроизведении движений. Лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений.
• Эмоциональная память – это память на переживания. Имеет большое значение для формирования личности. Пережитые и сохраненные эмоции выступают как побудительные силы к совершению или отказу от совершения того или иного поступка.
Памяти присущи следующие характеристики: объем, быстрота, точность и длительность.
Возможные расстройства памяти:
• Гиперфункция памяти – когда воспоминания вдруг становятся живее и резче, детальнее обычного. Иногда гиперфункция памяти принимает форму навязчивых воспоминаний.
• Амнезия – утрата способности сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию.
2.4. Процесс мышления
Мышление – это психический процесс отражения реальности в ее наиболее существенных связях и отношениях, высшая форма творческой активности человека. Мышление можно представить как познавательный процесс, направленный на разрешение какой-либо задачи, постановка которой включает в себя цель, условия и решение. Мыслительный процесс совершается в понятиях и образах. Его можно рассматривать как одну из форм деятельности человека (мыслительная деятельность).
Виды мышления:
• Наглядно-действенное – отличается тем, что решение
нестандартной задачи (практической или теоретической) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления.
• Наглядно-образное – осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы представлений; дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме.
• Абстрактно-логическое, оно же словесно-логическое, вербально-логическое или дискурсивное – это опосредованное прошлым опытом речевое мышление человека, осуществляемое при помощи логических операций с понятиями (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация). Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Это различного вида дедуктивные и индуктивные умозаключения, способы доказательств и т.д.
Процессам мышления людей присущи значительные индивидуальные различия, которые проявляются в качествах ума:
Самостоятельность мышления.
Широта и глубина ума.
Гибкость мысли.
Быстрота и критичность ума.
2.5. Мышление и речь
Человеческое мышление тесно связано с речью. И речь, и мышление протекают на одной и той же основе – на основе языка, который можно рассматривать как знаковую систему, служащую для фиксации, хранения, осмысления и передачи информации. Язык служит средством общения между людьми. Собственно, языки и сформировались вместе с мышлением из потребности людей в общении и в процессе общения.
Речь – это словесный (вербальный) язык в действии, процесс практического применения человеком именно словесного языка, а не какого-нибудь другого (языка жестов, звуков, красок, программирования и т.д.).
Виды речи:
Внутренняя речь – это словесная форма мышления. Результатом внутренней речи являются мысли. Хотя при внутренней речи человек и не говорит вслух, его мысли все равно облекаются в форму слов. Внутренняя речь коротка, свернута, часто целое предложение сокращается до одного слова.
Внешняя речь – бывает устной и письменной. Устная делится на монологическую и диалогическую, когда в разговоре участвуют два человека и более (беседа, диспут, дискуссия).
Свойства речи:
• Содержательность речи – зависит прежде всего от ценности и объема содержащейся в ней информации.
• Понятность речи – зависит от ее смыслового значения, языковых особенностей, а также от уровня развития слушателей.
• Выразительность речи – определяется отчетливостью произношения (дикцией), а также интонацией как совокупностью темпа, тона, ритма и пауз.
2.6. Воображение и его виды
Воображение - это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Это возможно на основе изменения и преобразования уже имеющихся в сознании образов, а точнее — представлений памяти.
Воображения создаются с помощью следующих приемов:
• вычленение из целостного образа каких-либо элементов (например, представление о величине палки как средстве удлинить руку);
• изменение величины воображаемых объектов (отсюда великаны, гномики и т.д.);
• агглютинация – соединение вычлененных элементов в образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.);
• конструирование предметов в зависимости от их назначения (топор, луноход и т.п.);
• гиперболизация — мысленное усиление или ослабление отдельных свойств объектов (хитрость лисы, трусость зайца, бессилие волка перед зайцем в мультфильме «Ну, погоди!» и т.д.);
• перенос какого-либо свойства на другие объекты (был тише воды и ниже травы и т.п.);
• типизация — создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (создание образов в художественной литературе: Евгений Онегин, Наташа Ростова и т.д.);
Таким образом, воображение основано на преобразовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, знаний. Самый фантастический вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жизни, из прошлого опыта.
Виды воображения:
• Непроизвольное (пассивное) – когда образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека (в сновидениях, при чтении книг и т.д.).
• Произвольное (активное) – когда образы вызываются по собственному желанию, под воздействием волевых усилий:
а) воссоздающее – создание образов на основе личного опыта, текста, чертежа, карты и т.д.
б) творческое – (более сложный вид воображения) – самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности.
• Фантазии – это образы, которым ничто или мало что соответствует в действительности.
• Мечты – нацелены на будущее, это образы желаемого будущего.
• Грезы – мечты, которые очень слабо связаны с реальностью и которые никогда не реализуются.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»