Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:58, курс лекций
Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способствующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессиональной деятельности. Полученные знания должны способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершенствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурентоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.
• Астенический тип (шизотимик) — обычно худой человек, среднего или выше среднего роста, имеющий узкие плечи, тонкие руки, слаборазвитую грудную клетку (замкнутый, склонен к размышлениям и абстракции, с
трудом приспосабливается к окружающим, чувствителен, раним).
Атлетический тип (искотимик) - имеющий развитую мускулатуру, он среднего или высокого роста, с мощной грудной клеткой и широкими плечами (бывает двух видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный либо мало впечатлительный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления).
• Пикнический тип (циклотимик) — отличается сильно развитыми полостями тела, склонностью к ожирению, среднего роста, с короткой шеей (эмоции колеблются между радостью и печалью, общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах).
Согласно типологии К. Юнга людей можно разделить по характерам на экстравертов и интровертов:
– экстраверт – заряжается энергией от людей и действий, направлен к внешнему миру, общителен;
– интроверт — черпает энергию внутри себя, направлен внутрь себя, сконцентрирован на своем внутреннем мире, малообщителен.
В типологии Э. Фромма все выделенные им типы характеров подразделяются на две группы: плодотворной и неплодотворной ориентации.
Плодотворность по Э. Фрому — это реализация человеком присущих ему возможностей, использование своих сил.
Неплодотворные ориентации: рецептивная, эксплуататорская, стяжательская и рыночная.
Плодотворные ориентации: деятельная, любящая и разумная.
Существует также психогеометрическая типология характеров на основе предпочитаемого выбора человеком какой-либо из геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и зигзаг. Автор этой типологии Сьюзен Далингер (США) - специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров.
5.5. Акцентуации характера
Акцентуация характера — это понятие, означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера или их сочетаний. Акцентуации характера представляют собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.
Психопатия — это болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми.. Психопаты могут быть социально опасны. В отличие от психопатий акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут сглаживаться, приближаться к норме. Немецкий психиатр К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций.
• Гипертимический тип — чрезмерно приподнятое настроение, стремление к лидерству, риску, авантюрам; не реагирует на замечания, теряет грань дозволенного и т.п.
• Дистимический тип — постоянно пониженное настроение, замкнутость, немногословность, пессимистичность и т.п.
• Циклоидный тип - общительность циклически меняется в зависимости от крайностей в настроении.
• Эмотивный тип — чрезмерная чувствительность, ранимость, глубокое переживание малейших неприятностей, неудач.
•Демонстративный тип — повышенное стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обморок, скандал, болезни, хвастовство, наряды, ложь и т.п.).
• Возбудимый тип — повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, занудливость, хамство и т.п.).
• Застревающий тип (на мыслях, на действиях) - не может забыть обид, сводит счеты, несговорчивый, склонный к склокам и конфликтам.
• Педантичный тип ~ занудливый в виде переживания подробностей, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью, сослуживцев и посетителей формальными требованиями и т.д.
• Тревожный тип — пониженное настроение, опасение за себя и своих близких, неуверенность, сомнение и т.д.
• Экзальтированный тип — изменчивое настроение, повышенная отвлекаемость на внешние события и т.д.
• Интровертированный тип — малая общительность, замкнутость, погруженность в себя, о себе ничего не рассказывает, не раскрывает своих переживаний, холодное отношение к другим, даже близким людям.
• Экстравертированный тип — высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, не самостоятелен, не организован, предпочитает быть как все, подчиняться.
Тема 6. Психологические теории личности
6.1. Личность в психологии бихевиоризма
Бихевиоризм как направление в психологии появился в США в XX веке. Его основатель Джон Уотсон считал, что предметом психологии является не психика, не сознание, а поведение. Бихевиоризм можно перевести с английского как «поведенческая психология».
Личность человека в теории бихевиоризма есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному индивиду. Согласно этой теории та или иная поведенческая реакция возникает в ответ на стимул — ситуацию. Формула S - R (стимул — реакция) является в бихевиоризме определяющей.
Согласно закону эффекта Торндайка (также американского психолога) связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Оно может быть положительным либо отрицательным. Поведение человека чаще всего вытекает из ожидания положительного подкрепления (похвала, материальное вознаграждение и т.п.), но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр. Поэтому, как утверждают бихевиористы, можно по заказу сформировать любой тип личности — «труженика или бандита, поэта или торговца». Уотсон полагал, что все эмоциональные состояния личности (страх, тревога, радость, гнев и.т.д.) являются результатом выработки классических условных рефлексов, подобно тому, как вырабатываются слюноотделительные рефлексы у собаки.
Личность, с позиции бихевиоризма, это организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки — основа устойчивого поведения, они приспособлены к жизненным ситуациям. Изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.
Следовательно, изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на необходимое поведение.
Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет учение Б. Скиннера (США). Скиннер выдвинул принцип, согласно которому поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем.
Сейчас бихевиористский подход к личности считается весьма упрощенным. Более научным психологи признают подход сторонников теории социального научения, истоки которой, тем не менее, находятся в бихевиоризме.
6.2. Личность в теории социального научения
Согласно учению одного из создателей теории социального научения Д. Роттера (США), поведение человека более полно можно описать с помощью внутренних детерминаций, а не только внешних, как у бихевиористов. По мнению Роттера, социальное поведение определяется следующими причинами:
• Поведенческий потенциал — набор действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни.
• Субъективная вероятность (ожидание) положительного подкрепления поведения в будущем.
• Характер подкрепления, его ценность для человека (люди по-разному чувствительны к различным подкреплениям: похвала, деньги, наказание и т.д.).
• Локус контроля — показатель личности, характеризующий ее склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам или же собственным способностям и усилиям. Возможны два локуса контроля и, соответственно, два типа людей:
– экстерналы - люди, которые полагают, что происходящие с ними события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, других людей и т.п.
– интерналы — люди, интерпретирующие значимые события как результат собственных усилий.
Локус контроля является одним из важнейших показателей личности, определяющих степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развития личной ответственности за происходящие с ним события.
Другим крупнейшим представителем этой теории является американский психолог А. Бандура. При объяснений социального поведения людей он исходит из понятия самоэффективности личности, то есть психологического конструкта «могу – не могу», основанного на вере, на ожидании будущего подкрепления действий. По мнению Бандуры, основными условиями, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он может и чего не может сделать, являются следующие:
• Прошлый опыт в виде знаний, умений, навыков («Если раньше мог, то и сейчас, по-видимому, смогу»).
• Самоинструкция: «Я могу это сделать!».
• Повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка, секс и т.д.).
• Наблюдение, подражание поведению других людей (реальная жизнь, кинофильмы, книги и т.д.) – «Если другие могут, то и я смогу».
Основной акцент в своей теории А. Бандура делает на
роли научения через наблюдение в приобретении навыков
поведения. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами — процессами внимания, сохранения, двигательного воспроизведения и мотивации.
6.3. Личность в теории психоанализа.
Теория психоанализа называется также фрейдизмом по имени ее основателя 3. Фрейда. На основании многолетних клинических наблюдений за душевнобольными Фрейд создал теорию (Оно, Я, Сверх–Я), объясняющую сущность личности через влияние бессознательных, иррациональных сил — влечений, инстинктов, навыков и т.п. Развитие личности в теории психоанализа понимается как история борьбы неосознаваемых влечений человека (Оно) с запретами, диктуемыми его совестью (Сверх-Я), как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Противоречие между борющимися сторонами разрешается с помощью «Я», то есть сознания.
В учении Фрейда особое место занимает теория психосексуального развития личности. Согласно этой теории развитие личности взрослого человека в огромной мере определяется детскими сексуальными переживаниями.
1
По Фрейду, почти все дети проходят пять стадий психосексуального развития:
• Оральная стадия — до 18 месяцев, в период кормления грудью. Эрогенная зона - рот. Ребенок получает большое удовольствие от действий, требующих участия губ, языка.
• Анальная стадия - с 18 до 36 месяцев, основным источником удовольствия для ребенка служит анальная зона, отказ осуществлять дефекацию (испражнение, акт удаления кала) тогда, когда требуют родители. Этот момент является для ребенка средством реализации свободы.
• Фаллическая стадия - с 3 до 6 лет, преобладает интерес к гениталиям (пенису или клитору). Дети могут рассматривать свои половые органы, испытывать сексуальные побуждения, подсматривать за сексуальными отношениями родителей, мастурбировать, то есть искусственно раздражать половые органы для удовлетворения сексуальных побуждений. На этой стадии формируется комплекс Эдипа (у мальчиков) и Электры (у девочек), при которых у детей проявляется сексуальное влечение к родителям противоположного пола.
• Латентная (скрытая) стадия — с 6 до 10— 11 лет, то есть до периода полового созревания. Половые чувства выражены минимально. Внешне мальчики и девочки не проявляют интереса друг к другу.
• Генитальная стадия — начинается с наступление полового созревания, половое наслаждение перемещается с самого себя на другого человека. У подростков вначале может быть гомосексуальный период, когда предпочтение отдается обществу сверстников одного с ними пола, но постепенно объектом увлечения становится представитель другого пола. Происходит выбор брачного партнера, создается семья.
Согласно Фрейду, если на какой-то из этих пяти стадий ребенок испытывает острый дефицит внимания или, наоборот, чрезмерную опеку со стороны родителей, то это неизбежно сказывается на характере личности в будущем, ее патологии, неврозах, жизненных проблемах и трудностях.
Несмотря на громкую известность психоанализа внутри и далеко за пределами психологии, общепризнанным недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни человека.
Последователи Фрейда: Адлер, Юнг, Эриксон, Хорни, Фромм, Райх и другие пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений при объяснении личности человека. Бессознательное в психике человека наполняется у них новым содержанием. У Адлера — это стремление к власти вследствие чувства неполноценности; у Юнга – коллективное бессознательное, передаваемое по наследству в виде архетипов; у Фромма — невозможность достижения гармонии с обществом и т.д.
6.4. Личность в аналитической психологии
Аналитическая психология выросла из классического психоанализа. Ее создателем и наиболее ярким представителем считается швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг. Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи — «архетипы». Некоторые архетипы универсальны и присущи всем народам (идея Бога, добра и зла и т.д.). Но есть архетипы культурно и индивидуально специфические. Смысл жизни каждого человека - наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. В аналитической психологии выделяют три основные сферы личности:
• Коллективное бессознательное — основная сфера личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.
• Индивидуальное бессознательное — совокупность «комплексов» или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Например, комплекс власти, когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность, связанную со стремлением к власти.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»