Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:58, курс лекций

Описание

Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способствующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессиональной деятельности. Полученные знания должны способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершенствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурентоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций.doc

— 779.00 Кб (Скачать документ)

•              Астенический тип (шизотимик) — обычно худой че­ловек, среднего или выше среднего роста, имеющий уз­кие плечи, тонкие руки, слаборазвитую грудную клетку (замкнутый, склонен к размышлениям и абстракции, с
трудом приспосабливается к окружающим, чувствителен, раним).

                       Атлетический тип (искотимик) - имеющий разви­тую мускулатуру, он среднего или высокого роста, с мощ­ной грудной клеткой и широкими плечами (бывает двух видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессив­ный либо мало впечатлительный, со сдержанными жеста­ми и мимикой, с невысокой гибкостью мышления).

•   Пикнический тип (циклотимик) — отличается сильно развитыми полостями тела, склонностью к ожирению, среднего роста, с короткой шеей (эмоции колеблются между радостью и печалью, общителен, откровенен, доб­родушен, реалистичен во взглядах).

Согласно типологии К. Юнга людей можно разделить по характерам на экстравертов и интровертов:

– экстраверт – заряжается энергией от людей и дей­ствий, направлен к внешнему миру, общителен;

– интроверт — черпает энергию внутри себя, направ­лен внутрь себя, сконцентрирован на своем внутреннем мире, малообщителен.

В типологии Э. Фромма все выделенные им типы ха­рактеров подразделяются на две группы: плодотворной и неплодотворной ориентации.

Плодотворность по Э. Фрому — это реализация челове­ком присущих ему возможностей, использование своих сил.

Неплодотворные ориентации: рецептивная, эксплуата­торская, стяжательская и рыночная.

Плодотворные ориентации: деятельная, любящая и ра­зумная.

Существует также психогеометрическая типология ха­рактеров на основе предпочитаемого выбора человеком какой-либо из геометрических фигур: квадрат, треуголь­ник, круг, прямоугольник и зигзаг. Автор этой типоло­гии Сьюзен Далингер (США) - специалист по социаль­но-психологической подготовке управленческих кадров.

5.5. Акцентуации характера

Акцентуация характера — это понятие, означающее чрез­мерную выраженность отдельных черт характера или их сочетаний. Акцентуации характера представляют собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Психопатия — это болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людь­ми.. Психопаты могут быть социально опасны. В отличие от психопатий акцентуации характера проявляются не посто­янно, с годами могут сглаживаться, приближаться к норме. Немецкий психиатр К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций.

•              Гипертимический тип — чрезмерно приподнятое на­строение, стремление к лидерству, риску, авантюрам; не реагирует на замечания, теряет грань дозволенного и т.п.

• Дистимический тип — постоянно пониженное настрое­ние, замкнутость, немногословность, пессимистичность и т.п.

• Циклоидный тип - общительность циклически меня­ется в зависимости от крайностей в настроении.

•              Эмотивный тип — чрезмерная чувствительность, ра­нимость, глубокое переживание малейших неприятностей, неудач.

•Демонстративный тип — повышенное стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой це­ной (слезы, обморок, скандал, болезни, хвастовство, на­ряды, ложь и т.п.).

•  Возбудимый тип — повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, занудливость, хамство и т.п.).

•  Застревающий тип (на мыслях, на действиях) - не может забыть обид, сводит счеты, несговорчивый, склон­ный к склокам и конфликтам.

•  Педантичный тип ~ занудливый в виде переживания подробностей, изнуряет домашних чрезмерной аккурат­ностью, сослуживцев и посетителей формальными тре­бованиями и т.д.

•  Тревожный тип — пониженное настроение, опасение за себя и своих близких, неуверенность, сомнение и т.д.

•  Экзальтированный тип — изменчивое настроение, по­вышенная отвлекаемость на внешние события и т.д.

•              Интровертированный тип — малая общительность, замкнутость, погруженность в себя, о себе ничего не рас­сказывает, не раскрывает своих переживаний, холодное отношение к другим, даже близким людям.

•              Экстравертированный тип — высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, не самостоятелен, не организован, предпочитает быть как все, подчиняться.

 

Тема 6. Психологические теории личности

6.1. Личность в психологии бихевиоризма

Бихевиоризм как направление в психологии появился в США в XX веке. Его основатель Джон Уотсон считал, что предметом психологии является не психика, не соз­нание, а поведение. Бихевиоризм можно перевести с анг­лийского как «поведенческая психология».

Личность человека в теории бихевиоризма есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, прису­щих данному индивиду. Согласно этой теории та или иная поведенческая реакция возникает в ответ на стимул — си­туацию. Формула S - R (стимул — реакция) является в бихевиоризме определяющей.

Согласно закону эффекта Торндайка (также американ­ского психолога) связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Оно может быть положительным либо от­рицательным. Поведение человека чаще всего вытекает из ожидания положительного подкрепления (похвала, мате­риальное вознаграждение и т.п.), но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепле­ния, т.е. наказания, боли и пр. Поэтому, как утверждают бихевиористы, можно по заказу сформировать любой тип личности — «труженика или бандита, поэта или торговца». Уотсон полагал, что все эмоциональные состояния лично­сти (страх, тревога, радость, гнев и.т.д.) являются результа­том выработки классических условных рефлексов, подобно тому, как вырабатываются слюноотделительные рефлексы у собаки.

Личность, с позиции бихевиоризма, это организован­ная и относительно устойчивая система навыков. Навыки — основа устойчивого поведения, они приспособлены к жиз­ненным ситуациям. Изменение ситуации ведет к формиро­ванию новых навыков.

Следовательно, изменяя стимулы и подкрепления, мож­но программировать человека на необходимое поведение.

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представля­ет учение Б. Скиннера (США). Скиннер выдвинул принцип, согласно которому поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зави­симости от того, будут ли эти последствия приятными, без­различными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторе­ния в дальнейшем.

Сейчас бихевиористский подход к личности считается весьма упрощенным. Более научным психологи признают подход сторонников теории социального научения, истоки которой, тем не менее, находятся в бихевиоризме.

 

6.2. Личность в теории социального научения

Согласно учению одного из создателей теории соци­ального научения    Д. Роттера (США), поведение человека более полно можно описать с помощью внутренних де­терминаций, а не только внешних, как у бихевиористов. По мнению Роттера, социальное поведение определяет­ся следующими причинами:

•   Поведенческий потенциал — набор действий, поведен­ческих реакций, сформировавшихся в течение жизни.

•   Субъективная вероятность (ожидание) положитель­ного подкрепления поведения в будущем.

•   Характер подкрепления, его ценность для человека (люди по-разному чувствительны к различным подкреп­лениям: похвала, деньги, наказание и т.д.).

•   Локус контроля — показатель личности, характери­зующий ее склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам или же собственным способностям и усилиям. Возможны два локуса контроля и, соответственно, два типа людей:

– экстерналы - люди, которые полагают, что происходящие с ними события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, других людей и т.п.

– интерналы — люди, интерпретирующие значимые события как результат собственных усилий.

Локус контроля является одним из важнейших показа­телей личности, определяющих степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развития личной ответственности за проис­ходящие с ним события.

Другим крупнейшим представителем этой теории явля­ется американский психолог А. Бандура. При объяснений социального поведения людей он исходит из понятия са­моэффективности личности, то есть психологического кон­структа «могу – не могу», основанного на вере, на ожидании будущего подкрепления действий. По мнению Бандуры, основными условиями, которые определяют формирова­ние у человека уверенности в том, что он может и чего не может сделать, являются следующие:

•              Прошлый опыт в виде знаний, умений, навыков («Если раньше мог, то и сейчас, по-видимому, смогу»).

•              Самоинструкция: «Я могу это сделать!».

•   Повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка, секс и т.д.).

•   Наблюдение, подражание поведению других людей (ре­альная жизнь, кинофильмы, книги и т.д.) – «Если другие могут, то и я смогу».

Основной акцент в своей теории А. Бандура делает на
роли научения через наблюдение в приобретении навыков
поведения. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами — процессами вни­мания, сохранения, двигательного воспроизведения и мотивации.

 

6.3. Личность в теории психоанализа.

Теория психоанализа называется также фрейдизмом по имени ее основателя 3. Фрейда. На основании многолет­них клинических наблюдений за душевнобольными Фрейд создал теорию (Оно, Я, Сверх–Я), объясняющую сущ­ность личности через влияние бессознательных, ирра­циональных сил — влечений, инстинктов, навыков и т.п. Развитие личности в теории психоанализа понимается как история борьбы неосознаваемых влечений человека (Оно) с запретами, диктуемыми его совестью (Сверх-Я), как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Противоречие между борющимися сторонами разреша­ется с помощью «Я», то есть сознания.

В учении Фрейда особое место занимает теория психо­сексуального развития личности. Согласно этой теории развитие личности взрослого человека в огромной мере определяется детскими сексуальными переживаниями.

1

 



По Фрейду, почти все дети проходят пять стадий психо­сексуального развития:

•  Оральная стадия — до 18 месяцев, в период кормле­ния грудью. Эрогенная зона - рот. Ребенок получает боль­шое удовольствие от действий, требующих участия губ, языка.

•  Анальная стадия - с 18 до 36 месяцев, основным ис­точником удовольствия для ребенка служит анальная зона, отказ осуществлять дефекацию (испражнение, акт удале­ния кала) тогда, когда требуют родители. Этот момент яв­ляется для ребенка средством реализации свободы.

•  Фаллическая стадия - с 3 до 6 лет, преобладает инте­рес к гениталиям (пенису или клитору). Дети могут рас­сматривать свои половые органы, испытывать сексуальные побуждения, подсматривать за сексуальными отношения­ми родителей, мастурбировать, то есть искусственно раз­дражать половые органы для удовлетворения сексуаль­ных побуждений. На этой стадии формируется комплекс Эдипа (у мальчиков) и Электры (у девочек), при кото­рых у детей проявляется сексуальное влечение к родите­лям противоположного пола.

•  Латентная (скрытая) стадия — с 6 до 10— 11 лет, то есть до периода полового созревания. Половые чувства выражены минимально. Внешне мальчики и девочки не проявляют интереса друг к другу.

•  Генитальная стадия — начинается с наступление по­лового созревания, половое наслаждение перемещается с самого себя на другого человека. У подростков вначале может быть гомосексуальный период, когда предпочте­ние отдается обществу сверстников одного с ними пола, но постепенно объектом увлечения становится предста­витель другого пола. Происходит выбор брачного парт­нера, создается семья.

Согласно Фрейду, если на какой-то из этих пяти ста­дий ребенок испытывает острый дефицит внимания или, наоборот, чрезмерную опеку со стороны родителей, то это неизбежно сказывается на характере личности в бу­дущем, ее патологии, неврозах, жизненных проблемах и трудностях.

Несмотря на громкую известность психоанализа внут­ри и далеко за пределами психологии, общепризнанным недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни человека.

Последователи Фрейда: Адлер, Юнг, Эриксон, Хорни, Фромм, Райх и другие пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений при объяснении личности че­ловека. Бессознательное в психике человека наполняется у них новым содержанием. У Адлера — это стремление к вла­сти вследствие чувства неполноценности; у Юнга – кол­лективное бессознательное, передаваемое по наследству в виде архетипов; у Фромма — невозможность достиже­ния гармонии с обществом и т.д.

 

6.4. Личность в аналитической психологии

Аналитическая психология выросла из классического психоанализа. Ее создателем и наиболее ярким предста­вителем считается швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг. Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи — «архетипы». Некоторые архетипы универсальны и присущи всем народам (идея Бога, добра и зла и т.д.). Но есть архетипы культурно и индивидуально специфические. Смысл жизни каждого человека - наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. В аналитической пси­хологии выделяют три основные сферы личности:

•  Коллективное бессознательное — основная сфера лич­ности, в которой сосредоточен весь культурно-истори­ческий опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.

•  Индивидуальное бессознательное — совокупность «ком­плексов» или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Например, комплекс власти, когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность, связанную со стремлением к власти.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»