Мектепке дейінгі тәрбие мен оқытудың цифрлық контентін әзірлеу саласындағы шетел тәжірибесіне сараптамалық шолу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:47, методичка

Описание

Біздер бірқатар елдердің, оның ішінде Ұлыбритания, Швеция, Польша Ресей сияқты елдердің, мектепке дейінгі тәрбиелеу мен оқытудың цифрлық контентін дайындау тәжірибелеріне шолу жасап талдадық. Біздер әлемде танымның әр түрлі саласы үшін көптеген қарапайым және күрделі компьютерлік бағдарламалар дайындалынатынын байқадық.
Біздер тапқан ресурстардың көпшілігі ағылшын тілінде дайындалынған. Бір жағынан бұл жақсы, өйткені бала кемік сияқты жаңа сөздерді, жаңа білімдерді және оған сол немесе басқа ойын қай тілде, қандай дәрежеде екенігіне қарамастан сіңіре береді. Сонымен, ағылшын тілімен танысу және оны үйрену аралық түрде болады.

Содержание

КІРІСПЕ…………………………………………………………………….…
1. МЕКТЕПКЕ ДЕЙІНГІ БІЛІМ БЕРУДЕГІ ЦИФРЛЫҚ БІЛІМДІК КОНТЕНТТІҢ МҮМКІНДІКТЕРІ …………………………………….
2. ҮЙРЕТУШІ БАҒДАРЛАМАЛАР …………………………………….
2.1. Үйретуші ойындардағы парасаттық пен танымдық дамыту …………
2.2. Компьютерлік ойындардың көмегімен математиканы пропедевтикалық оқыту ……………………………………………….
2.3. Үйретуші ойындарда сөйлеуді дамыту ………………………………..
2.4. Мектепке дейінгі ересек жастағы балаларды мектепке дайындау …..
3. ДАМЫТУШЫ БАҒДАРЛАМАЛАР …………………………………..
3.1. Көркемдік тәрбие ……………………………………………………….
3.2. Музыкалық тәрбие ……………………………………………………...
3.3. Дене тәрбиесі ……………………………………………………………
3.4. Шығармашылық тәрбие ………………………………………………...
3.5. Компьютерлік сауаттылық ……………………………………………..
ҚОРЫТЫНДЫ ………………………………………………………………
ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ …………………………...

Работа состоит из  1 файл

43_analiticheskiy_obzor_zarubezhnogo_opyta_v_oblasti_razrabotki_cifrovogo_kontenta_doshkolnogo_vospitaniya_i_obucheniya.docx

— 4.22 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

4

1.

ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ…………………..

 

6

2.

ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ………………………………………..

9

2.1.

Интеллектуальное и познавательное развитие в обучающих играх…

9

2.2.

Пропедевтическое обучение математике с помощью компьютерных игр………………………………………………………………………..

 

10

2.3.

Развитие речи в обучающих  играх……………………………………

12

2.4.

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе…………

16

3.

РАЗВИВАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………..

20

3.1.

Художественное воспитание……………………………………………

20

3.2.

Музыкальное воспитание……………………………………………….

20

3.3.

Физическое воспитание…………………………………………………

23

3.4.

Творческое воспитание………………………………………………….

23

3.5.

Компьютерная грамотность…………………………………………….

24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

52

Список  использованных источников ……………………

53


 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Содержание образования, являясь существенным фактором становления  отдельной личности, одновременно играет важную роль в общем цивилизационном  развитии. В третьем тысячелетии сфера образования переживает коренные изменения, связанные с гуманизацией и технологизацией образования и интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий. Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед дошкольным образованием задачу поиска универсальных инновационных технологий обучения и воспитания социально активной личности, способной адаптироваться в новом информационном пространстве.

Дошкольный возраст –  важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки  гражданских качеств, формируется  ответственность и способность  ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой  и национальной принадлежности, языка, пола и вероисповедания. Предназначение дошкольного образования на современном  этапе заключается не только в  формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.При этом очень важно именно в этот период создать условия для усвоения ребенком творческого способа получения знаний из разных сфер жизни определенных образовательной программой.

 По определению ЮНЕСКО, дошкольное образование – это  воспитание и обучение детей  младшего возраста, заключающееся  в действиях, которые способствуют  выживанию, развитию и обучению  детей, включая аспекты здоровья, питания и гигиены – начиная  с рождения ребенка и заканчивая  его поступлением в начальную  школу. Подходы к развитию детей  раннего возраста, направленные  на достижение нормального уровня  жизни, очень важны и с точки  зрения перспектив развития взрослых. Эти подходы помогают становиться  здоровыми, социально и экологически  ответственными, интеллектуально развитыми  и экономически продуктивными.

Современные тенденции дошкольного  образования в развитых странах  включают права детей на полноценное развитие. Программы обучения и воспитания детей ориентируются на активизацию коммуникативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и двигательной сторон психического развития, увеличивают время занятий музыкой, ритмикой, театрализованной, изобразительной, художественно-речевой деятельностью. Это позволяет максимально реализовать возможности детей, адаптироваться в современной социокультурной среде.

В условиях информатизации образования, в том числе и  дошкольного, открываются новые перспективы для воспитания, обучения и развития детей, расширения предметно-развивающей среды.

При этом важной задачей является не замена информационно-коммуникационными технологиями основного вида детской деятельности, а включение их в общую систему воспитательно-образовательного процесса дошкольных организаций.

Нами проанализирован опыт разработки цифрового контента дошкольного воспитания и обучения ряда стран, в том числе таких стран, как Великобритания, Швеция, Польша, Россия. Мы обнаружили, что в мире создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания.

Большинство найденных нами ресурсов разработано на английском языке. С  одной стороны, это хорошо, поскольку  ребенок как губка впитывает  новые слова, новые знания и в  какой-то степени ему все равно  – на каком языке та или иная игра. Таким образом, опосредованно  происходит знакомство и изучение английского  языка.

В последнее время значительно  расширился цифровой образовательный  контент дошкольного образования  и на русском языке. За последнее время компьютерный рынок России пополнился многообразными развивающими играми для детей, разработчиками которых выступают компании «Акелла», «БУКАСофт Детям», «БУКАШКА», «1С», «Магна Медиа», «Нью Медиа Дженерейшн», «Новый Диск» («Письмо для Чебурашки», «Фантазёры. Талантливый дизайнер», «Я и моё тело», «Занимательная наука. Всемирная история», «Прогулки с динозаврами», «Вопросы о животных»), «Медиа Арт», «Медиахауз», «Компьютер и детство" ("Климат", "Карнавал", "Счёт", "Морозко"); фирмы "Никита" ("Азбука", "Собери картинку", "Подбери пару", "Цирк"); Центра новых информационных технологий (пакет программ "Радуга в компьютере"); КУДИЦ ("Путешествие в страну Букварию"); Кирилл и Мефодий" ("Весёлая азбука") и др.

В настоящее время много зарубежных порталов предлагают различные детские развивающие и обучающие игры. Их можно отнести к категории флэш онлайн (flashon-line) игр. Они помогают заниматься образованием ребёнка на дому, а также в детских дошкольных учреждениях как самостоятельно, так и под контролем педагога.

Из широкого спектра альтернативного и инновационного цифрового образовательного контента для раннего развития ребенка мы сконцентрировали свое внимание на обучающих и развивающих программах.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

В основе использования  информационных технологий в дошкольном обучении за рубежом лежат идеи С. Паперта о «саморазвитии детей в условиях определенной специальной среды, формирующей интеллект», активизации процесса обучения и развития «естественным любопытством» [1].

Потенциальные возможности  персональных компьютеров в раннем развитии ребенка были предметом  обсуждения как среди приверженцев использования, так и среди его противников в течение многих лет.

В чем же видят пользу от компьютерных игр наши зарубежные коллеги и  почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми?

Результаты исследования «EarlyChildhoodLongitudinalStudy-KindergartenClassof 1998-99 (ECLS-K)», проведенного Национальным центром по статистике образования США (http://nces.ed.gov/ecls) еще 10 лет назад и охватившего 12 929 детей дошкольного возраста, показали, что дети, которые пользуются компьютерами более умело, продемонстрировали меньше проблем поведения и более лучшие социальные навыки в общении и обучении [2].

Национальная ассоциация по вопросам образования детей младшего возраста (NAEYC) признала, что компьютерные технологии предлагают широкие возможности для развития личности в раннем детстве, могут улучшить качество обучения детей и вооружить их опытом сотрудничества со сверстниками. Компьютерные игры имеют огромный потенциал и являются самым ценным ресурсом, соответствующий стилю обучения детей, если они адаптированы младшему возрасту. Они также обеспечивают уникальные возможности успешного изучения таких объектов, которые были бы невозможны без компьютера. Компьютерные сети предоставляют много возможностей для взаимодействия детей со сверстниками и учителем, так как дети обсуждают, что они делают, просят о помощи, изучают программу вместе и т.д. Совместное обучение реализует принципы интерактивности и деятельности.

Социальные последствия  использования компьютерных игр  в обучении детей являются «чрезвычайно позитивными» [3-5]. Исследования также показали, что компьютеры предоставляют ценную поддержку в развитии языка и речевой деятельности детей младшего возраста [5].Важно заметить, что более частое использование компьютеров в детском саду не привело к негативным проявлениям социального поведения, как утверждалось в предыдущих исследованиях.

Специалистами отмечается, что компьютер в детском саду является обогащающим и преобразующим  элементом предметно-развивающей  среды, что создает возможности  для развивающего характера информационно-коммуникационных технологий. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.

Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» (Россия) в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

  • дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
  • глубже постигаются понятия числа и множества;
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
  • тренируется элективность внимания и память;
  • раньше овладевают чтением и письмом;
  • активно пополняется словарный запас;
  • развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
  • уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
  • воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
  • развивается воображение и творческие способности;
  • развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Дети в раннем возрасте намного  лучше, чем взрослые впитывают новые  знания. Важно только помочь им сделать  обучение более лёгким и приятным. Компьютерные игры – новый вид  развивающего обучения.

Игра для детей – это единственный способ познания мира и саморазвития. Игра – это деятельность познавательная, она представляет собой своеобразную практическую форму размышления  ребенка об окружающей его природой и социальной действительности. Благодаря  особенностям игровых средств отображения  действительности, ребенок в игре впервые приобщается к абстрактному мышлению.

При условии систематического использования компьютерных игр в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное улучшение результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.

Дошкольник, овладевший «компьютерной технологией», более готов «думать в уме», что является одним из основных требований к мышлению детей, поступающих в школу. У дошкольников формируются предпосылки мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности к жизни в информационном обществе.

В учебной программе «Знание и понимание мира»Учебного плана Великобритании (QCA, 2000) нашли отражение такие возможности новых технологий для традиционных целей дошкольного образования:

  • направленность на инициативу и развитие личности ребенка;
  • возможность поиска и открытость;
  • поддержка социальных взаимодействий;
  • поддержка позитивных обучающих планов;
  • поддержка равных возможностей для индивидуальных потребностей детей.

Критерии использования технологии в соответствии с возрастом были разработаны такими организациями, как Британское агентство по образовательным коммуникациям и технологиям (BritishEducationalCommunicationsandTechnologyAgency - BECTa, 2002) и проектом DАТЕС (DevelopmentallyAppropriateTechnologyforEarlyChildhood - Развивающие технологии для детей младшего возраста).

Критерии, предлагаемые DATEC(www.ioe.ac.uk/cdl/datec) включают следующие направления:

- Приложение должно быть прозрачным  и интуитивно понятным для  пользователей;

- Технологии должны обеспечивать контроль действий ребенка;

- Выбор программного обеспечения  должен исключать насилие и  стереотипы

- ИКТ должны быть интегрированы с занятиями в классной комнате и учебными программами;

- В применении ИКТ необходимо  поощрять сотрудничество и игры.

 

 

.

 

 

 

 

 

 

  1. ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ

 

Обучающие программы – это игровые программы дидактического («закрытого») типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. Эти игры способствуют усвоению детьми букв, развитию навыков чтения через письмо и письму через чтение; формированию элементарных математических представлений, представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; экологическому воспитанию.

Информация о работе Мектепке дейінгі тәрбие мен оқытудың цифрлық контентін әзірлеу саласындағы шетел тәжірибесіне сараптамалық шолу