Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:47, методичка
Біздер бірқатар елдердің, оның ішінде Ұлыбритания, Швеция, Польша Ресей сияқты елдердің, мектепке дейінгі тәрбиелеу мен оқытудың цифрлық контентін дайындау тәжірибелеріне шолу жасап талдадық. Біздер әлемде танымның әр түрлі саласы үшін көптеген қарапайым және күрделі компьютерлік бағдарламалар дайындалынатынын байқадық.
Біздер тапқан ресурстардың көпшілігі ағылшын тілінде дайындалынған. Бір жағынан бұл жақсы, өйткені бала кемік сияқты жаңа сөздерді, жаңа білімдерді және оған сол немесе басқа ойын қай тілде, қандай дәрежеде екенігіне қарамастан сіңіре береді. Сонымен, ағылшын тілімен танысу және оны үйрену аралық түрде болады.
КІРІСПЕ…………………………………………………………………….…
1. МЕКТЕПКЕ ДЕЙІНГІ БІЛІМ БЕРУДЕГІ ЦИФРЛЫҚ БІЛІМДІК КОНТЕНТТІҢ МҮМКІНДІКТЕРІ …………………………………….
2. ҮЙРЕТУШІ БАҒДАРЛАМАЛАР …………………………………….
2.1. Үйретуші ойындардағы парасаттық пен танымдық дамыту …………
2.2. Компьютерлік ойындардың көмегімен математиканы пропедевтикалық оқыту ……………………………………………….
2.3. Үйретуші ойындарда сөйлеуді дамыту ………………………………..
2.4. Мектепке дейінгі ересек жастағы балаларды мектепке дайындау …..
3. ДАМЫТУШЫ БАҒДАРЛАМАЛАР …………………………………..
3.1. Көркемдік тәрбие ……………………………………………………….
3.2. Музыкалық тәрбие ……………………………………………………...
3.3. Дене тәрбиесі ……………………………………………………………
3.4. Шығармашылық тәрбие ………………………………………………...
3.5. Компьютерлік сауаттылық ……………………………………………..
ҚОРЫТЫНДЫ ………………………………………………………………
ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ …………………………...
Использование компьютерных игр, по мнению зарубежных специалистов обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста способности к пониманию и решению интеллектуальных задач, перевод внешних мыслительных действий во внутренний план; формирование навыков учебной деятельности: умения принимать и ставить учебно-познавательную задачу, умения слышать и следовать указаниям, умения планировать собственную деятельность и работать по алгоритмам, умения контролировать ход деятельности и оценивать результаты собственной деятельности, способности к прогнозированию результата действия, развитие высших психических процессов: восприятия, внимания памяти [6-10].
Среди готовых решению по созданию
информационно-образовательной
В сочетании с двумя
специально разработанными платформами,
«eduSensus» позволяет создать
Программа «Stepbystep» («Шаг за шагом») от YDP предназначена для развития основных навыков, требуемых для нормального развития ребёнка, таких, так установление причинно-следственных связей, зрительное, слуховое и пространственное восприятие, математическое мышление, социальное поведение и способность к размышлению.
«Шаг за шагом» стимулирует восприятие, позволяя ребёнку расширять кругозор, упорядочивать и группировать полученные знания и впечатления, развивать логическое мышление и некоторые практические навыки, учиться сосредоточивать внимание, овладевать речью и распознавать звуки.
Учебный материал этой программы разделён на четыре основных части — по одной для каждого времени года, имеет яркие иллюстрации к каждой теме, а также дополнительные материалы для печати, карточки для тренировки памяти и картинки для раскрашивания, чёткие планы уроков для воспитателей и медработников.
Исходя из возрастных особенностей детей, формулировка заданий не написана, она только озвучена. Озвучка слышна при нажатии на специальную иконку. В рамках данного обзора можно привести лишь несколько примеров учебно-познавательной и мыслительной деятельности дошкольников.
При выполнении заданий типа «Расположи картинки в правильном порядке (девочка ест мороженое – девочка съела мороженое; мальчик набирает песок в ведерко – мальчик сделал куличик из песка)» ребенок учится устанавливать причину и следствие.
При выполнении задания для самых маленьких (2 лет) «Восстанови картинку» происходит развитие таких психических процессов, как зрительная память, внимание, воображение, восприятие, мышление, развитие зрительно-моторной координации.
На развитие пространственного восприятия направлены такие задания, как: «Это бабочка. Укажите на крылышко, которое находится на левой стороне картинки»; «Это клумба и цветы. Посадите цветы на правую сторону картинки. Посадите цветы на левую сторону картинки. Посадите цветок (по очереди) на правую…на левую стороны…»; «Это пруд. Это лягушка. Перенеси лягушку в воду… на лист… под дерево…рядом с цветком» и т.д.
В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольников, программы обеспечивают главным образом развитие образных форм познания мира – наглядно-образного мышления и воображения, а также развитие ассоциативного, образного, пространственного мышления, умений ориентироваться в пространстве.
Пропедевтическое обучение математике,
развитие элементарных математических
представлений детей
Так, диск с обучающей игрой «Play and learn Nursery school» (на шведском языке) - издатель Levande Bocker, поставщик - Knowledge Adventure, Швеция - предназначен для детей в возрасте с 5 лет. Эта игра направлена в основном на подготовку к арифметике. Обучение в области математики предоставляет знакомство с цифрами и их последовательностью, с начальными основами геометрии. Ребенок учится ориентироваться в пространстве (близко, далеко, справа, слева) и во времени (сутки, день, месяц, год).Различные задачи решаются в активном взаимодействии между ребенком и компьютером и вызывают любопытство ребенка и развитие практических умений. Эта игра поощряет обучение ребенка основам математики на немного более высокой степени сложности.
«Flying Start First Class» – программа для детей 5-8 лет того же производителя – носит комплексный характер, так как направлена на развитие знаний ребенка в чтении, математике, естественных науки музыке. Программа содержит ряд практических моментов, таких как, знакомство с понятием вес, учит, как измерять разные величины, как считать деньги. Она также в определенной степени затрагивает развитие художественных, творческих способностей, формирует понятия о цвете, форме. Есть упражнения различных видов разной степени сложности. При успешном счете, решении задач, правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметы перемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагаются новые более трудные задания. Благодаря этим программам занятия приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха, стимулируют навыки ребенка в решении проблем и дает ему новые знания и опыт. В программе есть диагностический тест, который дает ребенку возможность проверить свои достижения.
Компьютерные математические программы помогают детям закрепить представление о том, что число не зависит ни от предметного содержания множества, ни от пространственного расположения его элементов, ориентированы на развитие мышления (классификация, сериация), закрепление понятия величины, названий геометрических фигур, формирование умений в прямом счете в пределах 10 и умения соотносить число с цифрой, тренировку зрительной памяти, пространственного воображения, скорости реакции, координации движений и т.д.
Другая часть игр направлена на пополнение словарного запаса и развитие речи.
Программа «От А до Я», разработанная шведской компанией Lara Mera & Allemansdata, является обучающей программой для детей от 4 лет, которая учит всем буквам алфавита, и предоставляет ребенку пропедевтическое обучение чтению и письму, а также координации движений. Программа развивает зрительные, слуховые навыки, тренирует память и другие умения, необходимые для письма и расширения словарного запаса. Для каждой буквы есть набор из одиннадцати видов деятельности, частично состоящий из работы с компьютером, отчасти с различными листами, которые можно распечатать. Печатные упражнения можно сочетать с рисованием в качестве основы обучения в письменной форме.
Интерактивный DVD«Лучшая азбука в стране букв(производитель – 1С, Россия) - обучающая программа, разработанная специально для детей в возрасте от года до семи лет, которая в легкой игровой форме научит малышей распознавать, читать и писать буквы русского алфавита. Азбука подходит для использования в детском саду и для обучения дома. Содержание диска включает 7 серий красочного мультфильма «Сказка про Аза и Буку, которые придумали Азбуку», знакомящих детей с волшебной страной Буквией, с буквами русского алфавита и их хранителями, волшебными человечками Азом и Букой. Кроме этого диск содержит 33 обучающих мультфильма, иллюстрирующие написание каждой буквы русского языка, со специальными рифмованными текстами для быстрого запоминания букв и обучения письму печатными буквами; познавательные игры с буквами для расширения словарного запаса, а также упражнения для самостоятельных занятий. Для закрепления полученных знаний имеются специальные проверочные задания для совместных занятий детей с родителями.
Приложение «Играем в слова», разработанное компанией YDP, главным образом ориентировано на развитие лексического, грамматического, экспрессивного и прагматического аспекта овладевания языком. В нём содержатся интерактивные сценарии, облегчающие детям восприятие и понимание окружающего мира, а также описывать свои мысли и наблюдения на личном и социальном уровне. Эта программа может стать полезным инструментом при овладении языком; она также позволяет избежать возникновения проблем лингвистического характера в будущем. Помимо этого, «Играем в слова» способствует развитию у ребёнка социальных и языковых навыков, навыка мышления, а также пространственного, слухового и фонологического восприятия.
Приложение имеет чёткие аудиоинструкции для малышей с возможностью включения и выключения текста.
Среди заданий этого приложения: «Послушай. Соедини слова, противоположные по смыслу»; «Соедини антонимы в мозаике»; «Послушайте. Соедините антонимы в головоломке» и др. (рис1.)
|
|
Рисунок 1 . Фрагмент приложения YDP«Играем в слова»: «Поиграйте в домино. Найдите антонимы. Переносите картинки в правую часть экрана, располагая антонимы рядом (картинки можно поворачивать)» |
Приложение «Лого-игры», разработанное компанией YDP ,— это набор упражнений, призванных способствовать развитию речи у детей: издавать звуки, развивать чувствительность к звукам, а также контролировать ритм, скорость, громкость, интонации, модуляции и тон речи. Приложение также способствует развитию слухового восприятия, зрительно-моторной и слухомоторной координации. К достоинствам этого приложения можно отнести хорошо продуманный игровой интерфейс, яркую и забавную графику, а также возможность управлять элементами высоко интерактивных игр при помощи голоса.
Задачей программы «Говорящие картинки» от YDP является также развитие органов речи и оказание ребёнку помощи в его языковом развитии посредством вовлечения его в весёлый и увлекательный учебный процесс, в ходе которого у детей развиваются ассоциации между различными встречающимися в природе звуками и соответствующими иллюстрации. Дети учатся отличать их друг от друга, а также вырабатывают фонетические навыки за счёт имитации звуков. Программа «Говорящие картинки»использует звукоподражательные слова и фразы для развития всех функций речевого аппарата: дыхания, звукообразования, интонирования, фонематического восприятия и артикуляционной координации речевого аппарата. Она также позволяет в лёгкой и непринуждённой манере овладеть такими лингвистическими категориями, как антонимы, названия цветов, музыкальных инструментов, животных и явлений природы.
Достоинствами продукта можно назвать комплексное слуховое и зрительное взаимодействие с программой. Ребенок одновременно видит картинку и слышит звуки, издаваемые дикими и домашними животными и птицами (рис 2.), например, изображение кота и мяуканье и т.п.
|
|
Рисунок 2 . Фрагменты игр из программы «Говорящие картинки»YDP. Найди пары. |
Другая серия игр из этого же приложения «Natural sounds. ZOO animals» («Звуки природы. Зоопарк») дает детям возможность послушать, какие звуки производят животные в зоопарке: «Нажми на животное на картинке, поcлушай, что оно хочет тебе сказать, попробуй повторить его звук, запиши и послушай себя» (рис 3, а). Возможно обратное задание: ребенку предлагается угадать животное по звукам, которые он издает. Игры типологии «Найди пару» содержат элементы случайности, новизны, неожиданности потому что при повторении игры звуки животных даются уже в другом порядке (рис 3, б), а это важное психолого-педагогическое свойство.
Рисунок 3. Фрагменты игр из программы «Говорящие картинки» YDP. Звуки природы. |
С помощью таких игр происходит расширение представлений об окружающем мире, социально-бытовая ориентировка.
В этой же игре есть такое задание: «Прослушай записи и перенеси к ним соответствующую картинку» – даются записи, как шумит лес, поют птицы. Такие задания, когда дети слушают водопада, пение птиц или шелест листьев, имеют положительное влияние на укрепление психо- эмоционального состояния.
Многие компьютерные игры строятся по принципу постепенного усложнения игровой и дидактических задач. Например, в заданиях приложения «Говорящие картинки» сначала дается задание: «Нажмите на кнопку звукозаписи и расположите предметы в указанном порядке» (рис 4, а). Второе задание уже посложнее: надо расположить правильно не только предметы, но и надписи под ними (рис 4, б).
Рисунок 4. Пример разноуровневых по сложности заданий в приложении «Говорящие картинки» |
Яркие и живые персонажи помогают получать знания в веселой и ненавязчивой форме, расскажут ему много интересной и полезной информации. У ребенка появляется возможность освоить модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, как основу для освоения межличностной коммуникации.