Мектепке дейінгі тәрбие мен оқытудың цифрлық контентін әзірлеу саласындағы шетел тәжірибесіне сараптамалық шолу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:47, методичка

Описание

Біздер бірқатар елдердің, оның ішінде Ұлыбритания, Швеция, Польша Ресей сияқты елдердің, мектепке дейінгі тәрбиелеу мен оқытудың цифрлық контентін дайындау тәжірибелеріне шолу жасап талдадық. Біздер әлемде танымның әр түрлі саласы үшін көптеген қарапайым және күрделі компьютерлік бағдарламалар дайындалынатынын байқадық.
Біздер тапқан ресурстардың көпшілігі ағылшын тілінде дайындалынған. Бір жағынан бұл жақсы, өйткені бала кемік сияқты жаңа сөздерді, жаңа білімдерді және оған сол немесе басқа ойын қай тілде, қандай дәрежеде екенігіне қарамастан сіңіре береді. Сонымен, ағылшын тілімен танысу және оны үйрену аралық түрде болады.

Содержание

КІРІСПЕ…………………………………………………………………….…
1. МЕКТЕПКЕ ДЕЙІНГІ БІЛІМ БЕРУДЕГІ ЦИФРЛЫҚ БІЛІМДІК КОНТЕНТТІҢ МҮМКІНДІКТЕРІ …………………………………….
2. ҮЙРЕТУШІ БАҒДАРЛАМАЛАР …………………………………….
2.1. Үйретуші ойындардағы парасаттық пен танымдық дамыту …………
2.2. Компьютерлік ойындардың көмегімен математиканы пропедевтикалық оқыту ……………………………………………….
2.3. Үйретуші ойындарда сөйлеуді дамыту ………………………………..
2.4. Мектепке дейінгі ересек жастағы балаларды мектепке дайындау …..
3. ДАМЫТУШЫ БАҒДАРЛАМАЛАР …………………………………..
3.1. Көркемдік тәрбие ……………………………………………………….
3.2. Музыкалық тәрбие ……………………………………………………...
3.3. Дене тәрбиесі ……………………………………………………………
3.4. Шығармашылық тәрбие ………………………………………………...
3.5. Компьютерлік сауаттылық ……………………………………………..
ҚОРЫТЫНДЫ ………………………………………………………………
ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ …………………………...

Работа состоит из  1 файл

43_analiticheskiy_obzor_zarubezhnogo_opyta_v_oblasti_razrabotki_cifrovogo_kontenta_doshkolnogo_vospitaniya_i_obucheniya.docx

— 4.22 Мб (Скачать документ)

Так, приложение «Говорящие картинки»  предлагает ребенку послушать язык инопланетянина. Для этого ему  необходимо собрать мозаики и  нажать на каждую из них. Получившиеся после выполнения задания инопланетные человечки произносят фразы: «Рад видеть тебя», «Извините», «Увидимся скоро», «Спасибо».

Приложение «Игры в слова» YDP предлагает ребенку поразмышлять: какой разговор мог состояться между этими ребятами: «Послушайте вопросы и найдите ответы» (только один правильный диалог). После правильного ответа диалог проигрывается в анимации.

У ребенка формируется правильная речь, ребенок ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.

«Посмотри и скажи» — программа YDP, предназначенная для развития словарного запаса и коммуникативных способностей у детей, которые обучаются по интерактивным аудио- и видеоматериалам и учатся читать, запоминая и распознавая целые слова вместо того, чтобы ассоциировать отдельные буквы со звуками. Программа даёт вам уникальную возможность знакомить ребёнка с новыми словами при помощи занимательных интерактивных аудиоматериалов и весёлых картинок. Игра содержит набор мультимедийных материалов для развития словарного запаса, разделённых на 30 категорий, каждая из которых также содержит ряд тематических упражнений различных степеней сложности. В приложении содержатся видеоролики по овладению языком жестов и навыками чтения по губам, при помощи которых дети учатся основам языка жестов и знакомятся с движениями губ, сопровождающими произнесение различных слов; помимо того, детям преподаются основы толерантного отношения к тем, кто плохо слышит.

Развитие речи у дошкольника происходит и при заучивании иллюстрированных стихотворений. Так, в приложении «Говорящие картинки» YDP есть задание «Послушай стихотворение, постарайся запомнить и повторить. Запиши и прослушай себя».Немаловажно то, что карточки для запоминания и стихотворения можно распечатать, что имеет большое значение при сочетании электронного и традиционного обучения.

Игровой портал для дошкольников «Игротека» на русском языке - http://www.diagora.ru. предлагает картинки-стихи на русском языке. К каждой строчке стихотворения или к фрагменту появляется анимированная смысловая иллюстрация, которая помогает воспринимать стих «визуально». Стихотворение в анимированных картинках имеет два варианта: первый вариант – это декларирование полного текста стихотворения с анимированными иллюстрациями на ключевых фрагментах. Во втором варианте предусмотрена возможность остановки на каждом фрагменте, чтобы ребёнок мог подробно рассмотреть картинку, а родитель мог её пояснить или побеседовать с малышом на тему картинки. Так же здесь предусмотрена возможность повтора фрагмента с помощью кнопки «ПОВТОРИТЬ».

 

    1. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе

 

Приложение для детей  старшего дошкольного возраста компании YDP, которое так и называется «Готовность к школе» содержит много увлекательных упражнений, охватывающих все навыки и дисциплины, необходимые для нормального развития ребёнка. Его можно использовать её для развития и тренировки языковых и моторных навыков, слухового и зрительного восприятия, а также обучения азам математики.

Например, очень познавательное задание: «Посмотри фильм и пронаблюдай, как двигается солнце и луна на небе». Затем задание усложняется: «Восстанови последовательность движения солнца и луны на небе». Особую привлекательность это задание имеет тем, что можно остановить клип и пририсовать с помощью инструментов, расположенных на левой панели).все, что ребенку хочется.

Серия упражнений направлена на развитие восприятия времени: «Расположите картинки с сезонами по порядку, начните с весны»; «Что люди надевают в разные сезоны? Посмотрите на рисунки и выберите подходящую для каждого сезона одежду»; «Посмотрите внимательно на рисунок, послушайте записи и определите, признаки какого сезона года вы видите на рисунке».

Задания приложения «Готовность к школе» развивают также внимательность, логическое мышление: «Прослушайте записи. Если сообщение содержит правдивую информацию, нажмите на улыбающуюся рожицу, если нет – на печальную». Звучат такие предложения: «Снег идет летом. Зима наступает после лета. Листья опадают с деревьев весной. Зимой морозно. Лето – самое теплое время года». При правильных ответах открывается картинка, иллюстрирующая то или иное время года – при новых сеансах игры меняются и предложения, и картинка.

Такие игры способствуют совершенствованию  наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно.

Способности визуального восприятия, зрительная внимательность и память развиваются при помощи таких заданий, как: «Посмотри на картинку Укажи то, чего не может быть на самом деле (рис 5.)»; «Посмотри на пожарную машину. Пожалуйста, укажи на места, где отсутствуют какие-то элементы»; «Посмотрите и отметьте снеговиков в одинаковых головных уборах»; «Посмотрите на картинки и найдите отличия. Затем отметьте их на правой картинке»; «Посмотрите на шапки, которые надеты на детях. Подберите им шарфы, подходящие по цвету» и т.д.

 

Рисунок 5. Фрагмент приложения YDP «Готовность к школе»

на развитие визуального  восприятия


 

К важным преимуществам ресурсов YDP относится то, что картинки можно распечатать в черно-белом варианте и использовать, как раскраску.

Целая серия дисков «НЕсерьезные уроки 3», направленных на подготовку к школе, разработаны российской компанией «Новый диск».В серию вошло 9 дисков. Каждый из них представляет собой сборник игр, обучающих буквам и цифрам, развивающих память, аналитическое и творческое мышление, математические навыки. Красочное оформление и сказочные персонажи делают игры занимательными, а обучение — ненавязчивым. Серия создана специально для того, чтобы адаптация ребенка к школе прошла легко и весело. Все ее проекты помогают детям освоиться с различными заданиями и подготовиться к поступлению в первый класс. Выпуск «Логика и внимание», разработанный для дошкольников 4–6 лет, посвящен развитию самых необходимых мыслительных навыков. Дошкольники могут получить новые знания об окружающем мире, выучат алфавит и цифры, научатся распознавать геометрические фигуры и правильно называть цвета.

Все примеры и задания развивают  логическое и ассоциативное мышление, очень важное для малышей. От этого  зависит умение применять правила, обобщать и сравнивать. С «НЕсерьезными  уроками 3» ребенок привыкнет  часть своего времени ежедневно  посвящать занятиям и поймет, что  учиться намного интереснее, чем  кажется на первый взгляд.

В выпуске этой же серии «Творчество и изобретения» дошкольники превращаются в настоящих творцов. Они узнают, как устроены различные механизмы и вместе с яркими, непоседливыми мультипликационными персонажами сами соберут велосипед, магнитофон, радио. Но сначала ребятам представляется возможность узнать много нового и решить увлекательные задачки из самых разных наук, ведь при создании механизмов нужно учитывать различные факторы, например, как сочетаются вес, размер и грузоподъемность предметов. А для того, чтобы получить новые детали к конструктору, маленьким изобретателям предстоит одержать победу во множестве обучающих и развивающих мини-игр. Когда малыши сами начинают придумывать и изобретать, у них формируются. 
креативность, интерес к созидательной деятельности. Упражнения и задания этого выпуска развивают творческий подход к любой задаче, умение преодолевать препятствия, логическое мышление, реакцию и память, а все эти навыки пригодятся ребенку в школе и дома.

Использование компьютерных программ повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой базируются программы, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера. В программах для дошкольного возраста широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, расцветающий цветок, пролетающую бабочку или птичку, пробегающую саламандра или ящерка и т.п. либо видят печальное лицо, если задание выполнено неверно. Неправильный ответ сопровождается характерным звуком.

В играх, разработанных компанией YDP, после правильного выполнения заданий ребенка хвалит то ежик, то веселая черепашка, то зайчик с морковкой. Даже в ходе одной и той же игры персонажи меняются, соблюдается эффект неожиданности (рис.6).

 

 

 

 

Рисунок 6. Примеры реакции компьютерных игр компании YDP на правильное выполнение задания дошкольниками

 

При этом звучат шутливые одобряющие комментарии: «О, да ты крутой!» «Это была большая работа!» «Уф, ты справился!»  «Это здорово!» «Это была великолепная работа!» «Ее! Ты реальный мудрец!»  «Браво! Это отличная работа!» «Фантастика!»  «Замечательно!» «Чудесно!» «Ты сделал это прекрасно!» Такое одобрение способствует появлению особого позитивного психоэмоционального настроя, повышению интереса к обучению, его эффективности.

Дети ждут такую оценку, эмоционально реагируют на ее дружелюбный характер. При таком поощрении у детей появляется уверенность в своих силах. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РАЗВИВАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ

 

Развивающие программы – это игровые программы «открытого» типа, они способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают детей к самостоятельным творческим играм, развивают фантазию, воображение. В них нет явно заданной цели – они являются инструментами для творчества, для самовыражения ребёнка. Происходит развитие творческих способностей – музыкальных, художественных и т.д.

 

 

    1. Художественное воспитание

 

Сайт http://www.coloring4all.com/dot_to_dot.htm предназначен для того, чтобы с помощью пронумерованных точек или раскрасок научить ребенка создавать и разукрашивать простые и сложные рисунки, а также развивать пространственное мышление и цветовое восприятие.

 

Рисунок 7. Игра «Раскрась черепаху»

 

Бесплатные онлайн-раскраски, с детскими головоломками, с последовательным соединением точки (точка в точку) помогают детям развивать важные навыки. Такие раскраски содержат десятки цветных иллюстраций, в том числе любимые всеми детьми звезды мультфильмов, животные, цветы и многое другое. Большинство детей не может устоять, чтобы не включиться в такую увлекательную деятельность.

 

 

    1. Музыкальное воспитание

 

Многие цифровые образовательные ресурсы можно использовать и в музыкальном воспитании.

К ним относятся некоторые  задания игры «Говорящие картинки», разработанной компанией YDP.Например, очень творческое задание предлагается на сочинение детьми своей собственной своей мелодии: «Стань композитором. Перенеси ноты на звукоряд. Чтобы послушать получившуюся мелодию, нажми на старт». Когда ребенок нажимает на нотки на верхнем звукоряде, те звучат – ребенок запоминает звучание и зрительное расположение нот на звукоряде. Каждую ноту можно переносить сколько угодно (рис.8) , а получившуюся мелодию можно послушать. В другом задании этой же игры предлагается «поиграть» на фортепиано. Ребенок может нажимать на виртуальные клавиши и сочинять мелодию (рис.8, а).

Также дается возможность  познакомиться со звучанием каждого  инструмента в оркестре. При нажатии  на изображение группы инструментов появляется название инструмента и его звучание (рис.8,б).

 

а)

б)

Рисунок 8. Фрагменты  игры YDP «Говорящие картинки».


Применение творческих способностей позволяет ребенку выйти за пределы  исходной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый продукт.

«Лого-Ритмика» — другой оригинальный продукт компании YDP, позволяющий детям играть и обучаться при помощи музыки, который позволяет вовлечь их в творческий процесс понимания и создания музыки. «Лого-Ритмика»использует элементы музыкальной терапии для развития и терапии речевых навыков и предотвращения задержек развития речи.

Программа помогает развивать  слухо-моторную координацию и чувствительность к звукам, а также работать над  скоростью речи. Она также может  выполнять ряд дополнительных функций, связанных с обеспечением всестороннего  развития ребёнка за счёт стимуляции моторных, слуховых и музыкально-речевых  навыков, и служить вспомогательным  материалом для начального музыкального образования.

К достоинствам продукта можно отнести набор тщательно разработанных и оригинальных упражнений для обучения, практики и закрепления знаний и навыков на основе личного опыта ребёнка.

Так, раздел приложения «Лого-ритмика» - «Auditorz activities, diversification of rate» (Слуховые упражнения разнообразного уровня) содержит такие задания, как: «На правой стороне изображены руки, которые хлопают так же, как и левые. Найдите одинаковые записи и соедините в пары» (рис.)

Программа «Лого-ритмика» также включает в себя виртуальную клавиатуру, позволяющую ребёнку подбирать или создавать собственные мелодии, знакомиться в процессе игры с такими понятиями, как гамма и длительность нот (рис 9).Метроном отсчитывает темп – медленный, средний, быстрый.

Информация о работе Мектепке дейінгі тәрбие мен оқытудың цифрлық контентін әзірлеу саласындағы шетел тәжірибесіне сараптамалық шолу