Методика обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить методику обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
Рассмотреть значение рисования для всестороннего развития дошкольников;
Изучить виды рисования;
Экспериментально выявить уровень сформированности навыков рисования у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи;
Изучить методику обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 5
1.1 Значение рисования для всестороннего развития детей дошкольного возраста 5
1.2 Виды рисования 10
ГЛАВА II ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ РИСОВАНИЯ) 16
2.1 Методики и организация исследования 16
2.2 Результаты исследования 18
2.3 Анализ данных эксперимента 21
ГЛАВА III МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ РИСОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 26
3.1 Содержание и методы обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 26
3.2 Особенности методики обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 29
3.3 Формирование графических навыков в процессе рисования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Работа состоит из  1 файл

Изобразительная деятельность дошкольников с ТНР.doc

— 3.37 Мб (Скачать документ)

Изображения различных  предметов закрепляются и совершенствуются в сюжетном рисовании.

Сюжетное рисование. Задачи и содержание обучения сюжетному рисованию. Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.

Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи.

Возможность установления смысловых связей между различными предметами и явлениями развивается  у ребенка постепенно. Поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом. Естественно, что детям должны быть известны приемы изображения предметов, являющихся главными действующими героями сюжета, иначе трудности в изображении незнакомых предметов отвлекут их от выполнения основной задачи. Однако не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему желанию [7].

Умение выделять главное  в сюжете связано с развитием  восприятий и аналитико-синтетического мышления. Они у маленького ребенка  еще слишком поверхностны; он прежде всего воспринимает то, что непосредственно доступно зрению, осязанию, слуху, и часто узнает предмет по некоторым несущественным деталям, запомнившимся ему. Точно так же ребенок воспринимает и передает сюжет в рисунке. Выделить главное, понять отношения и связи объектов сюжета – задачи довольно сложные для дошкольника. Они могут быть решены детьми старшей группы.

В сюжетном рисовании  важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Эта  задача усложняется тем, что при  изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.

Решить задачу пространственного  отношения между предметами очень  сложно для дошкольника, так как  у него мал опыт и недостаточно развиты изобразительные умения и навыки.

Представления о протяженности  пространства, о линии горизонта, соединяющей землю и небо, дети могут получить главным образом при выездах на природу (в лес, поле). Но даже если некоторые из них поймут перспективные изменения предметов в пространстве, им трудно будет передать эти изменения на плоскости листа. То, что в натуре расположено далеко, на рисунке следует рисовать выше, и наоборот. Эти особенности изображения пространства на плоскости доступны пониманию лишь старшего дошкольника, имеющего опыт.

Итак, общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском  саду являются следующие:

научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;

научить передавать взаимодействия между объектами;

научить правильно передавать пропорциональные соотношения между  объектами и показывать их расположение в пространстве.

Обучение детей сюжетному рисованию начинают в средней группе.

Содержание сюжетных рисунков детей 5-6 лет значительно  обогащается за счет приобретенного ими опыта в рисовании. Дети включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую их обстановку.

Задачи сюжетного рисования в старшей группе следующие:

научить изображению  смысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений  между ними;

развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя  линию горизонта);

развивать чувство цвета [8].

Тематика сюжетного рисования в старшей группе определяется прежде всего теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы, например «Праздник». Они могут нарисовать что-либо, не имеющее отношение к теме, или поставить перед собой непосильную задачу, не соответствующую их умениям, например рисование демонстрации.

При рисовании на темы литературных произведений дошкольникам следует давать конкретное задание. Например, в первом квартале детям предлагается изобразить эпизод из сказки «Два жадных медвежонка», когда делят сыр. Дети уже знакомы с рисованием игрушечного мишки. Рисуя сказочные образы, они также изображают игрушечных медвежат с теми же округлыми частями и несложной конструкцией. Все объекты располагаются на одной линии.

Позднее воспитатель  подводит детей к более правильному  композиционному использованию  листа бумаги при изображении  неба и земли, давая готовый фон для неба. Так, при изображении зимнего сюжета детям дается бумага голубого цвета, которая освобождает их от необходимости рисовать небо. Ребята закрашивают белой краской более или менее широкое пространство земли (снег), остальная часть – это небо. Такой прием подводит детей к самостоятельному использованию правильного композиционного решения и в других темах.

В соответствии с сюжетом  определяется цветовое решение композиции.

Воспитатель может предложить детям тот или иной фон, соответствующий  теме (например, синюю или серую бумагу для изображения зимних сцен). Фон листа определит и выбор красок, над чем дети работают самостоятельно. На темном по контрасту лучше всего выделяются светлые тона: белый, голубой, желтый. Осенние пейзажи выразительнее выглядят на голубом или белом фонах, с которыми хорошо сочетаются различные теплые тона: желтый, красный, оранжевый [9].

 

Выводы по первой главе:

Значение рисования  в деле воспитания огромно. Рисование  дает ребенку возможность обратить пристальное внимание на форму, на цветные оттенки, на светотени. Оно развивает глазомер, дает понимание перспективы и взаимного отношения частей целого и их связи в общем представлении о целом. Оно вырабатывает отчетливую зрительную память, побуждает  к исследованию, к самостоятельному труду, сосредоточенности. Оно вызывает стремление к красоте, пробуждает те эстетические вкусы и взгляды, которые живут в душе у каждого. Оно воспитывает благородный вкус к прекрасному, символическому, к одухотворению окружающей природы. Рисование помогает психологической оценке выражения лица, значения позы, движений. Наконец, доставляет наслаждение созданием фантазии, собственным творчеством, которое в дальнейшем ведет к более глубокому пониманию жизни и ее задач.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:

изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции  сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания;

формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;

развивается умение создавать  и воплощать замыслы;

осваиваются специфические  выразительные средства изобразительной  деятельности.

 

ГЛАВА II ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ РИСОВАНИЯ)

2.1 Методики и организация исследования

 

Целью констатирующего эксперимента являлось изучение особенностей изобразительной деятельности старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Характеристика  испытуемых: в эксперименте приняли участие  30 детей 5-6 лет – воспитанники ДОУ № 3 г. Узда Минской области. Из них 15 детей с тяжелыми нарушениями речи – экспериментальная группа (ЭГ) и их 15 нормально развивающихся сверстников – контрольная группа (КГ).

Всем детям было предложено 5 заданий (приложение 1):

1-3 задания – рисование  отдельных предметов; 

4 задание – декоративное  рисование; 

5 задание – сюжетное  рисование.

1 задание – срисовывание контура яблока.

Критерии оценки:

Умение держать простой карандаш правильно (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным) правой рукой не слишком близко к отточенному концу – 1 балл;

Умение рисовать, не заходя за пределы листа бумаги – 1 балл;

Навык проводить закругленные линии – 1 балл;

Умение замыкать линии в округлые формы – 1 балл;

Умение проводить линии, не отрывая  карандаш от бумаги – 1 балл.

2 задание – рисование цветными карандашами предмета (яблока) с натуры. На стол были выложены 3 яблока в разных ракурсах. Дошкольники могли выбрать любое из яблок в качестве образца.

Критерии оценки:

Умение держать карандаш правильно – 1 балл;

Умение рисовать, не заходя за пределы листа бумаги – 1 балл;

Навык проводить закругленные линии – 1 балл;

Умение замыкать линии в округлые формы – 1 балл;

Умение выбрать походящий по цвету карандаш – 1 балл.

3 задание – рисование фломастерами домашнего животного (свиньи) по картинке.

Критерии оценки:

Умение держать фломастер правильно (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным) правой рукой не слишком близко к отточенному концу – 1 балл;

Умение рисовать, не заходя за пределы листа бумаги – 1 балл;

Навык проводить закругленные линии – 1 балл;

Умение замыкать линии в округлые формы – 1 балл;

Навык правильной остановки движения в нужной точке – 1 балл;

Ритмичность повторных однородных движений – 1 балл;

Навык произвольного изменения размаха движения – 1 балл; 

Умение передавать характерный цвет – 1 балл.

4 задание – раскрасить узор красками. Детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, волны.

Критерии оценки:

Умение пользоваться кистью – 1 балл;

Умение пользоваться красками – 1 балл;

Навык проводить зигзагообразные линии, замыкать линии в угловатые формы – 1 балл;

Навык правильной остановки движения в нужной точке – 1 балл;

Умение при закрашивании рисунка двигать рукой слева направо – 1 балл.

5 задание – нарисовать лес (достаточно 3-х деревьев разных пород). Выбор средств рисования – на выбор (краски, карандаши, фломастеры).

Подготовительная работа:

дети знакомились с  разными породами деревьев, находясь на экскурсии в парке;

детям показывались картинки с изображением разных пород деревьев;

экспериментатор сама рисовала разные породы деревьев;

были прочитаны сказки, где в качестве иллюстраций использовались изображения разных деревьев;

с детьми обсуждались отличительные характерные особенности  разных пород деревьев;

проводились подготовительные упражнения (рисовались отдельные фрагменты  разных деревьев и т.д.).

Критерии оценки:

Умение использовать линии разной интенсивности – 1 балл;

Композиционные навыки – располагать изображение в середине листа бумаги – 1 балл;

Умение отразить отличительные характерные особенности  разных пород деревьев – 1 балл;

Умение включать в  рисунок дополнительные детали –  солнце, дождь, луна, цветы, люди и т.п. – 1 балл.

Итого: 27 баллов максимально.

Высокий уровень навыков рисования – 20-27 баллов;

Средний – 12-19 баллов;

Низкий – 0-11 баллов.

Далее мы предположили, что  уровень сформированности навыков  рисования имеет тесные корреляционные связи с уровнем развития мелкой моторики. Для проверки данного предположения была использована Методика «Узор». Методика состоит из трех контрольных диктантов и одного тренировочного (приложение 2).

Диагностика проводилась  следующим образом: вначале выяснялось, знают ли дети различные геометрические фигуры (квадрат, треугольник и круг), затем детям предъявлялся образец выполнения узора и объяснялись правила. После тренировочного упражнения дошкольникам диктовались задания: «соедините квадрат с кружочком» и т.п. Всего было предложено 3 задания.

Оценка результатов:

Каждое правильное соединение засчитывается за два очка. Правильными  являются соединения, соответствующие  диктанту.

Штрафные очки (по одному) начисляются: за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в конце и в начале узора, т.е. предваряющих диктант и следующих за ним); за разрывы – пропуски зон соединения – между правильными соединениями. Все остальные возможные виды ошибок не учитываются, т.к. их наличие автоматически снижает количество начисляемых очков. Окончательное количество набранных баллов вычисляется за счет разницы между количеством правильно набранных очков и количеством штрафных очков (из первых вычитают вторые).

Максимально возможное  количество баллов за выполнение всего задания – 72. Интерпретация полученных результатов:

60-72 баллов – высокий уровень умения действовать по правилу. Может одновременно учитывать несколько правил в работе.

48-59 баллов – умение действовать по правилу сформировано недостаточно – средний уровень. Может удерживать при работе ориентацию только на одно правило.

Информация о работе Методика обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи