Методика обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить методику обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
Рассмотреть значение рисования для всестороннего развития дошкольников;
Изучить виды рисования;
Экспериментально выявить уровень сформированности навыков рисования у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи;
Изучить методику обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 5
1.1 Значение рисования для всестороннего развития детей дошкольного возраста 5
1.2 Виды рисования 10
ГЛАВА II ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ РИСОВАНИЯ) 16
2.1 Методики и организация исследования 16
2.2 Результаты исследования 18
2.3 Анализ данных эксперимента 21
ГЛАВА III МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ РИСОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 26
3.1 Содержание и методы обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 26
3.2 Особенности методики обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 29
3.3 Формирование графических навыков в процессе рисования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Работа состоит из  1 файл

Изобразительная деятельность дошкольников с ТНР.doc

— 3.37 Мб (Скачать документ)

36-47 баллов – низкий уровень умения действовать по правилу. Постоянно сбивается и нарушает правило, хотя и старается на него ориентироваться.

Менее 36 баллов – умение действовать по правилу не сформировано – очень низкий уровень.

В ходе статистической обработки  полученных данных использовался U-критерий Манна-Уитни, направленный на выявление различий в уровне исследуемого признака. Также использовался корреляционный метод, который отражает отношения переменных, упорядоченных по возрастанию их значения. Корреляционная связь – это согласование изменения двух признаков или большего количества признаков (множественная корреляционная связь).

2.2 Результаты исследования

 

В результате проведения эксперимента были получены следующие  данные:

                                   

Рис. 1 Сравнение  уровня сформированности навыков рисования  в ЭГ (1ряд) и КГ (2 ряд)

1- высокий уровень; 2 - средний уровень; 3 – низкий уровень

                               

Рис. 2 Сравнение  уровня развития моторики в ЭГ (1ряд) и КГ (2 ряд)

1- высокий уровень; 2 - средний уровень; 3 – низкий уровень

 

U-критерий  Манна-Уитни

 

Выборка 1 (ЭГ)

Ранг 1

Выборка 2 (КГ)

Ранг 2

1

11

14

24

29

2

9

7

20

26

3

7

3

18

24

4

8

5

19

25

5

12

18

21

27

6

10

10

29

30

7

5

1

16

21.5

8

7

3

11

14

9

7

3

15

20

10

12

18

9

7

11

11

14

12

18

12

10

10

16

21.5

13

11

14

22

28

14

10

10

17

23

15

9

7

11

14

Суммы:

 

137

 

328


 

Результат: U эмп = 17.

Критические значения:

U кр

p≤0.01

p≤0.05

56

72


 

Полученное эмпирическое значение U эмп (17) находится в зоне значимости.

 

Корреляционный анализ (навыки рисования и моторика)

Дети с ТНР

Было выполнено:

1) Ранжирование значений  А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;

2) Произведен подсчет  разности между рангами А и  В (колонка d);

3) Возведение каждой  разности d в квадрат (колонка  d2);

4) Подсчитана сумма  квадратов;

5) Произведен расчет  коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:

6) Определены критические  значения.

 

N

Значения А

Ранг А

Значения В

Ранг B

d (ранг А  - ранг В)

d2

1

11

12

29

12.5

-0.5

0.25

2

9

6.5

25

10.5

-4

16

3

7

3

18

1.5

1.5

2.25

4

8

5

20

6

-1

1

5

12

14.5

48

14.5

0

0

6

10

9

20

6

3

9

7

5

1

19

3.5

-2.5

6.25

8

7

3

22

9

-6

36

9

7

3

21

8

-5

25

10

12

14.5

48

14.5

0

0

11

11

12

18

1.5

10.5

110.25

12

10

9

20

6

3

9

13

11

12

29

12.5

-0.5

0.25

14

10

9

19

3.5

5.5

30.25

15

9

6.5

25

10.5

-4

16

Суммы

 

120

 

120

0

261.5


 

Результат: rs = 0.533

Критические значения для N = 15:

 

N

p

0.05

0.01

15

0.52

0.66


 

Корреляция между А  и В статистически значима, т.е. в ЭГ существуют тесные корреляционные связи между уровнем развития моторики и уровнем сформированности навыков рисования.

 

 

Норма

 

N

Значения А

Ранг А

Значения В

Ранг B

d (ранг А  - ранг В)

d2

1

24

14

63

13

1

1

2

20

11

49

4.5

6.5

42.25

3

18

9

55

11

-2

4

4

19

10

54

10

0

0

5

21

12

64

14

-2

4

6

29

15

69

15

0

0

7

16

6.5

50

7

-0.5

0.25

8

11

2.5

48

3

-0.5

0.25

9

15

5

49

4.5

0.5

0.25

10

9

1

47

2

-1

1

11

12

4

51

9

-5

25

12

16

6.5

50

7

-0.5

0.25

13

22

13

60

12

1

1

14

17

8

50

7

1

1

15

11

2.5

46

1

1.5

2.25

Суммы

 

120

 

120

0

82.5


 

Результат: rs = 0.853

Критические значения для N = 15:

 

N

p

0.05

0.01

15

0.52

0.66


 

Корреляция между А  и В статистически значима, т.е. в КГ существуют тесные корреляционные связи между уровнем развития моторики и уровнем сформированности навыков рисования.

2.3 Анализ данных эксперимента

 

В настоящем исследовании приняло участие 30 старших дошкольников. Все дети рисовали с увлечением, почти не отвлекаясь. Справились с заданием достаточно быстро.

Анализ рисунков позволяет  сделать следующие выводы:

ЭГ

1-3 задания были посвящены  рисованию отдельных предметов  с натуры.

Дети с тяжелыми нарушениями  речи плохо справились с заданием: только 2 ребенка владеют навыками рисования  отдельных предметов на среднем уровне.

Многие дети (5 человек) неправильно держат карандаш и фломастер; некоторые дошкольники (3 человека) не умеют композиционно правильно располагать предмет на листе бумаги; у 13 детей не сформирован в достаточной мере навык прямые, закругленные линии, замыкать линии в округлые формы; у 10 дошкольников не сформированы навыки правильной остановки движения в нужной точке, ритмичность повторных однородных движений навык произвольного и изменения размаха движения.

В 4 задании требовалось  раскрасить узор. Это задание вызвало большие затруднения у дошкольников с ТНР. Практически все дети из данной выборки (11 чел.) не смогли раскрасить узор, не заходя за пределы трафарета; 3 человек раскрасили весь узор одним цветом; все дети неаккуратно пользовались красками: на столах, одежде и руках были пятна краски.

5 задание – это  сюжетное рисование. 

Оля С. нарисовала ствол  прямоугольной формы с восходящими линиями, изображающими ветки. Порода дерева не идентифицируется.

Оля держала фломастер  правильно (между большим и средним  пальцами, придерживая сверху указательным) правой рукой не слишком близко к отточенному концу; рисовала, не заходя за пределы листа бумаги.

Навык проводить прямые, закругленные и зигзагообразные линии, замыкать линии в округлые и угловатые формы не сформирован.

Кирилл М. нарисовал  два дерева: сосну и ель.

Мальчик использовал  цветные карандаши. Кирилл держал карандаши правильно, правой рукой, рисовал, не заходя за пределы листа бумаги, уверено проводил лини, не отрывая карандаш от бумаги.

Деревья изображены контурно, без закрашивания.

Деревья распределены на листе бумаги почти симметрично.

Рядом с деревьями Кирилл изобразил три предмета округлой формы, предположительно – это облака. В основании ели мальчик нарисовал траву.

Кирилл умеет передавать характерный цвет деревьев. Цвета  соответствуют реальности (коричневый ствол и зеленые иголки).

Настя К. нарисовала три дерева. Ель изображена зеленым цветом. Вертикальные линии, изображающие ствол, с наклоном. Линии, изображающие ветви, несимметричные, хаотично располагаются вокруг ствола в нисходящем направлении.

Береза имеет характерный  признак – черные отметины на коре. Ствол расположен более прямо, чем у ели. Ветки изображены преимущественно на правой стороне дерева, в восходящем и нисходящем направлении. На некоторых ветках нарисованы листья.

Сосна представляет собой  абстракцию – нет характерных  признаков дерева. Девочка не осознает отличия сосны от других пород деревьев.

Настя рисовала цветными карандашами, умеет передавать характерный  цвет деревьев.

Карандаш держала неправильно, в кулачке. При этом в процессе одного изображения она, то держала карандаш высоко, то спускала пальцы низко, совсем близко к грифелю, загораживая ими рисуемую линию. Настя неравномерно сжимала карандаш пальцами: еле держала в руке.

У девочки неплохо  сформирован навык сохранения направления движения по прямой.

Денис Д. изобразил три дерева. Карандаш держит правильно.

Сосна представляет собой  коричневый ствол, на котором расположены  восходящие ветки. На верхних ветках изображены иголки, а на нижних –  листья.

Ель нарисована схематично, причем пропорции нарушены – средний  фрагмент дерева меньше, чем верхний.

Береза нарисована простым  карандашом, характерные элементы присутствуют.

Ветви изображены горизонтальными  линиями, только две верхние ветки  загнутой линией спускаются с двух сторон дерева.

Листья отсутствуют.

На листе присутствуют дополнительные элементы в виде двух желтых кружков и нескольких коричневых вертикальных линий.

У Дениса сформированы: навык  проводить прямые и зигзагообразные линии, замыкать линии в угловатые формы.

Света С. не справилась с  заданием: в середине листа, немного наискосок, изображены две вертикальные параллельные линии коричневого цвета, которые пересекаются горизонтальными линиями разной длины.

Информация о работе Методика обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи