Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:05, курсовая работа
Цель исследования: изучить методику обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
Рассмотреть значение рисования для всестороннего развития дошкольников;
Изучить виды рисования;
Экспериментально выявить уровень сформированности навыков рисования у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи;
Изучить методику обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 5
1.1 Значение рисования для всестороннего развития детей дошкольного возраста 5
1.2 Виды рисования 10
ГЛАВА II ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ РИСОВАНИЯ) 16
2.1 Методики и организация исследования 16
2.2 Результаты исследования 18
2.3 Анализ данных эксперимента 21
ГЛАВА III МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ РИСОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 26
3.1 Содержание и методы обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 26
3.2 Особенности методики обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 29
3.3 Формирование графических навыков в процессе рисования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Для развития речи на занятиях по изобразительной деятельности применяются различные приемы: показ и обследование предмета, демонстрация приемов изображения, словесное объяснение, комментирование действия, анализ работы, сличение работы с образцом, сравнение, вопросы и др.
На каждом занятии
реализуется социальная направленность
детской изобразительной
На всех этапах обучения, особенно на начальном, важно привить интерес к изобразительной деятельности, вызвать желание рисовать. Поэтому в качестве одного из главных методов используют обыгрывание предметов, игрушек, которые нужно нарисовать, а также обыгрывание уже готовых изображений. В играх дети учатся соотносить реально существующие предметы и их изображения [22].
На занятиях по изобразительной деятельности используются дидактические игры, направленные на выделение детьми определенных свойств и отношений предметов. У детей формируют восприятие цвета: сначала основных цветов, а затем и оттеночных, умение различать цвета еще до того, как ребята научатся их называть. В подборе дидактических игр детей учат соотносить и группировать предметы сначала с учетом одного свойства, например цвета, затем отличающиеся по двум признакам (цвету и форме), позднее — по всем признакам.
Специальные дидактические игры направлены на развитие восприятия формы, соотнесение плоскостных и объемных предметов, умение использовать при их восприятии различные ощущения: зрительные, двигательные, тактильно-двигательные [22].
В процессе дидактических
игр у детей формируется
В обучении изобразительной деятельности на начальных этапах в качестве одного из методов используется подражание действиям взрослого. Показ действий проводится расчлененно, чтобы дети могли хорошо видеть и подражать действиям воспитателя. Если дети способны перейти к работе по образцу, то не следует долгое время использовать подражание. В старших группах подражание используется в основном при демонстрации техники выполнения изображений, например в действиях кисточкой при примакивании и др.
Более сложная деятельность требуется от ребенка в процессе рисования, так как ребенок не видит действий взрослого, перед ним находится только их результат. Для того чтобы воспроизвести образец, его необходимо проанализировать: определить цвет, форму, величину, выделить части изображения и их пространственное соотношение. Анализ образца проводится под руководством воспитателя, в процессе анализа у детей постепенно складываются навыки самостоятельного расчлененного восприятия образца. Однако работа по образцу не дает возможности для реализации творческих возможностей ребенка, она носит характер копирования, поэтому мало применяется в процессе предметного и сюжетного рисования. Больший удельный вес этот метод работы занимает в процессе обучения изобразительной деятельности дошкольников с ТНР. Занятия с использованием образца имеют место при обучении декоративному рисованию.
Одним из наиболее широко используемых методов обучения предметному рисованию является использование натуры. В процессе обучения рисованию с натуры важно научить детей самостоятельно воспринимать окружающие предметы и явления и передавать их в своих рисунках. Для того чтобы научить детей последовательно воспринимать предмет и его свойства, педагог учит детей целенаправленному обследованию предметов, которое предшествует рисованию детей. В процессе обследования дети сначала целостно воспринимают предмет, затем выделяют его основные части, определяют цвет, форму, величину, пространственное расположение частей, а затем снова целостно воспринимают предмет. Важно, чтобы дети хорошо представляли объект изображения: его функции и свойства [4].
Обследование предмета, прежде всего выявление его формы, предполагает как зрительное, так и тактильно-двигательное моделирование: обведение по контуру перед рисованием. В процессе обследования объекта составляется текст-описание, в котором зафиксировано название предмета, его цвет, величина, форма, основные части и их расположение. Содержание текста соотносится с конкретными свойствами и элементами объекта.
При обучении рисованию с натуры значение придается расположению предмета: чтобы ребенок мог изобразить предмет, он должен увидеть плоскостной образ, поэтому предмет должен находиться на уровне глаз ребенка. Овладение способами обследования предметов должно подготовить ребенка к самостоятельному восприятию новых объектов и их рисованию или лепке. Целенаправленное обследование объекта под руководством воспитателя завершается самостоятельным рисованием. В случае трудностей передачи каких-либо свойств, пространственного расположения элементов дети повторно обращаются к анализу натуры. По окончании работы воспитатель помогает детям сопоставить рисунки с предметом.
Большое значение для детей с нарушениями речи имеет рисование с опорой на представления детей. Обучение восприятию и обследованию предметов, накопление запаса графических образов, овладение некоторыми техническими навыками позволяет накопить запас представлений. Рисование по представлению связано с использованием словесных заданий и описаний, потому что представления детей могут быть актуализированы через речь. Вначале воспитатель учит детей точно воспроизводить в рисунке содержание описания предмета, которое составлялось в процессе обследования натуры. Обычно переход от рисования с натуры к рисованию по тексту происходит на одном и том же занятии, когда после рисования с натуры педагог убирает натуру и выполненные работы детей, оставив только текст и предложив детям нарисовать предмет с опорой на текст. Постепенно предлагаются описания предметов, которые дети рисовали с натуры раньше, и таким образом круг изображаемых по представлению предметов увеличивается.
Научившись изображать по представлению знакомые предметы и явления, дети после беседы с воспитателем рисуют то, что они видели на прогулках, в театре, в выходные дни. Старшие дошкольники подводятся к рисованию тех предметов и явлений, которых не было в их опыте и которые являются результатом их воображения. Например, дети иллюстрируют тексты прочитанных рассказов и сказок, готовят книжки-самоделки.
Рисование по представлению связана с необходимостью передачи сюжета, что требует от воспитателя учитывать не только уровень изобразительной деятельности, но и состояние речи. Поэтому важное значение имеет предварительная беседа по тексту (как правило, чтение рассказов и сказок проводится сурдопедагогом на занятиях по развитию речи), в процессе которой важно заинтересовать детей темой и сюжетом рисования. В качестве материала для рисования по представлению могут быть взяты сюжеты из жизни детей («День рождения Тани», «Новый год в детском саду» и др.).
В дошкольных учреждениях также широко используется тематическое рисование, при котором в русле заданной темы дети могут по своему усмотрению изображать разные предметы и сюжеты [14].
Наиболее высоким уровнем формирования изобразительной деятельности является рисование по замыслу, это подлинное творчество ребенка, в процессе которого он сам определяет тему и способы ее отражения в рисунке. Обучение рисованию по замыслу проходит в течение всего периода формирования изобразительной деятельности дошкольников с ТНР. Оно выражается в развитии интереса к рисованию, предпочтении изображения одних предметов другим, умении рисовать по представлению реальные предметы и те, которые они видели прежде, а также те предметы и явления, которые они могут представить на основе прочитанного и творчески отразить в своем рисунке или лепке. Рисование по замыслу предполагает общение воспитателя с ребенком по поводу темы и содержания рисунка, обучение ребенка определению замысла, умение обогащать уже знакомые сюжеты, наполнять их социальным содержанием.
При определении последовательности формирования технических навыков и умений в рисовании надо исходить из изобразительных задач, указанных в программе, и специфики деятельности, с одной стороны, и из особенностей формирования двигательных навыков и орудийных действий — с другой [6].
В детском изобразительном творчестве формирование технических навыков и решение изобразительных задач находятся в определенной взаимозависимости. Овладение техникой служит решению изобразительных задач, и вместе с тем возможности изображения обусловливаются уровнем овладения техникой.
В связи с этим нужно сопоставить последовательность решения изобразительных задач в рисовании с последовательностью овладения техникой. В рисовании можно найти такое соотношение, которое позволит последовательно отрабатывать технику рисования и при этом решать изобразительные задачи. Технические навыки рисования должны отрабатываться не оторванно от изображения, а включаться в него. Тогда они формируются в процессе решения изобразительных задач и постепенно совершенствуются.
Овладев умением подчинять движения руки задаче рисования любой формы разной величины и в различном пространственном положении, дети получают возможность изображать разнообразные предметы.
На каждом этапе обучения рисованию перед детьми ставятся определенные задачи изображения и соответственно программе детьми должны осваиваться определенные навыки и умения по технике рисунка.
В младшей группе (3-й год жизни) освоение рисовальных движений происходит естественным порядком со значительными индивидуальными различиями. Лишь некоторые элементы рисунка могут отрабатываться путем подражания и многократных повторений: повторные кругообразные движения, пятнышки (примакиванием кисти), точки, движения по прямой в случайном направлении. Упражнения такого рода развивают способность совершать преднамеренно движение определенного характера.
Основной технический навык, который прививается детям с первых месяцев занятий, — держать карандаш и кисть в правой руке тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным) не слишком близко к концу. Дети осваивают действие с карандашом как с орудием, когда рука управляет движением карандаша. Очень важно, чтобы ребенок ощутил возможность легкого, без излишнего нажима движения карандаша по бумаге и понял, что карандаш и кисть можно не сжимать слишком сильно. Эти навыки отрабатываются длительное время. В освоении их большое значение имеют индивидуальные особенности детей.
Нужно поддерживать постоянный положительный эмоциональный настрой на занятии: хвалить малыша за попытку правильно взять карандаш, в случае необходимости спокойно и мягко поправить [7].
Если с самого начала не научить правильно держать инструмент, ребенок начнет сам к нему приспосабливаться, искать удобное положение руки. Самостоятельно найденный ребенком чаще всего неправильный способ с большим трудом поддается исправлению, так как ребенок к нему привык, он удобен, позволяет действовать карандашом как рукой, максимально приближая руку к листу бумаги. В результате специфически орудийное действие не формируется.
4-й год жизни - эти навыки закрепляются. Наряду с этим дети овладевают действиями с инструментами, когда положение руки и пальцев естественно меняется при разных способах действия [8].
Практика показывает, что дети четвертого года жизни держат карандаш по-разному: тремя пальцами и в кулачке, слишком низко и высоко. При этом в процессе одного изображения дети то держат карандаш высоко, то спускают пальцы низко, совсем близко к грифелю, загораживая ими рисуемую линию. Дети неравномерно сжимают карандаш пальцами: одни сильно сдавливают его, другие еле держат в руке, так, что карандаш то и дело падает. Излишнее напряжение вызывает скованность движений, быстрое утомление руки.
От того как дети усвоили, как нужно держать карандаш и кисть, зависит успешность овладения процессом создания изображения.
На первом же занятии важно показать, как это нужно делать, а затем предложить взять карандаш так, как было показано. Далеко не всем детям удается сразу сделать это верно, даже если педагог продолжает держать карандаш в руке. Одни дети берут карандаш щепотью (двумя, четырьмя или всеми пальцами руки), при этом они уверены, что держат карандаш правильно. Другие пытаются взять карандаш правильно, но это у них не получается, несмотря на многочисленные попытки. Совершенно очевидно, что общего показа недостаточно: многие дети не могут путем подражания воспроизвести положение карандаша в пальцах: необходимы какие-то дополнительные действия со стороны педагога. Эффективен прием вкладывания карандаша в руку и правильная постановка пальцев каждому из этих детей. Важно, чтобы ребенок почувствовал карандаш в своей руке, а не только увидел его в руке педагога.
Очень важно, чтобы с самого начала дети усваивали именно такой способ, который обеспечивает большую свободу движений руки с инструментом, что необходимо для решения изобразительных задач, которые постепенно усложняются и требуют определенной свободы и легкости владения карандашом и кистью.
Информация о работе Методика обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи