Методика обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить методику обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
Рассмотреть значение рисования для всестороннего развития дошкольников;
Изучить виды рисования;
Экспериментально выявить уровень сформированности навыков рисования у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи;
Изучить методику обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 5
1.1 Значение рисования для всестороннего развития детей дошкольного возраста 5
1.2 Виды рисования 10
ГЛАВА II ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ РИСОВАНИЯ) 16
2.1 Методики и организация исследования 16
2.2 Результаты исследования 18
2.3 Анализ данных эксперимента 21
ГЛАВА III МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ РИСОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 26
3.1 Содержание и методы обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 26
3.2 Особенности методики обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 29
3.3 Формирование графических навыков в процессе рисования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Работа состоит из  1 файл

Изобразительная деятельность дошкольников с ТНР.doc

— 3.37 Мб (Скачать документ)

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что задачи работы выполнены, цель достигнута.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Благонадежина, Л.В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие // Вопросы психологии. 1968. № 4. - С.96-104.
  2. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко и др.. — М.: 2008. — 415 с.
  3. Кадол, Ф. У. Крыніцы i стымулы эстэтычнага развiцця асобы / Ф.У. Кадол // Народная асвета.  1996. № 10.— С. 3-12.
  4. Казакова, Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности: Учебное пособие. - М.: МГПИ, 1985. – 71 с.
  5. Казакова, Р.Г. Поиск понятия детского изобразительного творчества // Развитие теории дошкольного образования. - М.: МПГУ, 1998. - С.114-115.
  6. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А Куликова. — М.: 2000. — 416 с.
  7. Комарова, Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. - М.: 2007. – 204с.
  8. Комарова, Т.С. Техника детского рисунка // Дошкольное воспитание. 1964. № 9. - С. 45-49.
  9. Косминская, В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. – М.: Просвещение, 1977. – 253 с.
  10. Котова, И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций дошкольниками // Дошкольное воспитание. 1973. № 2. - С.47-52.
  11. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей // Основы теории и практики логопедии. - М.: 1968. – 277 с.
  12. Любiмава, Ю.С. Цi ведаеш ты? Творчыя заданнi па курсу «Дэкаратыўна-прыкладное мастацтва» / Ю.С. Любiмава // Пачатковая школа. 2004. № 5. - С.13.
  13. Маршак, Б.М. Рисование дошкольника на основе наблюдений окружающего. Мн.: 1964. – 56 с.
  14. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /  под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой. - М.: 1979. – 229 с.
  15. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: 1981. – 126 с.
  16. Программа для СДУ. Воспитание и обучение детей с ТНР / Каслякова, Ю.Н., Мороз, Л.Н. – Мн.: 2007. – 280 с.
  17. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. — Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. — 256 с.
  18. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: 1965. – 231 с.
  19. Салеев, В.А. Ивашкевич, О.В. Эстетическое восприятие и детская фантазия – Мн.: 1999. - С. 126.
  20. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2006. - 304 с.
  21. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. «Известия АПН РСФСР», вып. 11. 1947. – С. 398.
  22. Трофимова, М.В., Тарабарина Т.И. И учёба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 254 с.
  23. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
  24. Филичева, Г.Б., Чиркина, Г.В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду. // Журнал «Дефектология». 1985. № 6. – C. 20-23.
  25. Хархан, Г.В. Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования // «Логопед», 2004 - № 5.
  26. Чумичева, Р.М. Формирование познавательного интереса дошкольников в процессе общения с искусством и в искусстве // Ребенок в современной школе и проблемы формирования службы: Сборник научных трудов. – Тамбов: 1993. - С.14.
  27. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984. – 266 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Задание № 1

                                                        

Задание № 2

                                            

Задание № 3

Задание № 4

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Методика «Узор»

 

Методика состоит из трех контрольных диктантов и  одного тренировочного.

Детям говорят:

Мы будем учиться  рисовать узор. У вас на листочке нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружочков. Мы будем соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я говорю. У нас будут такие три правила:

1. два треугольника, два  квадрата или квадрат с треугольником  можно соединять только через кружок;

2. линия нашего узора  должна идти только вперед;

3. каждое новое соединение  надо начинать с той фигурки,  на которой остановилась линия,  тогда линия будет непрерывной  и в узоре не получится промежутков. 

Посмотрите на листочке, как можно соединить треугольники и квадраты.

        

Затем проверяющий говорит:

Теперь учитесь соединять  сами. Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините  два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом (вводная тренировочная серия).

Проверяющий следит за тем, как каждый ребенок выполняет  задание, и в случае надобности исправляет ошибки и объясняет ребенку, в  чем он ошибся. В процессе обучения дети производят четыре соединения.

Далее следует первая серия. Проверяющий говорит:

Теперь мы будем рисовать без подсказок. Вы должны внимательно  слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте, что их можно соединять только через кружок, что линия должна быть непрерывной и идти все время  вперед, т.е. начинать каждое новое соединение надо с той фигурки, на которой кончилась линия. Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки.

Диктант для первой серии:

Соедините треугольник  с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом.

Диктовать следует медленно, так, чтобы все дети успевали прочертить очередное соединение. Повторять одно и то же дважды нельзя, т.к. некоторых детей это может натолкнуть на прочерчивание лишних соединений.

После того как дети закончили  работу, следует вторая серия, а затем  третья. Серии отличаются друг от друга  только характером воспроизводимого под диктовку узора. Правила выполнения работы остаются те же.

Диктант для второй серии:

Соедините квадрат с  треугольником, два треугольника, треугольник  с квадратом, два квадрата, еще два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником.

Диктант для третьей  серии:

Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два  треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника.

Никакой помощи во время  выполнения задания детям не оказывается. После окончания работы листочки собираются. Листочки выдаются перед началом обследования. На них уже нарисован образец узора и 4 серии фигур (а, б, в, г). Каждая серия располагается одна под другой и представляет собой три ряда мелких геометрических фигур (размер фигур 2x2 мм).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Результаты  констатирующего эксперимента

 

Рисование

 

ТНР

Норма

№ п/п

Сумма баллов

Уровень

Сумма баллов

Уровень

1

11

низкий

24

высокий

2

9

низкий

20

высокий

3

7

низкий

18

средний

4

8

низкий

19

средний

5

12

средний

21

высокий

6

10

низкий

29

высокий

7

5

низкий

16

средний

8

7

низкий

11

низкий

9

7

низкий

15

средний

10

12

средний

9

низкий

11

11

низкий

12

средний

12

10

низкий

16

средний

13

11

низкий

22

высокий

14

10

низкий

17

средний

15

9

низкий

11

низкий


 

Обследование  моторики

 

ТНР

Норма

№ п/п

Сумма баллов

Уровень

Сумма баллов

Уровень

1

29

низкий

63

высокий

2

25

низкий

49

средний

3

18

низкий

55

средний

4

20

низкий

54

средний

5

48

средний

64

высокий

6

20

низкий

69

высокий

7

19

низкий

50

средний

8

22

низкий

48

средний

9

21

низкий

49

средний

10

48

средний

47

низкий

11

18

низкий

51

средний

12

20

низкий

50

средний

13

29

низкий

60

высокий

14

19

низкий

50

средний

15

25

низкий

46

низкий


 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Рисование на тему «Деревья в зимнем серебре»

 

Программное содержание:

  • Развивать эстетическое восприятие и формировать у детей образные представления;
  • Учить созданию поэтического образа зимних деревьев, передавая линиями выразительность образа;
  • Учить детей рисовать предметы и несложные сюжеты по представлению, передавать строение предмета, его характерные особенности (ствол, толстые и тонкие ветки, отходящие в разные стороны);
  • Изображать характер деревьев, их строение, направление ветвей, их величину по отношению к стволу дерева, красиво располагать деревья на листе бумаги;
  • Учить детей рисовать угольным карандашом и сангиной прямые и изогнутые линии, меняя слегка направление движения карандаша;
  • Учить регулировать силу нажима на карандаш по мере надобности. (В основном рисовать карандашом и сангиной легко, так как этот материал дает яркую, четкую линию, но если что-то надо нарисовать темнее, можно нажать на карандаш посильнее, провести эту линию еще раз. Это даст возможность изобразить предмет более выразительно);
  • Закреплять умение рисовать линии легко, свободно, без напряжения. Формировать умение соединять в рисунке для создания образа разные материалы, закреплять умение рисовать гуашью.

Методика проведения занятия

Вспомнить с детьми, какие  деревья растут на участке, какие  они видели на картинках. Спросить детей, о каких деревьях поэт сказал: «Деревья в зимнем серебре».

Предложить вспомнить  строение деревьев, относительную величину их ствола, веток, характер ствола и веток. Частично показать детям приемы рисования деревьев угольным карандашом и сангиной, подчеркнув характер работы этими материалами: рисовать ими надо легко, слегка касаясь бумаги, в некоторых местах можно нажать посильнее, чем везде, тогда получится темнее, будет выглядеть, как будто в этом месте кора дерева потемнела; можно не нажимать сильнее, а провести по одному месту еще раз карандашом, палочкой сангины.

В процессе показа обратить внимание на характер движения руки при  передаче искривления ствола, веток: рука движется сверху вниз или слева направо и при этом слегка отклоняется то в одну, то в другую сторону.

Спрашивать детей о  том, как движется рука с карандашом при рисовании вертикально расположенных  частей дерева, горизонтально расположенных частей, добиваясь объяснения, почему нужно вести руку именно так.

Предложить детям подумать, как они разместят изображения деревьев на листе бумаги.

Во время выполнения задания следить за тем, как дети держат карандаш, добиваться, чтобы  они свободно, легко вели линии, свободно держали карандаш, сангину. Следить за процессом создания изображения, за передачей характера дерева, его строения, относительной величины ствола веток. Напоминать о передаче некоторых характерных особенностей ствола и веток.

Когда дети нарисуют деревья  угольным карандашом и сангиной, предложить им нарисовать кистью и краской тонкими  линиями снег на ветвях («деревья в зимнем серебре»).

По окончании все  рисунки рассмотреть с детьми, отметить наиболее интересные деревья: толстые, искривленные, сучковатые или, наоборот, стройные. Отметить красивое расположение их на листе.

Несколько самых выразительных рисунков отобрать, чтобы составить из них небольшой фриз и повесить его на некоторое время в групповой комнате. К отбору привлечь детей, предложив обосновать их выбор.

Подготовка  к занятию:

Рассматривать иллюстрации, на которых изображены деревья без листьев. Наблюдать деревья на прогулках, отметить разнообразные деревья в зависимости от породы, возраста. Деревья бывают высокие, низкие, с небольшим количеством веток и сильно разветвленные. Различен и характер стволов: одни — высокие, стройные, другие — толстые, сучковатые, третьи — раздвоенные и т.д.

Информация о работе Методика обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи