Методика обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить методику обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
Рассмотреть значение рисования для всестороннего развития дошкольников;
Изучить виды рисования;
Экспериментально выявить уровень сформированности навыков рисования у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи;
Изучить методику обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 5
1.1 Значение рисования для всестороннего развития детей дошкольного возраста 5
1.2 Виды рисования 10
ГЛАВА II ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ РИСОВАНИЯ) 16
2.1 Методики и организация исследования 16
2.2 Результаты исследования 18
2.3 Анализ данных эксперимента 21
ГЛАВА III МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ РИСОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 26
3.1 Содержание и методы обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 26
3.2 Особенности методики обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 29
3.3 Формирование графических навыков в процессе рисования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Работа состоит из  1 файл

Изобразительная деятельность дошкольников с ТНР.doc

— 3.37 Мб (Скачать документ)

В старшей группе необходимо начинать учить проводить легкие линии, так как это позволяет находить нужную форму, исправлять неточность рисунка. В этой группе детей нужно учить произвольной регуляции силы нажима, использовать нажим как средство для получения нужного по интенсивности тона. Усвоение этого навыка даст детям возможность при закрашивании рисунков карандашами добиваться, когда нужно, разных оттенков одного и того же цвета, получать линии контура разной интенсивности.

Умение регулировать силу нажима на карандаш формируется и при создании контура рисунка простым карандашом, и при закрашивании рисунков, когда специально ставится задача передать оттенки цвета.

В старшей группе будет  отрабатываться и ритмичность при  повторности однородных движений. Особая роль в этом принадлежит декоративному  рисованию. Декоративные композиции, создаваемые детьми, строятся на ритмическом повторении элементов узора (линий, точек, мазков, пятен, дуг, различных растительных элементов: цветов, веточек, листьев).

В старшей группе должен быть окончательно усвоен навык сохранения движения в определенном направлении. Совершенствуется и усложняется умение изменять направление движения в соответствии с формой изображаемого предмета. Перед детьми ставится задача изображения предметов более сложного контура, чем в предшествующих группах. Для этого необходимы: различные повороты движения, изменение направления движения, большая точность перехода от движения в одном направлении к движению в другом направлении (переход от движения по прямой к движению по дуге и переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге).

В этой группе должны быть окончательно сформированы движения, направленные на изображение предметов округлых и прямолинейных форм разного характера (круглых, квадратных, треугольных, разных по величине; овальных, прямоугольных, трапециевидных, разных по пропорциям).

Передача простейшего  строения предметов и различного пространственного положения частей требует разнообразных поворотов рисующей руки.

В старшей группе дети изображают несколько предметов, находящихся в разном положении: на одном рисунке, например, рисуют постройки, в которых кирпичики ставятся на длинную и на короткую грани и т.д. Кроме того, дети рисуют предметы более сложного строения, чем в предшествующей группе (птицы, животные, человек). Изображение этих предметов появлялось и раньше, но оно было схематичным, передающим лишь некоторые части.

Изображение пространственных свойств предметов требует умения соразмерять движения с длиной линий, величиной частей (прямоугольник, квадрат и т.д.) [4]. Отработка этих умений должна начинаться в старшей группе, так как возникает задача передавать относительную величину предметов и их частей. В какой-то степени это умение уже начало формироваться при рисовании круга и овала, но в средней группе это происходило только в кинестезическом плане, как различие движений при рисовании. В старшей группе данное умение связывается с усвоением некоторых знаний о пропорциях предметов. Не умея произвести формообразующее движение, ребенок не может регулировать это движение по длительности. Вот почему умению подчинять движение соразмерению отрезков и частей изображения начинают учить в старшей группе, когда ряд способов формообразующего движения уже усвоен, так как умению, которое только начинает отрабатываться, надо уделить особое внимание.

В старшей группе расширяется  техника рисования карандашами и красками. Наряду с цветными карандашами детей учат использовать простой графитный карандаш. Он применяется для создания контура (подготовительного рисунка) с последующим закрашиванием красками, цветными карандашами; при рисовании сложных предметов, например, человека, животных, транспорта и т.п. Для этого лучше всего использовать карандаши 2М.

Дети в этой группе должны усвоить несколько правил пользования простым графитным  карандашом: рисовать им нужно легко, линии проводить только один раз. Тогда неправильно нарисованное можно исправить, и после закрашивания это не будет заметно.

Простым карандашом нужно  прорисовывать только самое главное, без мелких частей и деталей. Привыкнув работать цветными карандашами, дети часто нарушают это правило и сначала все мелкие детали прорисовывают простым карандашом, а затем обводят цветными. На рисунок затрачивается больше времени, и он выходит грязным из-за прорисовки цветными карандашами по графитному [7].

Не следует разрешать  детям закрашивать отдельные  части изображения простым карандашом (например, туфли куклы или девочки, волосы и т.п.), от этого рисунок пачкается в тех местах, где цветной карандаш соприкасается с простым.

Впервые в старшей  группе дети получают для рисования акварельные краски. В конце года можно показать детям прием рисования акварелью по сырому слою. Делается это так: перед рисованием весь лист бумаги протирается влажным ватным тампоном, но так, чтобы вода не текла с листа, и не образовывалось водяных пятен, иначе все сольется. Рисовать нужно, не дожидаясь, когда бумага просохнет. Для начала лучше дать простые задания декоративного характера, например, «ткань кукле на платье». В этом случае рисунок не требует четкого контура и может слегка растекаться. По сырому слою дети наносят листочки, пятнышки, линии, несложные цветы. Краска слегка растекается по сырой бумаге, образуя красивые мягкие переходы цвета. Позже можно предложить покрыть лист подцвеченной водой. Хорошо подобранные к цветному фону краски позволят создать рисунок красивой гаммы. Когда дети овладеют способом рисования по влажному фону, можно предложить создать сюжетную композицию на тему «Ранняя весна», «Весенний дождь» и др.[6].     

В старшей группе совершенствуются и обогащаются приемы рисования акварелью. Наряду с уже известными приемами можно к концу учебного года научить детей покрыванию большого пространства листа цветом способом размывки. Делается это так: в верхней части закрашиваемой плоскости проводится полоса насыщенного цвета, а затем она размывается смачиваемой в воде кистью быстрыми движениями к низу. Вода для размывания должна быть чистой. При этом надо не забывать чаще смачивать кисть в воде (размывка сухой кистью не получится) и проводить линии сверху вниз от левой части листа к правой, без просветов.

Все названные умения применяются различно в зависимости от решения изобразительной задачи, использование их позволяет достигать не только отчетливости изображения, но и выразительности рисунков, характеризующей творчество того или иного ребенка.

Фон для последующего создания изображения может быть подготовлен разными способами:

покрывание листа бумаги акварелью того цвета или оттенка, который более всего подходит к теме; может быть подготовлена бумага нескольких цветов и оттенков для одной темы (например, для создания картины золотой осени можно подготовить фон светло-желтого, светло-оранжевого, охристого и других оттенков, а для аквариума — голубого, сиреневого, зеленоватого и т.п.);

фон может быть создан акварелью способом размывки (с постепенным  высветлением основного цвета путем обмакивания кисти сначала в краску, а потом в баночку с водой);

вливание цвета в  цвет при рисовании акварелью (делается это так: сначала набирается, например, светло-синего оттенка акварель, вверху листа проводится широкая линия, затем кисть промывается и набирается другая краска желаемого оттенка и, не дожидаясь высыхания предыдущей линии, вплотную с ней проводится линия кистью, сырые линии сливаются и т.д.);

фон может быть подготовлен  путем покрывания листа пыльцой  от разноцветных школьных мелков с помощью ватного тампона (потереть тампоном кусочек мела, а затем протереть этим тампоном бумагу — так можно создать и одноцветный фон и фон разноцветный);

можно создать фон  пастелью. Для этого следует положить палочку пастели во всю ее длину на бумагу и, держа ее посередине, легко проводить ею широкие линии. И в этом случае можно подготовить фон одноцветный и разного цвета, меняя цвета пастели;

можно применять технику  набрызга, используя для этого  щетинную кисть или старую зубную щетку.

Для фона могут быть использованы готовая цветная бумага, цветные  обои и другая бумага. И способы создания фона можно разнообразить [4].

У детей пяти-шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого.

Эта задача осуществляется, начиная с первого квартала, например, в изображении разнообразных деревьев. Каждое дерево имеет вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону. Эти признаки передаются и детьми старшей группы. В старшей группе их учат видеть и рисовать деревья разных пород, где все эти общие признаки несколько своеобразны: у елки ствол постепенно суживается кверху и заканчивается тонкой острой верхушкой, а у лиственных тоже суживается, но вверху разветвляется и заканчивается множеством мелких ветвей; у березки толстые ветки идут вверх, а тонкие длинные свисают вниз, а у липы тонкие веточки расположены параллельно земле.

Есть деревья согнутые, с раздвоенными стволами, молодые  и старые. Умение увидеть это разнообразие и передать в рисунке развивает  у детей способность создавать  выразительные образы природы.

Овладеть техникой рисования, всеми входящими в нее навыками и умениями дети могут только в том случае, если в каждой возрастной группе они получают определенный, указанный для этой группы объем навыков и умений.

Важно отрабатывать только те навыки, без которых невозможно решение изобразительных задач, указанных в программе этой группы и составляющих базу для формирования других навыков и умений, необходимых для решения задач в последующих группах и для развития детского творчества.

К моменту перехода в  школу дети должны свободно владеть карандашом и кистью, регулировать свои движения при рисовании в отношении размаха, темпа, силы нажима; в результате этого отрабатываются такие качества движений, как легкость, плавность, равномерность, слитность. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций усваиваются умения удерживать определенное направление движения и по мере надобности изменять это направление; выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его соразмерению сторон предмета по длине и ширине. Все эти умения представляют собой сложные комплексы технических навыков, отработанных в течение всех лет пребывания детей в детском саду.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В системе  общественного воспитания детей  дошкольного возраста большое место  отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.  
Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.  
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.  
Основная цель обучения рисованию в детском саду — научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их.  
Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования Н. П. Саккулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего  воспитания детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, так  как — это специфическое образное познание действительности. И как  всякая познавательная деятельность она  имеет большое значение для их умственного воспитания.

Обучение изобразительной  деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как  анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству.

При проведении занятий  создаются благоприятные условия  для формирования таких качеств  личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность.

Непосредственное, чувственное  знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует этому воспитанию.

Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации и конструировании дети передают явления общественной жизни.

В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью.

Таким образом, в процессе рисования осуществляются различные  стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания; важна она и для подготовки детей с тяжелыми нарушениями речи к школе.

В настоящем исследовании:

рассмотрено значение рисования  для всестороннего развития дошкольников;

изучены виды рисования;

экспериментально выявлен уровень формирования навыков рисования у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи;

изучена методика обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Информация о работе Методика обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи