Методика профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:29, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы может быть определена в трех различных аспектах:
1) в аспекте создания методического продукта: разработка методики обучения одному из предметов профессиональной подготовки высококвалифицированных рабочих в профессиональных училищах;
2) в дидактического аспекте: закрепление и совершенствование первичных навыков и умений использовать систему психолого-педагогических и методических знаний для решения актуальных для системы НПО учебно-методических задач в ходе самостоятельной методической работы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ стр. 5
1. Изучение ФГОС НПО по профессии портной стр. 7
1.1 Основные сведения о структуре стандарта на профессию стр. 8
1.2 Описание компетенций выпускника по профессии портной стр. 10
1.3 Анализ и доработка базисного учебного плана стр. 12
2. Анализ требований к результатам освоения профессионального модуля «Материаловедение» стр. 16
2.1 Определение содержания тем МДК «Материаловедение швейного производства» и проверка соответствия необходимым компетенциям портного стр.17
2.2 Анализ учебной литературы и выбор основного учебника по МДК «Материаловедение швейного производства» стр. 24
3. Проектирование учебного процесса изучения темы «Текстильные волокна» стр. 27
3.1 Перспективное планирование учебного процесса. Разработка перспектирно-тематического плана изучения темы «Текстильные волокна» стр. 28
3.2 Текущая подготовка педагога к занятию. Разработка плана конспекта урока по теме «Классификация волокон» стр. 28
3.2.1 Уточнение и конкретизация целей урока, уточнение типа урока стр. 30
3.2.2 Отбор содержания урока. Разработка конспекта урока стр. 30
3.2.3 Разработка методики осуществления учебных действий преподавателя на уроке. Выбор методов и средств обучения стр. 31
3.3 Разработка дидактических средств и наглядных материалов для урока…….. стр. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 332.50 Кб (Скачать документ)

    - наименование профессий рабочих, должностей служащих согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94).

    Укрупненные группы профессий по направлениям подготовки объединяют совокупности профессий, относящиеся к какой-либо широкой предметной области. Направления подготовки выделяют более узкую предметную область в рамках укрупненных групп профессий, к которым они принадлежат. Профессии выделяют в рамках направлений подготовки конкретную профессиональную область.

    В ходе работы с документом была найдена квалификация 262019.03 Портной. Для рассмотрения требований к общим и профессиональным компетенциям профессии был рассмотрен федеральный государственный стандарт начального профессионального образования.

     Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2010 г. N 479, представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 262019.03 Портной всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации.

     Структура (ФГОС НПО) по профессии 262019.03 портной  состоит из семи пунктов:

     I.Область применения и право на реализацию ОПОП на территории РФ профессии 262019.03 портной

     II Используемые сокращения педагогической и профессиональной терминологии.

     III.Характеристика подготовки по профессии, нормативные сроки освоения ОПОП НПО с получением квалификации (ОК 016-94).

     IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников (перечни работ в соответствии с разрядом ЕДТКС)

     V. Требования к результатам освоения ОПОП. (ОК), (ПК)

     VI. Требования к структуре ОПОП НПО

     Основная программа ОПОП включает в себя изучение учебных циклов.

     Обязательная часть ОПОП 80% на освоение  учебных циклов общеобразовательный цикл.(ОП)

     Вариативная часть 20% профессиональный цикл (П).

Междисциплинарный курс(МДК) профессиональный модуль (ПМ)

     VII. Требования к условиям реализации ОПОП. Перед разработкой ОПОП изучить особенности рынка труда. Делать изменения и поправки в соответствии с ФГОСТ

     VIII. Требования к оцениванию качества ОПОП. Все формы контроля знаний. Государственный экзамен проводиться по усмотрению образовательного учреждения.

    Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования квалификации портной составляют:

    - на базе среднего (полного) общего образования – 10 месяцев;

    - на базе основного общего образования – 2.5 года.

    Область профессиональной деятельности выпускников: индивидуальный пошив швейных изделий, подготовка изделий к примеркам, ремонт и обновление изделий.

    Объектами профессиональной деятельности выпускников  являются:

    - текстильные и прикладные материалы, фурнитура;

    - полуфабрикаты и готовые изделия  различных ассортиментных групп;

    - техническая и технологическая  документация;

    - швейное оборудование, средства  малой механизации и оборудование  для влажно-тепловой обработки  изделий;

    - подсобные лекала и инструменты.

    Обучающийся по профессии Портной готовится  к следующим видам деятельности:

    - Пошив швейных изделий по индивидуальным  заказам.

    - Дефектация швейных изделий.

    - Ремонт и обновление швейных  изделий. 

    1.2 Описание компетенций  выпускника по  профессии портной 

     Компетенция – это способность применять  знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Компетенция ориентирована  на оценку конкурентоспособности выпускника, его готовности и умения успешно  «встраиваться» в социальные, хозяйственные, производственные структуры, быть эффективным и востребованным на рынке труда.

     Общие (универсальные) компетенции – компетенции, необходимые для успешной деятельности как в профессиональной, так и  во внепрофессиональной сферах.

     Профессиональные (специальные) компетенции – компетенции, необходимые для реализации профессиональной деятельности

     В соответствии  (ФГОС НПО) пункт V по профессии портной выпускник должен МДК «Основы конструирования и моделирования одежды»:

     Обладать  общими компетенциями (ОК), включающие в себя способности ОК1.-ОК7. (понимать, организовывать, анализировать, осуществлять, использовать, работать в команде,ОК7.-для юношей ).

     Должен  обладать - профессиональными компетенциями (ПК), соответствующие основным  видам  профессиональной деятельности ПК1.1- ПК1.7. (проверять, определять, обслуживать, выполнять, формировать, соблюдать, пользоваться документацией). ПК2.1.- ПК2.2.(выполнять, определять). ПК3.1.- ПК 3.4. (выявлять, подбирать, выполнять, соблюдать).

     ПК  плюс ОК - получаем профессиональный модуль (ПМ) формирует квалификационную характеристику.

     Квалификационная  характеристика - это государственный  документ, в котором содержатся требования к профессиональным знаниям и  умениям, обеспечивающим определенный уровень квалификации по конкретной профессии. Они содержатся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) Документ, который не является составляющей ФГОС НПО, однако применяется в образовательных учреждениях для определения потребностей работодателей в квалификации выпускника

     Таким образом, необходимо внимательно изучать  текст ФГОС для профессии, чтобы  понять назначение этого документа  и учитывать требования к результатам  обучения при формировании содержания отдельных учебных дисциплин или профессиональных модулей.

    Требования  к результатам освоения основной Профессиональной образовательной программы (фрагмент ФГОС НПО по профессии 262019.03 Портной) в Приложении 1 
 

    1.3 Анализ и доработка  базисного учебного  плана 

     Учебный план нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому учебному предмету и объём времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала.

     В титульной части учебного плана  необходимо указать:

     - полное наименование образовательного учреждения, его организационно-правовую форму в соответствии с утвержденным уставом;

     - индекс и полное наименование  профессии в соответствии с  ФГОС НПО;

     - наименование квалификации;

     - форму освоения основной профессиональной  образовательной программы;

     - нормативный срок обучения в  зависимости от базы приема;

     - базу приема на обучение: основное  общее образование, среднее (полное) общее образование;

     - в грифе «утвержден» следует  привести наименование образовательного  учреждения, фамилию и инициалы директора, его подпись, дату утверждения, заверить печатью.

     График  учебного процесса определяет по курсам  и семестрам сроки начала и окончания учебных занятий, экзаменационных сессий, каникул, этапов и продолжительности учебной и производственной практик, государственной (итоговой) аттестации.

     План  учебного процесса включает в себя перечень, количество часов, последовательность изучения дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов  и их темы по семестрам и курсам, виды учебных занятий, формы промежуточной аттестации.

     Дисциплины  учебного плана группируются по циклам:

     - общеобразовательный цикл, если  обучение осуществляется на базе  основного общего образования.  Общеобразовательная подготовка  осуществляется рассредоточено, одновременно с освоением образовательной программы по профессии в течение всего срока обучения.

     - общепрофессиональный цикл;

     - профессиональный цикл, включающий  в себя профессиональные модули;

     -физическая  культура.

     Профессиональные  модули представлены в учебном плане разделами. Каждый раздел профессионального модуля представлен междисциплинарным курсом или его частью. Каждый междисциплинарный курс представлен темами. Учебная практика (производственное обучение), указывается в рамках профессиональных модулей рассредоточено и/или концентрированно, производственная практика в рамках профессиональных модулей показывается концентрированно.

     Объем обязательной и максимальной учебной  нагрузки на изучение дисциплины (за исключением  «физической культуры») и профессионального модуля устанавливается исходя из объема, отведенного ФГОС НПО на соответствующий  цикл.

     В плане учебного процесса должны быть отражены следующие формы контроля  учебной деятельности (промежуточная аттестация)  обучающегося:

     - экзамен, в том числе комплексный;

     - зачет или дифференцированный  зачет;

     - контрольная работа по дисциплине.

     В ходе освоения и по завершению освоения дисциплин общепрофессионального  цикла могут проводиться как  экзамены, так и зачеты (дифференцированные зачеты), контрольные работы.

     Проведение  зачетов (дифференцированных зачетов), контрольных работ предусматривается  за счет времени, отведенного на соответствующую  дисциплину.

     В ходе освоения тем междисциплинарных  курсов предусматривается проведение зачетов (дифференцированных зачетов), контрольных работ, за счет времени, отведенного на соответствующую тему.

     По  завершению освоения междисциплинарных  курсов также проводятся комплексные  экзамены.

     По  завершению освоения  профессиональных модулей проводятся комплексные экзамены, направленные на определение готовности выпускника к определенному виду деятельности, посредством оценки их профессиональных компетенций, сформированных в ходе освоения междисциплинарных курсов, учебной и производственной практики.

     Все дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы и темы междисциплинарных курсов, включенные в учебный план, должны иметь промежуточную аттестацию.

     Для дисциплин и тем междисциплинарных  курсов, изучаемых в течение нескольких семестров, рекомендуется проведение промежуточной аттестации на каждом их них.

     Государственная (итоговая) аттестация включает в себя выполнение и защиту выпускной квалификационной работы (выпускная квалификационная работа и письменная экзаменационная  работа).

     В учебный план необходимо включить пояснения, которые должны содержать следующее:

Информация о работе Методика профессионального обучения