Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:29, курсовая работа
Основная цель курсовой работы может быть определена в трех различных аспектах:
1) в аспекте создания методического продукта: разработка методики обучения одному из предметов профессиональной подготовки высококвалифицированных рабочих в профессиональных училищах;
2) в дидактического аспекте: закрепление и совершенствование первичных навыков и умений использовать систему психолого-педагогических и методических знаний для решения актуальных для системы НПО учебно-методических задач в ходе самостоятельной методической работы;
ВВЕДЕНИЕ стр. 5
1. Изучение ФГОС НПО по профессии портной стр. 7
1.1 Основные сведения о структуре стандарта на профессию стр. 8
1.2 Описание компетенций выпускника по профессии портной стр. 10
1.3 Анализ и доработка базисного учебного плана стр. 12
2. Анализ требований к результатам освоения профессионального модуля «Материаловедение» стр. 16
2.1 Определение содержания тем МДК «Материаловедение швейного производства» и проверка соответствия необходимым компетенциям портного стр.17
2.2 Анализ учебной литературы и выбор основного учебника по МДК «Материаловедение швейного производства» стр. 24
3. Проектирование учебного процесса изучения темы «Текстильные волокна» стр. 27
3.1 Перспективное планирование учебного процесса. Разработка перспектирно-тематического плана изучения темы «Текстильные волокна» стр. 28
3.2 Текущая подготовка педагога к занятию. Разработка плана конспекта урока по теме «Классификация волокон» стр. 28
3.2.1 Уточнение и конкретизация целей урока, уточнение типа урока стр. 30
3.2.2 Отбор содержания урока. Разработка конспекта урока стр. 30
3.2.3 Разработка методики осуществления учебных действий преподавателя на уроке. Выбор методов и средств обучения стр. 31
3.3 Разработка дидактических средств и наглядных материалов для урока…….. стр. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
на основании какого документа
разработан учебный план по
профессии (указать дату и
- начало учебных занятий - 1 сентября и окончание в соответствии с графиком учебного процесса. По профессиям, связанным с сезонным характером работ, начало и окончание учебного года могут быть перенесены на другие сроки;
-
как использовано время,
- за счет какого времени проводятся зачеты и контрольные работы;
-
какие зачеты проводятся
- какие формы консультаций могут проводиться с обучающимися: устные, письменные, групповые, индивидуальные и др.
-
если на один семестр
В учебном плане приводится перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и т.д., необходимых для реализации профессиональной образовательной программы по профессии. Учебному заведению предоставляется право вносить изменения в перечень с учетом профиля подготовки специалистов и перечня фактических дисциплин и профессиональных модулей, о чем делается соответствующая запись в пояснении.
В
Приложении 2 представлен примерный учебный
план для подготовки квалифицированных
рабочих по профессии «Портной» на базе
среднего (полного) общего образования.
2.
Анализ требований к
результатам освоения
профессионального
модуля «Материаловедение»
Согласно пункту VI ГОСТ НПО МДК.02.01 – должен соответствовать ОК 1-7; ПК 1.1-1.7; ПК2.1 – 2.3.; ПК 3.1-3.4(уметь, знать) выливаются в ПМ 0.1; 02; 0.3
Модуль (учебный модуль) – часть образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания.
Профессиональный модуль – часть профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к заданным стандартом результатам образования, и предназначенная для освоения специальных компетенций, обеспечивающих реализацию определённой профессиональной функции. Как правило, один профессиональный модуль направлен на освоение одной профессиональной функции.
Структура программы учебной дисциплины (модуля) включает:
1. Паспорт программы учебной дисциплины «Материаловедение»
2.
Результаты освоения
3. Структура и содержание учебной дисциплины «Материаловедение швейного производства»
Пример: урок комбинированный по теме «Волокнистые материалы и их свойства» Краткие сведения о классификации волокнистых материалов, их строении и свойствах. (ОК)(ПК) - (ПМ) отработка навыков и умений применения знаний на практике- решение задач по новому материалу. В структуре такого урока есть составляющие всех типов уроков
Этапы урока:
Этап 1. Организационный момент. Время - -
Этап 2. Проверка домашнего задания. - -
Этап 3. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
-
актуализация опорных знаний;
-
мотивация;
-
целеполагание.
Этап
4. Изложение нового материала – 15-20 мин.
Здесь сокращение времени объясним просто
– чем меньше материала, тем легче он усваивается.
Этап 5. Первичное закрепление в виде практического упражнения (поджигание разных видов волокон для определения их состава, запись результатов) - -
Этап 6. Подведение итогов и оглашение оценок. - -
Этап
7. Выдача домашнего задания.
4.
Условия реализации программы
учебной дисциплины «
5. Контроль и оценка результатов учебной дисциплины «Материаловедение швейного производства» получения разряда ЕТКС
ФГОС
НПО общее положение в
2.1 Определение содержания тем МДК
«Материаловедение швейного производства»
и
проверка соответствия
необходимым компетенциям
портного
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Курс «Материаловедение» является частью материаловедческого цикла специальных дисциплин учебных планов специальностей 280800 «Технология швейных изделий», 280900 «Конструирование швейных изделий», 281300 «Художественное проектирование костюма». Данная дисциплина читается в 1 семестре. В целом на нее отводится 68 часов. Из них 32 часа аудиторных (1 час – лекционных занятий, 1 час – лабораторных работ в неделю), 36 часов самостоятельной работы (для очной формы обучения); из них 14 часов аудиторных (8 часов лекций, 6 часов лабораторных занятий), 54 часа самостоятельной работы (для заочной формы обучения).
Курс предназначен для ознакомления студентов с особенностями получения, строения и свойств исходных и промежуточных текстильных материалов: волокон и нитей, основами ткацкого, трикотажного, нетканого, отделочного производства, а также особенностями строения различных текстильных материалов: тканей, трикотажа, нетканых полотен. Рассматриваются классификации текстильных волокон и материалов, особенности строения волокно-образующих полимеров и влияние их молекулярной и надмолекулярной структуры на свойства волокон и элементарных нитей; получение, особенности строения и свойств основных натуральных волокон: хлопка, льна, шерсти, натурального шелка; общие принципы получения химических волокон и особенности получения, строения и свойств различных видов искусственных и синтетических волокон; основы процесса получения пряжи и особенности строения и свойств пряжи различных систем прядения; классификация, структура и свойства различных текстильных нитей; процесс формирования ткани на ткацком станке, классификация ткацких переплетений и их характеристика; основы трикотажного производства и классификация трикотажных переплетений; различные способы производства нетканых полотен и особенности их структуры; основные цели и процессы отделки материалов.
Особое внимание уделяется знакомству с новыми материалами, изучению взаимосвязи строения и свойств волокон и готовых текстильных полотен.
1. Организационно-методические указания
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Курс «Текстильное материаловедение» является одним из основных специальных дисциплин, определяющих профиль подготовки специалистов по специальностям 280800 «Технология швейных изделий», 280900 «Конструирование швейных изделий», 281300 «Художественное проектирование костюма». Целью преподавания дисциплины «Текстильное материаловедение» является изучение структуры и свойств волокон, нитей и готовых текстильных материалов, выявление отличительных особенностей процессов их производства или переработки.
Основной задачей дисциплины является формирование у будущих специалистов-швейников глубоких знаний особенностей получения, строения и свойств натуральных и химических (искусственные и синтетические) волокон, нитей и пряжи различных структур и их влияния на свойства готовых текстильных материалов, приобретение практических навыков распознавания волокон, определения характеристик структурно-механических свойств текстильных нитей, анализа ткацких и трикотажных переплетений. Закрепление теоретического курса и приобретение практических навыков осуществляется посредством овладения лекционным курсом, выполнения лабораторных работ, индивидуальных заданий, самостоятельной работы.
1.2. Связь с другими дисциплинами
Являясь одной из дисциплин специального цикла, дисциплина «Текстильное материаловедение» занимает значительное место в подготовке специалистов швейного производства: технологов, конструкторов, художников-стилистов. Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных при изучении таких общеобразовательных, естественно-научных и специальных дисциплин как высшая математика, физика, химия, прикладная механика и т.д. На знаниях, полученных при изучении данной дисциплины, основываются такие курсы как «Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности» и «Материалы для одежды и конфекционирование». Она тесно связана с другими дисциплинами специальности, а именно «Основы проектирования костюма», «Методы качественного соединения деталей одежды», «Процессы изготовления верхней одежды», «Конструирование швейных изделий».
Сущность взаимосвязи состоит в том, что, используя знания, полученные при изучении данной дисциплины, студенты способны принимать грамотные проектные решения при выборе модельно-конструктивных и технологических особенностей изделий с учетом свойств применяемых материалов.
1.3. Знания, умения и навыки, которые должен приобрести студент в результате изучения дисциплины
Знания. В результате изучения дисциплины «Текстильное материаловедение» студенты должны знать квалификацию волокон и текстильных материалов, особенности получения, строения и свойств натуральных и химических волокон, пряжи и нитей различных способов производства, классификацию ткацких и трикотажных переплетений, их влияние на внешний вид и свойства тканей и трикотажных полотен, основы ткацкого, трикотажного, нетканого и отделочного производства, сущность основных этапов и операций отделки материалов.
Умения. После изучения лекционного курса и выполнения лабораторных работ студенты должны уметь проводить качественный и количественный анализ образцов материалов, оценивать структуру и свойства текстильных нитей, анализировать ткацкие и трикотажные переплетения и прогнозировать свойства материалов исходя из особенностей их структуры.
Навыки. За
время изучения курса «Текстильное материаловедение»
студенты приобретают практические навыки
распознавания текстильных материалов,
определения характеристик структурно-механических
свойств текстильных нитей инструментальными
методами, навыки определения вида ткацкого
или трикотажного переплетения на конкретных
образцах материалов.
1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении дисциплины
Объем курса «Текстильное материаловедение» в соответствии с учебными планами специальностей 280800, 280900, 281300 составляет 68 часов.
1.4.1. Лекционные занятия
На лекционные занятия приходиться 16 часов для очной формы обучения и 8 часов – для заочной формы обучения. В ходе их проведения рассматриваются основные вопросы, изложенные в разделе «Содержание дисциплины». Для успешного освоения лекционного курса необходимо помимо конспекта лекций пользоваться научно-технической и специальной литературой, представленной в разделе 6 «Список рекомендованной литературы» настоящей учебной программы. Студенты заочной формы обучения должны в обязательном порядке на лекциях иметь готовый конспект, отражающей все темы программы курса из раздела 2, и составленной с учетом контрольных вопросов, представленных в разделе 7 данной методической разработки.
1.4.2. Лабораторные занятия