Методика профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:29, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы может быть определена в трех различных аспектах:
1) в аспекте создания методического продукта: разработка методики обучения одному из предметов профессиональной подготовки высококвалифицированных рабочих в профессиональных училищах;
2) в дидактического аспекте: закрепление и совершенствование первичных навыков и умений использовать систему психолого-педагогических и методических знаний для решения актуальных для системы НПО учебно-методических задач в ходе самостоятельной методической работы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ стр. 5
1. Изучение ФГОС НПО по профессии портной стр. 7
1.1 Основные сведения о структуре стандарта на профессию стр. 8
1.2 Описание компетенций выпускника по профессии портной стр. 10
1.3 Анализ и доработка базисного учебного плана стр. 12
2. Анализ требований к результатам освоения профессионального модуля «Материаловедение» стр. 16
2.1 Определение содержания тем МДК «Материаловедение швейного производства» и проверка соответствия необходимым компетенциям портного стр.17
2.2 Анализ учебной литературы и выбор основного учебника по МДК «Материаловедение швейного производства» стр. 24
3. Проектирование учебного процесса изучения темы «Текстильные волокна» стр. 27
3.1 Перспективное планирование учебного процесса. Разработка перспектирно-тематического плана изучения темы «Текстильные волокна» стр. 28
3.2 Текущая подготовка педагога к занятию. Разработка плана конспекта урока по теме «Классификация волокон» стр. 28
3.2.1 Уточнение и конкретизация целей урока, уточнение типа урока стр. 30
3.2.2 Отбор содержания урока. Разработка конспекта урока стр. 30
3.2.3 Разработка методики осуществления учебных действий преподавателя на уроке. Выбор методов и средств обучения стр. 31
3.3 Разработка дидактических средств и наглядных материалов для урока…….. стр. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 332.50 Кб (Скачать документ)

    Лабораторные  занятия занимают 16 часов от общего количества часов данного курса для очной формы обучения и 6 часов для заочной формы. Лабораторные работы проводятся в специализированной лаборатории кафедры Индустрии моды, располагающей необходимым парком испытательного оборудования и средств измерений. Лабораторные работы проводятся в соответствии с графиком выполнения работ, разработанным ведущим преподавателем и утвержденным заведующим кафедрой. При выполнении лабораторных работ студенту следует руководствоваться настоящей программой, методическими указаниями, разработанными ведущими преподавателями кафедры, лабораторным практикумом, указанным в списке основной литературы.

    Лабораторные  работы выполняются либо индивидуально, либо бригадами по несколько человек. При этом каждый студент должен оформить отдельный отчет по каждой из 6 работ (для студентов очной формы обучения), предусмотренных графиком. Отчет по лабораторной работе должен содержать все необходимые разделы: цель работы, задание, общие сведения, экспериментальную часть, выводы и список используемой литературы, а также должен быть оформлен в соответствии с требованиями ЕСКД в рукописной или печатной форме.

    1.4.3. Самостоятельная  работа

    Объем самостоятельной работы составляет 36 часа для студентов очной формы  обучения и 54 часа для заочной формы. Самостоятельная работа студентов очной формы обучения заключается в более глубоком и разностороннем изучении тем, обозначенном в лекционном курсе, а также в самостоятельном изучении отдельных тем и разделов программы курса, не обсуждаемых на лекциях, с предоставлением конспекта (реферата), качество которого учитывается при аттестации студента.

    Студенты  заочной формы обучения в рамках самостоятельной работы должны разработать  конспект по всем темам программы  курса с учетом контрольных вопросов, предоставляемых в разделе 7 настоящих методических указаний. Без указанного конспекта студент не допускается к лекционным занятиям и сдаче экзамена. Кроме того, студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу в соответствии с заданием, представленном в разделе 4 настоящей методической разработки.

    1.5. Техническое и  программное обеспечение  дисциплины

    Лекционный  курс читается в аудитории, оборудованной, по возможности, проекционной и видеотехникой, качественной доской. Для проведения лабораторных работ необходима специализированная лаборатория, оборудованная специализированным испытательным оборудованием для исследования структуры волокон, нитей, тканей, трикотажных полотен.

    1.6. Виды текущего, промежуточного  и итогового контроля  знаний студентов  по дисциплине  и способы их  проведения

    Текущий контроль. Посещение лекционных и лабораторных занятий, выполнение индивидуальных заданий по самостоятельной работе.

    Промежуточный контроль. На 8-ой и 16-ой неделях для всех студентов ВГУЭС очной формы обучения проводятся аттестационные недели. Промежуточные аттестации студенты проходят в виде выполнения контрольных работ (тестов) по соответствующим темам данного курса. При выставлении оценки также учитывается выполнение и защита лабораторных работ в сроки, указанные в графике проведения лабораторных работ. Оценка знаний проводиться в рамках 100-бальной системы, с учетом количества баллов, отведенных на каждую аттестацию по видам работ.

    Итоговый  контроль. Предусматривает на момент сдачи зачета по курсу «Текстильное материаловедение» выполнение и защиту всех лабораторных работ, включенных в график их выполнения, а также сдачу контрольных работ промежуточных аттестаций. Зачет проводиться в письменной форме по индивидуальным билетам, включающим вопросы по темам, не вошедшим в промежуточные аттестации. При выставлении итоговой оценки учитываются баллы, полученные на промежуточных аттестациях, баллы за неучтенные ранее лабораторные работы, баллы за зачетную контрольную работу и поощрительные баллы за посещение занятий (лекций), исходя из 100-бальной системы оценки и ее последующего перевода в систему «зачтено – не зачтено» в соответствии с действующей во ВГУЭС схемой (для получения зачета необходимо набрать не менее 61 балла).

    Содержание  дисциплины приведено в Приложении 5 
 
 
 
 
 

2.2 Анализ учебной  литературы и выбор основного учебника

     по  МДК «Материаловедение  швейного производства» 

    Обзор рекомендованной  литературы 

    Список  учебников, учебных пособий, научно-технической  и справочной литературы, необходимых  при изучении курса «Текстильное материаловедение» представлен в следующем разделе методической разработки. Студентам дневной и заочной формы обучения следует пользоваться, прежде всего, учебными пособиями, указанными в списке основной и дополнительной литературы. Однако, при изучении курса студенты могут использовать и другие издания, в которых рассматриваются вопросы и темы, предусмотренные программой дисциплины.

    При самостоятельном изучении отдельных  тем курса студентами дневной  формы обучения, при написании  конспекта лекций студентами заочной  формы обучения, а также при подготовке к теоретическим и практическим занятиям и сдаче зачета наиболее целесообразно пользоваться учебником: Бузов Б.А., Модестова Т.А., Алыменнова Н.Д. Материаловедение швейного производства. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1986 (1978). В данном учебном пособии достаточно полно и в необходимом объеме рассматриваются все темы, подтемы и разделы дисциплины «Текстильное материаловедение». При отсутствии данного учебника он может быть заменен следующими изданиями:

    Садыкова  Ф.М. и др. Текстильное материаловедение и основы текстильных производств. – М.: Легпромбытиздат, 1989.

    Мальцева  Е.П. Материаловедение текстильных  и кожевенно-меховых материалов. – М.: Легпромбытиздат, 1989.

    Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства. – М.: Академия: Мастерство: Высшая школа, 2000.

    При рассмотрении основных свойств вопросов, тем «Текстильные нити», «Ткани», «Трикотажные полотна» и «Нетканные полотна» можно  воспользоваться учебником: Модестова Т.А., Флерова Л.Н., Бузов Б.А. Материаловедение швейного производства. – М.: Легкая индустрия, 1969.

    Необходимо  отметить, что основы текстильных  производств: первичной переработки  натуральных волокон, прядильного  производства, ткачества, трикотажного производства и производства нетканых полотен наиболее подробно изложены в ранее упомянутом учебном пособии Садыковой Ф.М. В нем рассматриваются особенности технологических процессов производства различных текстильных материалов с учетом влияния на их структуру и свойства, что необходимо знать студенту после изучения курса «Текстильное материаловедение». Подтемы «Ткацкие переплетения» и «Трикотажные переплетения» наиболее полно и подробно рассмотрены в вышеназванном учебнике авторов Модестовой Т.А., Флеровой Л.Н., Бузова Б.А. Здесь уделено внимание принципам образования и построения ткацких и трикотажных переплетений, а также приведена характеристика значительного числа их видов.

    При подготовке и выполнении лабораторных работ, оформлении отчетов по ним  студентами дневной и заочной  форм обучения, а также разработке контрольной работы студентами заочной формы обучения необходимо пользоваться следующим учебным пособием: Лабораторный практикум по материаловедению швейного производства. /Под ред. Бузова Б.А. – М.: Легкая и пищевая промышленность 1991 (1979). В лабораторном практикуме рассмотрены и описаны современные методы распознавания текстильных волокон, принципы анализа ткацких и трикотажных переплетений, методы, в том числе и стандартные, определения структурно-механических свойств текстильных нитей, а также методики изучения структуры готовых текстильных материалов. 
 

    Список  рекомендуемой литературы

    Основная  литература:

    1. Бузов Б.А. и др. Материаловедение  швейного производства. М.: Легкая  и пищевая промышленность, 1986.

    2. Бузов Б.А. Лабораторный практикум по материаловедению швейного производства. М.: Легкая и пищевая промышленность,1991.

    3. Кукин Г.Н., Соловьев А.Н. Текстильное  материаловедение. – М.: Легпромбытиздат, 1985.

    4. Садыкова Ф.М. Текстильное материаловедение  и основы текстильных производств.  М.: Легпромбытиздат, 1989.

    Дополнительная  литература:

    1. Модестова Т.А. и др. Материаловедение швейного производства. М.: Легкая индустрия, 1969.

    2. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К.  Материаловедение швейного производства. М.: «Академия»: Мастерство: Высшая школа, 2000.

    3. Стельмашенко В.И. и др. Материаловедение  швейного производства. М.: Легпромбыииздат, 1983.

    4. Мальцева Е.П. Материаловедение  текстильных и кожевенно-меховых  материалов. М.: Легкая индустрия, 1989.

    5. Сухарев М.И. Материаловедение. – М.: Легкая индустрия, 1973.

    6. Пожидаев Н.Н. и др. Материаловедение  швейного производства. – Киев: Изд-во технической литературы УССР, 1959.

    7. Балашова Т.Д. и др. Краткий  курс химической технологии волокнистых  материалов. М.: Легкая и пищевая  промышленность, 1984.

    8. Труевцев Н.И. и др. Технология  и оборудование текстильного  производства. М.: Легкая индустрия, 1975.

    9. Дамянов Г.Б. Строение ткани  и современные методы ее проектирования. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

    10. Галанина О.Д., Прохоренко Э.Г.  Технология трикотажного производства. – М.: Легкая индустрия, 1975.

3. Проектирование учебного процесса изучения темы «Волокнистые материалы и их свойства» МДК «Материаловедение швейного производства» 

    На  этапе перспективной подготовки к занятиям педагог профессионального  обучения после изучения и анализа  ГОС НПО, профессиональной характеристики, учебного плана Закон РФ «Об образовании», учебных программ и учебной литературы приступает к выбору компонентов обучения. Этот выбор осуществляется в ходе педагогического проектирования учебного процесса. Его также называют перспективно-тематическим планированием.

    Оптимизация процесса  предполагает, что образовательные, воспитательные и развивающие цели обучения достигаются при минимальных  затратах времени и усилий как  учащихся, так и педагога. Минимизация  затрат возможна при правильном соотношении  компонентов обучения.

    Специфика содержания учебного предмета «Материаловедение швейного производства» предполагает (ознакомительный уровень) т.е. изучение теоретического материала - о получении, строении и свойствах текстильных волокон, пряжи и нитей; тканей, трикотажных и нетканых материалов, применяемых для изготовления одежды и других швейных изделий.

    И научить выбирать материалы для изготовления швейных изделий в соответствии с назначением (уровень умений). Комбинация двух уровней. Далее учебный процесс объединяет:

    1. организационная форм обучения данного предмета – классно-урочная форма

    2. метод обучения – объяснительно - иллюстративный;

    3. средства обучения – образцы тканей и волокон, схемы ткацкого станка, альбомы образцов ткацких и трикотажных переплетений, утюги, ножницы, цветная бумага, иглы;

    4. для педагога главное условие - выявить межпредметные и внутрипредметные связи отобрать домашнее задание для занятия, а также разрабатывать некоторые другие элементы учебного процесса. 

    3.1 Перспективное планирование  учебного процесса.

    Разработка перспектирно-тематического плана

    изучения темы «Текстильные волокна» 

    Результаты  педагогического проектирования должны быть зафиксированы. Наиболее удобной формой представления проекта является перспективно-тематический план (ПТП)

    На  этапе перспективной подготовки к занятиям по предмету осуществляется до начала учебного года.

    Перспективно-тематический план лишь схематично описывает будущий учебный процесс с усредненным значением.

    Перспективно–тематический план будет более качественным, если он разработан с опорой на максимально  реалистичную модель педагогических условий  обучения. Создание такой модели под силу только тем педагогам, которые имеют возможность изучить особенности контингента учащихся, например, при обучении их на предыдущем курсе. Приложение 6.  

Информация о работе Методика профессионального обучения