Методика профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:29, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы может быть определена в трех различных аспектах:
1) в аспекте создания методического продукта: разработка методики обучения одному из предметов профессиональной подготовки высококвалифицированных рабочих в профессиональных училищах;
2) в дидактического аспекте: закрепление и совершенствование первичных навыков и умений использовать систему психолого-педагогических и методических знаний для решения актуальных для системы НПО учебно-методических задач в ходе самостоятельной методической работы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ стр. 5
1. Изучение ФГОС НПО по профессии портной стр. 7
1.1 Основные сведения о структуре стандарта на профессию стр. 8
1.2 Описание компетенций выпускника по профессии портной стр. 10
1.3 Анализ и доработка базисного учебного плана стр. 12
2. Анализ требований к результатам освоения профессионального модуля «Материаловедение» стр. 16
2.1 Определение содержания тем МДК «Материаловедение швейного производства» и проверка соответствия необходимым компетенциям портного стр.17
2.2 Анализ учебной литературы и выбор основного учебника по МДК «Материаловедение швейного производства» стр. 24
3. Проектирование учебного процесса изучения темы «Текстильные волокна» стр. 27
3.1 Перспективное планирование учебного процесса. Разработка перспектирно-тематического плана изучения темы «Текстильные волокна» стр. 28
3.2 Текущая подготовка педагога к занятию. Разработка плана конспекта урока по теме «Классификация волокон» стр. 28
3.2.1 Уточнение и конкретизация целей урока, уточнение типа урока стр. 30
3.2.2 Отбор содержания урока. Разработка конспекта урока стр. 30
3.2.3 Разработка методики осуществления учебных действий преподавателя на уроке. Выбор методов и средств обучения стр. 31
3.3 Разработка дидактических средств и наглядных материалов для урока…….. стр. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 332.50 Кб (Скачать документ)

    1. на экране компьютера

    2. на бумаге в виде.

    Первый  вариант требует определенных навыков  работы у учителя. Второй же вариант облегчат учителю подготовку к уроку, и полностью зависит от мастерства исполнителя этих материалов.

    Интернет

    Все мы прекрасно знаем, что такое Интернет, и какие возможности он предоставляет:

    - свободный доступ к самой разнообразной информации;

    - возможность быстрого поиска нужной информации и иллюстраций по определенной теме;

    - использование выставленных в Интернете существующих методических разработок по различным разделам образовательных дисциплин;

    Электронные издания

    Наиболее  известные на сегодняшний день разработчики образовательных электронных изданий : 

    1. Республиканский мультимедиа центр - государственная специализированная организация Министерства образования РФ.Организован в марте1995 года.С 1995 по 1999 год – головная организация по межвузовским научно-техническим программам «Мультимедиа технологии» и «Мультимедиа в образовании».

    2. Компания ГиперМетод  –  ведущий российский разработчик индивидуальных проектов и программных средств  в области мультимедиа, электронной коммерции, дистанционного и сетевого обучения.

    3. «КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ» - ведущий российский разработчик электронных изданий, создатель самой обширной и разнообразной русскоязычной коллекции энциклопедий и научно-познавательных, обучающих мультимедиа-продуктов для широкого круга пользователей, учреждений образования.

    4. «Новый Диск» - крупнейший издатель и дистрибьютор мультимедийного программного обеспечения в России.

    5. Компания «Просвещение-МЕДИА» была образована в 2001 году в результате стратегического альянса Издательства «Просвещение», Института новых технологий образования и компании «Новый Диск» с целью разработки и внедрения высококачественных электронных обучающих и образовательных продуктов для повышения качества образования на всех уровнях.

    Под электронным дидактическим материалом мы понимаем документы, целенаправленно разработанные для использования в учебном процессе с помощью прикладных программ общего назначения (или учебных программных сред) и построенные в соответствии с содержанием учебной темы и методикой преподавания учебного предмета. ЭДМ может содержать систему компьютерных заданий, справочную информацию, изучаемое содержание (с использованием текста, графики, анимационных сюжетов и др.), контрольные материалы. В электронный дидактический материал целесообразно иногда включать программные модули, обеспечивающие обратную связь с учащимися.

    Электронные ДМ дают учителю возможности: 

    1. Использование различных подходов к изучаемой теме;

    2. личностно-ориентированный подход (индивидуализация и дифференциация процесса обучения);

    3. усиление мотивации обучения за счет использования различных видов деятельности и источников информации;

    4. активизация деятельности учащихся;

    5. вырабатывание и развитие логического, аналитического, пространственного, наглядно-образного, теоретического, творческого мышления;

    6. формирование умения ориентироваться в проблеме и искать пути ее решения;

    7. изменение характера познавательной деятельности;

    8. модульность;

    9. относительная простота разработки и доступность ее освоения;

    10. возможность использования различных программных средств как отдельно, так и в сочетании их друг с другом;

    11. автоматизация результатов деятельности с диагностикой ошибок и оценкой результатов

    12. осуществление контроля с обратной связью, по результатам деятельности;

    13. автоматизация трудоемких вычислительных работ с высвобождением времени;

    14. визуализация учебной информации;

    15. моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений, компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, показать с оптимальной для усвоения скоростью;

    16. обеспечение доступа к сети информации;

    Материальные  средства,  необходимые для усвоения всей учебной дисциплины, составляют систему, производную от системы учебного предмета.

    Система средств обучения строится согласно следующим принципам:

    1.Оборудование  должно полностью удовлетворять  педагогическим требованиям  предъявляемым к другим элементам учебного  процесса:  наглядно воспроизводить  существенное  в  явлении,  быть легко воспринимаемым   и обозримым, иметь эстетический вид и т.п.

    2.Количество  и типы  средств  обучения  должны  полностью  обеспечивать материальные потребности учебной программы в системе, но без излишеств.

    3.Средства  обучения должны соответствовать   реальными условиям работы и потребностям местного  населения. Каждое  действие  совершается  с  помощью какого-нибудь  средства.  Умственные   действия   совершаются   при   помощи идеальных средств,  которые  входят в состав компонентом мышления наряду с образом конечного продукта   (целью), условием задачи (деятельности) и технологией работы (операционным составом мышления). В  процессе  объяснения нового  материала  учитель  выражает  эти  средства  наглядно   (графически, символически  и т.п.), либо вербализует их (словесно). Вербальные  выражения средств  всегда начинаются с глагола  (нарисовать,  изобразить  и   т.  п.).

    Речь  как  средство  обучения  многоаспектна:  она  отражает  уровень умственного развития говорящего, опосредует процессы восприятия, воздействует  и  управляет, обеспечивает  познание  и общение, выражает отношение  и  позицию личности  к  информации  и  слушателям. В процессе овладения лингвистическими средствами речь учителя является образцом  для учащихся, она  не только средство  изложения  учебной  информации,  но и средство  управления  вниманием,  средство образования представлений и понятий. Совершенствование содержания образования закономерно требует совершенствования  форм,  методов  и  приемов,  средств  обучения.  Создание средств обучения находится в  тесной  связи  с  развитием  техники, уровнем педагогической и психологической  мысли,  передовым  педагогическим  опытом.

    Наряду  с центральным звеном  системы  средств  обучения  (учебники,  учебные пособия  и   т.д.),   большое   внимание   в настоящее время уделяется совершенствованию наглядных пособий.

    Функции средств обучения

    Методика  преподавания любого предмета,  по  утверждению  Полат  Е.С., предполагает использование в  учебно-воспитательном  процессе  разнообразных средств обучения.  Применение  специфических  видов  средств  обучения  дает возможность познакомить  детей  с  сущностью  и  методами  изучаемой  науки. Поскольку  каждый  из  видов  средств  обучения   имеет   свои   характерные особенности, дидактические функции, то одно пособие  не  всегда  может  дать полную информацию об изучаемом объекте, раскрыть все  содержание  изучаемого материла. Поэтому средства обучения на уроке используются комплексно. Средства обучения являются одним из  основных  факторов,  оказывающих влияние на процесс  обучения  и  воспитания.  Кроме  наглядности  содержания обучения внимание заслуживает  их  роль  в  развитии  воображения  учащихся, мышлении, в  формировании  умений,  закреплении  знаний  и  их  практическом использовании. В комплексном применении средств обучения ведущую роль играет одно из средств: остальные являются его дополнением.

    Применение  многих средств  обучения  требует  от  учителя тщательной подготовки плана (сценария) каждого урока. Для этого необходимо  знания  о принципах  применения  средств  обучения  и  функциях,  которые  они  должны выполнять. Современная педагогика видит смысл средств обучения не только  в иллюстрировании  преподаваемых  знаний, но прежде всего считает их самостоятельным источником знания, оказывающим глубокое влияние на  личность учащегося.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Для выполнения данной курсовой работы были изучены:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии портной.
  2. Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2007 г № 339.
  3. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
  4. Сведения о трудовых процессах, характерных для профессии портной, полученные в период прохождения учебных (квалификационных) и технологической производственных практик.
  5. Базисный учебный план для подготовки квалифицированных рабочих или служащих по конкретной профессии в образовательных учреждениях системы НПО.

    6. Разъяснения Минобрнауки по формированию  учебных планов ОПОП НПО/СПО

    7. Ряд учебников по курсу «Материаловедение»

    8. Перспективно-тематический план и другие документы перспективной подготовки педагога профессионального обучения к занятиям.

    В ходе изучения ФГОС НПО и его структуры, а также требований к общим и профессиональным компетенциям выпускника, сформировались умений анализировать и вносить региональные требования к знаниям, умениям и профессионально-важным качествам учащихся по конкретной профессии.

    Изучение базисного учебного плана начального профессионального образования, с выявлением основных идей и принципов, сформировало начальные навыки разработки рабочего учебного плана подготовки рабочих в профессиональном училище.

    Изучение требований к знаниям, умениям и профессиональному опыту выпускника по одной из дисциплин или модулей, дало возможность сформировать содержание программы дисциплины «Материаловедение»

    Проведение  анализа 2-3 учебников разных авторов  по предмету «Материаловедение швейного производства» органолептическим методом, был сделан выбор основного учебника на основе сравнения результатов анализа.

    В ходе проектирования всех компонентов учебного процесса на этапе перспективной подготовки педагога профессионального обучения к занятиям получили практические навыки в проектировании перспективно-тематического плана.

    Научились разрабатывать план-конспект урока теоретического обучения, выполнять конкретизацию целей урока, уточнение содержания урока, выбирать типа урока и разрабатывать его структуру, проектирование процессуальной стороны урока, методов и методических приемов осуществления каждого этапа урока, а также коммуникативных средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. http://www.eir.ru/  - Образовательные электронные издания
  2. Балашова Т.Д. и др. Краткий курс химической технологии волокнистых материалов. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.
  3. Бузов Б.А. и др. Материаловедение швейного производства. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1986.
  4. Бузов Б.А. Лабораторный практикум по материаловедению швейного производства. М.: Легкая и пищевая промышленность,1991.
  5. Галанина О.Д., Прохоренко Э.Г. Технология трикотажного производства. – М.: Легкая индустрия, 1975.
  6. Дамянов Г.Б. Строение ткани и современные методы ее проектирования. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.
  7. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
  8. Жученко А.А.; Н.А.Смирнова Ю.А. Митина Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» для студентов всех форм обучения по специальности 030500 – Профессиональное обучение (по отраслям). Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2011. 20 с.
  9. Жученко А.А.; Н.А.Смирнова Ю.А. Митина Практикум по «Методике профессионального обучения»: Учебное пособие. Изд. второе испр. и доп./Под ред. А.А.Жученко.- Екатеринбург. Изд-во Росс. гос. проф.-пед. ун-та, 2011.- 91с.
  10. Кукин Г.Н., Соловьев А.Н. Текстильное материаловедение. – М.: Легпромбытиздат, 1985.
  11. Мальцева Е.П. Материаловедение текстильных и кожевенно-меховых материалов. М.: Легкая индустрия, 1989.
  12. Модестова Т.А. и др. Материаловедение швейного производства. М.: Легкая индустрия, 1969.
  13. Педагогический словарь Т.1 Изд-во АПН, М., 1960. с.335
  14. Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2007 г № 339.
  15. Пожидаев Н.Н. и др. Материаловедение швейного производства. – Киев: Изд-во технической литературы УССР, 1959.
  16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2007 г. N 339 “Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования”
  17. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства. М.: «Академия»: Мастерство: Высшая школа, 2000.
  18. Садыкова Ф.М. Текстильное материаловедение и основы текстильных производств. М.: Легпромбытиздат, 1989.
  19. Стельмашенко В.И. и др. Материаловедение швейного производства. М.: Легпромбыииздат, 1983.
  20. Сухарев М.И. Материаловедение. – М.: Легкая индустрия, 1973.
  21. Труевцев Н.И. и др. Технология и оборудование текстильного производства. М.: Легкая индустрия, 1975.
  22. ФГОС НПО по профессии 262919. 03 портной ОТ II 2010 №479
  23. Эрганова Н. Е.Э747  Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Е. Эрганова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 160 с
  24. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – 150 с.

Информация о работе Методика профессионального обучения