Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:29, курсовая работа
Основная цель курсовой работы может быть определена в трех различных аспектах:
1) в аспекте создания методического продукта: разработка методики обучения одному из предметов профессиональной подготовки высококвалифицированных рабочих в профессиональных училищах;
2) в дидактического аспекте: закрепление и совершенствование первичных навыков и умений использовать систему психолого-педагогических и методических знаний для решения актуальных для системы НПО учебно-методических задач в ходе самостоятельной методической работы;
ВВЕДЕНИЕ стр. 5
1. Изучение ФГОС НПО по профессии портной стр. 7
1.1 Основные сведения о структуре стандарта на профессию стр. 8
1.2 Описание компетенций выпускника по профессии портной стр. 10
1.3 Анализ и доработка базисного учебного плана стр. 12
2. Анализ требований к результатам освоения профессионального модуля «Материаловедение» стр. 16
2.1 Определение содержания тем МДК «Материаловедение швейного производства» и проверка соответствия необходимым компетенциям портного стр.17
2.2 Анализ учебной литературы и выбор основного учебника по МДК «Материаловедение швейного производства» стр. 24
3. Проектирование учебного процесса изучения темы «Текстильные волокна» стр. 27
3.1 Перспективное планирование учебного процесса. Разработка перспектирно-тематического плана изучения темы «Текстильные волокна» стр. 28
3.2 Текущая подготовка педагога к занятию. Разработка плана конспекта урока по теме «Классификация волокон» стр. 28
3.2.1 Уточнение и конкретизация целей урока, уточнение типа урока стр. 30
3.2.2 Отбор содержания урока. Разработка конспекта урока стр. 30
3.2.3 Разработка методики осуществления учебных действий преподавателя на уроке. Выбор методов и средств обучения стр. 31
3.3 Разработка дидактических средств и наглядных материалов для урока…….. стр. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3.2
Текущая подготовка
педагога к занятию.
Разработка плана
конспекта урока
по теме «Классификация
волокон»
Ключевые
элементы урока, своевременно и правильно
внесенные в конспект, позволяют
рассчитывать на успешные результаты
проектирования методики обучения и
создают предпосылки для
Для урока новых знаний можно выделить такие ключевые элементы:
1. организационный момент;
2. формирование познавательного интереса, мотивация в начале и стимулирование по ходу урока;
3. подготовка к восприятию учебного материала, актуализация опорных знаний;
4. целеполагание (постановка целей преподавателем, уяснение целей учащимися) По моему мнению, важнейший момент в установлении связи учитель- ученик;
5. структурирование содержания урока (представление плана урока, переход от одного пункта плана к другому);
6. организация познавательной деятельности учащихся, развитие памяти и/или мышления (смысловые ориентиры, мнемотехника, конспектирование, структурирование, проблемные ситуации);
7. изложение учебного материала (рассказ, объяснение и др.) основная часть;
8. обеспечение доступности изложения (индуктивная логика, примеры, наглядность, системность);
9. диагностика восприятия учебного материала и усвоения его учащимися;
10. налаживание обратной связи с учащимися;
11. корректировка хода учебного процесса, если диагностика показала плохое восприятие и/или слабое усвоение учебного материала;
12. активизация познавательной деятельности учащихся по мере нарастания утомления;
13. первичное закрепление усвоенного материала;
14. воспитательные аспекты урока;
15. деятельность по развитию личности;
16. подведение итогов урока и оценивание успехов учащихся;
17.выдача
домашнего задания.
3.2.1
Уточнение и конкретизация
целей урока, уточнение
типа урока
Целеполагание - постановка целей преподавателем, уяснение целей учащимися.
Важным моментом в усвоении материала учениками является – способность преподавателя ставить понятные и конкретные цели. Большое значениеимеет эмоционально - психологическая связь преподавателя и ученика. Задача отдать - получить, получить - отдать должна быть максимально достигнута.
Сдерживающим фактором является, неблагоприятные условия окружающей действительности в данный момент времени, нулевой результат по первым трём элементам которые перечислены выше (дидактика). Остальные элементы при таком раскладе лишены смысла.
«Классификация
волокон» - Такой набор слов в теме подразумевает
изучение – типов, подтипов, классов, подклассов,
групп, подгрупп и видов. Понятие натурального
и химического волокна, искусственного
и синтетического волокна, гетероцепного
и карбоцепного волокна. Классификация
натуральных, искусственных и синтетических
волокон.
3.2.2
Отбор содержания
урока. Разработка
конспекта урока
Содержание образования подробно изложено в программе учебного предмета. Отбор материала - сложная процедура, которая регламентируется рядом правил. Учебная программа предмета всегда определяется стандартом.
1.соответствие ГОС;
2.соответствие дидактическим принципам:
-научность;
-систематичность;
-последовательность;
-доступность.
3.учет возрастных и познавательных возможностей;
4.связь теории и практики.
Цель профессионального образования (ПО) – подготовить высококвалифицированных рабочих, способных продуктивно выполнять трудовые функции по профессии, культурных и всесторонне развитых.
Фрагмент
примера выделения ключевых элементов
урока для разработки методики осуществления
учебных действий в Приложении 7
3.2.3
Разработка методики
осуществления учебных
действий преподавателя
на уроке. Выбор
методов и средств
обучения
Предмет: Материаловедение швейного производства, 1 курс
Тема: «Волокнистые материалы и их свойства»
Цель урока: Создать условия для благоприятного усвоения и осмысления материала
Задачи урока:
Оборудование урока:
Материально – техническое обеспечение: ручка, карандаш, линейка.
Дидактическое обеспечение: учебник Мальцева Е. П., схема «Классификация текстильных волокон»
Методическое обеспечение: план – конспект урока, презентация.
Медиаматериалы: презентация
Тип урока: Комбинированный
Методы обучения: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный(демонстрация), самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: дидактическая игра, самостоятельная творческая работа.
Методы проверки ключевых компетенций обучающихся: устный опрос, выполнение и анализ самостоятельной работы.
В
Приложении 8 представлен план урока.
3.3 Разработка дидактических средств и наглядных
материалов
для урока
Средство обучения - это идеальный или материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ране знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения.
Дидактика — отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения.
Предмет дидактики— закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Общая дидактика отвечает на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам и на всех уровнях. Существуют частные дидактики, или предметные методики. Они исследуют обучение по отдельным предметам или уровню образования (методика начального образования, дидактика высшей школы). Общая дидактика составляет теоретическую основу частных дидактик, базируясь в то же время на результатах их исследований.
Задачи дидактики состоят в том, чтобы описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации, а также разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии.
Дидактический материал — особый тип наглядного учебного пособия, преимущественно карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., раздаваемые учащимся для самостоятельной работы в классе и дома или демонстрируемые учителем перед всем классом.
Дидактический материал весьма прост по своему содержанию и техническому оформлению, может быть изготовлен самими учащимися. Он подвижен и легко приспосабливается к выполнению различных дидактических задач.
Дидактические материалы нацелены на помощь в решении профессиональных педагогических задач, которые могут быть:
образовательными:
1. расширять понятийный аппарат;
2. формировать знания;
3.формировать умения;
воспитательными;
развивающими:
1. развивать навыки самостоятельной, познавательной, исследовательской деятельности;
2. развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
3. формировать навыки коллективной работы;
4.развивать логическое мышление, формировать умения обобщать и делать выводы.
Разрабатываемые ДМ могут стать:
1. стандартными средствами заданий для проверки усвоения объема знаний учащимися по выбранной теме;
2. средствами протоколирования результатов на каждом шаге обучения и контроля успеваемости учащихся;
3. средствами подведения итогов поисковой, творческой или исследовательской деятельности учащихся;
4. помощниками в понимании изучаемого предмета, приобретении необходимых знаний, умений, навыков;
5. средством проведения исследований;
6. ресурсом для создания новых творческих работ учащихся.
Для достижения хороших результатов обучения нужно чтоб дидактические материалы обладали следующими качествами:
Вариативность - когда учебный материал и виды деятельности разнообразны, интересны учащимся, процесс обучения проходит увлекательно и эффективно.
Обучение с опережением - учебный материал должен быть сложнее того, которым ученик может легко овладеть. Задания выполняются учениками самостоятельно, учитель может сориентировать, объяснить, показать.
Развитие мыслительных способностей - учителю следует обращать внимание и на развитие таких мыслительных операций, который делают учащихся более успешными и в изучении предметов математического цикла: анализ, синтез, умение выделять более и менее существенное, классифицировать полученные данные. Развивать исследовательские способности, умение решать проблемы, анализируя разные варианты и выбирая из них оптимальный вариант.
Создаваемые дидактические материалы могут быть выполнены с использованием различных средств: текстовых редакторов, электронных таблиц, графических редакторов, учебных программных сред. Могут быть использованы различные обучающие программы и системы, а также Интернет.
Текстовые редакторы
Использование дидактических материалов, созданных в текстовом редакторе позволит формировать, разрабатывать и без труда совершенствовать комплект дидактических материалов, в зависимости от уровня подготовленности аудитории, расширить возможности учебного процесса, сделать этот процесс не только более эффективным и разнообразным, но так же повысить интерес к обучению.
Комплект разрабатываемых материалов может включать в себя проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты, плакаты, стенды, карты, таблицы и т.д., которые можно использовать: