Методика профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:29, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы может быть определена в трех различных аспектах:
1) в аспекте создания методического продукта: разработка методики обучения одному из предметов профессиональной подготовки высококвалифицированных рабочих в профессиональных училищах;
2) в дидактического аспекте: закрепление и совершенствование первичных навыков и умений использовать систему психолого-педагогических и методических знаний для решения актуальных для системы НПО учебно-методических задач в ходе самостоятельной методической работы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ стр. 5
1. Изучение ФГОС НПО по профессии портной стр. 7
1.1 Основные сведения о структуре стандарта на профессию стр. 8
1.2 Описание компетенций выпускника по профессии портной стр. 10
1.3 Анализ и доработка базисного учебного плана стр. 12
2. Анализ требований к результатам освоения профессионального модуля «Материаловедение» стр. 16
2.1 Определение содержания тем МДК «Материаловедение швейного производства» и проверка соответствия необходимым компетенциям портного стр.17
2.2 Анализ учебной литературы и выбор основного учебника по МДК «Материаловедение швейного производства» стр. 24
3. Проектирование учебного процесса изучения темы «Текстильные волокна» стр. 27
3.1 Перспективное планирование учебного процесса. Разработка перспектирно-тематического плана изучения темы «Текстильные волокна» стр. 28
3.2 Текущая подготовка педагога к занятию. Разработка плана конспекта урока по теме «Классификация волокон» стр. 28
3.2.1 Уточнение и конкретизация целей урока, уточнение типа урока стр. 30
3.2.2 Отбор содержания урока. Разработка конспекта урока стр. 30
3.2.3 Разработка методики осуществления учебных действий преподавателя на уроке. Выбор методов и средств обучения стр. 31
3.3 Разработка дидактических средств и наглядных материалов для урока…….. стр. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 332.50 Кб (Скачать документ)
 
 

Приложение 4

Разъяснения по формированию учебного плана 

основной  профессиональной образовательной  программы 

начального  профессионального  образования/среднего профессионального  образования

(Фрагмент) 

     1. Общие положения

     1.1. Учебный план основной профессиональной образовательной программы  начального профессионального образования/ среднего профессионального образования  (далее – учебный план) регламентирует порядок реализации основной профессиональной образовательной программы по профессии начального/ специальности среднего профессионального образования.

     В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» учебный  план является частью основной профессиональной образовательной программы (далее  – ОПОП), включающей также рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин, профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии (п. 6 ст. 9 ФЗ «Об образовании).

     Основная  образовательная программа в  имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается  на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (п. 5 ст. 14 ФЗ «Об образовании»).

     Учебный план определяет качественные и количественные характеристики основной профессиональной образовательной программы по профессии  начального / специальности среднего профессионального образования:

  • объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;
  • перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик);
  • последовательность изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей;
  • виды учебных занятий;
  • распределение различных форм промежуточной аттестации по годам обучения и по семестрам;
  • распределение по семестрам и объемные показатели подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации.

     1.2. При формировании учебного плана следует учитывать следующие нормы нагрузки:

  • максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы.
  • максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся при очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю;
  • максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме составляет 16 академических часов в неделю;
  • максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении основной профессиональной образовательной программы в заочной форме составляет 160 академических часов в год.

     1.3. При получении обучающимися среднего (полного) общего образования в состав учебного плана должен входить общеобразовательный цикл. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования (п. 2 ст. 20 ФЗ «Об образовании») (Приложение 3).

     1.4. При формировании учебного плана  образовательного учреждения следует  распределять весь объем времени, отведенного на реализацию ОПОП, включая инвариантную и вариативную части.

     1.5. Объем времени, отведенный на  промежуточную аттестацию, составляет  не более 1 недели в семестр.  Промежуточную аттестацию в форме  экзамена следует проводить в  день, освобожденный от других форм учебной нагрузки. Промежуточную аттестацию в форме зачета или дифференцированного зачета следует проводить за счет часов, отведенных на освоение соответствующего модуля или дисциплины. Количество экзаменов в каждом учебном году в процессе промежуточной аттестации студентов СПО по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования не должно превышать 8, а количество зачетов и дифференцированных зачетов – 10.

     1.6. Общая продолжительность каникул  составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

     2. Структура учебного  плана

     2.1. Учебный план состоит из титульной  части, пояснительной записки,  таблицы «Сводные данные по  бюджету времени (в неделях)», таблицы «План учебного процесса» и перечня кабинетов, лабораторий, мастерских и др. для подготовки по профессии НПО / специальности СПО.

     Рекомендуемый макет учебного плана содержится в Приложении 2.

     2.2. Требования к оформлению учебного  плана.

     2.2.1. В титульной части учебного плана указываются:

    • сведения об утверждении учебного плана;
    • наименование образовательного учреждения;
    • код и наименование профессии / специальности;
    • вид программ (базовой подготовки, углубленной подготовки) - только для СПО;
    • квалификация;
    • форма обучения;
    • нормативный срок обучения;
    • образовательная база приема.

     2.2.2. Таблица «Сводные данные по  бюджету времени (в неделях)»  содержит сведения о количестве  недель, отведенных на обучение  по дисциплинам, междисциплинарным  курсам (далее – МДК), профессиональным модулям, на учебную и производственную практику, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию, а также о суммарном количестве недель по курсам и на весь срок обучения. Указанные объемы учебного времени в неделях должны совпадать с параметрами, приведенными в ФГОС НПО/СПО.

     2.2.3. Таблица «План учебного процесса»  содержит сведения о наименовании  циклов, дисциплин, профессиональных  модулей, МДК, о практиках, формах  промежуточной аттестации и их  количестве, максимальной, самостоятельной, обязательной учебной нагрузке обучающихся, в т.ч. общее количестве аудиторной нагрузки и время, отведенное на проведение аудиторных занятий, в том числе – лекций, семинаров, уроков и т.п., лабораторных и практических занятий, курсовых работ (для СПО), сведения о распределении их по курсам и семестрам.

     В нижней части таблицы приводятся данные о суммарном объеме консультаций; формах и сроках государственной (итоговой) аттестации; указывается распределение  по семестрам суммарных объемов  учебной нагрузки по дисциплинам и МДК, учебной и производственной практики, а также количество различных форм промежуточной аттестации.

     2.2.4. Таблица «Перечень кабинетов,  лабораторий, мастерских и др.»  для подготовки по профессии  НПО / специальности СПО заполняется  на основе данных соответствующего ФГОС НПО/СПО, содержащего обязательный минимальный перечень. Возможно включение в перечень дополнительных кабинетов, лабораторий, мастерских и др.

     2.2.5. Пояснительная записка должна  содержать сведения о:

    • реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования;
    • формировании вариативной части ОПОП;
    • формах проведения промежуточной аттестации;
    • формах проведения государственной (итоговой) аттестации.

     Образовательные учреждения могут отразить в пояснительной записке иные существенные характеристики учебного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 7

     Пример  выделения ключевых элементов урока  для разработки  методики осуществления  учебных действий (фрагмент)

Этапы урока,

затраты времени

Содержание 

учебного  материала

Описание  методики

осуществления учебных действий

(на  стадии выделения  ключевых элементов  урока)

Сообщение нового

материала,

1-й пункт плана

урока,

7,5 мин.

Текст (прямая речь преподавателя, вопросы, ответы).

Изобразительная и описательная наглядность (в том  числе с использованием классной доски, описание демонстраций и др.).

Описание  используемых средств обучения (включая  средства контроля и корректировки  усвоения учебного материала). 

- Записываем  общие понятия,  что такое размер, размер и человек (антропометрия)

ж) объяснение

з) наглядность, примеры

е) репродукция: смысловые ориентиры, конспектирование

о) развитие памяти

и), к) проход по рядам, наблюдение, диалоги

л) краткое повторение объяснения

ж) рассказ

з) наглядность

н) патриотизм (вклад российских ученых и специалистов)

и) наблюдение

б) одобрение работы активных учащихся

ж) объяснение

з) наглядность

е) проблемное изложение

м) пример из жизни

и), н), л) фронтальный опрос, сравнение целей обучения и результатов, исправление ошибок учащихся, повторение основных моментов.

б) выставление и объявление рейтинговых баллов

2-й  пункт плана 

Информация о работе Методика профессионального обучения