Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:10, курсовая работа
Задачи данной работы:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть подходы различных исследователей к определению сущности словообразования и словоизменения.
3. Определить закономерности и специфику овладения словообразованием и словоизменением детьми в норме и при ОНР.
4. Наметить методику обследования умений образовывать и изменять.
Введение.	2
Глава 1. Современное представление о проблеме словообразования у детей дошкольного возраста.	5
1.1 Развитие взглядов на проблему словообразования.	5
1.2 Особенности овладения навыками словообразования детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.	14
1.3 Формирование навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи.	20
Вывод к I главе.	26
Глава II. Методы формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи	27
2.1 Методические приемы формирования словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи	27
2.2 Содержание методики Тумановой Т.В. «Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи»	38
Вывод по II главе	52
Заключение	54
Список литературы	56
Содержание
Введение. 2 
Глава 1. Современное представление о проблеме словообразования у детей дошкольного возраста. 5
1.1 
Развитие взглядов 
на проблему словообразования. 
1.2 Особенности овладения навыками словообразования детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 14
1.3 Формирование навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. 20
Вывод 
к I главе. 26 
Глава II. Методы формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 27
2.1 
Методические приемы 
формирования 
2.2 Содержание методики Тумановой Т.В. «Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи» 38
Вывод 
по II главе 52 
Заключение 54
Список литературы 56
Работа посвящена одной из важнейших и до сих пор практически не изученных проблем логопедии – формированию процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), т.е. имеющих нарушение всех компонентов языковой системы.
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико–грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных. [8]
Сегодня достаточно полно представлен анализ особенностей овладения лексическим и грамматическими компонентами оформления речевого высказывания при общем недоразвитии речи (ОНР).
Разработкой данной проблемы занимались такие специалисты как: Жукова Н.С. Мастюкова Е.М Филичева Т.Б. (2000г.), Алексеева М.М., Яшина В.И. (1997г.), Арушанова А.Г.(2005г.), Короткова А.В., Дроздова Е.Н.(2004г.) и многие другие.
Вершинина О.М. утверждает, что поиск наиболее эффективных путей преодоления данного нарушения делает необходимым тщательный анализ механизмов становления данных языковых операций, что и обосновывает актуальность исследования. [4]
В данной работе при изучении грамматического строя речи наибольшее внимание нами будет уделено словообразованию и словоизменению, а в частности, выявлению характера их сформированности у детей с общим недоразвитием речи. Становится необходимой разработка теоретического обоснования включения в логопедическую работу разделов, содержание которых направлено на развитие осознанных навыков использования словообразования и словоизменения. [8]
Цель: выявление наиболее эффективные методов и приемов формирования словообразования и словоизменения.
Предмет исследования: методы и приемы формирования словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза: Формирование умения образовывать и изменять слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:
1. Учет структуры дефекта.
2. Учет возрастных, речевых, индивидуальных возможностей дошкольников.
     3. 
Целенаправленность, систематичность, 
последовательное усложнение 
     4. 
Разнообразие используемых 
Задачи:
     1. 
Изучить и проанализировать 
2. Рассмотреть подходы различных исследователей к определению сущности словообразования и словоизменения.
     3. 
Определить закономерности и 
специфику овладения 
     4. 
Наметить методику 
Для реализации поставленных целей и задач исследования был использован комплекс теоретических и эмпирических методов:
     1. 
Изучение и анализ психолого-
2. эмпирические методы:
- Изучение документации
- методика: О.Б.Иншаковой «альбом для логопеда» использовалась для выявления навыков словообразования и словоизменения на констатирующем и контрольном этапах; методика С.В. Бойковой «развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников» использована для проведения логопедической работы с детьми на формирующем этапе; методика Львова М.И. «развитие речи старших дошкольников» задействована в логопедической работе с детьми на формирующем этапе .
3. Количественный и качественный анализ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Исследования в области психолингвистики вносят значительный вклад в изучение семантико-функциональной природы словообразовательных единиц и особенностей их восприятия.
     В 
результате многостороннего исследования 
детской речи был выделен 
Установлено, что именно в дошкольный период происходит интенсивный процесс овладения значением производного слова, и подчеркивается важность данного этапа для всего процесса овладения языком в детском возрасте. «Словообразовательная деятельность как бы подготавливается и обеспечивается развитием навыков понимания значения производного слова. В ходе этого процесса у ребенка складывается представление о производном слове как о мотивированном и конструируемом языковом знаке, вырабатываются модели-типы как необходимые средства анализа языкового материала и собственно словообразовательной деятельности ребенка... это, в свою очередь, обеспечивает новый уровень развития самой речевой деятельности ребенка» [34].
Исследования речи дошкольников позволяют ученым выделить несколько этапов в процессе усвоения ребенком словообразовательной системы родного языка. Так, А.Г. Тамбовцева выделяет три основных этапа [29].
Рассмотрим подробнее каждый из них.
     Этап 
формирования предпосылок словообразования 
(А.Г. Тамбовцева) связан с усвоением 
закономерностей родного языка 
в младшем дошкольном возрасте. В 
это время «ребенок еще не может 
выделить в ситуации основные связи 
и отношения, то есть главное, и, с 
другой стороны, у него еще нет 
языковых средств для выражения 
выявленных связей и отношений. Поэтому 
характерный для данного 
Таким образом, в оценке ситуации ребенком данного возраста преобладает аналитический подход, процесс синтеза отсутствует, в результате чего «словообразовательный процесс на данном этапе не имеет конечного продукта - производного слова» [18].
В исследованиях отмечается, что уже в это время дети овладевают морфемой, имеющей собственное значение; происходит ориентировка «на общую звуковую характеристику морфемы» (А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); ребенок подходит и к осознанию значения некоторых словообразующих аффиксов (А.Н. Гвоздев, Л. И. Гараева, А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева и др.).
Установлено, что «ребенок начинает с ориентировки на фонетический облик слова и переходит к ориентировке на облик морфемы. Началом ориентировки является реальное предметное отношение, а затем уже – семантика сложного наименования, обозначающего это отношение. Формирование правил способствует "свертыванию" сложного наименования и выделению одного из компонентов как основы номинации событий, связей и отношений действительности» [26]. Однако на данном этапе семантика слов еще не понимается ребенком во всей сложности.
Этап «активного освоения словопроизводства, период регулярного словотворчества» [29] охватывает довольно большой временной отрезок: от 3,6 - 4,0 до 5,5 - 6,0 лет.
Особенность данного этапа состоит в том, что «в процесс восприятия производного слова активно включается уже и языковой опыт ребенка: значение производного он начинает выводить не только с привлечением своего практического знания о предмете, но и путем осмысления структуры слова, значения его частей» [18].
Таким образом, дети объясняют значение производного слова с опорой на его структуру, при этом создаваемое производное слово «достаточно адекватно отражает правильно осмысленные в качестве существенных связи и отношения элементов реальной деятельностной ситуации» [34].
     Исследования 
отмечают самостоятельную 
     Под 
моделью-типом понимается такая 
модель звукоформы, которая приложима 
ко всем явлениям данного типа. Модель-тип 
– это новинка в 
     Процесс 
порождения производного слова имеет, 
по мнению ученых, двусторонний характер. 
Прежде всего, умение ребенка создавать 
производные слова «связано с 
его способностью видеть то новое, что 
отличает данный актуальный объект номинации 
от подобных, выражаемых уже знакомой 
ему простой номинативной единицей. 
Процесс выделения нового в ходе 
сопоставления ранее