Методы формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:10, курсовая работа

Описание

Задачи данной работы:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть подходы различных исследователей к определению сущности словообразования и словоизменения.
3. Определить закономерности и специфику овладения словообразованием и словоизменением детьми в норме и при ОНР.
4. Наметить методику обследования умений образовывать и изменять.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Современное представление о проблеме словообразования у детей дошкольного возраста. 5
1.1 Развитие взглядов на проблему словообразования. 5
1.2 Особенности овладения навыками словообразования детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 14
1.3 Формирование навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. 20
Вывод к I главе. 26
Глава II. Методы формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 27
2.1 Методические приемы формирования словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи 27
2.2 Содержание методики Тумановой Т.В. «Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи» 38
Вывод по II главе 52
Заключение 54
Список литературы 56

Работа состоит из  1 файл

словообразование..docx

— 99.46 Кб (Скачать документ)

     Логопед. Давай найдем ту часть слова, которая  звучит непохоже. Положи короткую полоску  на длинную. Отрежь лишний кусочек полоски. Смотри: длинная полоска состоит  из двух кусочков. Так же и длинное  слово состоит из двух кусочков. Первый кусочек — "пожар" (выкладывается  соответствующая картинка), второй кусочек — "ник" (выкладывается  не заштрихованная часть полоски). Пожар...ник, пожарник (выкладывается изображение). Перед; ребенком оказывается выложенным следующее словообразовательное "уравнение":

     картинка "пожар" + карточка-символ = картинка "пожарник".

     Логопед. Назови первый кусочек слова, (Показ  рукой части схемы.)

     Ребенок. Пожар.

     Логопед. Назови все длинные слова. (Показ  итоговой картинки.)

     Ребенок. Пожарник.

     Логопед. Пожар — пожарник (выделяя интонацию). Как звучит новый кусочек слова?

     Ребенок вместе с логопедом проговаривают  слова и выделяет кусочек "ник". Показывают на схеме место этой части (после картинки "пожар") и еще  раз называют: "ник".

     Логопед. Давай сложим короткие кусочки в  длинное слово.

     Ребенок сопряженно с логопедом показывает и называет части "уравнения".

     Логопед. Смотри — было короткое слово "пожар", мы добавили к нему кусочек "ник" и получилось название человека, который  тушит пожар. Какой кусочек слова  помог правильно назвать профессию?

     Ребенок. Кусочек "ник". (Показ на схеме.)

     Фрагмент 2

     Логопед предлагает ребенку специальное  панно для "записи" словообразовательных уравнений с помощью предметных картинок и карточек-символов. Там уже выложена модель образования слова "пожарник".

     Логопед. Вспомни, как получается длинное  слово.

     Ребенок. К короткому слову добавляется  новый кусочек.

     Логопед. Какое длинное слово мы складывали в прошлый раз? (Показ на схему,)

     Ребенок. Пожарник.

     Логопед. От какого короткого слова оно  получилось?

     Ребенок. От слова "пожар":

     Логопед. Какой кусочек к нему добавляли?

     Ребенок вместе с логопедом выделяют часть "ник". Затем логопед предлагает по аналогии (по заданному образцу) выстроить другое уравнение: картинка "лес" + карточка-символ = картина "лесник". Логопед задает опорные  вопросы: какую картинку назовем  коротким словом? Какую — длинным? Как сложить длинное слово? Где  на панно должна стоять картинка "лес"? Картинка "лесник"? Карточка-символ? Какой кусочек добавим к слову "лес"? Назови все части схемы. Какое слово было вначале? Какое  получилось? Какой кусочек слова  помог назвать профессию?

     Фрагмент 3

     Логопед предлагает ребенку панно с уже  выложенными словообразовательными  управлениями. Просит назвать их части:

     картинка "лес" + карточка-символ = —, картинка "лесник";

     картинка " печь"+карточка-символ = = картинка"печник";

     картинка "пожар" + карточка-символ = картинка "пожарник".

     Ребенок не только проговаривает сами схемы, но и делает вывод о том, какой  кусочек слова помог назвать  разные профессии. Затем логопед  нарушает порядок частей в словообразовательных "уравнениях" и просит исправить  ошибку. Ребенок восстанавливает  последовательность частей в схемах, комментируя свои действия: лесник — человек, который охраняет лес, а не печь, значит, первую картинку кладу "лес".

     Логопед. Какие длинные слова у тебя получились?

     Ребенок. Лесник, печник, пожарник.

     Логопед. Назови и покажи на схеме, какой кусочек  слова всегда повторялся?

     Ребенок. Кусочек "ник".

     Фрагмент 4

     Логопед предлагает прослушать названия профессий, поднимая флажок тогда, когда услышит  слово с частичкой "ник".

     Сначала добиваемся грубых дифференцировок, а  затем предлагаем ряд слов с похожими по звучанию/значению аффиксами.

     Логопед. Огород, мойщик, огородник, дача, дачник, строитель, пианист, мясник и пр.

     Логопед. Вспомни и назови все слова  с кусочком "ник".

     Ребенок. Огородник, дачник, мясник.

     Логопед. Подбери к этим словам картинки. Расскажи, что делают люди на картинках.

     Ребенок. Огородник — сажает огород. Дачник — живет на даче. Мясник — продает  мясо.

     Логопед. От какого короткого слова получим  слово "огородник"?

     Ребенок. От слова "огород".

     Логопед. Подбери недостающие карточки и  выложи на панно; расскажи, как получилось слово "огородник".

     Аналогичным образом выкладываются схемы  к другим вышеназванным словам. Логопед  задает опорные вопросы и в  конце уточняет, какая часть слова  помогла из коротких слов сделать  длинные.

     Фрагмент 5

     Логопед предлагает панно с выложенными  неполными словообразовательными "уравнениями".

     Картинка "ключ" 4- карточка-символ = ?

     Картинка "двор" + карточка-символ = ?

     К схемам предлагаются изображения людей  различных профессий.

     Логопед. Я задумала длинные слова с  частичкой "ник". Какие это слова? Подбери и вставь в схему недостающую  картинку. Назови все части схемы. Что обозначают новые слова?

     Затем логопед предлагает другой вариант  деформированных "уравнений".

     ? + карточка-символ == картинка "пожарник".

     ? + карточка-символ = картинка "лесник".

     ? + карточка-символ = картинка "печник".

     К "уравнениям" предлагается набор  предметных картинок (как соответствующих  схемам, так и не подходящих к  ним).

     Логопед. Какие картинки пропущены? Вставь их и назови. Почему нужны именно эти  картинки? Назови все части схемы.

     Следующий вариант нарушенных "уравнений" предполагает поиск кар-точек-символов:

     картинка "мясо" 4- ? = картинка "мясник";

     картинка "огород" + ? = картинка "огородник";

     картинка "дача" + ? = картинка "дачник".

     Логопед. Какую карточку я пропустила? Какая  частичка слова помогла правильно  назвать людей? Назови все части  слова.

     Представленные  фрагменты занятий иллюстрируют процесс ознакомление ребенка лишь с одной словообразовательной моделью  — моделью образования существительного с суффиксом "ник". Аналогичным  путем можно знакомить детей  со способами образования не только имен существительных, но и прилагательных и глаголов. В последнем случае карточки-символы (префиксы) будут находиться в схеме на первом месте.

     Опираясь  на данные о генерализации как  центральном процессе овладения  речью детьми, следует соблюдать  поэтапность в порядке введения новых словообразовательных моделей:

     1. Знакомство с моделью существительного с суффиксом "ник";

     2. Знакомство с моделью существительного с суффиксом "ниц" (а);

     3. Дифференциация двух пройденных моделей.

     II Раздел. Формирование осознанных навыков применения словообразовательных правил

     Целью данного раздела работы является обучение дошкольников с общим недоразвитием  речи навыкам осознанного образования  производных слов. Подобное осознание  становится возможным, когда формируется  обобщенное восприятие не только предметного  мира, но и языковых явлений, т.е. по мере усвоения правил словообразования. Демонстрация этих закономерностей  в максимально наглядном виде (т.е. в виде словообразовательных "уравнений") была начата в предыдущем разделе. Теперь перед логопедом стоят следующие  задачи:

     • закрепить навыки составления производных слов по знакомым словообразовательным моделям;

     • продолжать формировать у ребенка обобщающее значение словообразовательных морфем;

     • научить его сравнивать между собой словообразовательные модели;

     • выделять в них похожие и различные компоненты (на слух и графически);

     • сформировать понимание общности производящей основы для нескольких производных наименований;

     • закрепить навыки осознанного применения словообразовательных правил.

     Ниже  приведем фрагменты занятий, проводимых в рамках второго раздела логопедической работы.

     Фрагмент 1

     Логопед предлагает ребенку готовые словообразовательные уравнения:

     картинка "школа" + карточка-символ = картинка "школьник";

     картинка "школа" + карточка-символ = картинка "школьница".

     Логопед. Какие картинки в схемах отличаются? Назови их.

     Ребенок. Школьник, школьница.

     Логопед. Раз последние картинки неодинаковы, значит, различаются какие-то картинки в начале схемы. Какие картинки одинаковы?

     Ребенок. Картинка "школа". (Показ в схеме.)

     Логопед. Послушай, как я назову части первой и второй схем: школь...ник (выделение  голосом), школь...ница (выделение голосом). Первая часть слов одинакова?

     Ребенок. Одинакова.

     Логопед. А какая часть слов различна?

     Ребенок вместе с логопедом еще раз  называют оба слова, выделяя интонационно суффиксальную часть.

     Логопед. Какая часть слов различна? Покажи место каждой части слов на схеме. Заштрихуй по-разному эти части. Назови все части первой схемы. Назови все части второй схемы.

     Логопед. Посмотри: от одного короткого слова  можно образовать два длинных. Для  этого к короткому слову добавляются  разные частички.

     Фрагмент 2

     Логопед предлагает ребенку отдифференцировать слова и картинки двух видов: с  суффиксом "ник" и "ниц"(а): дачник — дачница, огородник — огородница, школьник — школьница.

     Логопед. Назови все картинки в первом ряду.

     Ребенок. Дачник, огородник, школьник.

     Логопед. Какая маленькая часть слова  повторяется?

     Ребенок. "Ник".

     Логопед. Назови все картинки во втором ряду.

     Ребенок. Дачница, огородница, школьница.

     Логопед. Какая часть слова повторяется?

     Ребенок. Часть "ниц"(а).

     Логопед. Части слов, "ник" и "ниц" (а) — разные, поэтому в первом ряду у нас — изображения мальчиков, а во втором — девочек.

Информация о работе Методы формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи