Методы формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:10, курсовая работа

Описание

Задачи данной работы:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть подходы различных исследователей к определению сущности словообразования и словоизменения.
3. Определить закономерности и специфику овладения словообразованием и словоизменением детьми в норме и при ОНР.
4. Наметить методику обследования умений образовывать и изменять.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Современное представление о проблеме словообразования у детей дошкольного возраста. 5
1.1 Развитие взглядов на проблему словообразования. 5
1.2 Особенности овладения навыками словообразования детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 14
1.3 Формирование навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. 20
Вывод к I главе. 26
Глава II. Методы формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 27
2.1 Методические приемы формирования словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи 27
2.2 Содержание методики Тумановой Т.В. «Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи» 38
Вывод по II главе 52
Заключение 54
Список литературы 56

Работа состоит из  1 файл

словообразование..docx

— 99.46 Кб (Скачать документ)

     Аналогичным образом проводится работа на новом  лексическом материале: ключик —  ключница, лучник — лучница и  т.д. Затем логопед предлагает придумать  несуществующие слова с опорой на наглядно-графические схемы: как  назвать мальчика, который ходит  по лужам? А девочку?

     Картинка "лужа" + карточка-символ = картинка "мальчик ходит по лужам".

     Картинка "лужа" + карточка-символ = картинка "девочка ходит по лужам".

     Логопед добивается производства ребенком слов-универбов "лужник", "лужница" и объяснения их значения. Ребенок обобщает: разные части слов помогли назвать по-разному  девочку и мальчика.

     Фрагмент 3

     Логопед предлагает знакомые пары картинок: ключник  — ключница, дачник — дачница, огородник  — огородница и к ним — набор  предметных изображений: школа, сад, огород, дача, ключ.

     Логопед. Подбери к парам картинок соответствующее  изображение.

     Ребенок. Вот картинки "дачник" и "дачница". К ним подходит картинка "дача.

     Затем логопед предлагает ребенку новое  панно. На нем изображено дерево с  прорезями для картинок.

     Логопед. Из короткого слова "дача" (картинка вставляется в панно в основание  дерева) может "вырасти" два длинных  слова — "дачник" и "дачница" (картинки вставляются в крону  слово образовательного дерева). Назови короткое слово.

     Ребенок. Дача.

     Логопед. Какие слова из него "выросли" ?

     Ребенок. Дачник, дачница.

     Логопед. Это одинаковые слова?

     Ребенок. Нет.

     Логопед. Почему?

     Ребенок. Дачник — это мальчик, дачница  — это девочка.

     Аналогично  выстраиваются словообразовательные "деревья" для остальных слов. Логопед вместе с ребенком уточняют, от каких слов были образованы длинные  слова и одинаковы ли они.

     В качестве усложненного варианта задания  можно предложить выстраивание подобных схем на материале не существующих в русском языке слов-квазиформ (лужник — лужница, букетник — букетница, дверник — дверница и пр.).

     В результате проведения подобной работы дети должны научиться обобщать значение морфологических элементов слов, закрепить умение их соединения в  рамках целого слова в соответствии как с формально-семантическими, так и с фонетическими правилами  русского языка. Впоследствии эти умения и навыки следует закреплять в  контекстной речи детей.

 

Вывод по II главе

 

     Дети  с общим недоразвитием речи затрудняются в образовании существительных  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов («деревко», «ведречко»), прилагательных («лихняя шапка», «глинный кувшин», «стекловая вода»).

     В области словообразования затруднение  вызывает разграничение оттенков значения слова. Наиболее усвоенными являются формы  именительного, винительного и родительного падежей множественного существительного. В ответах на вопросы, требующие  употребление существительных в  этих падежах, ошибка не наблюдается.

     У детей с общим недоразвитием  речи отличаются нарушения в построении словосочетания из наречия много  и существительного, в использовании  падежных форм множественного числа, кроме  именительного падежа. Недостаточность  функции словообразования проявляется  в трудностях построения прилагательных от формы существительного (подушка  из пуха - «пушоная»; варенье из груш - «грушиное»; лапа волка - «волкина»).

     В основном дети пользуются суффиксальным  способом словообразования. Однако количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень невелико.

     Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой  слух; обогащать детей знаниями и  представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованных от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую  сторону грамматических средств.

     Дети  с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся  сверстников особенностями психических  процессов, поэтому процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.

     В результате проведения подобной работы дети должны научиться обобщать значение морфологических элементов слов, закрепить умение их соединения в  рамках целого слова в соответствии как с формально-семантическими, так и с фонетическими правилами  русского языка. Впоследствии эти умения и навыки следует закреплять в  контекстной речи детей.

 

Заключение

 

     У детей с нарушенным речевым развитием  формирование грамматического строя  речи происходит с большими трудностями. Это обусловлено тем, что грамматические значения абстрактны, грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил. [20]

     Грамматические  формы словоизменения и словообразования появляются у детей с ОНР, как  правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом  развитии. Своеобразие овладения  грамматическим строем речи детьми с  ОНР проявляется в более медленном  темпе усвоения, в дисгармонии  развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей  картины речевого развития. [9] .

     Часто в речи наблюдаются неправильные формы сочетания слов в предложении, что выражается в неправильном употреблении различных окончаний в частности, формирование связей согласования, управления и примыкания в словосочетании протекает  в затрудненной форме.

     Словообразование, как в норме, так и при патологии, представляет собой сложный многообразный  процесс. Пятый год жизни является периодом активного освоения ребенком способов словообразования. Словообразование и словотворчество уже носят  взрывной характер: дети начинают употреблять  в этот период все части речи.

     Дети  с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся  сверстников особенностями психических  процессов, поэтому процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого  ребенка.

     Успешное  преодоление речевого недоразвития возможно лишь при условии тесной взаимосвязи и преемственности  в работе всего педагогического  коллектива и единства требований, предъявляемых детям.

     Развитие  восприятия и осознание речи детьми происходит значительно быстрее  в продуктивной деятельности, так  как в деятельности речь приобретает  действительно практическую направленность и имеет большое значение для  выполнения той или иной деятельности.

     Анализ  научно – методической литературы позволил определить особенности словообразования у дошкольников с ОНР: дети с ОНР  наибольшие трудности испытывают при  усвоении системы словообразования, поскольку оно осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и  предполагает достаточно высокий уровень  интеллектуального и речевого развития. Эти затруднения проявляются  при выборе грамматических средств  для выражения своих мыслей, их комбинировании, выделении морфемы, соотнесении ее значения со звуковым образом.

     Изучение  методик формирования словообразовательных умений у дошкольников с ОНР Т.В.Тумановой «Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи», «Исследование способности словообразования» Алексеевой М.М., Ляминой В.И., программы занятий с использованием специальных упражнений, дало возможность выявить основные направления и формы словообразовательной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Проведенный эксперимент показал, что:

  • отдельные элементы словообразования и общий уровень словообразования в целом заметно выросли и приблизились к норме;
  • процесс словообразования у детей стал более непринужденным и практически не вызывает у них затруднений;
  • наиболее интенсивно происходит развитие самостоятельности, проявляющейся в умении использовать приобретенные знания в новых, изменяющихся условиях, трансформировать их, в умении вносить элементы творчества (придумывать свое, выполнять задание по-своему) успешно формируется в детской деятельности.

     Таким образом, цель, задачи нашего исследования достигнуты. Гипотеза о том, что формирование умения образовывать и изменять слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:

     Учет  структуры дефекта, учет возрастных, речевых, индивидуальных возможностей дошкольников, целенаправленность, систематичность, последовательное усложнение работы по формированию грамматического строя  речи, разнообразие используемых методов  и приемов по формированию умений образовывать и изменять слова; так  же получила свое подтверждение.

Список  литературы

 
  1. Алексеева, М.М. Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Просвещение, 2007. – 400с.
  2. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи [Текст] / А.Г Арушанова - М.: Владос, 2005. - 296 с.
  3. Актуальные проблемы психической речи и обучение языку. //Под ред. А.А. Леонтьева, -М., 1998.
  4. Бойкова, С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников [Текст] / С.В. Бойкова – СПб.: Каро 2005.- 32с.
  5. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль, «Академия развития», 1998.
  6. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня [Текст] / О.М Вершинина // Логопед. -2006. № 1. С. 34 - 40.
  7. Визель, Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения [Текст] / Т.Г Визель // Логопед.- 2005.№ 6. С. 4-9.
  8. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка [Текст] / Т.Ф. Ефремова - М.: Академия 2006. – 658с.
  9. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М Мастюкова, Т.Б Филичева - Екатеринбург.: Феникс 2007.- 316с.
  10. Зализняк, А.А. Русское именное словоизменение [Текст] / А.А Зализняк - М.: Просвещение 2007.- 576с. – ISBN 5-89815-171-0
  11. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность [Текст] / Е.А Земская - М.: Просвещение 2005.- 460с.  Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование [Текст] / Е.А Земская - М.: Академия 2007.- 589с.
  12. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений [Текст] / А.Г Зикеев -М.: Академия 2005.- 210с.
  13. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда [Текст] / О.Б. Иншакова – М. Владос 2005.-279с.- ISBN 5-691-00179-5
  14. Короткова, А.В. Дроздова, Е.Н. Особенности формирования лексико- грамматического стоя речи 3 уровня [Текст] / А.В. Короткова, Е.Н. Дроздова //Логопед 2006. № 1. С. 27-34.
  15. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. –Спб., «Каро», 2002.
  16. Лалаева, Р. И. Серебрякова, Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В Серебрякова - СПб.: Каро 2006.- 160с.
  17. Лепская, Н.И. Язык ребенка [Текст] / Н.И Лепская - М. Владос 2005.- 151с.
  18. Львов, М.И. Методика развития речи старших дошкольников [Текст] / М.И. Львов – М.: Просвещение 2005.- 176 с.
  19. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой [Текст] / Волкова Л.С - М.: Владос 2006.- 678с.
  20. Нищева, Н.Г. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР [Текст] / Н.Г Нищева – М.: Владос 2006.- 576с.
  21. Попов, Р.Н. Валькова, Д.П. Маловицкий, Л.Я. Федоров, А. К. Современный русский язык [Текст] / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А. К. Федоров – М.: Просвещение 2005.- 463с.
  22. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред. Т.В. Волосовец. [Текст] / Волосовец Т.В – М.: Академия 2005. – 287с.
  23. Розенталь, Д.Э. Голуб, И.Б. Теленкова, М.А. Современный Русский язык . [Текст] / Д.Э Розенталь, И.Б Голуб, М.А Теленкова - М.: Академия 2006.- 448с.
  24. Современный русский язык / Под ред. Белошапкова, Н.Г. [Текст] / Н.Г. Белошапков - М.: Просвещение 2005.- 560с.
  25. Современный русский литературный язык / Под ред. Леканта Л.И. [Текст] / Л.И. Лекант. – М.: Академия 2006.-510с.
  26. Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шахнарович А.М. К проблеме онтогенеза правил словообразования // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку. – М., 1978. – С. 35-52.
  27. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с нарушениями речи. [Текст] / Л.Ф. Спирова – М.: Просвещение 2006.- 163с.
  28. Филичева, Л.Е. Дети с ОНР воспитание и обучение [Текст] / Л.Е. Филичева - М.: Владос 2005 – 487с.
  29. Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1983. – 24 с.
  30. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология № 4. М., 2001. С. 69
  31. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М.Ф Фомичева - М.: Владос 2005.- 186 с.
  32. Цейтлин С.Н. Обратное словообразование в детской речи // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку / Под ред. А.М. Шахнаровича. – М., 1978. – С. 61-67.
  33. Черемухина Г.А., Шахнарович А.М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева. – М., 1976. – С. 92-104.
  34. Хрестоматия по логопедии, том 2 / Под ред. Волковой, Л.С. Селиверстова В.И. [Текст] / Л.С. Волкова, В.И Селиверстов - М.: Просвещение 2007.- 656 с.
  35. Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка [Текст] / А.А. Шахматов – М.: Владос 2005.- 650с.
  36. Шанский, Н.М. Иванов В.В. Современный русский язык Часть I [Текст] / Н.М Шанский, В.В. Иванов. -М.: Академия 2005.-192с.
  37. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: На материале онтогенеза речи. М., 1990. С. 144

Информация о работе Методы формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи