Неблагополучная семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:06, дипломная работа

Описание

Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ
СЕМЬЯМИ……………………………………………………………6
1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе………………...6
1.2 Неблагополучная семья – объект социально-педагогической работы...11

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..20
2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучными
семьями на базе Учреждения образования «Государственный ясли-сад
№ 82 г. Витебска»…………………………………………………………20
2.2 Особенности профилактики и коррекционной работы социального
педагога с неблагополучной семьей……………………………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

диплом. неблагополучные.docx

— 252.50 Кб (Скачать документ)

К внутренне  неблагополучным семьям порою можно  причислить и кажущиеся совершенно нормальными семьи, ориентированные на успех ребёнка. Основное содержание общения здесь сводится к обсуждению возрастных, индивидуальных особенностей ребёнка и родительским ожиданиям от него неординарных успехов. Родители внушают детям стремление к достижениям, но это стремление иногда сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребёнок начинает чувствовать, что отношения с родителями зависят от его успехов. Он боится, что его будут любить только до тех пор, пока он всё делает хорошо. Он заранее уверен в том, что его ждут упреки, назидания, а то и наказания, если ему не удастся достичь ожидаемых результатов. Эта жёсткая связь между достижением и признанием со стороны близких часто не позволяет ребёнку расслабиться. Ведь это может, по его мнению, привести к серьёзной ошибке, плохой оценке, недостаточно хорошему исполнению порученного дела. Если это всё-таки произошло, ребенок может совершить что-то страшное и противоестественное (например, попытку самоубийства) - лишь бы не увидеть разочарованные глаза своих родителей...

К сожалению, подобная форма скрытого семейного  неблагополучия часто остаётся незамеченной, и не только самими родителями, но и специалистами-психологами. Ведь подобная семья в нашем обществе является чуть ли не образцовой! В то же время родители, имеющие самые лучшие намерения, оказываются в плену своих закостеневших представлений о том, что «хорошо» и что «плохо». А для ребёнка жизнь в такой семье может стать настоящей трагедией.

«Псевдовзаимные» семьи поощряют выражение только тёплых, позитивных чувств, а враждебность, гнев, раздражение всячески скрывают и подавляют. В «псевдовраждебных» семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные скрывать, отвергать. При отсутствии исходного взаимопонимания супруги могут демонстрировать окружающим стремление оказывать поддержку друг другу и принимать помощь от своего партнёра. На самом же деле под маской подобной кооперации скрывается эгоистический, конкурентный характер взаимоотношений. Он может быть перенесён и в сферу взаимодействия с детьми, что неизбежно отражается на формировании личности ребёнка. Дети учатся не столько чувствовать, сколько «играть в чувства», оставаясь при этом эмоционально холодными и отчуждёнными. Став взрослым, ребёнок из такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности заботиться и любить, будет предпочитать невмешательство в личные дела даже самого близкого человека. Эмоциональное дистанцирование станет его основным жизненным принципом [46, с. 191].

В семьях известных людей у ребёнка, в  отличие от многих сверстников, есть всё: и материальный достаток, и возможность  заниматься любимым делом. Однако известность и успехи родителей могут негативно сказаться на формировании его личности. Во-первых, многие дети из таких семей с раннего детства начинают считать себя исключительными, полагая, что родительские заслуги и авторитет перейдут к ним по наследству. Они ждут, что окружающие будут относиться к ним с таким же почтением, как и к их знаменитым роди-телям, и не задумываются о том, что славу и популярность надо заслужить. Если же они не получают желаемого, то испытывают разочарование, огорчение, обиду, причём не только на окружающих, но и на собственных родителей. В итоге это может привести к эмоциональному отчуждению и социальной изоляции. Во-вторых, бремя родительской славы может переживаться детьми очень тяжело. Многие из них очень рано начинают осознавать, что повышенное внимание к Ним со стороны окружающих вовсе не означает, что они этого заслуживают. Другим они интересны не сами по себе, а лишь как отпрыски знаменитостей. Им же хочется, чтобы оценили их личные достижения! По мере взросления многие из них начинают стремиться к тому, чтобы не только сравняться со своими родителями, но и превзойти их. А удаётся это лишь немногим - самым талантливым, настойчивым и целеустремлённым. Чаще встречается другой, менее благоприятный вариант развития событий. Сколько бы ребёнок, а затем уже и взрослый человек ни старался доказать окружающим, что он достоин славы своих родителей, ему так и не удаётся вырваться из тесного круга, очерченного их личностями. В таком случае вместо детской любви и привязанности могут появиться ненависть к родителям и даже ощущение, что жизнь не удалась именно по их вине [46, с. 191].

В семьях деловых, состоятельных людей родители слишком много внимания уделяют  карьере и не имеют достаточно времени для занятий и общения  со своими детьми, отделываясь от них подарками. Вместо родительской любви дети получают её суррогат.

Таким образом, можно сделать вывод, что среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков – семейная заболевание, семейная проблема.

Формированию отклоняющегося поведения ребенка в значительной мере способствуют различные стрессовые ситуации в его жизни и жизни семьи. Это могут быть:

- развод родителей и их занятость своими личными переживаниями: девиантное поведение как реакция на эмоциональное невнимание  родителей;

- смерть  любимого человека: девиация как  протест на потерю значимого  лица;

- рождение нового ребенка и переключение внимания родителей на малыша: девиация как ревность;

- различные формы насилия над ребенком в семье (унижения, словесные оскорбления, пренебрежение его потребностями): девиация как компенсаторный механизм, как ответная форма насилия;

-   ребенок - жертва сексуального насилия: этиология та же.

Дети  в ситуации социального риска, как  правило, становятся жертвами насилия  того или иного вида как в собственной семье, так и вне ее. Доверительные отношения педагога социального с ребенком способствуют выявлению ситуаций жестокого обращения в ранние сроки и пресечению насилия на начальном этапе.

В неблагополучных  семьях существуют следующие проблемы:

- низкий  социальный статус в какой-либо  из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно;

- алкоголизм  родителей;

- родители  не справляются с возложенными  на них функциями, их адаптивные  способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА  СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С

НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ  СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучными  семьями на базе Учреждения образования «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»

 

Общеизвестен факт, что  семья является главным институтом социализации, через который ребёнок  усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и  навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни  в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребёнка, к которым относятся: физиологические, потребность в любви и уважении, безопасности.

В семье дети получают первый жизненный опыт, поэтому очень  важно в какой семье воспитывается  ребенок: в благополучной или  неблагополучной. Однако далеко не всегда семья выполняет жизненные важные для развития и социального становления  ребенка. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». А  что же такое неблагополучная  семья? У данного понятия нет  четкого определения в научной  литературе. Но, по мнению М.А. Галагузовой: «Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные  способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно»

Прежде, чем начать свою работу по оказанию помощи неблагополучным  СППС Учреждения образования «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» выделила для себя  некоторые из доминирующих факторов неблагополучия семьи, такие как:

- семьи с детьми-инвалидами;

- семьи, где дети находятся на попечении третьих лиц;

- семья в состоянии развода или после развода;

- неполная семья;

- семьи, где один или оба родителей страдают алкоголизмом, наркоманией, нервно-психическими заболеваниями или отбывают срок в местах лишения свободы;

- жестокое обращение с детьми и т.д.

Проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются разных сторон жизни, такие как: социальные, правовые, материальные, медицинские, психологические, педагогические и др.

Решение некоторых проблем  неблагополучных семей в стенах дошкольного образовательного учреждения возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, а именно:

- раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;

- определение причин неблагополучия семьи;

- осуществление информационной помощи семье;

- организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»;

На начало учебного 2010-2011 года в данном детском саду было выявлено 10 неблагополучных семей, родители детей которые злоупотребляют спиртными напитками, ребенок находился с понедельника по пятницу в круглосуточной группе детского сада. Были выявлены дети, чьи родители находятся в местах лишение свободы, а малыши остаются с бабушками.

Социальный педагог составил информационные карты на каждую неблагополучную семью, где описывались: состав семьи, социально бытовые условия, основная проблема неблагополучия, уровень материального обеспечения семьи, характеристика внутренних и внешних контактов семьи. К картам приложили индивидуальные планы работы с рекомендациями узких специалистов (например: с мамой Влада Б. провести  индивидуальные беседы «Проблемы и затруднения в воспитании ребёнка», «Зависимость ребёнка от матери», а так же консультации специалистов по проблеме развития ребенка. С папой была запланирована консультация психолога «Гармония отношений»).

Следующим этапом работы СППС Учреждения образования «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» стало  составление совместных планов работ с родительским комитетом по каждой семье.

Во взаимодействии с семьёй были использованы следующие формы работы:

- родительские собрания;

- беседы;

- индивидуальные консультации;

- информационные и тематические стенды «Дошколенок», где  изложены основные права детей, представлена информация о возможной социальной помощи родителям, опекунам;

- «круглый стол», где происходило не только обсуждение в нетрадиционной обстановке с родителями актуальных проблем воспитания, но и более опытные родители делились с молодыми родителями своим опытом.

- «родительские гостиные» — встречи родителей с узкими специалистами учреждения (педагогом-психологом, учителем-логопедом, руководителем по физическому воспитанию; педагогом по изодеятельности, медицинским персоналом);

- телефон доверия;

- пикники, чаепития.

Особенно важна профилактическая работа воспитателя с неблагополучными семьями. Взаимодействуя с родительским комитетом, воспитатель проводит  совместные патронажи неблагополучных семьей. Такое посещение семьи дает возможность наблюдать ее в естественных условиях. Что позволяет нам выявить больше информации, чем лежит на поверхности.

Патронаж проводится со следующими целями:

- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

- адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Посещение семьи позволяет определить проблему,  разработать план дальнейшей работы с данной семьей.

На начало учебного года составляется не только план взаимодействия с такими семьями, но план мероприятий по вовлечению неблагополучных семей в жизнь детского сада.

 

Совместная деятельность детей и родителей, изготовление поделок из природного материала  «Осенние причуды»;

сентябрь

Выставка поделок на тематику: «Новогодние фантазии»

декабрь

Конкурс  рисунков на тему: «В мире детской любви»

апрель

Родительская конференция  «Развитие творческой способности  детей»

март


 

Психолог провела с  родителями коллективные консультации «Ребёнок боится темноты» и «Влияние жестокого обращения с ребёнком в семье на его развитие» и  индивидуальные по темам, которые мы планируем в индивидуальных картах взаимодействия.

Учреждение образования «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» находится в тесной связи с отделом опеки и попечительства Управления образования и детской комнатой милиции, ИДН.

Деятельность воспитателя  включает в себя не только привлечение  родителей к жизни детей в  детском саду, но и  взаимодействие по различным вопросам. Используя  принцип индивидуального подхода воспитатели  определяют стратегию их участия  в жизни  детского сада:

- оказание разовой помощи;

- оказание помощи в  проведении различных детских  мероприятий;

- участие в родительском  комитете и попечительском совете;

- организаторы и руководители различных мероприятий для других родителей.

Встречались, конечно, и трудности, не сразу родители шли на контакт, но все, же работники Учреждения образования «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» нашли те слова, которые привлекли их к участию в жизнь детского сада, и воспитанию своих детей.

Информация о работе Неблагополучная семья