Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:06, дипломная работа
Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ
СЕМЬЯМИ……………………………………………………………6
1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе………………...6
1.2 Неблагополучная семья – объект социально-педагогической работы...11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..20
2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучными
семьями на базе Учреждения образования «Государственный ясли-сад
№ 82 г. Витебска»…………………………………………………………20
2.2 Особенности профилактики и коррекционной работы социального
педагога с неблагополучной семьей……………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………
К внутренне неблагополучным семьям порою можно причислить и кажущиеся совершенно нормальными семьи, ориентированные на успех ребёнка. Основное содержание общения здесь сводится к обсуждению возрастных, индивидуальных особенностей ребёнка и родительским ожиданиям от него неординарных успехов. Родители внушают детям стремление к достижениям, но это стремление иногда сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребёнок начинает чувствовать, что отношения с родителями зависят от его успехов. Он боится, что его будут любить только до тех пор, пока он всё делает хорошо. Он заранее уверен в том, что его ждут упреки, назидания, а то и наказания, если ему не удастся достичь ожидаемых результатов. Эта жёсткая связь между достижением и признанием со стороны близких часто не позволяет ребёнку расслабиться. Ведь это может, по его мнению, привести к серьёзной ошибке, плохой оценке, недостаточно хорошему исполнению порученного дела. Если это всё-таки произошло, ребенок может совершить что-то страшное и противоестественное (например, попытку самоубийства) - лишь бы не увидеть разочарованные глаза своих родителей...
К сожалению, подобная форма скрытого семейного неблагополучия часто остаётся незамеченной, и не только самими родителями, но и специалистами-психологами. Ведь подобная семья в нашем обществе является чуть ли не образцовой! В то же время родители, имеющие самые лучшие намерения, оказываются в плену своих закостеневших представлений о том, что «хорошо» и что «плохо». А для ребёнка жизнь в такой семье может стать настоящей трагедией.
«Псевдовзаимные» семьи поощряют выражение только тёплых, позитивных чувств, а враждебность, гнев, раздражение всячески скрывают и подавляют. В «псевдовраждебных» семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные скрывать, отвергать. При отсутствии исходного взаимопонимания супруги могут демонстрировать окружающим стремление оказывать поддержку друг другу и принимать помощь от своего партнёра. На самом же деле под маской подобной кооперации скрывается эгоистический, конкурентный характер взаимоотношений. Он может быть перенесён и в сферу взаимодействия с детьми, что неизбежно отражается на формировании личности ребёнка. Дети учатся не столько чувствовать, сколько «играть в чувства», оставаясь при этом эмоционально холодными и отчуждёнными. Став взрослым, ребёнок из такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности заботиться и любить, будет предпочитать невмешательство в личные дела даже самого близкого человека. Эмоциональное дистанцирование станет его основным жизненным принципом [46, с. 191].
В семьях известных людей у ребёнка, в отличие от многих сверстников, есть всё: и материальный достаток, и возможность заниматься любимым делом. Однако известность и успехи родителей могут негативно сказаться на формировании его личности. Во-первых, многие дети из таких семей с раннего детства начинают считать себя исключительными, полагая, что родительские заслуги и авторитет перейдут к ним по наследству. Они ждут, что окружающие будут относиться к ним с таким же почтением, как и к их знаменитым роди-телям, и не задумываются о том, что славу и популярность надо заслужить. Если же они не получают желаемого, то испытывают разочарование, огорчение, обиду, причём не только на окружающих, но и на собственных родителей. В итоге это может привести к эмоциональному отчуждению и социальной изоляции. Во-вторых, бремя родительской славы может переживаться детьми очень тяжело. Многие из них очень рано начинают осознавать, что повышенное внимание к Ним со стороны окружающих вовсе не означает, что они этого заслуживают. Другим они интересны не сами по себе, а лишь как отпрыски знаменитостей. Им же хочется, чтобы оценили их личные достижения! По мере взросления многие из них начинают стремиться к тому, чтобы не только сравняться со своими родителями, но и превзойти их. А удаётся это лишь немногим - самым талантливым, настойчивым и целеустремлённым. Чаще встречается другой, менее благоприятный вариант развития событий. Сколько бы ребёнок, а затем уже и взрослый человек ни старался доказать окружающим, что он достоин славы своих родителей, ему так и не удаётся вырваться из тесного круга, очерченного их личностями. В таком случае вместо детской любви и привязанности могут появиться ненависть к родителям и даже ощущение, что жизнь не удалась именно по их вине [46, с. 191].
В семьях деловых, состоятельных людей родители слишком много внимания уделяют карьере и не имеют достаточно времени для занятий и общения со своими детьми, отделываясь от них подарками. Вместо родительской любви дети получают её суррогат.
Таким образом, можно сделать вывод, что среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков – семейная заболевание, семейная проблема.
Формированию отклоняющегося поведения ребенка в значительной мере способствуют различные стрессовые ситуации в его жизни и жизни семьи. Это могут быть:
- развод родителей и их занятость своими личными переживаниями: девиантное поведение как реакция на эмоциональное невнимание родителей;
- смерть любимого человека: девиация как протест на потерю значимого лица;
- рождение нового ребенка и переключение внимания родителей на малыша: девиация как ревность;
- различные формы насилия над ребенком в семье (унижения, словесные оскорбления, пренебрежение его потребностями): девиация как компенсаторный механизм, как ответная форма насилия;
- ребенок - жертва сексуального насилия: этиология та же.
Дети в ситуации социального риска, как правило, становятся жертвами насилия того или иного вида как в собственной семье, так и вне ее. Доверительные отношения педагога социального с ребенком способствуют выявлению ситуаций жестокого обращения в ранние сроки и пресечению насилия на начальном этапе.
В неблагополучных семьях существуют следующие проблемы:
- низкий
социальный статус в какой-
- алкоголизм родителей;
- родители
не справляются с возложенными
на них функциями, их
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучными семьями на базе Учреждения образования «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»
Общеизвестен факт, что семья является главным институтом социализации, через который ребёнок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребёнка, к которым относятся: физиологические, потребность в любви и уважении, безопасности.
В семье дети получают первый
жизненный опыт, поэтому очень
важно в какой семье
Прежде, чем начать свою работу по оказанию помощи неблагополучным СППС Учреждения образования «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» выделила для себя некоторые из доминирующих факторов неблагополучия семьи, такие как:
- семьи с детьми-инвалидами;
- семьи, где дети находятся на попечении третьих лиц;
- семья в состоянии развода или после развода;
- неполная семья;
- семьи, где один или оба родителей страдают алкоголизмом, наркоманией, нервно-психическими заболеваниями или отбывают срок в местах лишения свободы;
- жестокое обращение с детьми и т.д.
Проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются разных сторон жизни, такие как: социальные, правовые, материальные, медицинские, психологические, педагогические и др.
Решение некоторых проблем неблагополучных семей в стенах дошкольного образовательного учреждения возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, а именно:
- раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;
- определение причин неблагополучия семьи;
- осуществление информационной помощи семье;
- организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»;
На начало учебного 2010-2011 года в данном детском саду было выявлено 10 неблагополучных семей, родители детей которые злоупотребляют спиртными напитками, ребенок находился с понедельника по пятницу в круглосуточной группе детского сада. Были выявлены дети, чьи родители находятся в местах лишение свободы, а малыши остаются с бабушками.
Социальный педагог составил информационные карты на каждую неблагополучную семью, где описывались: состав семьи, социально бытовые условия, основная проблема неблагополучия, уровень материального обеспечения семьи, характеристика внутренних и внешних контактов семьи. К картам приложили индивидуальные планы работы с рекомендациями узких специалистов (например: с мамой Влада Б. провести индивидуальные беседы «Проблемы и затруднения в воспитании ребёнка», «Зависимость ребёнка от матери», а так же консультации специалистов по проблеме развития ребенка. С папой была запланирована консультация психолога «Гармония отношений»).
Следующим этапом работы СППС Учреждения образования «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» стало составление совместных планов работ с родительским комитетом по каждой семье.
Во взаимодействии с семьёй были использованы следующие формы работы:
- родительские собрания;
- беседы;
- индивидуальные консультации;
- информационные и тематические стенды «Дошколенок», где изложены основные права детей, представлена информация о возможной социальной помощи родителям, опекунам;
- «круглый стол», где происходило не только обсуждение в нетрадиционной обстановке с родителями актуальных проблем воспитания, но и более опытные родители делились с молодыми родителями своим опытом.
- «родительские гостиные» — встречи родителей с узкими специалистами учреждения (педагогом-психологом, учителем-логопедом, руководителем по физическому воспитанию; педагогом по изодеятельности, медицинским персоналом);
- телефон доверия;
- пикники, чаепития.
Особенно важна
Патронаж проводится со следующими целями:
- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
- адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
Посещение семьи позволяет определить проблему, разработать план дальнейшей работы с данной семьей.
На начало учебного года составляется не только план взаимодействия с такими семьями, но план мероприятий по вовлечению неблагополучных семей в жизнь детского сада.
Совместная деятельность детей и родителей, изготовление поделок из природного материала «Осенние причуды»; |
сентябрь |
Выставка поделок на тематику: «Новогодние фантазии» |
декабрь |
Конкурс рисунков на тему: «В мире детской любви» |
апрель |
Родительская конференция «Развитие творческой способности детей» |
март |
Психолог провела с родителями коллективные консультации «Ребёнок боится темноты» и «Влияние жестокого обращения с ребёнком в семье на его развитие» и индивидуальные по темам, которые мы планируем в индивидуальных картах взаимодействия.
Учреждение образования «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» находится в тесной связи с отделом опеки и попечительства Управления образования и детской комнатой милиции, ИДН.
Деятельность воспитателя включает в себя не только привлечение родителей к жизни детей в детском саду, но и взаимодействие по различным вопросам. Используя принцип индивидуального подхода воспитатели определяют стратегию их участия в жизни детского сада:
- оказание разовой помощи;
- оказание помощи в проведении различных детских мероприятий;
- участие в родительском
комитете и попечительском
- организаторы и руководители различных мероприятий для других родителей.
Встречались, конечно, и трудности, не сразу родители шли на контакт, но все, же работники Учреждения образования «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» нашли те слова, которые привлекли их к участию в жизнь детского сада, и воспитанию своих детей.