Неблагополучная семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:06, дипломная работа

Описание

Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ
СЕМЬЯМИ……………………………………………………………6
1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе………………...6
1.2 Неблагополучная семья – объект социально-педагогической работы...11

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..20
2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучными
семьями на базе Учреждения образования «Государственный ясли-сад
№ 82 г. Витебска»…………………………………………………………20
2.2 Особенности профилактики и коррекционной работы социального
педагога с неблагополучной семьей……………………………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

диплом. неблагополучные.docx

— 252.50 Кб (Скачать документ)

Возможность получения информации:

— из каких  источников;

— в какой  форме;

— необходимость  официального запроса в учреждения, организации (есть, нет).

2. Выявление форм работы с семьёй, мер помощи, результативности для семьи: куда обращались, по какой проблеме; какие формы работы проводились (в отношении ребёнка, семьи в целом); как семья оценивает результативность работы с ней; каковы дальнейшие ожидания

Запросы в учреждения, организации; анализ информации о работе с семьёй: куда обращались, по какой проблеме; кто был инициатором  запроса; какие формы работы проводились (в отношении ребёнка, семьи в  целом); как специалисты оценивают  результативность работы с семьёй; каковы возможные формы дальнейшей работы.

3. Анализ документации по работе всех служб с семьёй

Таким образом, на основе анализа информации о службах, ранее работавших с семьёй, планируется следующий этап работы социального педагога по реабилитации семьи, определяется функционал других специалистов, имеющих ресурсы для оказания ребёнку специализированной помощи.

В настоящее  время социальными работниками  активно используются следующие  модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая  и медицинская. Использование той  или иной модели зависит от характера  причин вызывающих проблему детско-родительских отношений [13, c. 40].

- Педагогическая  модель базируется на предположении  о недостаточной педагогической  компетентности родителей. 

Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя  данную модель, социальный педагог  ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько  на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы  воспитания.

- Социальная  модель используется в тех  случаях, когда семейные трудности  являются результатом неблагоприятных  жизненных обстоятельств. Поэтому  помимо анализа жизненной ситуации  необходима помощь внешних сил  (пособия, разовые выплаты и  т.п.).

- Психологическая  модель используется, когда причины  трудностей ребенка лежат в  области общения, в личностных  особенностях членов семьи. Данная  модель предполагает анализ семейной  ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений.  Практическая помощь заключается  в преодолении барьеров общения  и причин его нарушений [21, c. 256].

- Диагностическая  модель основывается на предположении  дефицита у родителей специальных  знаний о ребенке или своей  семье. Объект диагностики —  семья, дети и подростки с  нарушениями общения.

- Медицинская  модель предполагает, что в основе  семейных трудностей лежат болезни.  Помощь заключается в проведении  психотерапии (лечении больного  и адаптации здоровых членов  семьи к проблемам больного).

Как правило, школьный социальный работник использует педагогическую (учебную) модель в работе с родителями. Как уже было сказано  выше, данная модель исходит из предположения  о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта  модель носит профилактический характер, особенно в ней нуждаются дисфункциональные семьи, так как она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи. В этих целях используют следующие формы работы с проблемной семьей в рамках педагогической модели:

Психолого-педагогические консультации на темы: «Роль семьи  в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное  состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т.д.

Педагогические  поручения, например, организация труда  в семье, семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или  написание письма своему ребенку  и т.д.

Педагогические  практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т.д. [14, c. 150].

Объектом  воздействия социального работника  могут быть все взрослые члены  семьи, ребенок и сама семья, в  целом, как коллектив. Действуя в  интересах ребенка, социальный педагог  призван оказывать необходимую  помощь и поддержку семье. В его  задачи входит установление контактов  с семьей, выявление проблем и  трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с  другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями  правоохранительных органов и органов  опеки и попечительства и др.). Специалисты в области социальной педагогики (М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Е.Я. Тищенко, В.П. Дьяконов и др.) считают, что деятельность социального педагога с семьей протекает по трем направлениям: образовательное, психологическое, посредническое.

Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

Проблемно-ориентированная  модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей, то есть в центре этой модели находится требование, чтобы специалисты, оказывающие помощь, концентрировали усилие на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать. Данная модель предписывает решать проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование возможностей членов семьи в решении их собственных трудностей. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.

К долгосрочным формам работы относится социально-педагогическое патронирование и надзор. Консультативная работа и образовательный тренинг являются универсальными, так как используются как в краткосрочных, так и долгосрочных формах работы.

Диагностика семьи является постоянным компонентом  в деятельности социального работника, на котором основывается система  помощи и поддержки семьи. Проведение диагностических процедур требует  соблюдения ряда принципов: комплексности, объективности, достаточности, последовательности и т.д. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято  только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует  начинать с первичной диагностики  жалоб родителей, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, выявить  причины указанных нарушений [23, c. 115].

Некоторые исследователи (А.А. Бодалев, В.В. Столин) считают, что в основе диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения:

- Теоретическое положение - причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать в особенностях детско-родительских отношений, стиле воспитания, а также в искажении процесса саморазвития;

- Практическое положение - построение диагностики по принципу «ветвящегося дерева», то есть последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем этапе.

Таким образом, можно сделать вывод, что основной целью работы социального педагога с неблагополучной семьей - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.

Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.

Социальный  педагог по своему профессиональному  назначению стремится по возможности  предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального  и т. п. плана). Социальный педагог  не ждет, когда к нему обратятся  за помощью. В этической форме  он сам «выходит» на контакт с семьей.

Объектом  воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Деятельность  социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально  – педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

После проведенного исследования и анализа литературных источников можно сделать следующие  выводы:

1. Семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Семьей  называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.

Неблагополучные семьи – это семьи, которые  имеют низкий социальный статус в  какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

2. Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные  способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.

В неблагополучных  семьях существуют следующие проблемы:

- низкий  социальный статус в какой-либо  из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно;

- алкоголизм  родителей;

- родители  не справляются с возложенными  на них функциями, их адаптивные  способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

3. Основные  направления социально-педагогичесокй работы с неблагополучной семьей:

- Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.

- Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка с позиции социального педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями).

- Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной модели.

Существует  необходимость в диагностике  семейного неблагополучия, его причин и истоков, прогнозирование последствий. На основе диагностических данных —  разработка программ социально-педагогической поддержки, комплексное сопровождение  проблемных семей.

4. Социальный педагог составил информационные карты на каждую неблагополучную семью, где описывались: состав семьи, социально бытовые условия, основная проблема неблагополучия, уровень материального обеспечения семьи, характеристика внутренних и внешних контактов семьи. К картам приложили индивидуальные планы работы с рекомендациями узких специалистов (например: с мамой Влада Б. провести  индивидуальные беседы «Проблемы и затруднения в воспитании ребёнка», «Зависимость ребёнка от матери», а так же консультации специалистов по проблеме развития ребенка. С папой была запланирована консультация психолога «Гармония отношений»).

Информация о работе Неблагополучная семья