Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:06, дипломная работа
Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ
СЕМЬЯМИ……………………………………………………………6
1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе………………...6
1.2 Неблагополучная семья – объект социально-педагогической работы...11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..20
2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучными
семьями на базе Учреждения образования «Государственный ясли-сад
№ 82 г. Витебска»…………………………………………………………20
2.2 Особенности профилактики и коррекционной работы социального
педагога с неблагополучной семьей……………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………
формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, просмотр и обсуждение фильмов, соревнования, конкурсы, туристические походы, экскурсионные поездки. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День защитника отечества, День бабушек и дедушек, День моего ребенка; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на проверке» и др.;
Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.
Таким образом, можно сделать вывод, что разработанная теоретически данная программа может быть опробирована практически на базе Учреждения образования «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска».
Данная программа позволит сблизить членов неблагополучных семей, улучшить микроклимат в данных семьях, раскрыть творческий потенциал детей и родителей, привить навыки здорового образа жизни.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своего ребенка – главная ошибка семейного воспитания.
2.2 Особенности профилактики
и коррекционной работы
педагога с неблагополучной семьей
Проблема работы с семьей и актуальна, и одновременно банальна. В последние десятилетия много раз искались новые подходы в работе в этом направлении, новые методики, но число неблагополучных семей не уменьшается. Причины разные. И одна из основных - это то, что на протяжении длительного времени работа велась с абстрактной семьей. О родителях говорили «вообще». Однако общение с родителями свидетельствует о том, что они хотят не общих рекомендаций, а советов каждой конкретной семье.
К месту вспомнить слова белорусского социолога Н. Г. Юркевича: «От родителя в первую очередь зависит, будет ли «душа» будущего человека чутким резонатором, в котором мгновенно находят отзвук переживания другого, или станет, скажем, своеобразным звукопоглощателем».
В настоящее время Министерство образования Республики Беларусь приняло ряд документов, которые позволяют целенаправленно работать с неблагополучными семьями. Это, прежде всего, Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В соответствии с названным Законом утверждена инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» (Постановление Министерства образования от 28 мая 2004 г. № 47).
Существуют
следующие направления
1. Образовательное
направление. Включает помощь
родителям в обучении и
2. Психологическое
направление. Включает
3. Посредническое
направление. Данное
Работая с семьей, социальный работник выступает, как правило, в трех ролях: советник, консультант, защитник.
Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей.
В практике социальной работы с семьей используются в основном две формы работы, краткосрочные и долгосрочные. Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модель взаимодействия [16, c. 70].
Работа с неблагополучной семьей может проводиться поэтапно.
Этап 1. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, поиск и формирование положительных основ для дальнейшего сотрудничества, что происходит в ходе бесед, проводимых как в школе, так и во время посещения ученика на дому, в ходе знакомства с родителями, родственниками, ближайшим социальным окружением семьи.
Если родители идут на контакт с психологом и социальным работником, то можно переходить ко второму этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие на семью могут оказать органы милиции, отдел по охране прав детства и т.п.
Этап 2. Изучение семьи состоит: а) в социально-педагогической и психологической диагностике семьи (изучение микроклимата семьи, стилей воспитания; уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего; выявление материального обеспечения и жилищно-бытовых условий; изучение взаимоотношений между взрослыми в семье; применение методов и приемов воспитательного воздействия); б) в диагностике причин семейного неблагополучия (с этой целью используются методы психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.п.), осуществляется обследование жилищно-бытовых условий и анализ информации о семье из документации).
Этап 3. Обработка результатов социально-педагогической и психо-логической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия.
Этап 4. Выбор форм и методов работы с семьей в зависимости от ведущей причины неблагополучия.
Этап 5. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.
Также в работе с неблагополучными семьями используются такие психолого-педагогические методы, как метод поиска ресурсов, метод выстраивания будущего, прошлых воспоминаний. Приведем основные вопросы, ответы на которые полезно обсудить вместе с родителями: «Что будет с вашей семьей через год, через пять лет?», «Что в вас самих может помочь вам изме-нить жизнь к лучшему?», «Кто из вашего ближайшего окружения может изменить вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?»
Жизнь детей в неблагополучной семье тяжело сказывается на психическом развитии ребенка. Дети тяжело переживают отрыв от семьи, даже если эта семья относится к категории самой неблагополучной. Жизнь детей в социально-педагогических - учреждениях не может заменить ему опыт семьи и родительскую любовь. Дети по-прежнему продолжают любить своих родителей, идеализируют их, мечтают о возвращении в семью.
На предварительном этапе проводится диагностика всех детей для выделения общей группы риска (по всем факторам/показателям). Цель этого этапа - определить, в чём заключаются трудности ребёнка (учебная дезадаптация, неблагоприятная социальная ситуация в семье, проблемное поведение и пр.).
Изучение социальным работником семейной ситуации проводится после анализа социальных паспортов классов (групп). Социальные паспорта, как правило, содержат информацию о количестве в конкретном классе (группе) детей из семей, по тем или иным показателям попадающих в группу риска.
В дальнейшем дети группы риска обследуются в зависимости от выявленного фактора риска с использованием подобранных диагностических средств. Такая углублённая диагностика проводится совместно с психологом. Уровень социальной адаптированности/дезадаптации, степени риска форм отклоняющегося поведения ребёнка может быть выявлен с помощью методик, например, методики диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда. По необходимости может запрашиваться и анализироваться информация из медицинских учреждений, из подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, органов социальной защиты.
На данном этапе определяются дети, с проблемами которых будут работать специалисты образовательного учреждения (социальный педагог, психолог), и учащиеся, которым необходима помощь в специально организованных условиях.
Таким образом, по результатам двух этапов диагностики определяется статус ребёнка группы риска, выявляется необходимость диагностической работы с семьёй ребёнка, оказания ему специализированной помощи (медицинской, психологической, социальной), разрабатывается и реализуется программа реабилитации. Определяется также функционал других специалистов, имеющих ресурсы для оказания ребёнку специализированной помощи.
В целом первичное изучение семьи включает:
- выявление состава семьи;
- анализ
внутренних и внешних
- выявление ценностных ориентации семьи;
- определение
уровня материального
- определение особенностей состояния здоровья членов семьи.
При первичном изучении семьи социальный педагог использует различные методы: беседы с членами семьи, наблюдения за детьми вне дома (образовательное учреждение, среда сверстников и т.п.), беседы с социальным окружением семьи (соседи, педагоги ребёнка и др.).
Возможно проведение беседы с родителями как на дому (если получено согласие на визит), так и в образовательном учреждении, куда приглашаются члены семьи. В начале беседы социальный педагог представляется, сообщает о цели беседы. Продолжительность встречи не должна превышать одного часа. В отдельных случаях беседа проводится с участием психолога, специалиста по охране прав детства.
Вопросы, как правило, в большей мере касаются ребёнка, детско-роди-тельских отношений, восприятия родителями семейной ситуации. Начинать лучше с простых вопросов, нейтральных по смыслу. Более сложные вопросы, требующие размышлений, анализа, каких-либо фактов из жизни, лучше предлагать в середине беседы, когда собеседник уже настроился на ритм разговора, у него сформировалась позитивная установка на разговор.
В процессе беседы:
- собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу;
- важно следить за точностью формулировок (своих и собеседника), в Вопросы не должны быть внушающими, ставиться в форме утверждения;
- внимательно слушать собеседника, не прерывать его высказывания (собеседник всегда говорит о значимых для него вещах, при прерывании беседы утрачивается контакт, в силу этого важная информация может быть потеряна);
- можно начинать с расспроса, постепенно переходя к активному слушанию;
- следует избегать вопросов «в лоб», малораспространённых слов, специальной терминологии, формулировок, внушающих определённые ответы;
- необходимо ставить альтернативные вопросы для контроля правильности ответов (собеседник может давать социально желательные ответы, чтобы произвести положительное впечатление);
- впроективных вопросах может описываться ситуация о вымышленном человеке — собеседник поставит себя на место лица, упоминаемого в вопросе, и таким образом выразит свою собственную позицию.
Возможен вариант ведения беседы, ориентированной на проблему семейного неблагополучия:
— неполная, малообеспеченная семья (вопросы могут касаться форм социальной помощи; проблем воспитания);
— алкогольная зависимость, асоциальное поведение родителей;
— нарушения поведения, социальная и учебная дезадаптация ребёнка;
— нарушения детско-родительских отношений, неадекватные формы семейного воспитания.
Возможный алгоритм беседы:
Основная проблема выявляется на этапе анализа социальных карт класса, группы, информации о ребёнке от классного руководителя, воспитателя.
Определение
возможности и условий
— доступность семьи для контакта;
— условия проведения (приглашение в школу, посещение на дому).
Подготовка плана беседы, информирование родителей о цели, месте проведения беседы.
Возможный круг вопросов исходя из проблемы: