Неблагополучная семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:06, дипломная работа

Описание

Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ
СЕМЬЯМИ……………………………………………………………6
1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе………………...6
1.2 Неблагополучная семья – объект социально-педагогической работы...11

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..20
2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучными
семьями на базе Учреждения образования «Государственный ясли-сад
№ 82 г. Витебска»…………………………………………………………20
2.2 Особенности профилактики и коррекционной работы социального
педагога с неблагополучной семьей……………………………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

диплом. неблагополучные.docx

— 252.50 Кб (Скачать документ)

формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, просмотр и обсуждение фильмов, соревнования, конкурсы, туристические походы, экскурсионные поездки. Широкое распространение получают  семейные праздники и фестивали: День матери, День защитника отечества, День бабушек и дедушек, День моего ребенка; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на проверке» и др.;

Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими  факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов  целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.

Таким образом, можно сделать  вывод, что разработанная теоретически данная программа может быть опробирована практически на базе Учреждения образования «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска».

Данная программа позволит сблизить членов неблагополучных семей, улучшить микроклимат в данных семьях, раскрыть творческий потенциал детей и родителей, привить навыки здорового образа жизни.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и  поддерживать своего ребенка – главная  ошибка семейного воспитания.

 

    2.2 Особенности профилактики  и коррекционной работы социального

          педагога  с неблагополучной семьей

 

Проблема  работы с семьей и актуальна, и  одновременно банальна. В последние  десятилетия много раз искались новые подходы в работе в этом направлении, новые методики, но число неблагополучных семей не уменьшается. Причины разные. И одна из основных - это то, что на протяжении длительного времени работа велась с абстрактной семьей. О родителях говорили «вообще». Однако общение с родителями свидетельствует о том, что они хотят не общих рекомендаций, а советов каждой конкретной семье.

К месту  вспомнить слова белорусского социолога Н. Г. Юркевича: «От родителя в первую очередь зависит, будет ли «душа» будущего человека чутким резонатором, в котором мгновенно находят отзвук переживания другого, или станет, скажем, своеобразным звукопоглощателем».

В настоящее  время Министерство образования Республики Беларусь приняло ряд документов, которые позволяют целенаправленно работать с неблагополучными семьями. Это, прежде всего, Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В соответствии с названным Законом утверждена инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» (Постановление Министерства образования от 28 мая 2004 г. № 47).

Существуют  следующие направления социально-педагогической работы с неблагополучной семьей:

1. Образовательное  направление. Включает помощь  родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена  на формирование педагогической  культуры родителей и их просвещение.  Помощь в воспитании осуществляется  путем создания специальных воспитывающих  ситуаций в целях укрепления  воспитательного потенциала семьи.  Данное направление основано  на использовании педагогической  модели помощи семьи. 

2. Психологическое  направление. Включает социально-психологическую  поддержку и коррекцию и основано  на психологической и диагностической  моделях. Такая поддержка с  позиции социального педагога, направлена  на формирование благоприятной  психологической атмосферы в  семье. Оказание поддержки в  союзе с психологом становится  наиболее эффективным. Коррекция  отношений осуществляется в том  случае, когда в семье наблюдаются  факты психологического насилия  над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами  и потребностями).

3. Посредническое  направление. Данное направление  содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию  и информирование. Помощь в организации  заключается в организации семейного  досуга (включение членов семьи  в организацию и проведение  праздников, ярмарок, выставок и  т.д.). Помощь в координации направлена  на установление и актуализацию  связей семьи с различными  ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и  поддержки. Помощь в информировании  направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной модели [15, c. 257].

Работая с семьей, социальный работник выступает, как правило, в трех ролях: советник, консультант, защитник.

Советник  — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей  и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант — консультирует по вопросам семейного  законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального  развития и воспитания ребенка в  семье.

Защитник  — защищает права ребенка в  случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей  от процесса воспитания детей.

В практике социальной работы с семьей используются в основном две формы работы, краткосрочные  и долгосрочные. Среди краткосрочных  форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модель взаимодействия [16, c. 70].

Работа  с неблагополучной семьей может  проводиться поэтапно.

Этап 1. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, поиск и формирование положительных основ для дальнейшего сотрудничества, что происходит в ходе бесед, проводимых как в школе, так и во время посещения ученика на дому, в ходе знакомства с родителями, родственниками, ближайшим социальным окружением семьи.

Если  родители идут на контакт с психологом и социальным работником, то можно переходить ко второму этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие на семью могут оказать органы милиции, отдел по охране прав детства и т.п.

Этап 2. Изучение семьи состоит: а) в социально-педагогической и психологической диагностике семьи (изучение микроклимата семьи, стилей воспитания; уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего; выявление материального обеспечения и жилищно-бытовых условий; изучение взаимоотношений между взрослыми в семье; применение методов и приемов воспитательного воздействия); б) в диагностике причин семейного неблагополучия (с этой целью используются методы психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.п.), осуществляется обследование жилищно-бытовых условий и анализ информации о семье из документации).

Этап 3. Обработка результатов социально-педагогической и психо-логической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия.

Этап 4. Выбор форм и методов работы с семьей в зависимости от ведущей причины неблагополучия.

Этап 5. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.

Также в  работе с неблагополучными семьями  используются такие психолого-педагогические методы, как метод поиска ресурсов, метод выстраивания будущего, прошлых воспоминаний. Приведем основные вопросы, ответы на которые полезно обсудить вместе с родителями: «Что будет с вашей семьей через год, через пять лет?», «Что в вас самих может помочь вам изме-нить жизнь к лучшему?», «Кто из вашего ближайшего окружения может изменить вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?»

Жизнь детей  в неблагополучной семье тяжело сказывается на психическом развитии ребенка. Дети тяжело переживают отрыв от семьи, даже если эта семья относится к категории самой неблагополучной. Жизнь детей в социально-педагогических - учреждениях не может заменить ему опыт семьи и родительскую любовь. Дети по-прежнему продолжают любить своих родителей, идеализируют их, мечтают о возвращении в семью.

На предварительном  этапе проводится диагностика всех детей для выделения общей группы риска (по всем факторам/показателям). Цель этого этапа - определить, в чём заключаются трудности ребёнка (учебная дезадаптация, неблагоприятная социальная ситуация в семье, проблемное поведение и пр.).

Изучение  социальным работником семейной ситуации проводится после анализа социальных паспортов классов (групп). Социальные паспорта, как правило, содержат информацию о количестве в конкретном классе (группе) детей из семей, по тем или иным показателям попадающих в группу риска.

В дальнейшем дети группы риска обследуются в зависимости от выявленного фактора риска с использованием подобранных диагностических средств. Такая углублённая диагностика проводится совместно с психологом. Уровень социальной адаптированности/дезадаптации, степени риска форм отклоняющегося поведения ребёнка может быть выявлен с помощью методик, например, методики диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда. По необходимости может запрашиваться и анализироваться информация из медицинских учреждений, из подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, органов социальной защиты.

На данном этапе определяются дети, с проблемами которых будут работать специалисты образовательного учреждения (социальный педагог, психолог), и учащиеся, которым необходима помощь в специально организованных условиях.

Таким образом, по результатам двух этапов диагностики  определяется статус ребёнка группы риска, выявляется необходимость диагностической работы с семьёй ребёнка, оказания ему специализированной помощи (медицинской, психологической, социальной), разрабатывается и реализуется программа реабилитации. Определяется также функционал других специалистов, имеющих ресурсы для оказания ребёнку специализированной помощи.

В целом  первичное изучение семьи включает:

- выявление  состава семьи;

- анализ  внутренних и внешних контактов  семьи;

- выявление  ценностных ориентации семьи;

- определение  уровня материального обеспечения,  условий жизни, быта;

- определение  особенностей состояния здоровья членов семьи.

При первичном  изучении семьи социальный педагог  использует различные методы: беседы с членами семьи, наблюдения за детьми вне дома (образовательное учреждение, среда сверстников и т.п.), беседы с социальным окружением семьи (соседи, педагоги ребёнка и др.).

Возможно  проведение беседы с родителями как  на дому (если получено согласие на визит), так и в образовательном учреждении, куда приглашаются члены семьи. В начале беседы социальный педагог представляется, сообщает о цели беседы. Продолжительность встречи не должна превышать одного часа. В отдельных случаях беседа проводится с участием психолога, специалиста по охране прав детства.

Вопросы, как правило, в большей мере касаются ребёнка, детско-роди-тельских отношений, восприятия родителями семейной ситуации. Начинать лучше с простых вопросов, нейтральных по смыслу. Более сложные вопросы, требующие размышлений, анализа, каких-либо фактов из жизни, лучше предлагать в середине беседы, когда собеседник уже настроился на ритм разговора, у него сформировалась позитивная установка на разговор.

В процессе беседы:

- собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу;

- важно следить за точностью формулировок (своих и собеседника), в Вопросы не должны быть внушающими, ставиться в форме утверждения;

- внимательно слушать собеседника, не прерывать его высказывания (собеседник всегда говорит о значимых для него вещах, при прерывании беседы утрачивается контакт, в силу этого важная информация может быть потеряна);

- можно начинать с расспроса, постепенно переходя к активному слушанию;

- следует избегать вопросов «в лоб», малораспространённых слов, специальной терминологии, формулировок, внушающих определённые ответы;

- необходимо ставить альтернативные вопросы для контроля правильности ответов (собеседник может давать социально желательные ответы, чтобы произвести положительное впечатление);

- впроективных вопросах может описываться ситуация о вымышленном человеке — собеседник поставит себя на место лица, упоминаемого в вопросе, и таким образом выразит свою собственную позицию.

Возможен  вариант ведения беседы, ориентированной  на проблему семейного неблагополучия:

— неполная, малообеспеченная семья (вопросы могут  касаться форм социальной помощи; проблем  воспитания);

— алкогольная  зависимость, асоциальное поведение  родителей;

— нарушения  поведения, социальная и учебная дезадаптация ребёнка;

— нарушения  детско-родительских отношений, неадекватные формы семейного воспитания.

Возможный алгоритм беседы:

Основная  проблема выявляется на этапе анализа  социальных карт класса, группы, информации о ребёнке от классного руководителя, воспитателя.

Определение возможности и условий проведения беседы:

— доступность  семьи для контакта;

— условия  проведения (приглашение в школу, посещение на дому).

Подготовка  плана беседы, информирование родителей  о цели, месте проведения беседы.

Возможный круг вопросов исходя из проблемы:

Информация о работе Неблагополучная семья