Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:06, дипломная работа
Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ
СЕМЬЯМИ……………………………………………………………6
1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе………………...6
1.2 Неблагополучная семья – объект социально-педагогической работы...11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..20
2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучными
семьями на базе Учреждения образования «Государственный ясли-сад
№ 82 г. Витебска»…………………………………………………………20
2.2 Особенности профилактики и коррекционной работы социального
педагога с неблагополучной семьей……………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………
Во взаимодействии с семьёй были использованы следующие формы работы: родительские собрания; беседы; индивидуальные консультации; информационные и тематические стенды «Дошколенок», где изложены основные права детей, представлена информация о возможной социальной помощи родителям, опекунам.
Особенно важна профилактическая работа воспитателя с неблагополучными семьями. Взаимодействуя с родительским комитетом, воспитатель проводит совместные патронажи неблагополучных семьей. Такое посещение семьи дает возможность наблюдать ее в естественных условиях. Что позволяет нам выявить больше информации, чем лежит на поверхности.
5. После
проведенного исследования
Поэтому нами была разработана программа социально-педагогической работы с неблагополучными семьями, в которой основное внимание было уделено организации совместного досуга родителей и детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаров, Ю. П. Педагогика любви и свободы / Ю. П. Азаров – М.: Топикал, 1994. – 255 с.
2. Алешина,
Ю.Е., Гозман, Л.Я., Дубровская, Е.М. Социально-психо-
3. Алмазов,
Б. Н. Психолого-
4. Беличева, С.А. Превентивная практика и социальная работа с детьми и семьями группы риска в Финляндии / С. А. Беличева // Профессиональная библиотека работника социальной службы. – 2007. - №2. - С.34-39.
5. Буянов,
М. И. Ребенок из
6. Гергишанов, Т. Семейные будни, или нежность на каждый день / Т. Гергишаров – М.: Республика, 1992. – 120 с.
7. Гигевич,
С. В. Социально-
8. Гнилицкая, Н. Л. Откуда берутся «трудные дети»? (Психология неблагополучных семей) / Н. Л. Гнилицкая // Адукацыя и выхаванне. – 2008. - № 4. – С. 13-19.
9. Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова // Народное образование - 2002. - № 6. – С. 56-60.
10. Горьковая, И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков / И. А. Горьковая // Психологический журнал. - 2005. - № 2. - С. 57-65.
11. Григорьев, А. Д. Социальная работа на Беларуси: История, опыт, проблемы / А. Д. Григорьев - Мн.: Дизайн ПРО, 2000. – 450 с.
12. Гусева,
В. В. Главная точка отсчета
неблагополучия семьи –
13. Демография. Семья. Гендерная политика: Сб. актов законодательства / Сост. В. Г. Гавриленко и др. – Мн.: Право и экономика, 2003. – 330 с.
14. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций / Н. Ф. Дивицына – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 230 с.
15. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы / И. Г. Зайнышев – М., 2000. – 340 с.
16. Зубкова, Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособ. для студентов сред. проф. учеб. заведений / Т. С. Зубкова, Н. В. Тимошина. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 224 с.
17. Карабанова,
О.А. Психология семейных
18. Корчак, Я. Как любить детей / Я. Корчак – Мн.: Нар. асвета, 1980. – 115 с.
19. Крылова,
Т., Струкова, М. Работа социального
педагога с семьей группы
20. Майерс, Д. Социальная психология / Пер. с англ. / Д. Майерс - СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 210 с.
21. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская – СПб.: Речь, 2005. – 150 с.
22. Методики
оказания социально-
23. Михеева, Г. В. Подходы в работе с неблагополучной семьей / Г. В. Михеева // Сацыяльна-педагагічнвя работа. – 2006. - № 7. – С. 11-13.
24. Навицкая, Е. Даже нерадивые родители играют для детей огромную роль, и начинать нужно с них / Е. Навицкая // Белорусская газета. - 2006. - № 35.
25. Наумчик, В.Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. - Мн.: выш.шк, 2005. – 145 с.
26. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова - М.: Владос, 2004. – 550 с.
27. Олиференко, Л.Я., Шульга, Т.И., Дементьева, И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева - М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 250 с.
28. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под общей ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Академия, 2004. – 330 с.
29. Основы социальной работы / под ред. Павленка П. Д. - М.: Инфро-М, 1997. – 600 с.
30. Положение детей в Республике Беларусь в 2008 году: Национальный доклад. - Мн.: Минсктиппроект, 2009. – 50 с.
31. Помощь родителям в воспитании детей / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. - М.: Академия, 1992. – 230 с.
32. Работа с родителями / Под ред. М.П. Осиповой, Г.А. Бутрима – Мн.: Экоперспектива, 2003. – 400 с.
33. Семенов Г. Социально-педагогическая работа с многодетными семьями // Воспитание школьников. - 2003. - № 1. – С. 45-60.
34. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пос. для студентов высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев - М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 500 с.
35. Социальная работа / под ред. В. И. Курбатова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 550 с.
36. Социальная работа с семьей / под ред. Т.В. Шеляг. – М.: Институт социальной работы, 1995. – 440 с.
37. Социальная работа с семьей / Под. Ред. Е.И. Холостовой. – М.: Институт социальной работы, 1996. – 330 с.
38. Социальная работа: теория и организация: Учебное пособие. - Мн.: Тетра-Системс, 2005. сост. Украинец П. П. – 303 с.
39. Справочное пособие по социальной работе / под ред. А. М. Панова и Е. И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 370 с.
40. Стош Н. Н. Организация работы социально-педагогической службы с учащимися «группы риска» / Н. Н. Стош // Сацыяльна-педагагічнвя работа. – 2006. - № 7. – С. 16-19.
41. Теория и практика социальной работы / под ред. А. М. Панова и Е. И. Холостовой. – М.: Институт социальной работы, 1997. – 220 с.
42. Терентьева,
А. В. Особенности развития
ребенка в алкогольной семье
и возможности
43. Ткачева,
В.В. Гармонизация
44. Холостова, Е. И. Социальная работа. Учебное пособие. / Е. И. Холостова - М.: Дашков и Ко, 2004. – 330 с.
45. Целуйко, В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи / В. М. Целуйко – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 330 с.
46. Шнейдер,
Л.Б. Психология семейных
47. Шульга, Т.И. Методика работы с детьми «группы риска» / Т. И. Шульга - М.: Академия, 1999. – 230 с.
48. Шульга, Т.Н. Работа с неблагополучной семьёй / Т. Н. Шульга- М.: Дрофа, 2005. – 220 с.
49. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкий, В. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкий – СПб.: Питер, 1999. – 280 с.
50. Юсупова, Х. Г. Семья как важнейший социальный институт/ Х. Г. Юсупова // Начальная школа. – 2009. - № 7. – С. 17-19.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Анкета
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в нашем опросе. Мы проводим анкетирование с целью выявления проблем необходимости оказания помощи в воспитании детей.
Отметьте, пожалуйста, вариант ответа, с которым Вы согласны. Фамилию можно не указывать
1. Знакомы ли Вы со стилями общения с ребенком?
а) знаком и могу поделиться опытом
б) имею представление, но недостаточно
в) нет
2. Как
часто Вы читаете
а) постоянно
б) время от времени
в) не читаю
3. Известны ли Вам проблемы, с которыми Ваш ребенок сталкивается в процессе адаптации к дошкольному учреждению?
а) знакомы
б) имею представление, но недостаточно
в) не знакомы
4. Обсуждаете ли вы проблемы ребенка в семье?
а) да
б) иногда, когда существует такая необходимость
в) нет
5. Удается
ли Вам выстраивать
а) да
б) не всегда
в) нет
6. Если у Вас в общении с ребенком появляются трудности, как Вы их решаете?
а) самостоятельно
б) обращаюсь к педагогам
в) обращаюсь к знакомым, родителям
г) свой вариант
7. С какими проблемами Вы сталкиваетесь в воспитании ребенка?
а) проблемы в поведении
б) взаимоотношения со сверстниками
в) с педагогами
г) с родителями
д) свой вариант
8. Обращались ли Вы за помощью к социальному педагогу, педагогу-психологу детского сада?
а) да
б) нет
9. Как Вы оцениваете взаимодействие детского сада и семьи в воспитании учащихся?
а) воспитывать должен детский сад
б) мне безразличны дела детского сада
в) могу помочь детскому саду конкретно
г) хотел бы помочь, но не знаю чем
д) затрудняюсь ответить
10. Укажите пожалуйста, Ваш возраст_____________
11. Ваш пол______________
Благодарим за участие!
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
1. Тренинг общения для детей и родителей
Цель
тренинга: принятие и оказание психологической
поддержки, мобилизация сил и
характера для решения
1. Психолого-энергетическая зарядка. Игра «Пианино»
Каждый участник игры кладет ладони на колени другим членам группы сле-ва и справа от себя, затем ритмически ударяет по коленям (по очереди но часовой стрелке, чья рука ошибается, тот ее убирает).
2. Открытый конфликт
В этой игре от ее участников требуется максимальная мобилизация сил и характера, активизированный темперамент и несклоняемая воля. В центр выходят двое участников игры. Перед ними ставится простая задача. Необходимо словесно добиться от своего соперника выполнения каких-либо физических действий, причем установка дается не в открытой, а в скрытой форме. Идет открытый конфликт. Соперники напрямую натиском своей воли, принуждают друг друга к выполнению определенных действий. Действия необходимо предлагать самые простые: выйти из комнаты, снять очки, застегнуть пиджак и т. П. Побеждает тот кто добился своей цели. Побежденный уходит, его сменяет другой, новый участник игры, вступающий в открытый конфликт. Проигравший опять выбывает его сменяет следующий.