Неблагополучная семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:06, дипломная работа

Описание

Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ
СЕМЬЯМИ……………………………………………………………6
1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе………………...6
1.2 Неблагополучная семья – объект социально-педагогической работы...11

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..20
2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучными
семьями на базе Учреждения образования «Государственный ясли-сад
№ 82 г. Витебска»…………………………………………………………20
2.2 Особенности профилактики и коррекционной работы социального
педагога с неблагополучной семьей……………………………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

диплом. неблагополучные.docx

— 252.50 Кб (Скачать документ)

Благодаря такой совместной деятельности удалось вывести из статуса «неблагополучная  семья» - 3 семьи.

Основной целью работы СППС является не передача родителям той, или иной информации, а превращение их в единомышленников, в сотрудников, совместно с которыми можно обеспечить условия для полноценного психического и личностного развития ребёнка. Поэтому и были достигнуты следующие результаты: родители стали больше уделять внимание ребёнку; интересоваться жизнью в детском саду, 3-е из них устроились на постоянную работу; перестали злоупотреблять спиртными напитками.

В неблагополучной семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважаем, ценим, любим и может рассчитывать на дружескую поддержку. В таких семьях ослаблена нравственная и трудовая атмосфера, присутствует постоянная конфликтность, нервозность в отношениях. Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры. Воспитательный потенциал неблагополучной семьи является низким.

Поэтому в октябре 2011 г. среди родителей воспитанников Учреждения образования «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» было проведено анкетирование. Всего в нем принимали участие 20 человек (в основном матери, было только два отца). Возраст опрошенных – 24-44 года.

Цель  анкетирования: выявление проблем  и необходимости оказания социально-педагогической помощи неблагополучным семьям в воспитании детей.

Задачи  исследования:

1. Выявить  проблемы родителей в воспитании  детей.

2. Определить, нуждаются ли родители в помощи  социального педагога в воспитании  своих детей.

3. Охарактеризовать  готовность родителей участвовать  в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения.

После анализа  результатов анкетирования, можно  сделать следующие выводы:

1. многие из опрошенных родителей (12 человек – 60 %) не имеют представления о стилях общения с ребенком, 8 человек (40 %) знакомы со стилями общения с ребенком и даже могут поделиться своим опытом.

2. большинство опрошенных родителей (14 человек – 70 %) не читают специализированную литературу по воспитанию детей, остальные 20 % (4 человек) изредка читают специализированную литературу, 10 % - читают специализированную литературу постоянно

Ответы  на данный вопрос можно представить  в виде диаграммы

Диаграмма 2.1. Читаете ли Вы специализированную литературу по воспитанию детей?


 

1 – не читаю

2 – время от времени

3 – постоянно

 

 

 

 

 

 

3. Практически всем родителям (90 % опрошенных – 18 человек) известны проблемы, с которыми сталкивается их ребенок в процессе адаптации к ДДУ.

4. Большинство родителей (90 % опрошенных – 18 человек) не обсуждают проблемы ребенка в семье.

5. 60 % опрошенных родителей (12 человек) признались, что им не всегда удается выстраивать доверительные, добрые отношения со своими детьми, 40 % (8 человек) ответили, что им практически всегда удается выстравивать хорошие отношения с детьми.

6. 50 % опрошенных родителей (10 человек) стараются решить трудности, возникшие у них в воспитании детей самостоятельно, 50 % обращаются к знакомым, родителям. Важно отметить, что никто из родителей со своими воспитательными проблемами не обращаеться за помощью к педагогам.

7. в воспитании своих детей 50 % опрошенных родителей (10 человек) сталкиваются с проблема в поведении своего ребенка, 30 % (6 человек) – с проблемами во взаимоотношениях их ребенка со сверстниками, 20 % (4 человека) – с проблемами в общении их ребенка с педагогами.

Ответы  на данный вопрос также можно представить  в виде диаграммы.

Диаграмма 2.2

Проблемы  в воспитании детей

 

1 – проблемы  поведения

2 – проблемы во взаимоотношениях со сверстниками

3 – проблемы  с педагогами

 

8. большинство родителей (90 % - 18 человек) ни разу не обращались за помощью к социальному педагогу или педагогу-психологу гимназии.

9. 40 % опрошенных родителей (8 человек) могут и хотят оказать конкретную помощь ДДУ в воспитании и обучении их детей, 40 % - хотели бы помочь, но не знают чем и 20 % (4 человека) затруднились с ответом.

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 2.3.

Взаимодействие  семьи и детского сада в воспитании детей

1 – могу  помочь детскому саду конкретно

2 – хотел  бы помочь, но не знаю чем

3 – затрудняюсь  ответить

 

Таким образом, можно сделать вывод, что опрошенные родители имеют низкую психолого-педагогическую культуру, слабо осведомлены в вопросах воспитания своих детей и не полностью реализуют свой воспитательный потенциал. Проблемы, возникшие в воспитании детей стараются решить самостоятельно и не идут за помощью к социальному педагогу или психологу детского сада. Половина опрошенных родителей старается решить трудности, возникшие у них в воспитании детей самостоятельно, вторая половина обращается к знакомым, родителям. Важно отметить, что никто из родителей со своими воспитательными проблемами не обращается за помощью к педагогам Основные воспитательные проблемы – проблемы поведения. Большинство родителей готовы сотрудничать с гимназией и педагогами в обучении и воспитании детей и оказывать посильную помощь. Родители понимают, что главными в воспитании детей являются взаимоуважение, доверие, понимание и любовь. Все родители хотели бы получить практические советы по воспитанию детей, психологическую помощь детям.

Поэтому нами была разработана  программа социально-педагогической работы с неблагополучными семьями, в которой основное внимание было уделено организации совместного досуга родителей и детей.

Название программы: «Я и  моя семья» (Примерные мероприятия программы представлены в Приложении Б).

Цель программы: способствовать формированию в неблагополучной семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.

Задачи программы:

1. пропаганда и возрождение семейных традиций;

2. воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;

3. организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;

4. формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;

5. всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

6. оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком.

Содержание программы:

- установления партнерских  отношений педагогов, родителей,  детей, создание единого социокультурного  пространства;

- психолого-педагогическое  сопровождение психологического  просвещения родителей, вовлечение  родителей в педагогическое самообразование,  изучение и внедрение лучшего  опыта семейного воспитания, проведение  совместных проблемных семинаров; 

- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;

- привлечение  родителей  к непосредственной творческой  деятельности с детьми, к активной  созидательной воспитательной практике  по возрождению национальных  духовных традиций;

- повышение роли дополнительного  образования детей в развитии  форм семейного досуга, организацию  совместной деятельности детей  и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристко-краеведческую работу.

Основным звеном программы  является коллектив родителей и  детей, а также педагогов, выполняющий  конкретные практические задания, добровольно  участвующий в организации и  проведении семейного досуга, творчески  подходящий к реализации целей и  задач программы «Я и моя семья».

Ожидаемые результаты программы:

1. Возрождение традиций  семейного воспитания, утверждение  здорового образа жизни. 

2. Улучшение микроклимата  в семье. 

3. Обучение родителей  навыкам социально-поддерживающего  и развивающего поведения в  семье и во взаимоотношении  с ребенком.

4. Оказание практической  помощи родителям, при возникновении  проблемных ситуаций.

Основные направления  работы с семьей:

- составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.)

- организация диагностической работы по изучению семей. Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой  и индивидуальной работе с семьей.

- организация психолого-педагогического просвещения родителей. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и воспитанников.

- выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

- оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике негативных проявлений у детей.

- использование различных форм сотрудничества с родителями – отцами. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

- создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса.

- оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений.

- разработка тематического оформления по работе с семьей (уголок для родителей).

- расширение сферы дополнительных образовательных  и досуговых услуг.

Формы организации работы с семьями:

родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Воспитатель группы направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы – одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению» и др.;

особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью воспитатель группы организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции, размышления, собрание «Роль отца в воспитании детей» и др.;

родительские собрания могут проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.;

родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др. – способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и дошкольного учреждения к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители;

тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, представителей общественных организаций;

вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением специалистов, на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей;

диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение  важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием;

встречи родительской общественности с администрацией дошкольного учреждения, педагогами, психологами целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы;

индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия  педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив – это опора педагогов  и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи.

Формы организации совместной деятельности детей и родителей:

формы познавательной деятельности: дни открытых дверей, различные праздники, тематические занятия и т.д. Родители помогают в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение» и др. Например, недавно проводилась викторина с участием детей и родителей «Мая Радзіма Беларусь»;

формы трудовой деятельности: выставки семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.;

Информация о работе Неблагополучная семья