Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:06, дипломная работа
Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ
СЕМЬЯМИ……………………………………………………………6
1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе………………...6
1.2 Неблагополучная семья – объект социально-педагогической работы...11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..20
2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучными
семьями на базе Учреждения образования «Государственный ясли-сад
№ 82 г. Витебска»…………………………………………………………20
2.2 Особенности профилактики и коррекционной работы социального
педагога с неблагополучной семьей……………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………
Благодаря такой совместной деятельности удалось вывести из статуса «неблагополучная семья» - 3 семьи.
Основной целью работы СППС является не передача родителям той, или иной информации, а превращение их в единомышленников, в сотрудников, совместно с которыми можно обеспечить условия для полноценного психического и личностного развития ребёнка. Поэтому и были достигнуты следующие результаты: родители стали больше уделять внимание ребёнку; интересоваться жизнью в детском саду, 3-е из них устроились на постоянную работу; перестали злоупотреблять спиртными напитками.
В неблагополучной семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважаем, ценим, любим и может рассчитывать на дружескую поддержку. В таких семьях ослаблена нравственная и трудовая атмосфера, присутствует постоянная конфликтность, нервозность в отношениях. Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры. Воспитательный потенциал неблагополучной семьи является низким.
Поэтому в октябре 2011 г. среди родителей воспитанников Учреждения образования «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» было проведено анкетирование. Всего в нем принимали участие 20 человек (в основном матери, было только два отца). Возраст опрошенных – 24-44 года.
Цель анкетирования: выявление проблем и необходимости оказания социально-педагогической помощи неблагополучным семьям в воспитании детей.
Задачи исследования:
1. Выявить
проблемы родителей в
2. Определить,
нуждаются ли родители в
3. Охарактеризовать
готовность родителей
После анализа результатов анкетирования, можно сделать следующие выводы:
1. многие из опрошенных родителей (12 человек – 60 %) не имеют представления о стилях общения с ребенком, 8 человек (40 %) знакомы со стилями общения с ребенком и даже могут поделиться своим опытом.
2. большинство опрошенных родителей (14 человек – 70 %) не читают специализированную литературу по воспитанию детей, остальные 20 % (4 человек) изредка читают специализированную литературу, 10 % - читают специализированную литературу постоянно
Ответы на данный вопрос можно представить в виде диаграммы
Диаграмма 2.1. Читаете ли Вы специализированную литературу по воспитанию детей?
1 – не читаю
2 – время от времени
3 – постоянно
3. Практически всем родителям (90 % опрошенных – 18 человек) известны проблемы, с которыми сталкивается их ребенок в процессе адаптации к ДДУ.
4. Большинство родителей (90 % опрошенных – 18 человек) не обсуждают проблемы ребенка в семье.
5. 60 % опрошенных родителей (12 человек) признались, что им не всегда удается выстраивать доверительные, добрые отношения со своими детьми, 40 % (8 человек) ответили, что им практически всегда удается выстравивать хорошие отношения с детьми.
6. 50 % опрошенных родителей (10 человек) стараются решить трудности, возникшие у них в воспитании детей самостоятельно, 50 % обращаются к знакомым, родителям. Важно отметить, что никто из родителей со своими воспитательными проблемами не обращаеться за помощью к педагогам.
7. в воспитании своих детей 50 % опрошенных родителей (10 человек) сталкиваются с проблема в поведении своего ребенка, 30 % (6 человек) – с проблемами во взаимоотношениях их ребенка со сверстниками, 20 % (4 человека) – с проблемами в общении их ребенка с педагогами.
Ответы на данный вопрос также можно представить в виде диаграммы.
Диаграмма 2.2
Проблемы в воспитании детей
1 – проблемы поведения
2 – проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
3 – проблемы с педагогами
8. большинство родителей (90 % - 18 человек) ни разу не обращались за помощью к социальному педагогу или педагогу-психологу гимназии.
9. 40 % опрошенных родителей (8 человек) могут и хотят оказать конкретную помощь ДДУ в воспитании и обучении их детей, 40 % - хотели бы помочь, но не знают чем и 20 % (4 человека) затруднились с ответом.
Диаграмма 2.3.
Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании детей
1 – могу помочь детскому саду конкретно
2 – хотел бы помочь, но не знаю чем
3 – затрудняюсь ответить
Таким образом, можно сделать вывод, что опрошенные родители имеют низкую психолого-педагогическую культуру, слабо осведомлены в вопросах воспитания своих детей и не полностью реализуют свой воспитательный потенциал. Проблемы, возникшие в воспитании детей стараются решить самостоятельно и не идут за помощью к социальному педагогу или психологу детского сада. Половина опрошенных родителей старается решить трудности, возникшие у них в воспитании детей самостоятельно, вторая половина обращается к знакомым, родителям. Важно отметить, что никто из родителей со своими воспитательными проблемами не обращается за помощью к педагогам Основные воспитательные проблемы – проблемы поведения. Большинство родителей готовы сотрудничать с гимназией и педагогами в обучении и воспитании детей и оказывать посильную помощь. Родители понимают, что главными в воспитании детей являются взаимоуважение, доверие, понимание и любовь. Все родители хотели бы получить практические советы по воспитанию детей, психологическую помощь детям.
Поэтому нами была разработана
программа социально-
Название программы: «Я и моя семья» (Примерные мероприятия программы представлены в Приложении Б).
Цель программы: способствовать формированию в неблагополучной семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.
Задачи программы:
1. пропаганда и возрождение семейных традиций;
2. воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;
3. организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
4. формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
5. всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
6. оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком.
Содержание программы:
- установления партнерских
отношений педагогов,
- психолого-педагогическое
сопровождение
- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;
- привлечение родителей
к непосредственной творческой
деятельности с детьми, к активной
созидательной воспитательной
- повышение роли
Основным звеном программы является коллектив родителей и детей, а также педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящий к реализации целей и задач программы «Я и моя семья».
Ожидаемые результаты программы:
1. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
2. Улучшение микроклимата в семье.
3. Обучение родителей
навыкам социально-
4. Оказание практической
помощи родителям, при
Основные направления работы с семьей:
- составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.)
- организация диагностической работы по изучению семей. Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.
- организация психолого-педагогического просвещения родителей. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и воспитанников.
- выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
- оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике негативных проявлений у детей.
- использование различных форм сотрудничества с родителями – отцами. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
- создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса.
- оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений.
- разработка тематического оформления по работе с семьей (уголок для родителей).
- расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.
Формы организации работы с семьями:
родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Воспитатель группы направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы – одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению» и др.;
особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью воспитатель группы организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции, размышления, собрание «Роль отца в воспитании детей» и др.;
родительские собрания могут проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.;
родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др. – способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и дошкольного учреждения к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители;
тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, представителей общественных организаций;
вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением специалистов, на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей;
диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием;
встречи родительской общественности с администрацией дошкольного учреждения, педагогами, психологами целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы;
индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив – это опора педагогов и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи.
Формы организации совместной деятельности детей и родителей:
формы познавательной деятельности: дни открытых дверей, различные праздники, тематические занятия и т.д. Родители помогают в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение» и др. Например, недавно проводилась викторина с участием детей и родителей «Мая Радзіма Беларусь»;
формы трудовой деятельности: выставки семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.;