Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:06, дипломная работа
Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ
СЕМЬЯМИ……………………………………………………………6
1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе………………...6
1.2 Неблагополучная семья – объект социально-педагогической работы...11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..20
2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучными
семьями на базе Учреждения образования «Государственный ясли-сад
№ 82 г. Витебска»…………………………………………………………20
2.2 Особенности профилактики и коррекционной работы социального
педагога с неблагополучной семьей……………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………
- неполная, малообеспеченная семья;
- нарушения детско-родительских отношений, неадекватные формы семейного воспитания;
- невыполнение родителями обязанностей по воспитанию ребёнка;
- учебная, социальная дезадаптация ребёнка;
- ребёнок воспитывается в семье опекунов;
- ребёнок воспитывается в семье родителей с ограниченными возможностями;
- ребёнок из многодетной семьи.
Анализ результатов:
— определение позитивных воспитательных ресурсов семьи, заинтересованности в решении проблемы ребёнка, изменении ситуации, готовности принять помощь;
— выявление «референтного лица» семьи, ребёнка — на кого из окружения можно опираться в дальнейшей работе (определяется в ходе беседы).
Для социального педагога важны следующие структурные характеристики семьи:
— наличие брачных партнёров (полная, формально полная, неполная);
— стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая);
— порядок заключения брака (первичный, повторный);
— количество поколений в семье (одно или несколько поколений);
— количество детей (многодетная, малодетная);
— статус семьи.
В перечисленных характеристиках кроются как ресурсные возможности семьи (материальные, воспитательные), так и потенциальные факторы социального риска. Например, повторный брак восполняет утраченные супружеские и детско-родительские связи, но может вызвать негативные тенденции в психологическом климате семьи и в воспитании детей; сложный состав семьи (с несколькими поколениями её старших и младших членов), с одной стороны, создаёт более разнообразную картину ролевых взаимодействий, а значит, более широкое поле социализации ребёнка, с другой — может стать причиной повышенной конфликтности в семье.
На основе характеристики семьи определяют её социально-экономический, социально-психологический и ситуационно-ролевой статус.
Социально-экономический статус анализируется исходя из количественных и качественных критериев: уровень доходов семьи, жилищные условия, а также социально-демографические характеристики её членов.
Если уровень доходов семьи, а также качество жилищных условий ниже установленных норм, то такая семья считается неблагополучной по социально-экономическому фактору (малообеспеченной).
Социально-психологический статус характеризуется психологическим климатом в семье, характером сложившихся и функционирующих отношений. Оценивая социально-психологический статус семьи, социальный педагог рассматривает супружеские, детско-родительские взаимоотношения, а также отношения с ближайшим окружением.
В качестве показателей анализируются: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, помощи, сопереживания и взаимовлияния, открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.
Благоприятными считаются отношения, построенные на принципах равноправия, взаимной привязанности, эмоциональной близости. В этом случае социально-психологический статус семьи оценивается как благоприятный.
Неблагоприятный психологический климат в семье выявляется в том случае, если в одной или нескольких сферах семейных отношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт. Неблагоприятные отношения могут трансформироваться в кризисные, которые характеризуются полным непониманием, враждебностью членов семьи по отношению друг к другу, вспышками насилия. Примеры кризисных отношений в семье: развод, побег ребёнка из дома, алкоголизация или иное зависимое поведение членов семьи, прекращение отношений с родственниками.
Состояние психологического климата семьи и её культурный уровень - показатели, взаимно влияющие друг на друга, поскольку благоприятный психологический климат служит надёжной основой нравственного воспитания детей, их высокой эмоциональной культуры.
Ситуационно-ролевой статус определяется отношением к ребёнку в семье. В случае конструктивного отношения к ребёнку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребёнка её ситуационно-ролевой статус оценивается как высокий. Если в отношениях с ребёнком акцент делается на его проблемах, то ситуационно-ролевой статус средний. В случае игнорирования проблем ребёнка и тем более негативного отношения к нему ситуационно-ролевой статус семьи оценивается как низкий.
Посещение семьи, если ситуация в ней не «крайняя» (т.е. нет реальной угрозы жизни или здоровью ребёнка и нет необходимости привлечения сотрудников органов правопорядка), возможна лишь по предварительной договорённости о встрече. Основная задача первых встреч — знакомство и установление ровных отношений, позволяющих продолжить взаимодействие. Нужно показать родителям, что его визит — в интересах ребёнка, оказание помощи и поддержки. Поэтому не следует вторгаться в дела семьи в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов ребёнка.
Знакомство с членами семьи на дому создаёт, с одной стороны, психологическое преимущество для них — они находятся на «своей территории» и чувствуют себя более защищённо. С другой стороны, определённые преимущества имеет и социальный педагог; он может определить, в каких отношениях находятся члены семьи, как они относятся к ребёнку, как ребёнок относится к родителям, другим членам семьи. Однако здесь возможны и варианты социально-желательного поведения, стремление показать ситуацию как более благополучную, чем она есть на самом деле.
Первые шаги специалиста в работе с семьёй направлены на осознание существующих проблем. Важно знать, почему члены семьи не хотят (опасаются) перемен в своей жизни. И обвинительная позиция может только осложнить проблему — семья, которая и так настороженно относится к любому внешнему вмешательству, станет ещё более «закрытой». Специалист должен видеть не только то, что не делают родители, ной то, что они делают. Начиная работу с семьёй, специалист рассматривает отношения, сохранившиеся у неё с ближайшим окружением (родственниками, знакомыми). По возможности восстанавливаются старые позитивные связи, находится референтное лицо, которое может помочь в реабилитации семьи. Бывают случаи, когда родители ребёнка избегают контактов со специалистами, не осознают необходимость помощи, любым образом «вытесняют» проблему, считая, что в их семье всё благополучно. В этой ситуации могут помочь родственники, представители старшего поколения, которые видят ситуацию иначе. Именно при их посредничестве возможно начало работы, поиск способов индивидуальной работы с членами семьи.
Представляет интерес и определение стиля отношений между супругами (авторитарный, позиции невмешательства, есть ли основания предполагать насилие в семье). Анализируется реакция родителей на приводимые социальным работником факты невыполнения ими родительских обязанностей: признают или отрицают родители такие факты, выбирают позицию защиты, поддерживают супруга, перекладывают ответственность на других членов семьи и т.д. При проживании в семье других взрослых (старшего поколения, других родственников родителей) важно определить отношение к ним родителей ребёнка, ребёнка к ним (доброжелательное, уважительное, нейтральное, неприятие, боязнь и т.п.). Наблюдая характер отношений родителей с ребёнком, важно обратить внимание на особенности его поведения в их присутствии: боязнь отвечать на вопросы, стремление уклониться от прямого контакта с родителями, несовпадение его ответов при беседе с социальным педагогом наедине и в присутствии родителей.
Беседа может проводиться как с одним из членов семьи — кто может и хочет рассказать о своей семейной ситуации, — так и последовательно с несколькими (например, мать, бабушка ребёнка). Возможен и вариант беседы, когда специалист задаёт однотипные вопросы всем членам семьи по кругу, позволяя обменяться информацией. Такая беседа даёт возможность специалисту увидеть, как члены семьи общаются друг с другом. Однако такая форма беседы не всегда возможна. Информация, полученная от нескольких взрослых, может быть разной — члены семьи могут по-своему видеть проблему: отрицать или признавать её наличие, искать пути помощи или стремиться оставить всё как есть.
В процессе или по итогам беседы социальный работник заполняет социальную карту личности, которая позволяет выявить социальную ситуацию ребёнка.
Обследование жилищных условий проживания семьи. Анализ жилищно-бытовых условий неблагополучной семьи проводится социальным педагогом во время посещения семьи, беседы с её членами.
Основная цель этой работы — выявление проблемы жизненного пространства детей, взрослых членов семьи для снижения степени риска негативного влияния условий жизни на ребёнка, его семейную социальную ситуацию.
На этом
этапе посещение семьи может
протекать с определёнными
В процессе обследования жилья ребёнка социальный работник анализирует санитарно-гигиеническую обстановку, условия организации питания ребёнка, наличие у него собственной постели, угла или комнаты, обеспеченность сезонной одеждой и обувью.
По результатам изучения условий жизни семьи социальным работником составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи. Такой акт составляется в случаях:
— если
есть информация о том, что ребёнок
проживает в неблагоприятных
условиях (не соблюдаются санитарно-
— жильё непригодно для проживания из-за его состояния (аварийное, ветхое).
Иногда
возникает необходимость
Информация, полученная в процессе обследования условий жизни ребёнка, становится основанием для дальнейшего устройства его судьбы (ребёнка могут оставить с родителями или изъять из семьи).
На протяжении
всего периода работы с конкретной
семьёй социальный работник неоднократно
изучает жилищно-бытовые
Выявление служб, ранее работавших с семьёй. На этом этапе социальный работник получает информацию от педагогов образовательного учреждения, которое посещает ребёнок. Целесообразно взаимодействие с психологом в том случае, если он знает ребёнка или его окружение, так как любая информация может стать полезной в установлении контакта с ним и его семьёй. Возможно также получение необходимых данных по месту жительства ребёнка, в учреждениях дополнительного образования, если он их посещает. Важно иметь информацию о получении ребёнком (семьёй) социальной помощи в Центре социальной помощи семье и детям, других учреждениях социальной защиты. Необходимым может стать и анализ информации о проводимой работе с данной семьёй участковыми уполномоченными, сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних, специалистами по охране прав детства. На данном этапе, как правило, социальный педагог не обходится без взаимодействия со школьным медицинским работником, участковым педиатром. В случае необходимости направляется запрос в наркологический, психоневрологический диспансеры по месту жительства для получения сведений о возможной постановке родителей на учёт.
Информированность
социального работника о
Алгоритм выявления служб, ранее работавших с семьёй:
1. Определяется основная проблема, специфика семейной ситуации.