Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 19:48, курсовая работа
Дети с особенностями психофизического развития - достаточно сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результатов их воспитания педагоги ждут достаточно долго, дети не дают «обратной связи», как их нормально развивающиеся сверстники. Для того, чтобы получить, «почувствовать» результат педагогам приходится комбинировать в своей работе различные методы и приемы как традиционные, так и нетрадиционные.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Направления коррекционно-логопедической работы с детьми с особенностями психофизического развития 6
1.2. Возможности использования нетрадиционных методов логопедического воздействия при работе с детьми с особенностями психофизического развития 14
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 19
2.1. Музыкотерапия в системе коррекционно-логопедической помощи детям с особенностями психофизического развития 19
2.2. Возможности сказкотерапии в логопедической работе с детьми с особенностями психофизического развития 23
2.3. Методика применения кинезитерапии на логопедических занятиях с детьми особенностями психофизического развития 27
2.4. Коррекционная направленность изотерапии в работе логопеда с детьми с особенностями психофизического развития 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
При наличии интеллектуальной недостаточности у детей с ОПФР в различной степени нарушены операции и уровни порождения речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторный уровни). Наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные, сложные уровни (смысловой, языковой), требующие высокой степени сформированности операций анализа, синтеза, обобщения.
Таким образом, нарушения речи у детей с ОПФР разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизм речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего недоразвития мозговых систем, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологии со стороны систем, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи.
От того, насколько будет сформирована речь детей с ОПФР, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, степень общего развития.
Основная нагрузка в формировании речи детей с ОПФР приходится на уроки русского языка, где язык, речь не только средство обучения, но и предмет изучения. Внимание детей привлекается к звуковому составу слова, его кодированию на письме, отбору лексики для более точного выражения мысли, правильному построению предложений, связи их друг с другом в тексте [38].
Устранение недостатков произношения и становление произносительных навыков — важнейшая задача младших классов. Значение ее определяется зависимостью развития всех других сторон речи от правильно сформированных фонетических навыков.
Все задачи развития речи взаимосвязаны и решаются комплексно. Это обусловлено тем, что каждая единица речи (звук, слово, словосочетание, предложение, текст), вне зависимости от ее иерархического уровня, реализуется прежде всего в процессе коммуникации. Поэтому обучение произносительным навыкам неразрывно связано с формированием словаря ребенка. Слово, свою очередь, может быть усвоено только тогда, когда оно «ступает в сочетании с другими словами, используется в разных формах и контекстах. Построение предложения, хотя и подчиняется внутренним грамматическим законам, зависит также от контекста, в котором оно находится. Рядом стоящие предложения определяют в нем порядок слов, их выбор, форму и т.д. Такие образом, предложение как языковая единица усваивается полноценно, только если оно выполняет определенные коммуникативные функции [43].
Наряду с развитием разных сторон речи детей с ОПФР решаются задачи коррекции речевых недостатков. Работая над четкостью артикуляции, орфоэпией, интонацией, логопед занимается также закреплением звуков, поставленных логопедом, но не введенных в речь. Этот этап является наиболее сложным в работе с детьми с ОПФР и требует совместных усилий логопеда и учителя [42].
Логопедическая работа с детьми с ОПФР учитывает их психологические особенности и проводится по следующим направлениям:
Коррекционно-логопедическое воздействие при работе с детьми с ОПФР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.
Дифференциация коррекционно-
В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность детей с ОПФР, использовать разнообразные приемы и методы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.
Таким образом, большая распространенность нарушений речи у детей с особенностями психофизического развития вызывает необходимость их углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи у детей с особенностями психофизического развития часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы. Задачи и направления работы по развитию речи детей с особенностями психофизического развития сводятся к следующему: изучение речевого развития учащихся; исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков; уточнение, обогащение и активизация словарного запаса; развитие умения грамматически правильно оформлять предложения; коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи; выработка умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме.
Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОПФР. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Кроме того, нетрадиционные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Анализ литературы показывает, что нетрадиционные методы преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка с ОПФР. Использование традиционных приемов без дифференцированного сочетания нетрадиционных приемов, на наш взгляд, оказывается недостаточным и во многом снижает эффективность логопедической работы в целом [15].
На сегодняшний день методов
нетрадиционного воздействия
Рассмотрим основные нетрадиционные методы преодоления нарушений речи у детей с особенностями психофизического развития.
Музыкотерапия – метод социально-культурной реабилитации, использующий разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности, развития её творческих способностей, интеллектуальной сферы, кругозора, активизации социально-значимых качеств. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии) [36].
При использовании музыкотерапии в логопедии можно выделить следующие реабилитационные эффекты [6]: эстетизация вкуса; развитие чувства ритма; воспроизведение музыкальных образов; выработка навыков использования возможностей голоса, дыхания; развитие нравственно-волевой сферы - активности, самостоятельности, решительности, выдержки, чувства коллективизма, навыков сотрудничества, стремления к победе.
Арт-терапия - реабилитационная технология, основанная на использовании средств изобразительного искусства. Арт-терапия связана с визуальным искусством и подразумевает возможность актуализации психических резервных возможностей, формирование на их основе адекватного поведения за счёт творческой изобразительной деятельности. Для арт-терапии не нужны художественные способности. Главное, чтобы ребенок через рисунок смог отразить внутреннее состояние, ощущения, переживания, без акцента на художественные достоинства. С другой стороны, применяется прием эстетотерапии, основанный на невербальном воздействии художественных форм на формирование духовной личности. При этом он выступает в пассивной роли зрителя или в активной роли, выражая свои эмоции в художественном образе [3].
Изобразительная деятельность имеет большой биологический смысл - рисование играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма, его психики. В первые годы жизни ребенка оно развивает сенсомоторную координацию, формирует зрительные образы, помогает овладевать формами. Оно способствует развитию межполушарного взаимодействия, т.к. в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное с работой правого полушария мозга, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Ребенок в рисунке оформляет свое знание о предметном и социальном мире. Поэтому детское рисование называют графической речью. Рисование помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющихся представлений об окружающем мире [8].
Библиотерапия - социально-культурная технология, в основе которой реализуются различные виды деятельности с книжно-печатным материалом. В основе этого метода лежит использование специально подобранного для чтения литературного материала как воспитательного и терапевтического средства с целью решения личностных проблем через идентификацию с образом художественного произведения при помощи направленного чтения. Художественным материалом для чтения могут быть произведения различных литературных жанров: проза (рассказы, повести, романы, сказки и т.д.), поэзия (стихи, поэмы) [29].
В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии – сказкатерапия, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения – сказки (Д.Ю. Соколов, Е.Ю. Петрова и др.). Этот вид библиотерапии более приемлем для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками с ОПФР с речевыми нарушениями [31].
Глинотерапия - эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами.
Игровая терапия - комплекс социально-культурных реабилитационных технологий, в основе которых лежит использование игры [36]. Цель игровой терапии в работе с детьми с ОПФР с речевыми нарушениями - активизация формирования произвольности психических процессов: внимания и памяти, развитие умственной деятельности, воображения, речи, опорно-двигательной и волевой активности.
Эффективность применения игровых средств в работе логопеда определяется: повышением степени контактности ребенка в микросреде; участием в различных видах деятельности; улучшением психологического самочувствия; мотивацией к преодолению средовых барьеров; желанием включиться в активный образ жизни; повышением интереса к явлениям жизни [33].
Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел. Запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Они вызывают у детей те или иные бессознательные желания, а потому могут не только влиять на жизнь в целом, но и руководить детским поведением - через подсознание. Японские ученые выяснили, что количество ошибок на письме уменьшается при насыщении воздуха запахами лаванды – на 20%, жасмина - на 25%, лимона -на 50%. Масло ромашки, лаванды и мандарина оказывают успокаивающее воздействие. Масло розмарина - улучшает память; эвкалипта - устраняет повышенную утомляемость, сонливость; шалфея, лаванды, чайного дерева – повышают интеллектуальную работоспособность детей, активизируют процессы восприятия и запоминания, помогают быстро «переключиться» с одного предмета на другой [32].
Таким образом, можно
выделить следующие коррекционно-
У детей с ОПФР наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Дети с ОПФР медленнее, чем дети с развитием согласно нормам онтогенеза, устанавливают связь между движением и изменением музыкального сигнала. Они часто продолжают двигаться и после сигнала, требующего остановки. Это обусловлено недостаточным развитием слухового восприятия в целом. Быструю и правильную реакцию на сигналы педагога воспитывают правильно спланированные занятия [13].