Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 19:48, курсовая работа
Дети с особенностями психофизического развития - достаточно сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результатов их воспитания педагоги ждут достаточно долго, дети не дают «обратной связи», как их нормально развивающиеся сверстники. Для того, чтобы получить, «почувствовать» результат педагогам приходится комбинировать в своей работе различные методы и приемы как традиционные, так и нетрадиционные.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Направления коррекционно-логопедической работы с детьми с особенностями психофизического развития 6
1.2. Возможности использования нетрадиционных методов логопедического воздействия при работе с детьми с особенностями психофизического развития 14
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 19
2.1. Музыкотерапия в системе коррекционно-логопедической помощи детям с особенностями психофизического развития 19
2.2. Возможности сказкотерапии в логопедической работе с детьми с особенностями психофизического развития 23
2.3. Методика применения кинезитерапии на логопедических занятиях с детьми особенностями психофизического развития 27
2.4. Коррекционная направленность изотерапии в работе логопеда с детьми с особенностями психофизического развития 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
У большинства детей с ОПФР наблюдаются не всегда адекватные эмоциональные проявления при прослушивании различных по жанру музыкальных произведений. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы ребенка с ОПФР, слабостью развития познавательных процессов. Однако в значительной степени восприятие музыки зависит и от педагогических условий: от той музыкальной среды, которая окружала ребенка с ОПФР до поступления в специальное учреждение [2].
Формирование и развитие умения чувствовать настроение музыки и адекватно отзываться на нее имеет огромное значение для речевого развития детей с ОПФР, для формирования правильного звукопроизношения, интонационных качеств речи. Общение с музыкой детей с ОПФР ускоряет общее психофизическое развитие.
Основной задачей музыкального воспитания детей с ОПФР является развитие слухового восприятия и внимания на неречевые звуки. Затем привлекают детей к прослушиванию музыкальных произведений. На первых порах дети с ОПФР совершенно не умеют вслушиваться в самые простые и небольшие по объему музыкальные композиции. Для обеспечения необходимой сосредоточенности внимания в процессе прослушивания музыки принимают во внимание качество имеющихся у ребенка представлений об окружающей мире, наличие определенного жизненного опыта и опыта предметно-игровой деятельности. По этой причине музыкальное воспитание детей с ОПФР проводится в тесной взаимосвязи с коррекционной работой по ознакомлению детей с окружающим миром, по развитию словесно-образного мышления. При этом большое значение имеет подобранный репертуара музыкальных произведений, который предлагается для прослушивания детям и самостоятельного участия в музыкальных играх [3].
Следует согласиться с мнением Е.А.Медведевой в том, что важнейшими элементами логопедических занятий, проводимых с детьми с ОПФР, являются сигналы: слово, музыка, жест. Музыка как сигнал особенно широко используется в коррекционных целях. Смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений, составляющих упражнение. Музыкальные темпы (умеренный, быстрый, замедленный, ускоренный, стремительный) помогают детям с ОПФР переключаться с одного движения на другое: дети учатся подчинять свои движения музыке. Умение воспринимать характер и динамику музыки, различать составные части музыкального произведения и выражать их соответствующими движениями осознанно и выразительно дает возможность удерживать в памяти последовательность серии движений, передавать движением характер музыкального произведения (медленного, веселого, легкого, спокойного, отрывистого, плавного), воспринимать и отражать в движении акцентированный звук [36].
Двигательные, музыкально-двигательные, музыкально-речевые, ритмические, речевые без музыкального сопровождения, двигательно-речевые упражнения и игры воспитывают статическую и динамическую координацию движений, способность управления мышечным тонусом, продолжительностью выдоха, мягкую атаку голоса и другие компоненты просодии. Нормализация двигательной сферы детей с ОПФР помогает ему перестроить отношение к общению, к окружающей среде и к своему речевому нарушению. Эта перестройка обусловлена теми положительными чертами характера и поведения, которые появляются у детей с ОПФР в процессе коррекции психомоторики, а именно: уверенность в движениях, управляемость ими, правильная осанка, зрительная ориентировка на собеседника, смелость, инициатива в общении, самостоятельность в разрешении двигательных и речевых трудностей, активность в деятельности, переориентация в значимости жизненных ситуаций в связи с перестройкой отношения к речевому дефекту и т.п. [22].
Еще одной важной задачей, имеющей коррекционно-развивающее значение, является развитие музыкально-ритмических движений, синхронизированных с речью. В процессе движений под музыку и параллельным проговариванием определенных стихотворных фраз происходит совершенствование пространственно-временных представлений детей с ОПФР, что также активно влияет на развитие речевых процессов [5].
Важным разделом логопедической работы является логопедическая ритмика, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции; способствует воспитанию личности ребенка с ОПФР, его социальной адаптации [19].
Методика воспитания детей с ОПФР средствами логопедической ритмики вобрала в себя положения метода ритмического воспитания Жак-Далькроза, который отмечал важность ритмизирования себя на уровне подсознания, и в этом ведущую роль отдавал музыке.
Как отмечает Г.А. Волкова, занятия логопедической ритмикой необходимо увязывать с работой логопеда [11].
Г.А. Волкова, развивая идеи В.А. Гринер и Н.С. Самойленко, рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логопедической ритмики [11]:
В приложении А представлены примеры логопедических упражнений для детей с ОПФР, построенных на основе использования нетрадиционных методов музыкотерапии.
Г.А. Волкова акцентирует внимание на необходимости подхода к средствам логопедической ритмики как к системе постепенно усложняющихся упражнений, заданий и разнообразных форм работы с ребенком с учетом структуры его дефекта [11].
Для развития творческого
потенциала, эффективной коррекции
многообразных речевых
Таким образом, музыкотерапия в системе коррекционной помощи детям с особенностями психофизического развития способствует овладению правильными голосоведением и речевым дыханием, нормированным произношением звуков речи, четкой дикцией, верным лексико-грамматическим строем и развернутой связной речью; у детей значительно улучшаются фонематическое восприятие и все виды музыкального слуха, развивается чувство ритма; в ходе формирования музыкально-ритмических движений происходит эмоционально-эстетическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации, в том числе речевыми.
Современные специалисты
в поиске эффективных средств
коррекции для ребенка с
Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями [3].
Народные сказки, несут в себе активизирующее воздействие - как на эмоциональную сферу ребенка, так и на речевую деятельность. Поэтому не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка [19].
Сказка находит применение в различных областях работы с детьми с ОПФР. И поэтому задача логопеда — так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой- исправлением недостатков речи [26].
Сказка выполняет
Возможности сказкотерапии
уникальны в коррекционной
Сказкотерапия в системе логопедических занятий с детьми с ОПФР преследует следующие цели [40]:
• Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка.
• Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
• Развитие диалогической и монологической речи.
• Эффективность
игровой мотивации детской
• Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
• Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
• Создание на
занятии благоприятной
• Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Использование сказкотерапии в обучении детей с ОПФР развивает [28]:
На логопедических занятиях в рамках сказкотерапии развитие речи детей с ОПФР осуществляется по следующим направлениям [19]:
1. Активность: от потребности в эмоциональной разрядке — через самовыражение в активном действии — к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов — через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве — к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
3. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове — через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо-ритма, музыкальной композиции — к словесному фантазированию ПО музыкальной композиции.
4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки — через адекватное эмоциональное отреагированис собственного негативного опыта в действии, ритме и слове — к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.
5. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений — через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков — к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.
6. Связная речь: от продолжения фраз взрослого — через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов — к творческим импровизациям по сюжету.
Направления сказкотерапии
логически связаны и
Таким образом, на основании вышеприведенных материалов, можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в логопедической работе с детьми с особенностями психофизического развития: у ребенка ликвидируются болезненные переживания связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации; использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере; улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь.