Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 19:48, курсовая работа
Дети с особенностями психофизического развития - достаточно сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результатов их воспитания педагоги ждут достаточно долго, дети не дают «обратной связи», как их нормально развивающиеся сверстники. Для того, чтобы получить, «почувствовать» результат педагогам приходится комбинировать в своей работе различные методы и приемы как традиционные, так и нетрадиционные.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Направления коррекционно-логопедической работы с детьми с особенностями психофизического развития 6
1.2. Возможности использования нетрадиционных методов логопедического воздействия при работе с детьми с особенностями психофизического развития 14
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 19
2.1. Музыкотерапия в системе коррекционно-логопедической помощи детям с особенностями психофизического развития 19
2.2. Возможности сказкотерапии в логопедической работе с детьми с особенностями психофизического развития 23
2.3. Методика применения кинезитерапии на логопедических занятиях с детьми особенностями психофизического развития 27
2.4. Коррекционная направленность изотерапии в работе логопеда с детьми с особенностями психофизического развития 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
Изобразительная деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение благодаря своей наглядности. Дети с ОПФР быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты (овощи, фрукты, цветы, игрушки). Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки.
В изобразительной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми с ОПФР, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности.
При развитии детского изобразительного творчества в контексте со связной речью большое значение имеет использование художественного слова. Художественное слово усиливает чувства детей, речевую мыслительную деятельность. Можно обратиться и к проверенному практикой приему работы, когда прочитанное логопедом четверостишье пробуждает детей к воспроизведению в рисунке впечатлений от стихотворения. Чтение стихотворений, потешек, песенок на логопедических занятиях повышает эмоциональное отношение детей с ОПФР, способствует формированию образного представления об изображаемом. Для этого следует использовать произведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой. Изобразительность и выразительность в поэзии тесно связаны между собой. Выразительность в рисунке создается при помощи звучных слов, передающих характер образа игрушки, дерева, животного и пр. Прежде чем дети возьмут в руки кисти и краски, логопед на музыкальном фоне читает строчки стихотворения по теме предстоящего занятия. Например, занятия, посвященные сезонному изображению природы, можно начать с подбора слов, подчеркивающих очарование этого времени года. Здесь уместен прием–игра «Слово на ладошке» – «Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю». С помощью этого приема у детей с ОПФР обогащается описательный словарь. Так, во время прохождения лексической темы «Осень» на занятии перед тем, как рисовать дерево, дети могут «складывать» на ладошку «красивые слова об осенних листьях»: багряные, золотые, легкие, воздушные, лапчатые, разноцветные, листопадные [15].
На логопедических занятиях можно применять различные приемы работы с детьми с ОПФР [15]:
– обследование предметов (резиновых, пластмассовых, стеклянных бумажных, деревянных);
– комментирование действий (берем карандаш в правую руку, ставим карандаш в левый верхний угол и т.д.);
– воспроизведение движений в воздухе («рисование» предметов на заданную тему);
– подробные вопросы к детям по форме и цвету;
– предварительные упражнения для развития мелкой моторики.
–прием «незавершенный рисунок», который незаменим для развития творческих способностей и в рисовании, и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т.д.
Важно осуществлять взаимодействия
речевой и изобразительной
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.
Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дети с ОПФР учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия [29].
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д.). Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование по клейстеру, руками. Эти и другие техники требуют точности и быстроты движений (например, выполнить очередное действие, пока краска не высохла), умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент (например, чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно и не достигнуть) [18].
Занятия с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Рисование в несколько рук, как коллективная форма работы, сближает детей единой целью, у них развиваются навыки культуры общения, эмоционально теплые отношения со сверстниками, происходит усвоение нравственных норм, правил поведения.
В приложении В представлены нетрадиционные техники изображения для использования в работе логопеда с детьми с ОПФР.
Таким образом, использование изотерапии и нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, тактильной чувствительности, цветоразличению, формированию связной речи, повышению уровня развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, коррекции психических процессов и личностной сферы детей в целом. Название предметов, явлений, их словесное определение и описание, высказывания ребенка о том, что и как он рисует, лепит; рассказ о созданном изображении, его оценка, умение его охарактеризовать, сказать, что получилось и что не получилось и почему, развивает речь детей и способствует более глубокому осмыслению процесса изображения.
В результате исследования
можно сделать следующие выводы
Логопедические упражнения для детей с ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, построенные на основе использования нетрадиционных методов музыкотерапии
Упражнения, способствующие развитию дыхания, голоса и артикуляции
1. Упражнение «Муха».
Увидеть муху, сидящую на правом колене, всмотреться в нее, поймать ее, почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха. Петь на выдохе, подражая мухе: «з-з-з». Выпустить муху, раскрыть ладошку, проследить глазами ее полет, вдохнуть вновь.
Одновременно на ударные слоги соединить на обеих руках второй, третий, четвертый, пятый пальцы поочередно с первым пальцем руки. На слова «в обморок упали» расслабить кисти рук, уронить их:
На паркете в восемь пар.
Мухи танцевали.
Увидали паука —
в обморок упали.
Петь эту же мелодию на слогах «зум», «зу» и одновременно дирижировать кистью руки. Кисть должна быть гибкой, четко указывать акценты в музыке.
2. Упражнение «Тополиный пух».
Начало лета. Жаркий день. Вокруг лежит тополиный пух. Увидеть пух, всмотреться в него, присесть, собрать немного пуха мягкими подгребающими движениями пальцев рук. Легкими движениями пальцев перебрасывать пух с руки на руку, дуть на него, снова ловить и проговаривать стихотворение, дирижируя рукой:
Летом снег! Просто смех! Снег по городу летает, Почему же он не тает?
Упражнения, регулирующие мышечный тонус
1) Дети сидят в кругу
на полу по-турецки. На
2) Дети стоят в кругу с бубнами в левой руке, на громкую музыку — ударяют по бубну правой рукой, на тихую музыку — берут бубен в правую руку и легко им встряхивают.
3) На громкую музыку
дети идут по кругу, на тихую
— двигаются вокруг себя на
носках, на громкую музыку —
идут по кругу, размахивая
4) На громкую музыку дети парами идут по кругу, на тихую — пары разделяются и идут по одному друг за другом. При возобновлении громкой музыки опять сходятся парами.
5) Детей делят на группы по 3—4 человека. Они расходятся по своим домам (углы зала). У каждого есть палка, изображающая лошадь. На громкую музыку дети скачут на лошадях друг за другом по кругу, на тихую музыку — идут в свои дома. С возобновлением громкой музыки — опять скачут по кругу.