Нетрадиционных методов воспитания в деятельности логопеда с детьми с особенностями психофизического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание

Дети с особенностями психофизического развития - достаточно сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результатов их воспитания педагоги ждут достаточно долго, дети не дают «обратной связи», как их нормально развивающиеся сверстники. Для того, чтобы получить, «почувствовать» результат педагогам приходится комбинировать в своей работе различные методы и приемы как традиционные, так и нетрадиционные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Направления коррекционно-логопедической работы с детьми с особенностями психофизического развития 6
1.2. Возможности использования нетрадиционных методов логопедического воздействия при работе с детьми с особенностями психофизического развития 14
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 19
2.1. Музыкотерапия в системе коррекционно-логопедической помощи детям с особенностями психофизического развития 19
2.2. Возможности сказкотерапии в логопедической работе с детьми с особенностями психофизического развития 23
2.3. Методика применения кинезитерапии на логопедических занятиях с детьми особенностями психофизического развития 27
2.4. Коррекционная направленность изотерапии в работе логопеда с детьми с особенностями психофизического развития 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 45

Работа состоит из  1 файл

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.doc

— 295.00 Кб (Скачать документ)

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное и  воспитательное значение благодаря  своей наглядности. Дети с ОПФР быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты (овощи, фрукты, цветы, игрушки). Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки.

В изобразительной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания  речи детьми с ОПФР, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности.

При развитии детского изобразительного творчества в контексте со связной  речью большое значение имеет  использование художественного  слова. Художественное слово усиливает чувства детей, речевую мыслительную деятельность. Можно обратиться и к проверенному практикой приему работы, когда прочитанное логопедом четверостишье пробуждает детей к воспроизведению в рисунке впечатлений от стихотворения. Чтение стихотворений, потешек, песенок на логопедических занятиях повышает эмоциональное отношение детей с ОПФР, способствует формированию образного представления об изображаемом. Для этого следует использовать произведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой. Изобразительность и выразительность в поэзии тесно связаны между собой. Выразительность в рисунке создается при помощи звучных слов, передающих характер образа игрушки, дерева, животного и пр. Прежде чем дети возьмут в руки кисти и краски, логопед на музыкальном фоне читает строчки стихотворения по теме предстоящего занятия. Например, занятия, посвященные сезонному изображению природы, можно начать с подбора слов, подчеркивающих очарование этого времени года. Здесь уместен прием–игра «Слово на ладошке» – «Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю». С помощью этого приема у детей с ОПФР обогащается описательный словарь. Так, во время прохождения лексической темы «Осень» на занятии перед тем, как рисовать дерево, дети могут «складывать» на ладошку «красивые слова об осенних листьях»: багряные, золотые, легкие, воздушные, лапчатые, разноцветные, листопадные [15].

На логопедических занятиях можно применять различные приемы работы с детьми с ОПФР [15]:

– обследование предметов (резиновых, пластмассовых, стеклянных бумажных, деревянных);

– комментирование действий (берем карандаш в правую руку, ставим карандаш в левый верхний угол и т.д.);

– воспроизведение движений в воздухе («рисование» предметов на заданную тему);

– подробные вопросы к детям по форме и цвету;

– предварительные упражнения для развития мелкой моторики.

–прием «незавершенный рисунок», который незаменим для развития творческих способностей и в рисовании, и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т.д.

Важно осуществлять взаимодействия речевой и изобразительной деятельности в блоке совместной деятельности логопеда с детьми. В процессе выполнения практических действий, обыгрывания сюжета ведется непрерывный разговор с детьми. Логопед обозначает словом все, что происходит на бумаге. Такие комментарии позволяют уточнить значение слов производимых действий, уже известных ребенку, а также познакомить с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный словарь. Необходимо поддерживать любую попытку ребенка с ОПФР прокомментировать свои действия, проговорить их, а для отдельных детей также специально создавать условия, в которых ему захочется воспользоваться активной речью.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дети с ОПФР учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия [29].

Многие виды нетрадиционного  рисования способствуют повышению  уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись  ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д.). Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование по клейстеру, руками. Эти и другие техники требуют точности и быстроты движений (например, выполнить очередное действие, пока краска не высохла), умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент (например, чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно и не достигнуть) [18].

Занятия с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Рисование в несколько  рук, как коллективная форма работы, сближает детей единой целью, у них развиваются навыки культуры общения, эмоционально теплые отношения со сверстниками, происходит усвоение нравственных норм, правил поведения.

В приложении В представлены нетрадиционные техники изображения для использования в работе логопеда с детьми с ОПФР.

Таким образом, использование изотерапии и нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, тактильной чувствительности, цветоразличению, формированию связной речи, повышению уровня развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, коррекции психических процессов и личностной сферы детей в целом. Название предметов, явлений, их словесное определение и описание, высказывания ребенка о том, что и как он рисует, лепит; рассказ о созданном изображении, его оценка, умение его охарактеризовать, сказать, что получилось и что не получилось и почему, развивает речь детей и способствует более глубокому осмыслению процесса изображения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате исследования можно сделать следующие выводы:

  • В специальном учреждении воспитание играет ведущую роль. Внимание педагогов направлено на слабые функции ребенка в целях преодоления отставания в их развитии. Воспитание детей с ОПФР осложняется нарушениями их познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Это обусловливает использование специфических организационных форм и методов воспитательной работы, ее коррекционную направленность. Большая распространенность нарушений речи у детей с особенностями психофизического развития вызывает необходимость их углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи у детей с особенностями психофизического развития часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы. Задачи и направления работы по развитию речи детей с особенностями психофизического развития сводятся к следующему: изучение речевого развития учащихся; исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков; уточнение, обогащение и активизация словарного запаса; развитие умения грамматически правильно оформлять предложения; коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи; выработка умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме.
  • Можно выделить следующие коррекционно-развивающие эффекты использования нетрадиционных методов в работе логопеда с детьми с особенностями психофизического развиия: развитие коммуникативных навыков, преодолевается негативное отношение друг к другу, дети становятся контактными; стабилизируется психо-эмоциональный фон, появляется возможность коррекции негативных эмоциональных состояний; внимание становится более устойчивым; значительно улучшается работоспособность детей; развивается мелкая моторика руки; развивается творческое, образное мышление.
  • В результате изучения особенностей применения различных видов нетрадиционных методов в работе логопеда с детьми с особенностями психофизического развития было выявлено едующее: музыкотерапия в системе коррекционной помощи детям с особенностями психофизического развития способствует овладению правильными голосоведением и речевым дыханием, нормированным произношением звуков речи, четкой дикцией, верным лексико-грамматическим строем и развернутой связной речью; у детей значительно улучшаются фонематическое восприятие. Значение сказкотерапии в логопедической работе с детьми с особенностями психофизического развития определяется следующим: у ребенка ликвидируются болезненные переживания связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации; использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере; улучшается артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, лексико-грамматические отношения, связная речь. Логопедические направления кинезитерапии содействуют совершенствованию всей коррекционно-воспитательной и лого-восстановительной работы с детьми, страдающими расстройствами речи. Использование изотерапии и нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, тактильной чувствительности, цветоразличению, формированию связной речи, повышению уровня развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, коррекции психических процессов и личностной сферы детей в целом. Название предметов, явлений, их словесное определение и описание; рассказ о созданном изображении, его оценка, умение его охарактеризовать развивает речь детей и способствует более глубокому осмыслению процесса изображения.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова и др.; Ред. Н.М. Назарова. – 3–е изд., испр. – М.: Aкадемия, 2004. – 396 с.
  2. Артемова, Е.Э. Использование музыкальных упражнений в структуре логопедических занятий с неговорящими детьми / Е.Э. Артемова // Логопедия. – 2007. – № 1. – С. 28–29.
  3. Бабина, Е.С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе / Е.С. Бабина // Логопед. – 2008. – № 1. – С. 41–48.
  4. Беккер, К.–П. Логопедия / К.–П. Беккер. – М.: Просвещение, 1981. – 285 с.
  5. Битова, А.Л. Специальные занятия музыкой, ориентированной на стимуляцию экспрессивной речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития / А.Л. Битова, Ю.В. Липес // Особый ребенок. – Вып. 4. – М., 2001. – С. 78–85.
  6. Блинов, О.А. Процесс музыкальной психотерапии: Систематизация и описание основных форм работы / О.А. Блинов // Психологический журнал. – 1998. – № 3. – С. 21 – 26.
  7. Вернер, Д. Реабилитация детей-инвалидов. / Д. Вернер. – М.: Филантроп, 1992. – 329 с.
  8. Визель. Т.Г. Влияние арттерапии в коррекционной педагогике / Т.Г. Визель, М. Н. Ревенко // Школьный логопед. – 2008. – № 3. – С. 40–42.
  9. Вихрова, И.Н. Коррекция речи и мелкой моторики в процессе рисования / И.Н. Вихрова, Н.Н. Шарикова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6. – С. 67–73
  10. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Наука, 1973. – 329 с.
  11. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. – М.: Владос. – 2002. – 272.с.
  12. Волкова, Г.А. Логопедия / Г.А. Волкова. – М.: Просвещение, 1998. – 449 с.
  13. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / В.В. Воронкова. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
  14. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 1988. – 205 с.
  15. Гаврилушкина, О.П. Изобразительная деятельность умственно отсталых дошкольников // Дошкольное воспитание аномальных детей / О.П.Гаврилушкина; под ред. Л.П. Носковой. – М.: Академия, 1993. – 275 с.
  16. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев.– М.: Педагогика, 1971. – 95 с.
  17. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
  18. Градова, Г.Н. Возможности использования арттерапевтических приемов по формированию представлений о пространстве у детей с ОНР / Г.Н. Градова, Ю.Г. Воронина // Логопед в детском саду. – 2006. – № 5. – С. 46 – 49.
  19. Григорьева, И.А. Музыкально-речевая композиция по сказкам в опыте совместной работы логопеда и музыкального руководителя / И.А. Григорьева, В.Н. Демидова // Логопед в детском саду. – 2007. – № 8. – С. 43 –52.
  20. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе / И.А. Грошенков. – М.: Просвещение, 1982. – 385 с.
  21. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина. – М.: Академия, 1998. – 385 с.
  22. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. высш. учеб, заведений / В.И Дубровский. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 608 с.
  23. Забриян, С.А. Особенности музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста с ОПФР / С. А. Забриян, Ю. Ф. Гаркуша // Логопед. – 2008. – № 6. – С. 4–10.
  24. Зайцева, И.А. Коррекционная педагогика / И.А. Зайцева; под ред. В.С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. и доп. – М.: МарТ, 2004. – 352с.
  25. Зинкевич–Евстигнеева Т.Д. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 299 с.
  26. Зинкевич, Т.Д. Теория и практика сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич, A.M. Михайлов. – СПб.: Смарт, 1996. – 285 с.
  27. Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании). – Мн., 2004. – 24 с.
  28. Зинкевич, Т.Д. Теория и практика сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич, A.M. Михайлов. – СПб.: Смарт, 1996. – 285 с.
  29. Казакова, Л.А. Нетрадиционные воспитательные технологии для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации / Л.А.Казакова. – М.: Академия, 2008. – 138 с.
  30. Калиникова, Л.В. Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных тенденций обучения и воспитания: хрестоматия / Л. В. Калинникова. – М.: Академия, 2001. – 448 с.
  31. Карпова, Н.Л. Практически ориентированные исследования в логопсихотерапии / Н.Л. Карпова // Дефектология. – 2006. – № 4. – С. 18 – 28.
  32. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
  33. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии:  учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени и др.; под ред. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
  34. Лаврова, Т.Б. Об основах физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с ОНР / Т.Б. Лавров // Логопед в детском саду. – 2008. – № 3. – С. 49 – 53.
  35. Маслова, О.И. Кинезиотерапия с детьми / О.И. Маслова. – М.: Академия, 2007. – 196 с.
  36. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Академия, 2001. – 248 с.
  37. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. –– 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
  38. Пинский, Б.И. Вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта / Б.И. Пинский. – М.: Мысль, 1992. – 224 с.
  39. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я, Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
  40. Танетова, Е.В. Сказка в логопедической работе с детьми с ОПФР/ Е.В. Танетова // Логопед. – 2008. – № 6. – С. 42 – 44.
  41. Фадина, Г.В. Специальная дошкольная педагогика: учебно-метод. пособие для студентов педагогических факультетов / Г.В. Фадина. – М.: Николаев, 2004. – 80 с.
  42. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, – М.: Мысль, 1987. – 295 с.
  43. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей / Т.Б. Филичева. – М.: Мысль, 1993. – 432 с.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

 

Логопедические упражнения для детей с ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, построенные на основе использования нетрадиционных методов музыкотерапии

 

Упражнения, способствующие развитию дыхания, голоса и артикуляции

1. Упражнение  «Муха».

Увидеть муху, сидящую  на правом колене, всмотреться в нее, поймать ее, почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха. Петь на выдохе, подражая мухе: «з-з-з». Выпустить муху, раскрыть ладошку, проследить глазами ее полет, вдохнуть вновь.

Одновременно на ударные  слоги соединить на обеих руках второй, третий, четвертый, пятый пальцы поочередно с первым пальцем руки. На слова «в обморок упали» расслабить кисти рук, уронить их:

На паркете в восемь пар.

Мухи танцевали.

Увидали паука — 

в обморок упали.

Петь эту же мелодию на слогах «зум», «зу» и одновременно дирижировать кистью руки. Кисть должна быть гибкой, четко указывать акценты в музыке.

2. Упражнение  «Тополиный пух».

Начало лета. Жаркий день. Вокруг лежит тополиный пух. Увидеть  пух, всмотреться в него, присесть, собрать немного пуха мягкими подгребающими движениями пальцев рук. Легкими движениями пальцев перебрасывать пух с руки на руку, дуть на него, снова ловить и проговаривать стихотворение, дирижируя рукой:

Летом снег! Просто смех! Снег по городу летает, Почему же он не тает?

Упражнения, регулирующие мышечный тонус

1) Дети сидят в кругу  на полу по-турецки. На громкую  музыку ударяют ладонями рук  об пол, на тихую музыку делают  легкие хлопки перед собой.

2) Дети стоят в кругу  с бубнами в левой руке, на  громкую музыку — ударяют по бубну правой рукой, на тихую музыку — берут бубен в правую руку и легко им встряхивают.

3) На громкую музыку  дети идут по кругу, на тихую  — двигаются вокруг себя на  носках, на громкую музыку —  идут по кругу, размахивая флажками, на тихую — останавливаются и опускаются на левое колено и т.д.

4) На громкую музыку  дети парами идут по кругу,  на тихую — пары разделяются  и идут по одному друг за  другом. При возобновлении громкой  музыки опять сходятся парами.

5) Детей делят на  группы по 3—4 человека. Они расходятся по своим домам (углы зала). У каждого есть палка, изображающая лошадь. На громкую музыку дети скачут на лошадях друг за другом по кругу, на тихую музыку — идут в свои дома. С возобновлением громкой музыки — опять скачут по кругу.

Информация о работе Нетрадиционных методов воспитания в деятельности логопеда с детьми с особенностями психофизического развития