Нетрадиционных методов воспитания в деятельности логопеда с детьми с особенностями психофизического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание

Дети с особенностями психофизического развития - достаточно сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результатов их воспитания педагоги ждут достаточно долго, дети не дают «обратной связи», как их нормально развивающиеся сверстники. Для того, чтобы получить, «почувствовать» результат педагогам приходится комбинировать в своей работе различные методы и приемы как традиционные, так и нетрадиционные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Направления коррекционно-логопедической работы с детьми с особенностями психофизического развития 6
1.2. Возможности использования нетрадиционных методов логопедического воздействия при работе с детьми с особенностями психофизического развития 14
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 19
2.1. Музыкотерапия в системе коррекционно-логопедической помощи детям с особенностями психофизического развития 19
2.2. Возможности сказкотерапии в логопедической работе с детьми с особенностями психофизического развития 23
2.3. Методика применения кинезитерапии на логопедических занятиях с детьми особенностями психофизического развития 27
2.4. Коррекционная направленность изотерапии в работе логопеда с детьми с особенностями психофизического развития 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 45

Работа состоит из  1 файл

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.doc

— 295.00 Кб (Скачать документ)

 

Особая роль в комплексе  коррекционных мероприятий в работе логопеда отводится развитию двигательных функций, так как по данным ряда авторов [22] ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего недоразвития речи у детей с ОПФР. Если обратить внимание на физическую сторону развития, то основные двигательные умения и навыки у детей с ОПФР сформированы недостаточно, движения ритмично не организованны, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.

Кинезитерапия относится  болгарскими учеными Л. Боневым, П. Слынчевым, Ст. Банковым к группе неспецифически действующих терапевтических факторов.

Кинезитерапия - (kinesitherapia – в переводе с греческого: kinesis - движение, therapia - лечение) - дословно «лечение движением». Движение как результат воздействия механической энергии на организм человека применялось в качестве профилактического и лечебного средства издревле, еще во времена зарождения медицины [35].

Кинезитерапия - это не только специальные и индивидуально  подобранные методики лечебной гимнастики, и применение специальных корригирующих поз - лечение положением, но и роботизированная механотерапия, тренажеры различной направленности. Движение используется как мощный фактор профилактики, лечения и реабилитации. Каждое движение совершается в определенном ритме. В педагогическом аспекте ритмика (греч. rhythmikos — относящийся к ритму, равномерный, размеренный) — это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу и сопровождается моторными реакциями. Сущность этих реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечные сокращения языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног; напряжение, возникающее в гортани, голове, грудной клетке и конечностях; зачаточные сокращения головной и дыхательной мускулатуры и, наконец, одновременная стимуляция мышц антагонистов (сгибателей и разгибателей), вызывающая смену фаз напряжения и расслабления без изменения пространственного положения органа [35].

Логопедические направления  кинезитерапии, по мнению многих ученых и методистов, значительно важны  в коррекционно-педагогической работе [41].

Развитие движений представляет собой целостный воспитательно-коррекционный  процесс. Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требует от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной (если процесс обучения вызывает заинтересованность и соответственно с этим эмоциональный отклик); образной — при восприятии наглядного образца движений; словесно-логической — при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения заданий; двигательно-моторной — в связи с практическим выполнением заданий;произвольной — без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнения [29].

В специальной научной  литературе задачи использования кинезитерапии  определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

В результате решения оздоровительных задач у детей с ОПФР укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Под влиянием регулярных занятий с использованием кинезитерапии в организме и психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной.

Осуществление образовательных  задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлении и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей [34].

Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и  трудовому воспитанию детей с ОПФР. Оно направлено на развитие у занимающихся чувства взаимопомощи, ответственного отношения к выполнению заданий, самостоятельности. Зарождение и развитие чувства коллективизма положительно влияет на ребенка с ОПФР, косвенно помогает ему нормализовать свое поведение, правильно строить взаимоотношения с окружающими.

Коррекционная направленность занятий  с использованием кинезитерапии  обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения у детей с ОПФР, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Без знаний психологии ребенка определенного возраста, существующих отклонений, нельзя правильно воздействовать на ребенка. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти. Коррекционные задачи должны развивать речевую функциональную систему и неречевые психические процессы [29].

Исходя из многообразия направлений  использования кинезитерапии в  логопедии и клинических проявлений у детей с ОПФР, Г.А.Волкова описала важнейшие направления работы [11]:

1. Воспитание и развитие темпа  и ритма дыхания благодаря  дыхательным упражнениям (особенно  у заикающихся, людей с тахилалией, брадилалией, спотыканием, с ринолалией, с дизартрией).

2. Развитие орального праксиса (особенно у лиц с дислалией,  ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, с заиканием, если у последних существуют нарушения звукопроизношения разного генеза). На этой основе совершенствуются движения артикуляторных органов.

3. Развитие просодии  речи у заикающихся, детей с  дизартрией, ринолалией, а также у лиц с нарушениями голоса осуществляется средствами логоритмики на основе воспитанных темпа и ритма дыхания, голоса, артикуляторного аппарата, речевого слуха.

4. Коррекция речевых  нарушений осуществляется как  с учетом двигательных и акустических  возможностей людей с речевой патологией, так и при целенаправленном подборе речевого материала для занятий.

Охарактеризуем основные направления кинезитерапии, используемые на логопедических занятиях с детьми с ОПФР.

Лечебная физическая культура. Заключается в выполнении разнообразных физических упражнений, оказывающих лечебное действие. Этим направлением занимается специалист - инструктор, но некоторые простые упражнения может проводить и логопед. Преодолевая трудности общего физического состояния, оказывается влияние на развитие речи у ребенка и адаптация его в социальной среде [34].

Артикуляционная гимнастика. Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Это наиболее важное направление при коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи [41].

Мимическая гимнастика. Раздел включает игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости, интереса, горя, спокойствия). А также развивает и укрепляет мимические мышцы [30].

Пальчиковая гимнастика. Она является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Этот раздел включает игры и игровые упражнения только для рук. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру. Можно использовать упражнения с различными предметами [21].

Дыхательные упражнения. Они помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Такие упражнения можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. Дыхательные упражнения зарекомендовали себя с положительной стороны  при работе с детьми, страдающими ринолалией. Дыхательные упражнения оказывают влияние не только на формирование правильного речевого дыхания, они важны для общего укрепления организма и релаксации. Поэтому можно использовать и в заключительной части занятия.

Корригирующие позы. В ходе этого направления происходит  создание стойких поз, необходимых для коррекции. Длительное по времени удержание нужной позы способствует выработки ее в дальнейшем самостоятельно [31].

Тренажеры. Особое значение для коррекционно-педагогического и физического воспитания детей имеют тренажеры. Среди них выделяют общеразвивающие и специальные коррекционые, к которым относятся логопедические, тренажеры для детей с детским церебральным параличом, дыхательные тренажеры. 

Речевые игры и ролевые  стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования на занятиях объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу [21].

Танцевально-ритмические  упражнения. Являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения. Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств [30].

Ходьба и маршировка в различных направлениях. Ходьба – автоматизированный моторный акт, при котором четко координируются движения рук и ног. Это средство кинезитерапии В.А. Гринер называет «вводными упражнениями». Ребенок учится ориентированию в пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной назад, лицом к центру и т.п. Пространственная характеристика движения включает исходное положение, положение тела и его частей в движении, траекторию движения.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающих и коррекционные упражнения. По характеру выполнения их можно разделить на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты и пр.) и без предметов. В упражнениях с предметами развиваются сила движений, ловкость, четкость, быстрота реакции, глазомер. В этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже усвоено на уровне двигательного навыка.

Упражнения, активизирующие внимание. Эти упражнения воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Занимающиеся учатся сосредотачиваться и проявляют волевые усилия. Организуя двигательную сферу, педагог формируют у занимающихся готовность действовать определенным образом в определенном направлении. Воспитание такой готовности способствует устойчивости внимания; формирует умение воспроизводить заданный ряд последовательных действии, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти последовательный ряд движений.

Примеры написанных выше направлений кинезитерапии для детей с ОПФР указаны в приложении Б.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что направления кинезитерапии целесообразно использовать в комплексе и сочетать с другими видами коррекционно-педагогической работы, т.к. логопедические направления кинезитерапии, познавая закономерности формирования и нарушения сенсорных и двигательных систем ребенка, их связей с развитием и нарушениями других психических функций и процессов, содействуют совершенствованию всей коррекционно-воспитательной и лого-восстановительной работы с детьми, страдающими расстройствами речи.

2.4. Коррекционная направленность  изотерапии в работе логопеда с детьми с особенностями психофизического развития

 

В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей  с ОПФР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию. К сожалению, на логопедических занятиях изотерапия используются редко, не учитывается ее высокая коррекционная значимость.

Между тем применение изотерапии способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей и т. д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле, учатся работать кистью, карандашом, стекой. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т.п. [9].

На логопедических занятиях с детьми с ОПФР с использованием изотерапии развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, детям предоставляется возможность экспериментировать (смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображенный предмет цветными мелками наносить гуашь или акварель и т. д.).

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками помогает игра с цветом. Дети видят, что при добавлении разного количества воды в акварель можно получить различные оттенки цвета. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветоразличения [15].

Информация о работе Нетрадиционных методов воспитания в деятельности логопеда с детьми с особенностями психофизического развития