Нетрадиционных методов воспитания в деятельности логопеда с детьми с особенностями психофизического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание

Дети с особенностями психофизического развития - достаточно сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результатов их воспитания педагоги ждут достаточно долго, дети не дают «обратной связи», как их нормально развивающиеся сверстники. Для того, чтобы получить, «почувствовать» результат педагогам приходится комбинировать в своей работе различные методы и приемы как традиционные, так и нетрадиционные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Направления коррекционно-логопедической работы с детьми с особенностями психофизического развития 6
1.2. Возможности использования нетрадиционных методов логопедического воздействия при работе с детьми с особенностями психофизического развития 14
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 19
2.1. Музыкотерапия в системе коррекционно-логопедической помощи детям с особенностями психофизического развития 19
2.2. Возможности сказкотерапии в логопедической работе с детьми с особенностями психофизического развития 23
2.3. Методика применения кинезитерапии на логопедических занятиях с детьми особенностями психофизического развития 27
2.4. Коррекционная направленность изотерапии в работе логопеда с детьми с особенностями психофизического развития 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 45

Работа состоит из  1 файл

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.doc

— 295.00 Кб (Скачать документ)

7. Лошадка.

 Присосать язык  к нёбу, щелкнуть языком. Цокать  медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

8. Гармошка.

 Рот раскрыт. Язык  присосать к нёбу. Не отрывая  язык от нёба, сильно оттягивать  вниз нижнюю челюсть. 

9. Маляр.

 Рот открыт. Широким  кончиком языка, как кисточкой,  ведем от верхних резцов до  мягкого нёба.

10. Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Мимическая  гимнастика

Цели: выполнение мимических движений по подражанию, экспрессивное выражение эмоций, развитие просодики по подражанию, развитие взаимодействия детей с логопедом.

Оборудование: наглядный картинный материал с изображением лиц, соответствующих рассказу.

Логопед рассказывает стихотворение  и показывает движения, а дети за ним повторяют.

Здесь живет Хмурилка,

ребенок нахмурится, указательные пальцы возле сведенных бровей.

Здесь живет Дразнилка,

ребенок показывает язык.

Здесь живет Смешилка,

указательные пальчики на щеках, ребенок улыбается.

Здесь живет Страшилка.

глаза широко открыты, руки вытянуты вперед, пальцы растопырены, рот открыт.

Это носик Бибка!

указательные пальцы сведены на кончике носа.

А где твоя улыбка?

дети отвечают улыбкой  на вопрос логопеда.


 

Дыхательные упражнения

«Чудак»

Цели: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха, эмпатии, коммуникативных навыков.

Оборудование: бумажный осенний листок, снежинка, тучка, птичка, воздушный шарик.

Логопед читает стихотворение:

Там, на холмах, сидит  чудак,

Сидит и дует так и  сяк.

Он дует вверх,

Он дует вбок,

Он дует вдоль и  поперек.

Затем кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.

Пальчиковая гимнастика

Цели: научить ребенка с помощью пальцев изображать живых существ, развитие активного словаря, мелкой моторики, абстрактного мышления.

Оборудование: наглядный картинный материал с изображением животных

Логопед по подражанию учит показывать с помощью пальцев рук различных животных.

зайчик: 
указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак


ёжик: 
руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить




 

Речевые игры и ролевые стихи

«Пролетает  самолет»

Цели: развитие просодических компонентов речи, абстрактного мышления, памяти, мелкой моторики, умения координировать движения с речью.

Оборудование: любая ритмичная музыка.

Перед началом чтения стихотворения дети изготавливают  самолетики из бумаги и с ними играют: запускают, озвучивая их путь, водят по ладошке и озвучивают маршрут полета, выкладывают на полу различные пилотажные комбинации. Затем дети с логопедом рассказывают заранее выученное  стихотворение, сопровождая слова движениями.

Пролетает самолет.

С ним собрался я в полет.

Смотрят вдаль из-под  правой руки;

смотрят вдаль из-под  левой руки.

Правое крыло отвел  — посмотрел,

Отвести прямую правую руку.

Левое крыло отвел  — поглядел.

Отвести левую руку.

Я мотор завожу и внимательно  гляжу,

Гудят, как мотор, делая «моталочку».

Поднимаюсь ввысь, лечу, Возвращаться не хочу!

Звучит музыка, дети «летают» по залу.


 

С окончанием музыки —  вынужденная посадка для ремонта. Под музыку дети «чинят» самолеты, согласно ритму:

— Тук-тук-тук.

— З-з-з-з-з-з.

— Др-р-р-р-р.

Стучат кулачками о  кулачок, «чинят» самолет, опять  заводят моторы и летят


 

Танцевально ритмические  упражнения

«Не зевай!»

Цели: развитие слухового внимания, чувства темпа, зрительно-двигательной координации, активизация глагольной лексики.

Оборудование: мяч.

Дети перебрасывают  друг другу мяч, стоя в кругу. Движения мяча подчиняются заданному темпу, который выстукивает педагог.

Ребенок, кидающий мяч, называет любое слово по изучаемой теме (в именительном падеже). Тот, кто  ловит мяч, мгновенно добавляет  подходящий по смыслу глагол:

— Облако ... плывет!

— Костер ... разгорается!

 

 

Ходьба и  маршировка

«Змейка»

Цели: развитие ориентировки в пространстве, понимания пространственных понятий, воображения, спонтанной речи.

Оборудование:любая ритмичная музыка.

Дети идут по комнате  змейкой, в затылок друг другу. Ведущий  обходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы и канавы, а все остальные  повторяют его движения. По сигналу  логопеда ведущий переходит в  хвост змейки, а следующий за ним  ребенок становится новым ведущим.

Упражнения  регулирующие мышечный тонус

«Ветерок и  ветер»

Цели: снятие напряжения в плечах, локтях, кисти и пальцах, развитие понятий «слабо», «сильно», развитие воображения.

Оборудование: музыка для упражнения.

Дети свободно располагаются по всей комнате, лица повернуты в одну сторону так, чтобы поднятые в стороны руки не касались соседей.

1)«Ветерок слабо колышет  ветви деревьев» — дети переводят  перед собой обе руки то  вправо, то влево, постепенно поднимая  их впереди вверх. Движения плавные.

2) То же самое, но  с поднятыми вверх руками.

3) «Поднялся ветер»  — дети сильно бросают руки  то вправо, то влево.

4) «Ветер улегся» —дети  повторяют движения № 1, постепенно  опуская руки вниз.

Упражнения  активизирующие внимание

 «Летает  – не летает»

Цели: развитие и активизация внимания, развитие понятийного словаря, двигательных навыков.

Оборудование: не требуется.

Дети садятся или  становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

Заключительные  упражнения

«Прикосновение»

Цели:развитие эмпатии, коммуникативных навыков, чувства темпа.

Оборудование:зажженная свеча в подсвечнике, музыка в умеренном темпе с четкой и ясной фразировкой.

В центре зала стоит зажженная  свеча в подсвечнике, звучит спокойная  музыка. Дети садятся в круг на колени (подсвечник оказывается в центре круга) и под музыку прощаются  друг с  другом прикосновением ладошек. Правая ладонь лежит на левой ладони соседа справа, левая ладонь лежит на правой ладони соседа слева. Прикосновение «передается» по кругу. 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

Нетрадиционные техники изображения  для использования в работе логопеда с детьми с ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Монотипия

Оборудование: лист бумаги для рисования, кисть, гуашь разного  цвета, розетки для краски, баночка  для воды, подставка для кисти.

Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить  на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать предмет.

Примерные темы для рисования:

«Ваза для цветов», «Цветы», «Дерево», «Бабочки».

Рисование под  музыку

Оборудование: магнитофон (проигрыватель), кассета (пластинка) с  записью музыкального произведения, краски разных цветов, розетки для краски, кисти, подставка для кисти, бумага для рисования, баночка для воды.

Технология рисования. Дети прослушивают музыкальное произведение. По окончании его звучания педагог  предлагает детям «нарисовать» прослушанную музыку и дает задание придумать название своему рисунку.

Техника «печатание листьями»

Оборудование: листья деревьев или кустарников (незасушенные), бумага для рисования, гуашь разных цветов, кисть флейц, розетки для краски, баночки для воды, подставка для кисти.

Технология рисования. Лист дерева (кустарника) положить на газету и раскрасить. Аккуратно приложить  лист дерева раскрашенной стороной к  альбомному листу. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой (можно газетной), прогладить ладонью. Снять бумагу и лист дерева. Отпечаток готов. По желанию можно дорисовать ствол, чтобы получилось дерево.

Количество листьев  может быть разным, в зависимости  от размеров бумаги и самих листьев.

Техника «рисование нитками»

Оборудование: простые  нитки № 10, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток.

Технология рисования. Сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки  обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования  в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

Техника «печатание бумагой»

Оборудование: куски плотной  бумаги, гуашь (количество цветов зависит  от темы рисования), бумага для рисования, розетки для краски, емкость для  использованных комков бумаги.

Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок  плотной бумаги смять в небольшой  комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный  лист для рисования. По мере необходимости комок плотной бумаги заново опускается в краску. Для использования гуаши другого цвета смять новый кусок из плотной бумаги.

Техника «рисование мыльной пеной»

Оборудование: мыло или  сильно пенящееся средство, безопасное для детей, гуашь, розетки для  краски, крупная кисть (№ 12-16), бумага для рисования, губка из поролона, простой карандаш, подставка под кисть.

Технология рисования. Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым  карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть или смахнуть.

Техника «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами)

Оборудование: бумага для  рисования размером АЗ или ватман, гуашь разного цвета, блюдца для краски диаметром 20-25 см, фартуки, полотенце, таз с водой для мытья рук.

Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на листе ватмана. Предварительно лист ватмана можно окрасить в светлый тон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Нетрадиционных методов воспитания в деятельности логопеда с детьми с особенностями психофизического развития