Нетрадиционных методов воспитания в деятельности логопеда с детьми с особенностями психофизического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание

Дети с особенностями психофизического развития - достаточно сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результатов их воспитания педагоги ждут достаточно долго, дети не дают «обратной связи», как их нормально развивающиеся сверстники. Для того, чтобы получить, «почувствовать» результат педагогам приходится комбинировать в своей работе различные методы и приемы как традиционные, так и нетрадиционные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Направления коррекционно-логопедической работы с детьми с особенностями психофизического развития 6
1.2. Возможности использования нетрадиционных методов логопедического воздействия при работе с детьми с особенностями психофизического развития 14
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 19
2.1. Музыкотерапия в системе коррекционно-логопедической помощи детям с особенностями психофизического развития 19
2.2. Возможности сказкотерапии в логопедической работе с детьми с особенностями психофизического развития 23
2.3. Методика применения кинезитерапии на логопедических занятиях с детьми особенностями психофизического развития 27
2.4. Коррекционная направленность изотерапии в работе логопеда с детьми с особенностями психофизического развития 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 45

Работа состоит из  1 файл

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.doc

— 295.00 Кб (Скачать документ)

Упражнения, способствующие формированию метрического акцента

Дети идут по кругу топочущим шагом и  в такт шагам произносят:

Едем, едем, долго едем.

Очень длинен этот путь.

Скоро до Москвы доедем,

Там и сможем отдохнуть.

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Переходят на нормальный шаг:

Чу-чу, чу-чу, чу-чу,

Бежит паровоз,

Далеко, далеко

Ребят он повез.

Ходьба в  приседе с одновременным проговариванием  стихотворения:

Плыли гусята — красные  лапки,

Озером, озером — все  по порядку.

Серые плыли, белые плыли,

Красными лапками воду мутили.

Ходьба по кругу на носках:

Маме надо отдыхать.

Маме хочется поспать,

Я на цыпочках хожу,

Я ее не разбужу.

Дети стоят, вытянув руки назад. Делают круги  руками и говорят:

Быстро вертится крыло,

Мелит мельница зерно,

А из молотой муки

Испекут нам пироги.

Дети перебрасывают  мяч от соседа к соседу в правую или левую сторону:

Целый день я лечу,

Целый день я скачу.

Больше прыгать не могу,

Ах, сейчас я упаду.

На последнем слоге  мячом ударяют об пол.

Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа

1) На темп бега дети, вытянув руки в стороны, бегут друг за другом, подражая полету самолетов.

2) Под звуки марша  (темп марша) дети идут по  начерченной мелом линии. При  переходе музыки на темп бега  дети бегут к обручу, лежащему  в центре зала, берутся за него правой или левой рукой (по указанию педагога ) и бегут по кругу, держась за обруч, пока не услышат изменения темпа музыки (марш). Кладут обруч на пол и опять идут друг за другом по линии.

3) Дети идут парами  в темпе марша. При переходе на быстрый темп все пары останавливаются, поднимают соединенные руки и образуют воротики. в которые пробегает первая пара и становится последней. При возобновлении темпа марша пары опять идут.

4) Дети стоят в шеренге  с обручами в руках. На медленный  темп музыки поднимают обручи над головой и медленно опускают их, снова поднимают. На быстрый темп катят обручи по полу и бегут за ними.

5) На медленный темп  дети, стоя в кругу, ударяют  мячом об пол и ловят обеими  руками. С переходом музыки на  быстрый темп берут мяч в правую руку, высоко поднимают его и бегут по кругу. С возобновлением медленного темпа останавливаются и ударяют мячом об пол.

6) Дети стоят в кругу  и маршируют в темпе марша,  произнося на каждый шаг: «Топ-топ». При переходе музыки на медленный темп дети хлопают в ладоши, говоря: «Та-та».

7) Дети делятся на  три группы. Первая группа становится  полукругом, вторая садится на  стулья впереди нее, а третья  садится на пол перед сидящими  на стульях. И изображают оркестр.  Сидящие на полу играют на  воображаемых дудочках в темпе восьмых, говоря: «Ду-ду». Сидящие на стульях играют на воображаемых треугольниках в темпе четвертей, говоря: «Та-та». Стоящие ударяют в воображаемые большие барабаны в темпе половины, говоря: «Бум-бум». Каждая группа вступает в исполнение своего темпа соответственно даваемой музыке. Роли детей могут меняться по указанию педагога.

8) По кругу стоят  стулья на расстоянии 2—3 шагов  один от другого.

На темп марша дети идут змейкой между стульями. На темп бега двигаются по внешнему кругу. Музыка замолкает, все садятся на стулья. Снова звучит марш, возобновляется движение змейкой между стульями.

9) На темп бега дети  бегут по кругу, при переходе  музыки на темп марша делают  поворот и продолжают движение  в том же направлении по  кругу, т.е. спиной.

10) Стоя в кругу,  дети делают шаг на месте  на каждую четверть, затем по  указанию педагога хлопают в  ладоши на каждую восьмую, т.е.  на один шаг два хлопка. Проработав  это упражнение на месте, дети  идут по кругу в темпе марша,  одновременно хлопая в ладоши  вдвое скорее. На сигнал (поднятый флаг) исполняют ногами восьмые, а руками хлопают в темпе четвертей.

11) Дается замедленный  шаг, дети идут медленно, делая  шаги па выпаде, при шаге правой  ноги вперед вытягивается левая  рука, при шаге левой ноги —  правая рука.

12) Дети бегут и одновременно  хлопают в ладони так, чтобы  один хлопок приходился на  два шага. На речевую команду  педагога «гоп» дети переходят  с бега на шаг, при этом  хлопают уже по-другому: два  хлопка на один шаг.

13) Дети стоят в шеренге.  Каждому дается свой темп движения, необходимо выделить его каким-нибудь образом. Например, при очень медленном темпе — нести воображаемую тяжесть; при марше — нести воображаемую тарелку; на темп бега — бежать с воздушным шаром в руках и т.д.

Ритмические упражнения

1) Дети сидят в кругу парами, лицом друг к другу. На каждую восьмую долю поочередно указательным пальцем грозят друг другу сначала правой рукой, затем левой. На четверть поворачиваются друг к другу спиной и, оказавшись с новым соседом, продолжают также исполнять эти движения.

2) Дети сидят на  полу, образуя круг, ноги скрещены. На половинную ноту делают  хлопок над головой, на первую  четверть хлопают правой рукой  об пол, на вторую четверть  хлопают левой рукой об пол.  Делая хлопки над головой, руки  ведут через стороны.

3) Дети встряхивают  и развешивают белье: на первую  четверть — взять его, на  вторую четверть — встряхнуть, на половинную ноту — повесить  белье на веревку. 

4) Дети, опустившись на  пол, изображают птиц. На две  четверти делают два взмаха  крыльями, поднимая руки до уровня плеч.

5) Дети «копают землю». На первую четверть лопата  ставится на намеченное место,  на вторую четверть нажимается  ногой, и на половинную ноту  земля отбрасывается в сторону. 

6) Дети сидят на  стульях друг за другом. У каждого  по два флажка: в левой руке — красного цвета, в правой — зеленого. На половинную ноту дети скрещивают флажки над головой, на первую четверть отводят правую руку в сторону на уровне плеча, на вторую четверть — левую руку на уровне плеча. Сначала делают эти движения все вместе, а затем поочередно. Когда дети хорошо усвоят этот ритм, им предлагается выполнить движения в других направлениях, сохраняя заданный ритмический рисунок.

7) Дети, присев на корточки, изображают лягушек; на две  четверти подпрыгивают два раза на месте; а на одну четверть делают прыжок, продвигаясь вперед.

8) Дети, изображая мышек,  бегут на восьмые мелкими шажками,  а на четверть останавливаются  и, наклоняясь, нюхают воображаемую  приманку.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Примеры разделов логопедических занятий для детей с ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ с использованием кинезитерапии

 

Упражнение  лечебной физической культуры

«Поспешим к  Айболиту»

Цели: развитие мышц верхних и нижних конечностей, развитие ритма и темпа попеременной работы правой и левой частей тела,усвоение словесных инструкций.

Оборудование: коврики для занятия на полу.

Рассказать детям историю  о сказочном лесе, в котором  появился злой охотник и ранил  зверят: зайчика в передние лапки, а медвежонка в задние. Зверята  ползут к доброму Айболиту, который их обязательно вылечит.

а) "Раненый зайчик"

Ребенок лежит на животе, голова приподнята над полом, руки плотно прижаты к телу. Попеременно сгибая в коленях то правую, то левую  ногу, ребенок начинает ползти до указанного ведущим препятствия.

б) "Раненый медвежонок"

Исходное положение  то же, но ноги соединены. Ребенок попеременно  сгибает в локтях то правую, то левую  руку и, опираясь на локти, ползет до указанного места.

Рекомендуется упражнения а и б проводить на счет, задавая  определенный ритм и темп попеременной работы правой и левой частей тела.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ

1. Улыбка.

 Удерживание губ  в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка).

 Вытягивание губ  вперед длинной трубочкой. 

3. Заборчик.

 Губы в улыбке, зубы  сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор).

 Зубы сомкнуты. Губы  округлены и чуть вытянуты  вперед. Верхние и нижние резцы  видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.

 Чередование положений  губ.

6. Кролик.

 Зубы сомкнуты. Верхняя  губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и почесывание  сначала верхней, а потом нижней  губы зубами.

2. Улыбка - Трубочка.

 Вытянуть вперед  губы трубочкой, затем растянуть  губы в улыбку.

3. Пятачок.

 Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4. Рыбки разговаривают.

Хлопать губами друг о  друга (произносится глухой звук).

5. Сжать большим пальцем  и указательными пальцами одной  руки верхнюю губу за носогубную  складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

6. Щеки сильно втянуть  внутрь, а потом резко открыть  рот. Необходимо добиться, чтобы  при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

7. Уточка.

Вытянуть губы, сжать  их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

8. Недовольная лошадка.

Поток выдыхаемого воздуха  легко и активно посылать к  губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта,  плотно прижимаясь к зубам. 

Если губы совсем слабые:

- сильно надувать  щеки, изо всех сил удерживая  воздух во рту,

- удерживая губами  карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),

- удерживать губами  марлевую салфетку - взрослый пытается  ее выдернуть. 

Упражнения для губ  и щек

1. Покусывание, похлопывание  и растирание щек. 

2. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом  надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить  кулачком по надутым щекам,  в результате чего воздух выходит  с силой и шумом. 

Статические упражнения для языка

1. Птенчики.

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка. 

Рот открыт, широкий расслабленный  язык лежит на нижней губе.

3. Чашечка.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка  подняты, но не касаются зубов.

4. Иголочка (Стрелочка.  Жало).

Рот открыт. Узкий напряженный  язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится).

Рот открыт. Кончик языка  упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6. Трубочка.

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

7. Грибок.

Рот открыт. Язык присосать  к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

1. Часики (Маятник).

 Рот приоткрыт.  Губы растянуты в улыбку. Кончиком  узкого языка попеременно тянуться  под счет педагога к уголкам  рта. 

2. Змейка.

 Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть  вперед и убрать в глубь  рта. 

3. Качели.

 Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. Футбол (Спрячь конфетку).

 Рот закрыт. Напряженным  языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5. Чистка зубов.

 Рот закрыт. Круговым  движением языка обвести между губами и зубами.

6. Катушка.

 Рот открыт. Кончик  языка упирается в нижние резцы,  боковые края прижаты к верхним  коренным зубам. Широкий язык  выкатывается вперед и убирается  в глубь рта. 

Информация о работе Нетрадиционных методов воспитания в деятельности логопеда с детьми с особенностями психофизического развития